kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Паспорт урока литературы в 7 классе на тему "Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей"»

Паспорт урока литературы в 7 классе

Учитель:

Михайлина Оксана Михайловна

Тема урока:

Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей.

Образовательная цель

Формирование речевой культуры личности, развитие критического мышления учащихся 7 класса посредством осознания значимости повести Гоголя «Тарас Бульба» через речевые характеристики нравственного облика запорожцев.

Планируемые образовательные результаты

По окончании изучения темы ученик:

ЛР-1: активно включается в выполнение всех заданий, демонстрирует заинтересованность в изучении темы урока

ЛР-2: демонстрирует готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

ПУД-1: владеет навыком поиска информации в источнике

ПУД-2: сравнивает изучаемые объекты по указанным признакам и свойствам, находит общие существенные признаки и распределяет (классифицирует) их на группы.

ПУД-3: под руководством учителя устанавливает причинно-следственные связи, делает обобщения, выводы

ПУД-4: строит сообщения в устной и письменной форме, в том числе несложные по форме рассуждения;

КУД-1: участвует в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задаёт вопросы, отвечает на вопросы других;

КУД-2: строит небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

РУД-1: демонстрирует готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности

РУД-2: планирует (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками или самостоятельно) свои действия в соответствии с решаемой задачей;

РУД-3: оценивает свою работу на уроке

ПР-1: извлекает необходимую информацию из прочитанного текста

ПР-2: грамотно излагает свои мысли и записывает в тетрадь (характеристика героя)

ПР-3: даёт собственную оценку героям произведения

Программные требования к образовательным результатам раздела «Требования к результатам изучения предмета «Литература» в основной школе»






• умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

• умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

• умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

• умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

• владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

• умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

• умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

• смысловое чтение;

• умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

• умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;

• формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

Программное содержание

Тематика и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле.

Мировоззренческая идея

Формирование нравственных качеств личности школьника. («Нравственность – основа всех человеческих ценностей.»А.Эйнштейн)

Ценностно-смысловые ориентиры

Человек. Познание. Культура. Нравственные качества личности.

План изучения учебного материала

1. Нравственный облик Т. Бульбы и запорожцев.

2. Поведение героев в бою.

3. Система образов в повести.

Основные понятия

Литературный герой, система образов, нравственность, авторская оценка

Имена героев произведения

Тарас Бульба, Остап, Андрий

Тип урока

Изучение нового материала

Форма урока

Урок-исследование

Образовательная технология

ТРКМ

Оснащение урока

учебник литературы под ред. В.Я. Коровиной, ноутбук, проектор, индивидуальный раздаточный материал

Мизансцена урока

Традиционная

Предварительная подготовка к уроку учащихся

Не предусмотрено

Домашнее задание

на выбор

1. Написать синквейны об Андрие и Остапе.

2. Написать небольшой рассказ о запорожских казаках (с опорой на текст)

3. Подготовить выразительное чтение эпизодов: «Смерть Андрия», «Казнь Остапа», «Гибель Тараса Бульбы».

Технологическая карта хода урока

Деятельность учителя

Деятельность уч-ся

ПОР урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ УРОКА (3 мин.)

Приветствие. Рапорт дежурного. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок

Демонстрируют готовность к уроку


II. СТАДИЯ «ВЫЗОВ» (10 мин.)


  • Работа с эпиграфом: «…любил свою родину Украину и ничего не знал выше и прекраснее удалого казачества, потому что чувствовал то и другое в каждой крови своей…» В.Белинский


  • Ответ на вопросы: О ком эти слова? Как вы понимаете это высказывание?

  • Задание: попробуйте из эпиграфа понять, о чем сегодня мы будем говорить и попытайтесь сформулировать тему урока.

  • Работа с таблицей

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Что мы знаем о герое?

Можно ли Тараса Бульбу считать яркой, сильной личностью?

Какое мнение сложилось о нём?

В чём различие в поведении в бою между Тарасом Бульбой и другими запорожцами?

Что повлияло на его характер и поведение?




  • Формулировка цели урока.








Фронтальная беседа.



Самостоятельно формулируют тему урока.


Отвечают на вопросы.



















Формулируют цель урока совместно с учителем.



ЛР -1

ЛР-2

ПУД-3

КУД-2

РУД-1



ПУД-3

ПУД-4

РУД-2






ЛР-2

ПУД-2

ПУД-3

ПР-3

КУД-1

КУД-2

РУД-2











РУД-2


III. СТАДИЯ «ОСМЫСЛЕНИЕ» (12 мин.)


  • Сформулированную тему ученики записывают в тетрадь.


  • Чтение текста с маркировкой: Где и как мы можем узнать ответы на наши вопросы? Приём «ИНСЕРТ» (гл. 9)

«v» — уже знал

«-» — думал иначе

«+» — новое

«?» — не понял, есть вопросы


Аналитическая беседа по тексту:


- Что нового узнали из 9 главы о Тарасе Бульбе?

- Почему герой произносит речь о товариществе?

- Каким чувством пронизана речь?

- В каких словах содержится главная мысль речи?

- Прочитайте фрагменты, в которых нашла отражение гражданская позиция Бульбы.

- Разделяет ли автор точку зрения героя?

- Какая сила движет казаками во время боя?

- Обратите внимание на то, какие слова произносят перед смертью казаки. Умирая, человек думает о самом главном в жизни. О чём думают они?







Самостоятельное чтение текста.


Делают отметки по ходу текста карандашом.



Фронтальная работа.


ЛР-1

ЛР-2

ПУД-2

РУД-1









ПУД-1

ПУД-4

КУД-1

РУД-1

ПР-1

IV. СТАДИЯ «РЕФЛЕКСИЯ» (12 мин.)


  • Обобщающая беседа:

- Что мы можем сказать о Бульбе и запорожцах?

- Во имя чего боролись казаки?

- Какими качествами должен быть наделён казак-герой?

- Изменилось ли ваше представление о Тарасе Бульбе? Каким вы его увидели?


  • Сформулируйте и запишите в тетрадь характерные черты Тараса Бульбы.


  • Практическая работа: составление синквейна.



Тарас Бульба

Сильный, храбрый

Борется, защищает, помогает

вера в товарищество, любовь к Родине

полководец





Фронтальная работа.






Самостоятельная работа.




ПУД-2

ПУД-4

КУД-1





ПР-1

ПР-2

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА (3 мин.)

Содержательная оценка работы на уроке:

- достигли ли мы цели урока?

- сделайте общий вывод.

Выставление оценок.

Запись домашнего задания.

Совместно формулируют общий вывод.

Дают оценку себе и товарищам.

ЛР-1

ПУД-3

КУД-1

КУД-2

РУД-3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Нравственный облик Тараса Бульбы и его товарищей"

Автор: Михайлина Оксана Михайловна

Дата: 29.12.2021

Номер свидетельства: 596524


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства