Урок № 7 Дата: 16.10.14
Предмет
Литературное чтение
КЛАСС 8 «?»
Тема
Н.В.Гоголь. Проблема нравственности в повести "Тарас Бульба"
Цель урока
На примере образа Тараса показать силу и величие подвига во имя служения Родине;
развитие умения находить в художественном тексте материал, необходимый для характеристики героя,
подвести учащихся к пониманию всеобъемлющего знания повести “Тарас Бульба”;
Понимать: мотивы поведения героев, сложность и противоречивость образов.
Ожидаемые результаты
Умеет анализировать и обобщать данные, подбирать ключевые слова и цитаты, умеет характеризовать героев произведения, оценивать и работать в группе
Этапы урока
Содержание урока
Дифференциация
Оценивание
Ресурсы
І. Введение
Я рада всех вас видеть! Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнитесь мне. Я хочу вам пожелать, чтобы сегодняшний урок обогатил вас новыми знаниями, вы получили удовольствие от работы друг с другом и стали немножко добрее.
Дети получают положительный настрой перед работой
ІІ. Побужде
ние
Я знаю: каждый из вас гений, но без труда талант не впрок. Высказывайте свои мнения и вместе проведем урок. Игра "Капитан, матрос"- деление на группы
Оценивание-одобрение « три хлопка»
ІІІ. Осмысле
ние
Ход урока
- Слово учителя. Слайд 1. Тема урока.
Книга “Тарас Бульба” - учебник жизни для молодёжи. И главный нравственный вопрос, над которым задумывается Гоголь – как вырасти достойным человеком, способным в решающую минуту совершить подвиг во имя Родины. Тема патриотизма сейчас актуальна как никогда, так как нравственные качества у современной молодежи не на таком высшем уровне. И наша с вами задача воспитать на примере этих героев достойное поколение.
“Тарас Бульба” – это пример исторической повести. Исторической основой для повести “Тарас Бульба” послужила так называемая украинская казаческая эпопея, длившаяся два века: XVI – XVII. В действительности писатель имел в виду нарисовать такую картину, в которой отразились бы наиболее типические, коренные черты всей национально-героической эпопеи украинского народа. Что такое украинское казачество? На Приднепровье сбегались беглые крестьяне, крестьяне, спасавшиеся от закрепощения. Эта горсть бежавших от закрепощения крестьян, выросшая вскоре в грозную запорожскую вольницу и ставшая фактически хозяином всего среднего и южного Приднепровья, наводила в течение многих десятилетий страх на турок, татар и польскую шляхту, зарившихся на украинскую землю. Так возникло казачество.
Давайте посмотрим иллюстрации и попытаемся затронуть проблемные эпизоды (моменты), которые отобразили авторы.
Слайд 2. Тарас и Андрий
- Справедливый ли суд творит Тарас, убивая своего сына? Легко ли ему сделать это?
- Представьте, что Вы герой. Я – Тарас. Расскажите о себе, пользуясь материалом.( Тарас Бульба – настоящий казак, “один из числа коренных”, то есть …, как пишет про него Гоголь. (Тараса Бульбу мы узнаём по внешности).
Но внешность появляется позже, да и то почти не описывается? Что мы узнаем о внешности Тараса Бульбы (“Двадцатипудовое бремя, потому что Бульба был чрезвычайно толст и тяжёл”).
Главное – поведение, движения. Как встречает Тарас своих сыновей? Почему именно так, “с кулаками”? (Главное в его жизни – борьба с врагом и окружающих он оценивает с точки зрения пригодности – непригодности к военной службе). Не слишком ли Тарас суров к своим близким? (Он резок и груб в обращении с близкими, как того требовал жестокий век, хотя любил сыновей и гордился ими. Тарас глубоко страдает, потеряв Остапа.)
Слайд 3. Андрий и панночка
- Виноват ли Андрий, что полюбил прекрасную полячку?
Имеет же право человек на личное счастье?
Я – Андрий. Выскажите своё мнение
С одной стороны, Андрий – свободный человек. С другой, во все времена предательство товарищей и родины считалось позором. Но можно ли оправдать Андрия? Верен ли его выбор?
Реально ли требовать от человека, чтобы он во имя долга предал свою любовь?
Слайд 4. Жена Тараса
- Любовь матери должна отступить пред призванием сыновей?
- Какое место занимает она в жизни Тараса?
– “Она была какое-то странное существо в этом сборище безжизненных рыцарей”
Я – жена Тараса. Обсуждаем
Учитель: Жена для Тараса Бульбы – прежде всего мать для будущих защитников веры, и видимое равнодушие героя к ее горю при расставании с сыновьями объясняется именно этим подчинением второстепенного главному: чувства кровной, родственной любви религиозному, рыцарскому служению, благословение на которое и просит у нее для сыновей Тарас перед отправлением в Сечь. И любовь матери должна отступить пред призванием сыновей.
Вывод:
Человек живёт в мире, в обществе. Личность и общество связаны. Общество вправе требовать уважения, понимания интересов общества, чтобы личность считалась с ним.
. Мы с вами тоже должны принять свое решение и сделать выводы.
Трагедия Андрия , по нашему мнению, в том, что он родился в жестокое время, когда общественное ставилось выше личного, когда жизнь человека ничего не стоила, его чувства никого не интересовали.
Трагедия Тараса Бульбы в том, что он главным в своей жизни считал товарищество и высшим смыслом почитал войну( убийство людей ради идеи). Любая война – это зло, кровь, страдания. Но Тарас верен своим принципам , наблюдая жестокую смерть старшего сына, убив младшего, умирая на костре от рук своих кровных врагов, но прославляя отчизну и казаков.
Опорные слова
Тексты
Вовлечение всех учащихся
Оценивание групп стикерами
Формативное оценивание «Благодарю»,
Слайд – презентация,
Видеоматериал, постеры, стикеры
ІV
Рефлексия
Благодарю:
чемодан, мясорубка, корзина
Поставить себе оценку за урок на плакате.
д/з
Напишите мини сочинение «Что ты считаешь подвигом?»