kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе в 10 классе "Петербург Достоевского"

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по литературе в 10 классе. Задачи урока:  помочь учащимся представить себе картины капиталистического города, воспроизведённые Достоевским, понять их значение в романе, проникнуться эмоциями писателя и его героев; показать особенности города «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание», средства его изображения, сходство и отличие образа Петербурга Достоевского с образами Петербурга в произведениях писателей XVIII – XIX веков; продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения; продолжать развивать навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение, развивать умение составлять план, развивать монологическую речь учащихся, их образное мышление.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в 10 классе "Петербург Достоевского" »

Конспект урока по литературе в 10 классе. Тема: «Петербург Достоевского».


Цели: способствовать формированию понимания учащимися недопустимости существования страшного мира, описанного в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», невозможности человеческой жизни в подобных условиях; способствовать формированию у учащихся собственной нравственной оценки происходящего в Петербурге – городе контрастов; показать авторские приёмы создания образа Петербурга – соучастника преступления; раскрыть художественную функцию пейзажа, интерьера, сцен уличной жизни, их роль в реализации общего замысла Достоевского; актуализировать знания учащихся о Петербурге в русской литературе XIX века; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым; вызвать интерес к творчеству писателя; вырабатывать активную жизненную позицию. Расширять кругозор. Прививать любовь к классической русской литературе.

Задачи: помочь учащимся представить себе картины капиталистического города, воспроизведённые Достоевским, понять их значение в романе, проникнуться эмоциями писателя и его героев; показать особенности города «униженных и оскорбленных» в романе «Преступление и наказание», средства его изображения, сходство и отличие образа Петербурга Достоевского с образами Петербурга в произведениях писателей XVIII – XIX веков; продолжать развивать умение учащихся внимательно читать текст, комментировать и анализировать его, умение сопоставлять, размышлять, высказывать свои суждения; продолжать развивать навыки учащихся воспринимать и интерпретировать художественное произведение, развивать умение составлять план, развивать монологическую речь учащихся, их образное мышление.


Оборудование:
Интерактивная доска, презентация «Петербург Ф.М.Достоевского», слайдовый показ «Петербург в живописи», фильм «Ленинград» (изображения соборов: Зимний дворец, Казанский собор, Смольный собор, Никольский Морской собор, Исаакиевский собор). Аудиозаписи с музыкальным сопровождением. Иллюстрационный материал, раздаточный материал (таблицы, схемы…). Фрагмент из художественного фильма «Преступление и наказание» режиссер Д. Светозаров.

Запись на доске: Санкт – латинское «святой», Петер – греческое «камень, скала», «бург» – немецкое «замок, крепость»;

Эпиграфы к уроку:


Романы Достоевского представляют

собой самое страшное обвинение,

брошенное в лицо буржуазному обществу:

истинный убийца, губитель человеческих

душ – это ты!

Р. Люксембург.


Давно стихами говорит Нева,

Страницей Гоголя ложится Невский,

Весь Летний сад – Онегина глава,

О Блоке вспоминают Острова,

А по Разъезжей бродит Достоевский.

С.Я. Маршак.



О Петербург, проклятый Петербург,
Здесь, право, нельзя иметь души!
Здешняя жизнь давит меня и душит!
В.А. Жуковский.


Город пышный, город бедный,
Дух неволи, стройный вид,
Свод небес зелено–бледный,
Сказка, холод и гранит…
А.С. Пушкин.

Ход урока.


I. Приветствие, оргмомент.

- Учитель зачитывает эпиграфы.
- О каком городе мы будем сегодня говорить с вами? (О Петербурге)

- Открываем дверь в Петербург Достоевского (Просмотр видеофрагмента фильма «Преступление и наказание») (слайд 7).
- Обратите внимание на эпиграфы. Каким видит Петербург Жуковский, и каким он предстает у Пушкина? (Слайд 10).
(У Жуковского только отрицательные впечатления от города, возможно, на его восприятие Петербурга сказалось то, что он долгое время жил в Петербурге, Петербург Пушкина, как мы уже сказали, противоречив).
- На каком приеме строит свое описание Петербурга Пушкин? (Слайд 11).
(На приеме антитезы: город пышный и в то же время бедный, сказочный, т.е. волшебный, манящий к себе, и одновременно холодный и серый).
II. Историческая справка. (Слайд 12). Сообщение учащегося с показом слайдов.
- В 1703 году Пётр1 заложил в устье Невы город Санкт-Петербург (рассказ сопровождается слайдами).
Это один из красивейших городов мира. Его улицы, проспекты, площади (Слайд 13). Дворцовая площадь), набережные – подлинные произведения искусства, созданные по замыслу великих зодчих.. Это город рек и каналов и связанных с ними мостов, многие из которых известны во всём мире ( Слайд 14. Дворцовый мост). В городе много театров ( Слайд 15). Среди наиболее известных архитектурных сооружений Петропавловская крепость (Слайд 16), Адмиралтейство, стройная башня которого стала символом города (Слайд 17).
Петербург недаром называют музеем под открытым небом – в городе собрана неповторимая коллекция архитектурных шедевров сразу нескольких эпох. Барокко, ампир, классицизм, модерн – по улицам города можно проследить весь путь развития архитектуры от XVIII века до современности. Каждое направление представлено во всём разнообразии, а стиль лучших архитекторов узнаваем и неповторим.


III. Петербург XIX века. (Слайд 18).

Роман « Преступление и наказание» был написан в 1866 году. Архитектура (слайд 19). Петербурга XIX века уникальна. Здесь сочетается барокко и классицизм. (Слайд 20).

Слово «барокко» буквально означает «странный», «причудливый». Архитекторы стремились к парадной торжественности, пышности. Фасады храмов и дворцов украшены карнизами, окнами и лепниной всяческих форм и очертаний. Использование живописи, позолоты, скульптуры в архитектуре производили на людей сильное впечатление, подавляли их величием и грандиозностью.

В 1760-е барокко в России начинает сменяться другим направлением – классицизмом. Для классицизма характерны строгие, чёткие формы с колоннадами, арками, скульптурами.

- В каком стиле построены следующие здания Петербурга? (рассматриваем изображения соборов, они прикреплены к доске).

На интерактивной доске: (Слайд21) Зимний дворец, Казанский собор, Смольный собор, Никольский Морской собор, Исаакиевский собор.

- Зимний дворец ( барокко). Архитектор В. В. Растрелли. Фасады его построек, расцвеченные белым, синим, позолотой, необычайно нарядны.

Казанский собор ( классицизм). Грандиозная колоннада Казанского собора – наиболее оригинальное и значительное произведение архитектора А. Н. Воронихина.

Смольный собор ( барокко). Расположен на небольшом возвышении в излучине Невы, поэтому его золотые купола далеко видны в ясные дни.

Никольский Морской собор ( барокко). Великолепна не только композиция четырёхъярусной колокольни и собора, увенчанного 5 куполами. Особый эффект создаёт красочное сочетание золота куполов, синевы фасадов, на фоне которых выделяются белоснежные колонны и наличники.

Исаакиевский собор ( классицизм). Массивное здание высотой 101,52 м., завершённое куполом.

(Показ слайдов «Петербург в живописи»). (Слайд 22).
IV. Слово учителя (слайд 23).

Петербург не раз становился действующим лицом русской художественной литературы. Город – это своеобразная каменная книга, способная будоражить нашу фантазию, без которой невозможно глубокое прочтение классиков. (Зачитать эпиграф - строки из стихотворения С.Я. Маршака). Мы побываем сегодня в Петербурге Достоевского, попытаемся представить себе картины города, воспроизведённые великим писателем, проникнемся эмоциями писателя и его героев – это цели нашего урока. А тема – «Петербург Достоевского».

V. Актуализация знаний учащихся.

- Вспомните, каким предстает Петербург в известных вам произведениях 1-ой половины XIX века. Ответы учащихся.

Учащиеся отмечают, что тема Петербурга в русской литературе была положена еще в XVIII веке М.В. Ломоносовым, а в XIX веке продолжена К. Батюшковым в «Прогулке в Академию Художеств», где автор восхищается красотой и совершенством архитектурного ансамбля Петербурга, А.С. Пушкиным в петербургской повести «Медный всадник» и романе в стихах «Евгений Онегин». У Пушкина в «Медном всаднике» Петербург приобретает возвышенный образ, в поэме он пишет, что любит этот город, Петербург грандиозен, красив и противопоставлен Москве. Пушкин постоянно повторяет слово «люблю», он гордится этим городом. В романе в стихах «Евгений Онегин» Пушкин показывает картины петербургской жизни начала XIX века. Для него это город больших надежд, благородных стремлений. Он пытается воссоздать атмосферу, которая была присуща Петербургу тех лет. На это указывают имена, слова, связанные с конкретными ассоциациями. Но учащиеся отметят, что Петербург Пушкина двойственен. Пушкин показывает в своих произведениях противоречивый город, одиночество человека в Петербурге, город даже сводит с ума героя.



Далее учащиеся отметят, что в 30-е годы тему Петербурга вслед за Пушкиным продолжает Н.В. Гоголь в своих «Петербургских повестях» и поэме «Мертвые души». В «Петербургских повестях» Гоголь отразил свои впечатления и жизненные переживания, которые были связаны с его личной судьбой. Первое впечатление, произведенное Петербургом, было не таким, как ожидал писатель. Единственное место, которое Гоголь описывает со всей пышностью, - это Невский проспект. Он как бы противостоит городу нищих. Но автор сам же опровергает эту пышность. Гоголь показывает, что красота Невского проспекта призрачная, ложная. В то же время в «Мертвых душах» Гоголь ярко и красочно описывает столицу. Он сравнивает ее со


сказочными Шехерезадой, Семирамидой, упоминает Невский проспект, Гороховую, Литейную улицы, рассказывает о висячих мостах, роскошных домах, коврах, о роскоши улиц. Но Гоголь говорит, что за всей этой пышной наглядностью, за парадным блеском тротуаров Невского проспекта, по которому движутся вереницы карет и щегольски разодетые прохожие, прячутся трущобы бедноты, несчастные простые люди.

Следующим этапом развития темы Петербурга в русской литературе стал этап 40-х годов. В это время о Петербурге начинают писать авторы так называемой «натуральной школы». Издается сборник «Физиология Петербурга», где печатаются повести: «Петербургские шарманщики» Д. Григоровича, «Петербургские трущобы» Вс. Крестовского и другие. У писателей появляется интерес к петербургским низам, трущобам, типам. В их произведениях тема Петербурга сближается с темой маленького человека.

В 50-60 е годы Н. Некрасов тоже создает свой образ Петербурга. Это город бедноты. На улицах мы видим горе, холод, смерть, город и его улицы становятся символичными. Некрасов показывает Петербург через уличные сцены, при этом каждая из них является эпизодом из жизни. Пейзаж у Некрасова мрачный.

- Обратите внимание на схему «Петербург в русской литературе XVIII - 1-ой половины XIX века» (Слайд 24)

XVIII век. М.В. Ломоносов, К. Батюшков. Восхищение красотой и совершенством архитектурного ансамбля Петербурга.

XIX век. А.С. Пушкин Петербургская повесть «Медный всадник», Роман в стихах «Евгений Онегин»

Люблю тебя, Петра творенье,

Люблю твой строгий, стройный вид,

Невы державное теченье,

Береговой ее гранит,

Твоих оград узор чугунный,

Прозрачный сумрак, блеск безлунный


Город пышный, город бедный

Дух неволи, стройный вид

Свод небес зелено – бледный,

Скука, холод и гранит

Город противоречив, двойственен. Человек в этом городе одинок, город сводит героя с ума.

Н.В. Гоголь «Петербургские повести», «Мертвые души».

«…О, не верьте этому Невскому проспекту!» «…капитан Копейкин и очутился вдруг в столице, которой подобной, так сказать, нет в мире! Вдруг перед ним свет, так сказать, некоторое поле жизни, сказочная Шехерезада. Вдруг какой – нибудь эдакой, можете себе представить Невский проспект, или там, знаете, какая-нибудь Гороховая, черт возьми! Или там эдакая какая – нибудь Литейная; там шпиц эдакой какой – нибудь в воздухе, мосты там висят эдаким чертом. можете представить себе безо всякого, то есть, прикосновения, - словом, Семирамида, сударь, да и полно!»

Почти отсутствует описание городского пейзажа, проявляется интерес к обитателям Петербурга. Великолепие города отступает перед проблемами обезличивания человека. Город холодный, равнодушный, он враждебен человеку.

Н.А. Некрасов

«…Грязны улицы, лавки, мосты, каждый дом золотухой страдает…»

«…в июле пропитан ты весь смесью водки, конюшни и пыли- характерная русская смесь...»

Город бедняков. Город и улицы символичны. Показывает город через уличные сцены. Пейзаж мрачен.


VI. Мотивация учащихся.

- На протяжении полутора столетий образ города Петербурга менялся, менялись и чувства авторов к этому городу – от восхищения к презрению. Посмотрим сегодня на северную столицу



глазами Ф.М. Достоевского. Описываемые в романе события происходят в Петербурге в 60-е годы XIX века. Писатель считал Петербург «самым фантастическим городом на земле»,


поэтому неслучайно «самый фантастический роман» был создан на петербургском материале. Интерес к теме Петербурга начал развиваться с самого основания города. На протяжении столетий Петербург являлся центром живого взаимодействия России с Европой и всем миром, своего рода лабораторией, где русская национальная культура разрабатывала связи и взаимодействия с иноязычными культурами. Даже в самом имени города соединились три языка: санкт – латинское слово, что в переводе означает «святой», Петер – греческое слово и в переводе означает «камень, скала», бург – слово немецкое и имеет значение «замок, крепость». Почти со времени основания Петербурга сосуществовали две противоречивые тенденции в его оценке и роли в судьбе России. С одной стороны, «Северная Пальмира», «чудотворный град», победитель стихии, с другой – проклятый город с нерусским именем, народное пророчество «Петербургу быть пусту».

- Каким же увидел город Достоевский? Сегодня мы с вами совершим экскурсию по Петербургу Достоевского и постараемся понять, в чем же особенности этого города, какими средствами и приемами изображает этот город Достоевский, как Петербург влияет на жизнь героев романа «Преступление и наказание», найдем сходство и отличие Петербурга Достоевского от Петербурга, изображенного писателями в 1-й половине XIX века.

VII. Представление исследовательских работ учащихся (слайд 25).

а) Петербург Пушкина (слайд 26).

б) Петербург Гоголя (слайд 27).

в) Петербург Некрасова (слайд 28).

VШ. Вернемся к эпиграфу урока (слайд 29). У Пушкина образ Петербурга строится на приеме антитезы. А есть ли у Достоевского «другой» Петербург? Внимательный читатель, шагая дорогами Достоевского, открывает для себя два самых разных города. (Зачитать описание города из сборника «Урок в современной школе»).

Внимательный читатель, шагая дорогами Достоевского, открывает для себя два совсем разных города. Один – город, созданный гениальными архитекторами. Петербург Дворцовой набережной и Дворцовой площади, поражающий нас и ныне своей вечной красотой и стройностью – «полночных стран краса и диво», как назвал его Пушкин. При всем преклонении перед Пушкиным Достоевский в последней записной книжке полемизирует с известными стихами из «Медного всадника»: «Народ. Там всё. Ведь это море, которого мы не видим, запешись и оградясь от его в чухонском болоте. Люблю тебя, Петра творение. Виноват, не люблю его. Окна, дырья – и монументы».

Хорошо знал Достоевский Петербург дворцов и парков, «сию великолепную и украшенную многочисленными памятниками столицу (как сказал на своем оригинальном языке герой романа Мармеладов). Несколько лет прожил он, воспитанник инженерного училища, в одном из этих дворцов, знаменитом Михайловском замке, рядом с Марсовым полем и Летним садом. Но глух и нем был для Достоевского этот Петербург, как и для его героя, Раскольникова, веял великолепием, холодом и враждебностью.

IX. Работа над текстом романа (слайд 30).

1. Пейзажи.

2. Судьба семьи Мармеладовых.

3. Уличные сцены.

4. Интерьеры.

5. Символика цвета в изображении Петербурга (желтый Петербург).

- Какие ассоциации вызывает у вас слово Петербург, когда вы слышите его? (Учащиеся высказывают противоположные точки зрения. Для одних этот город ассоциируется с серостью, грязью, для других – с праздником, ажурностью).


- Начнем свою экскурсию по этому городу. Достоевский показывает Петербург по своему принципу, описывает при помощи городского пейзажа, сцен уличной жизни и интерьеров.


(слайд 31. Схема Петербург Достоевского)

Что такое пейзаж? А городской пейзаж? Что такое интерьер? (слайд 32).


(Пейзаж – от французского paysage – местность- вид изображения какой-либо местности; в живописи и графике – основной предмет изображения – природа. Часто изображаются виды городов или архитектурных комплексов. Интерьер – от французского interieur - внутренний- в архитектуре внутреннее пространство здания или помещения в здании).

- Каковы ваши первые впечатления от Петербурга, изображенного Достоевским?

Соотносятся ли ваши впечатления с вашими ассоциациями со словом Петербург?

- Итак, Раскольников выходит из своей каморки на улицы города. Какая атмосфера царит на них? Подтвердите свои ответы цитатами из текста. («На улице жара стояла страшная… грустный колорит картины» ч.1 гл.1; «На улице опять жара стояла страшная…грустный колорит картины» ч.2 гл.1; «»Был уже поздний вечер… пылью, стоячей водой» ч.3 гл.6)


- Выявите закономерность в этих описаниях.

(Все описания построены на одних и тех же деталях – страшная жара, пыль, дурные запахи, пестрая толпа)

- Как эта атмосфера влияет на Раскольникова?

(Герою неуютно на петербургских улицах, они оказывают на него раздражающее действие. Зной, духота и зловоние используются Достоевским для того, чтобы показать психологическое состояние человека, который чувствует себя запертым в этом «каменном мешке». Именно жара и атмосфера, в которой находится Раскольников, мутят его сознание до обморока, именно в этой атмосфере у Раскольникова рождается бредовая теория и готовится убийство старухи – процентщицы).

- Расскажите о внешнем облике людей, которые встречаются Раскольникову на этих улицах.

(Это пьяные, «всякого рода промышленники и лохмотники», Мармеладов с желтым отекшим, зеленоватым лицом, красноватыми глазками и «руками грязными, жирными, красными с черными ногтями», старуха –процентщица с «вострыми и злыми глазками»)

- Каков сам Раскольников?

(Сам Раскольников был «замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен, но он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить в таких лохмотьях на улицу»)

- Какие впечатления произвели на вас эти люди и почему?

(От этих встреч остается ощущение чего–то грязного, жалкого, безобразного).

- Итак, одним из средств изображения Петербурга Достоевский выбирает городской пейзаж.

- Какие сцены уличной жизни вас наиболее потрясли?

(Пересказ учащимися сцен: пьяный в телеге, сцена на Николаевском мосту, сцена с пьяной девушкой, сцена смерти Мармеладова, сцена с шарманщиком и толпой женщин, сцена на мосту с утопленницей, сцена смерти Катерины Ивановны).

- Что отражают эти сцены?

(Эти сцены показывают, что Петербург – город униженных, оскорбленных, это город, которому не чуждо насилие над слабыми. Вся уличная жизнь отражает состояние людей, живущих в нем).

- Для чего Достоевский показывает эти сцены? Зачем он так часто выносит действие романа на улицу, площадь, в распивочные?

(Автор хочет показать одиночество Раскольникова. Но одинок не только Раскольников, одиноки и другие обитатели этого города . Мир, который показывает Достоевский, - это мир непонимания, равнодушия людей друг к другу.)

- К какому выводу приводят нас сцены уличной жизни?

(От такой жизни люди отупели, они смотрят друг на друга враждебно, недоверчиво. Между всеми людьми только безразличие, звериное любопытство, злорадная насмешка).



- Подведем небольшой итог. Еще одним средством изображения Петербурга являются уличные сцены.

- Перейдем к интерьерам, в которых обитают жители Петербурга. Что мы в них увидим ?

Найдите описание каморки Раскольникова.

(«Это была крошечная клетушка…маленький столик» ч.1 гл.3)

- Как ощущает себя герой в этом жилище?

(Словно в тюрьме, ему неуютно, все его сдавливает, он постоянно хочет выйти из этих мрачных стен)

- Найдите описания комнаты Мармеладовых и Сони, а также описание номера в гостинице, в котором останавливается Свидригайлов. Зачитайте их.

(«Маленькая закоптелая кровать…комната его была проходная» ч.1 гл.2 «Это была большая комната… у кровати не было занавесок» «Это была клетушка до того маленькая…»)

- Какие повторяющиеся детали обращают на себя внимание?

(Неправильные формы, бедность, желтые обои, простая мебель)

- Что есть общего между обликом комнат и судьбой живших в них людей?

(Жилища их убоги и бедны, так же, как и жильцы. Они как бы продолжают петербургские улицы, герои в собственном жилище не могут дать своей душе отдых)

- Обратите внимание, что у героев вообще нет дома как такового, это временное пристанище, в котором они чувствуют себя крайне дискомфортно. Но это лучше, чем вообще без крыши над головой.

- Какими предстают перед нами лестницы домов? Приведите примеры из текста.

(Лестницы грязные, вонючие. «Лестница была темная и узкая, черная», «Лестница чем дальше, тем становилась темнее… на верху этой лестницы было очень темно», «Лестница была узенькая, крутая и вся в помоях»)

- Итак, третье средство изображения Петербурга Достоевским – это интерьеры.

- Подумайте, какова символика цвета в изображении Петербурга? Какой цвет преобладает в романе? Приведите примеры.

(В романе преобладает желтый цвет. Этот цвет выбран не случайно. В романе мы находим комнату старухи- процентщицы с желтыми обоями, мебель из желтого дерева, бледно –желтое лицо героя, желтое лицо у Мармеладова, на Петровском острове – ярко – желтые домишки, в полицейской конторе герою подают «желтый стакан, наполненный желтой водой», Соня живет по желтому билету. Желтый мир внешнего мира адекватен желчному характеру героя, живущего в «желтой каморке». Таким образом, город и герой едины.)

- Случайно ли это? Почему именно этот цвет?

(Не случайно. Желтый цвет – цвет болезни, болеют душевно люди, населяющие это город, от того болен и сам город).

- Можем ли мы назвать город соучастником скрытых преступлений?

(Да, он подталкивает Раскольникова на преступление, давит на него)

- В начале урока мы сказали, что Петербург в своих произведениях изображали многие писатели. Что же общего имеет Петербург Достоевского с изображаемым Петербургом его предшественников?

(Петербург Достоевского такой же противоречивый, как и Пушкина, Гоголя, с физиологическими очерками Петербург Достоевского роднит детальность описания быта, а с некрасовским – природные явления, беднота на улицах).

X. Фантастика и реальность в картинах петербургской жизни (слайд 33).

Жизнь приобретает фантастически уродливые очертания, и реальность кажется нередко кошмарным видением, а бред и сон – реальностью. Реалистически точно и конкретно описан сон Раскольникова (пересказ сна Раскольникова учащимися).





Вывод: реальность и фантастика - все сплелось в Петербурге, который Свидригайлов назвал «городом полусумасшедших» в этом фантастическом образе города, враждебного человеку и природе, воплощен протест писателя-гуманиста против господствующего зла, против ненормального современного ему общества.

XI. Мечта о городе прекрасном (слайд 34).

Но живет в душе писателя и его героя, наряду с представлением о безумном, уродливом городе, и мечта о городе прекрасном, созданном для счастья людей, воплотившем дух здорового гармоничного общества. В самую страшную минуту своей жизни, идя на преступление, Раскольников думает о городе ином (учащиеся зачитывают отрывок из романа: часть I, глава 6).

XII. Работа в группах (слайд 35).

Составление плана к теме «Петербург Достоевского».

Примерный план.

  1. Психологический характер городского пейзажа в романе.

  2. Уличные сцены. Многообразие петербургских типов.

  3. «Низкие потолки, и тесные комнаты душу и ум теснят».

  4. Реальность и бред в картинах петербургской жизни.

XШ. Заключительное слово учителя (слайд 36).

Может быть, рисуя свой страшный город, Достоевский понимал, что его Петербург не останется в памяти людей только страшным, только мучительным, потому что всегда будет жив и Петербург пушкинский, грозящий стихийными бедствиями, подчиняющийся только воле своего великого создателя «На звонко скачущем коне» и все-таки радостным. Светлый город, где «девичьи лица ярче роз», где радует «Невы державное течение», облик которого вселяет гордость, потому что он – «Петра творение. И ясны спящие громады…»

  1. Запишите вывод в тетрадь, продолжив фразу, «Петербург Достоевского – это…»

(слайд 37)

XV. Вывод (слайд 38): Петербург- город контрастов. Пышность и серость, богатство и нищета сочетаются в этом городе. Петербург- главный герой произведения, символ страшного мира, где обездоленному, слабому нет спасения.

XVI. Экскурсия по современному Санкт-Петербургу (слайд 39 – 43).
Давайте отправимся на экскурсию по современному Санкт- Петербургу
(на фоне песни на слова О.Мандельштама «Ленинград», показ фильма «Современный город»).


XVII.Домашнее задание (слайд 44).
Напишите сочинение - миниатюру по одной из предложенных тем:
1. Трущобы Достоевского.
2. Прогулка по Петербургу Достоевского.
3. Почему Петербург Достоевского желтый?

4. Тему сформулируй сам.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературе в 10 классе "Петербург Достоевского"

Автор: Семенова Лариса Николаевна, Мельник Юлия Анатольевна

Дата: 10.11.2014

Номер свидетельства: 128862

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока литературы в 10 классе "Роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-litieratury-v-10-klassie-roman-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie"
    ["file_id"] => string(6) "109101"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404124449"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Интегрированный урок МХК и литературы в 10 классе "Контрасты Петербурга""
    ["seo_title"] => string(78) "intieghrirovannyi-urok-mkhk-i-litieratury-v-10-klassie-kontrasty-pietierburgha"
    ["file_id"] => string(6) "247513"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1446567078"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(194) "Статья на тему "Организация самостоятельной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы""
    ["seo_title"] => string(122) "stat-ia-na-tiemu-orghanizatsiia-samostoiatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "281861"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453615308"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства