kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе на тему "Тарас Бульба"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок № 7  Дата: 16.10.14

Предмет

Литературное чтение

КЛАСС   8 «?»

 

Тема

Н.В.Гоголь. Проблема нравственности   в повести "Тарас Бульба"

Цель урока

   На примере образа Тараса показать силу и величие подвига во имя служения Родине;

    развитие умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя,

    подвести учащихся к пониманию всеобъемлющего знания повести “Тарас Бульба”;

     Понимать: мотивы поведения героев, сложность и противоречивость образов.

Ожидаемые результаты

Умеет анализировать и обобщать данные, подбирать ключевые слова и цитаты, умеет характеризовать героев произведения, оценивать и работать в группе

Этапы урока

Содержание урока

Дифференциация

Оценивание

Ресурсы

І. Введение

 

Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее.

Дети получают положительный настрой перед работой

ІІ. Побужде

ние

Я знаю: каждый из вас гений, но без труда талант не впрок. Высказывайте свои мнения и вместе проведем урок. Игра "Капитан, матрос"- деление на группы

Оценивание-одобрение « три хлопка»

ІІІ. Осмысле

ние

Ход урока

  1. Слово учителя.  Слайд 1. Тема урока.

Книга “Тарас Бульба” - учебник жизни для молодёжи. И главный нравственный вопрос, над которым задумывается Гоголь – как вырасти достойным человеком, способным в решающую минуту совершить подвиг во имя Родины. Тема  патриотизма сейчас актуальна как никогда, так как нравственные качества у современной молодежи не на таком высшем уровне. И наша с вами задача воспитать на примере этих героев достойное поколение.

“Тарас Бульба” – это пример исторической повести. Исторической основой для повести “Тарас Бульба” послужила так называемая украинская казаческая эпопея, длившаяся два века: XVI – XVII. В действительности писатель имел в виду нарисовать такую картину, в которой отразились бы наиболее типические, коренные черты всей национально-героической эпопеи украинского народа. Что такое украинское казачество? На Приднепровье сбегались беглые крестьяне, крестьяне, спасавшиеся от закрепощения. Эта горсть бежавших от закрепощения крестьян, выросшая вскоре в грозную запорожскую вольницу и ставшая фактически хозяином всего среднего и южного Приднепровья, наводила в течение многих десятилетий страх на турок, татар и польскую шляхту, зарившихся на украинскую землю. Так возникло казачество.

Давайте посмотрим иллюстрации и попытаемся затронуть проблемные  эпизоды (моменты), которые отобразили авторы.

Слайд 2. Тарас и Андрий

- Справедливый ли суд творит Тарас, убивая своего сына? Легко ли ему сделать это?

- Представьте, что Вы герой.  Я – Тарас. Расскажите о себе, пользуясь материалом.( Тарас Бульба – настоящий казак, “один из числа коренных”, то есть …, как пишет про него Гоголь. (Тараса Бульбу мы узнаём по внешности).

Но внешность появляется позже, да и то почти не описывается? Что мы узнаем о внешности Тараса Бульбы (“Двадцатипудовое бремя, потому что Бульба был чрезвычайно толст и тяжёл”).

Главное – поведение, движения. Как встречает Тарас своих сыновей? Почему именно так, “с кулаками”? (Главное в его жизни – борьба с врагом и окружающих он оценивает с точки зрения пригодности – непригодности к военной службе). Не слишком ли Тарас суров к своим близким? (Он резок и груб в обращении с близкими, как того требовал жестокий век, хотя любил сыновей и гордился ими. Тарас глубоко страдает, потеряв Остапа.)

Слайд 3. Андрий и панночка

- Виноват ли Андрий, что полюбил прекрасную полячку?

Имеет же право человек на личное счастье?

 Я – Андрий. Выскажите своё мнение

С одной стороны, Андрий – свободный человек. С другой, во все времена предательство товарищей и родины считалось позором. Но можно ли оправдать Андрия? Верен ли его выбор?

Реально ли требовать от человека, чтобы он во имя долга предал свою любовь?

Слайд 4. Жена Тараса

- Любовь матери должна отступить пред призванием сыновей?

- Какое место занимает она в жизни Тараса?

– “Она была какое-то странное существо в этом сборище безжизненных рыцарей”

Я – жена Тараса. Обсуждаем

Учитель: Жена для Тараса Бульбы – прежде всего мать для будущих защитников веры, и видимое равнодушие героя к ее горю при расставании с сыновьями объясняется именно этим подчинением второстепенного главному: чувства кровной, родственной любви религиозному, рыцарскому служению, благословение на которое и просит у нее для сыновей Тарас перед отправлением в Сечь. И любовь матери должна отступить пред призванием сыновей.

  Вывод:

Человек живёт в мире, в обществе. Личность и общество связаны. Общество вправе требовать уважения, понимания интересов общества, чтобы личность считалась с ним.

. Мы с вами тоже должны принять свое решение и сделать выводы.

Трагедия Андрия , по нашему мнению, в том, что он родился в жестокое время, когда общественное ставилось выше личного, когда жизнь человека ничего не стоила, его чувства никого не интересовали.

Трагедия Тараса Бульбы в том, что он главным в своей жизни считал товарищество и высшим смыслом почитал войну( убийство людей ради идеи). Любая война – это зло, кровь, страдания. Но Тарас верен своим принципам , наблюдая жестокую смерть старшего сына, убив младшего, умирая на костре от рук своих кровных врагов, но прославляя отчизну и казаков.

              

                    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Опорные слова

 

 

 

 

 

Тексты

 

 

 

Вовлечение всех учащихся

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценивание групп стикерами   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формативное оценивание «Благодарю»,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд – презентация,

Видеоматериал, постеры, стикеры

ІV

Рефлексия

Благодарю:

чемодан, мясорубка, корзина

 

Поставить себе оценку за урок на плакате.

 

д/з

Напишите мини сочинение «Что ты считаешь подвигом?»

 

 

 







 

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по литературе на тему "Тарас Бульба" »

Урок № 7 Дата: 16.10.14

Предмет

Литературное чтение

КЛАСС 8 «ә»


Тема

Н.В.Гоголь. Проблема нравственности в повести "Тарас Бульба"

Цель урока

На примере образа Тараса показать силу и величие подвига во имя служения Родине;

развитие умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя,

подвести учащихся к пониманию всеобъемлющего знания повести “Тарас Бульба”;

Понимать: мотивы поведения героев, сложность и противоречивость образов.

Ожидаемые результаты

Умеет анализировать и обобщать данные, подбирать ключевые слова и цитаты, умеет характеризовать героев произведения, оценивать и работать в группе

Этапы урока

Содержание урока

Дифференциация

Оценивание

Ресурсы

І. Введение


Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее.



Дети получают положительный настрой перед работой



ІІ. Побужде

ние

Я знаю: каждый из вас гений, но без труда талант не впрок. Высказывайте свои мнения и вместе проведем урок. Игра "Капитан, матрос"- деление на группы



Оценивание-одобрение « три хлопка»


ІІІ. Осмысле

ние

Ход урока

  1. Слово учителя. Слайд 1. Тема урока.

Книга “Тарас Бульба” - учебник жизни для молодёжи. И главный нравственный вопрос, над которым задумывается Гоголь – как вырасти достойным человеком, способным в решающую минуту совершить подвиг во имя Родины. Тема патриотизма сейчас актуальна как никогда, так как нравственные качества у современной молодежи не на таком высшем уровне. И наша с вами задача воспитать на примере этих героев достойное поколение.

“Тарас Бульба” – это пример исторической повести. Исторической основой для повести “Тарас Бульба” послужила так называемая украинская казаческая эпопея, длившаяся два века: XVI – XVII. В действительности писатель имел в виду нарисовать такую картину, в которой отразились бы наиболее типические, коренные черты всей национально-героической эпопеи украинского народа. Что такое украинское казачество? На Приднепровье сбегались беглые крестьяне, крестьяне, спасавшиеся от закрепощения. Эта горсть бежавших от закрепощения крестьян, выросшая вскоре в грозную запорожскую вольницу и ставшая фактически хозяином всего среднего и южного Приднепровья, наводила в течение многих десятилетий страх на турок, татар и польскую шляхту, зарившихся на украинскую землю. Так возникло казачество.

Давайте посмотрим иллюстрации и попытаемся затронуть проблемные эпизоды (моменты), которые отобразили авторы.

Слайд 2. Тарас и Андрий

- Справедливый ли суд творит Тарас, убивая своего сына? Легко ли ему сделать это?

- Представьте, что Вы герой. Я – Тарас. Расскажите о себе, пользуясь материалом.( Тарас Бульба – настоящий казак, “один из числа коренных”, то есть …, как пишет про него Гоголь. (Тараса Бульбу мы узнаём по внешности).

Но внешность появляется позже, да и то почти не описывается? Что мы узнаем о внешности Тараса Бульбы (“Двадцатипудовое бремя, потому что Бульба был чрезвычайно толст и тяжёл”).

Главное – поведение, движения. Как встречает Тарас своих сыновей? Почему именно так, “с кулаками”? (Главное в его жизни – борьба с врагом и окружающих он оценивает с точки зрения пригодности – непригодности к военной службе). Не слишком ли Тарас суров к своим близким? (Он резок и груб в обращении с близкими, как того требовал жестокий век, хотя любил сыновей и гордился ими. Тарас глубоко страдает, потеряв Остапа.)

Слайд 3. Андрий и панночка

- Виноват ли Андрий, что полюбил прекрасную полячку?

Имеет же право человек на личное счастье?

Я – Андрий. Выскажите своё мнение

С одной стороны, Андрий – свободный человек. С другой, во все времена предательство товарищей и родины считалось позором. Но можно ли оправдать Андрия? Верен ли его выбор?

Реально ли требовать от человека, чтобы он во имя долга предал свою любовь?

Слайд 4. Жена Тараса

- Любовь матери должна отступить пред призванием сыновей?

- Какое место занимает она в жизни Тараса?

– “Она была какое-то странное существо в этом сборище безжизненных рыцарей”

Я – жена Тараса. Обсуждаем

Учитель: Жена для Тараса Бульбы – прежде всего мать для будущих защитников веры, и видимое равнодушие героя к ее горю при расставании с сыновьями объясняется именно этим подчинением второстепенного главному: чувства кровной, родственной любви религиозному, рыцарскому служению, благословение на которое и просит у нее для сыновей Тарас перед отправлением в Сечь. И любовь матери должна отступить пред призванием сыновей.

Вывод:

Человек живёт в мире, в обществе. Личность и общество связаны. Общество вправе требовать уважения, понимания интересов общества, чтобы личность считалась с ним.

. Мы с вами тоже должны принять свое решение и сделать выводы.

Трагедия Андрия , по нашему мнению, в том, что он родился в жестокое время, когда общественное ставилось выше личного, когда жизнь человека ничего не стоила, его чувства никого не интересовали.

Трагедия Тараса Бульбы в том, что он главным в своей жизни считал товарищество и высшим смыслом почитал войну( убийство людей ради идеи). Любая война – это зло, кровь, страдания. Но Тарас верен своим принципам , наблюдая жестокую смерть старшего сына, убив младшего, умирая на костре от рук своих кровных врагов, но прославляя отчизну и казаков.




























Опорные слова






Тексты




Вовлечение всех учащихся


















































Оценивание групп стикерами


















Формативное оценивание «Благодарю»,











Слайд – презентация,

Видеоматериал, постеры, стикеры

ІV

Рефлексия

Благодарю:

чемодан, мясорубка, корзина


Поставить себе оценку за урок на плакате.


д/з

Напишите мини сочинение «Что ты считаешь подвигом?»











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
конспект урока по литературе на тему "Тарас Бульба"

Автор: Байгутдиева Сания Амиржановна

Дата: 24.10.2014

Номер свидетельства: 122061

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Конспект урока литературы в 7 классе  "Образ матери в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" "
    ["seo_title"] => string(96) "konspiekt-uroka-litieratury-v-7-klassie-obraz-matieri-v-proizviedienii-n-v-gogholia-taras-bul-ba"
    ["file_id"] => string(6) "165901"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422888372"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(148) "Урок литературы в 7 классе по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" "Так вот  она, Сечь!" "
    ["seo_title"] => string(84) "urok-litieratury-v-7-klassie-po-poviesti-n-v-gogholia-taras-bul-ba-tak-vot-ona-siech"
    ["file_id"] => string(6) "165927"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422890544"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Конспект урока на тему "Обобщающий урок""
    ["seo_title"] => string(45) "konspekt_uroka_na_temu_obobshchaiushchii_urok"
    ["file_id"] => string(6) "540201"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582034410"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(231) "Андрий и конспект урока литературы в 6 классе по теме: Остап. Смысл противопоставления. (по повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»). "
    ["seo_title"] => string(129) "andrii-i-konspiekt-uroka-litieratury-v-6-klassie-po-tiemie-ostap-smysl-protivopostavlieniia-po-poviesti-n-v-gogholia-taras-bul-ba"
    ["file_id"] => string(6) "206091"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430112003"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(134) "Конспект урока на тему "Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей""
    ["seo_title"] => string(73) "konspekt_uroka_na_temu_nravstvennyi_oblik_tarasa_bulby_i_ego_tovarishchei"
    ["file_id"] => string(6) "596524"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1640758855"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства