kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 7 классе "Образ матери в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Конспект урока по литературе в 7 классе.

«Образ матери в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (2 часа).

 

Цели урока:

  1. Анализ литературного произведения «Тарас Бульба»;
  2. Развитие умений работы с текстом;
  3. Развитие коммуникативных навыков учащихся.

 

Задачи:

  1. Обратить учащихся на мастерство Н.В. Гоголя в изображении женского характера;
  2. Умение находить изобразительно-выразительные средства в тексте.

 

Оборудование:

Портрет Н.В. Гоголя;

Учебник литературы для 7-ого класса под ред. В. Я. Коровиной 2012г.;

Отрывки из фильма «Тарас Бульба».

 

Ход урока:

 

  1. Сообщение целей урока;

 

  1. Проверка д/з

1 учащийся рассказывает биографию Н. В. Гоголя.

2 учащийся отвечает на вопросы:

- Каковы были исторические условия, о которых Н. В. Гоголь написал свою повесть?

- На основе чего Гоголь создал свое произведение?

- Жанр этого произведения? Как это понимать?

         3 учащийся отвечает на вопросы по первой главе:

- С чего начинается первая глава?

- Почему хлопцы смутились?

         4 учащийся делает сообщение о Тарасе Бульбе (по 1-ой главе);

 

  1. Слово учителя:

Образ Тараса Бульбы в произведении раскрывается постепенно. Но Гоголь также больше внимание уделяет его жене, матери Остапа и Андрия.

         Как известно, самое святое слово на земле – мама. Это первое слово говорит с любовью ребенок, который едва научился произносить слова. Да и во всех произведениях устного народного творчества: в пословицах, поговорках, загадках, мы находим прекрасные строки о матери. Вот, например:

Мать кормит детей, как земля людей, как земля людей.

Без матки пчелки – пропащие детки.

Куда матушка, туда и дитятко.

 - Зачитайте, какие вы нашли пословицы и поговорки о маме.

 

IV

- А как описывает Гоголь мать Остапа и Андрия в «Тарасе Бульбе»? (вопросы даны заранее, записаны в тетради).

- Какими прилагательными наделяет Гоголь мать?

- Найдите в 1 главе портрет матери (когда она только что увидела сыновей)

Бледная, худощавая и добрая мать.

 - Какое слово находит Гоголь, чтобы описать ее отношение к детям?

Ненаглядные дети.

- Из-за чего так  сердилась мать?

Из-за того, что вместо доброго приветствия Тарас Бульба задумал биться с ними на кулаки.

- Докажите, что отношение к детям у Тараса Бульбы и его жены было разное?

Для матери эти 20-летние сынки были детьми. «И придет же в голову этакое, чтобы дитя родное било отца». А для Тараса Бульбы: «Ваша нежба – чистое поле да добрый конь».

- Как восприняла мать слова Тараса Бульбы о будущей поездки в Запорожье.

«И всего только одну неделю быть дома».

Жалостливо, со слезами на глазах.

- Важен ли для Бульбы домашний очаг, уют в доме?

Нет, он готов швырять горшки и фляжки.

«На что нам эта хата?»

- Что испытала старушка, узнав о скором отъезде сыновей?

«Безмолвная сила ее горести, которая трепетала в глазах ее и судорожно сжатых губах».

- Что испытала мать, когда увидела сыновей, одетых в военные доспехи?

«Бедная мать, как увидела их, и слова не могла промолвить, и слезы остановились в глазах ее».

- Зачитать сцену прощания. Сделать вывод.

«Матери было очень тяжело. Ведь сыновья – это последнее, что у нее было в жизни. Она, рыдая, надела им иконки на шеи. Не смогла выдержать, бросилась к меньшому».

- Какие глаголы использовал Гоголь, чтобы показать чувства матери?

«Она прилипнула к седлу меньшого, с отчаянием не выпускала его из рук своих».

- А что же произошло, когда казаки выехали?

 «Она, несообразно возрасту, со всею легкостью дикой козы, выбежала за ворота».

- Как отнеслись к этому сыновья?

«Они ехали и сдерживали слезы, да и сам Бульба, хотя был суров и строг с женой, был смущен. Но через некоторое время хутор стал исчезать из виду, Остап и Андрий ехали дальше, прощались с детскими играми».

Просмотр отрывка из художественного фильма «Тарас Бульба».

- Как относится Гоголь к образу матери?

Он жалеет ее. Называет бедной старушкой, жалкой женщиной.

 

- Почему? (сообщение учащихся)

«Она была жалка, как все женщины того удалого века. Молодость ее дивно прошла, и все чувства обратились у ней в одно материнское чувство. Она глядела на сыновей всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться».

- Что изменило ее лицо, которое было когда-то прекрасным?

«Оскорбления, побои мужа, страдания, одиночество. Она, как степная чайка, вилась над детьми своими».

- Какие изобразительно-выразительные средства Гоголь использует?

Сравнения, эпитеты.

V.Вывод:

Гоголь с любовью и жалостью, сочувственно изображает нам бедную старушку. Мы понимаем, что Гоголь хотел нам показать не только участь женщин того времени. А разве сейчас не горька подчас женская доля?

Мы должны любить, беречь, заботиться о своих матерях, не давать им прежде времени состариться, не огорчать их.

 

Д/З:

  1. Написать домашнее сочинение на тему «Образ матери в «Тарасе Бульбе»;
  2. Ответить на вопросы, записанные в тетради:

А) какие изобразительные средства использует Гоголь, показывая образ матери;

Б) С какой целью он это делает?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 7 классе "Образ матери в произведении Н.В.Гоголя "Тарас Бульба" »

Конспект урока по литературе в 7 классе.

«Образ матери в повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» (2 часа).


Цели урока:

  1. Анализ литературного произведения «Тарас Бульба»;

  2. Развитие умений работы с текстом;

  3. Развитие коммуникативных навыков учащихся.


Задачи:

  1. Обратить учащихся на мастерство Н.В. Гоголя в изображении женского характера;

  2. Умение находить изобразительно-выразительные средства в тексте.


Оборудование:

Портрет Н.В. Гоголя;

Учебник литературы для 7-ого класса под ред. В. Я. Коровиной 2012г.;

Отрывки из фильма «Тарас Бульба».


Ход урока:


  1. Сообщение целей урока;


  1. Проверка д/з

1 учащийся рассказывает биографию Н. В. Гоголя.

2 учащийся отвечает на вопросы:

- Каковы были исторические условия, о которых Н. В. Гоголь написал свою повесть?

- На основе чего Гоголь создал свое произведение?

- Жанр этого произведения? Как это понимать?

3 учащийся отвечает на вопросы по первой главе:

- С чего начинается первая глава?

- Почему хлопцы смутились?

4 учащийся делает сообщение о Тарасе Бульбе (по 1-ой главе);


  1. Слово учителя:

Образ Тараса Бульбы в произведении раскрывается постепенно. Но Гоголь также больше внимание уделяет его жене, матери Остапа и Андрия.

Как известно, самое святое слово на земле – мама. Это первое слово говорит с любовью ребенок, который едва научился произносить слова. Да и во всех произведениях устного народного творчества: в пословицах, поговорках, загадках, мы находим прекрасные строки о матери. Вот, например:

Мать кормит детей, как земля людей, как земля людей.

Без матки пчелки – пропащие детки.

Куда матушка, туда и дитятко.

- Зачитайте, какие вы нашли пословицы и поговорки о маме.


IV.

- А как описывает Гоголь мать Остапа и Андрия в «Тарасе Бульбе»? (вопросы даны заранее, записаны в тетради).

- Какими прилагательными наделяет Гоголь мать?

- Найдите в 1 главе портрет матери (когда она только что увидела сыновей)

Бледная, худощавая и добрая мать.

- Какое слово находит Гоголь, чтобы описать ее отношение к детям?

Ненаглядные дети.

- Из-за чего так ругалась мать?

Из-за того, что вместо доброго приветствия Тарас Бульба задумал биться с ними на кулаки.

- Докажите, что отношение к детям у Тараса Бульбы и его жены было разное?

Для матери эти 20-летние сынки были детьми. «И придет же в голову этакое, чтобы дитя родное било отца». А для Тараса Бульбы: «Ваша нежба – чистое поле да добрый конь».

- Как восприняла мать слова Тараса Бульбы о будущей поездки в Запорожье.

«И всего только одну неделю быть дома».

Жалостливо, со слезами на глазах.

- Важен ли для Бульбы домашний очаг, уют в доме?

Нет, он готов швырять горшки и фляжки.

«На что нам эта хата?»

- Что испытала старушка, узнав о скором отъезде сыновей?

«Безмолвная сила ее горести, которая трепетала в глазах ее и судорожно сжатых губах».

- Что испытала мать, когда увидела сыновей, одетых в военные доспехи?

«Бедная мать, как увидела их, и слова не могла промолвить, и слезы остановились в глазах ее».

- Зачитать сцену прощания. Сделать вывод.

«Матери было очень тяжело. Ведь сыновья – это последнее, что у нее было в жизни. Она, рыдая, надела им иконки на шеи. Не смогла выдержать, бросилась к меньшому».

- Какие глаголы использовал Гоголь, чтобы показать чувства матери?

«Она прилипнула к седлу меньшого, с отчаянием не выпускала его из рук своих».

- А что же произошло, когда казаки выехали?

«Она, несообразно возрасту, со всею легкостью дикой козы, выбежала за ворота».

- Как отнеслись к этому сыновья?

«Они ехали и сдерживали слезы, да и сам Бульба, хотя был суров и строг с женой, был смущен. Но через некоторое время хутор стал исчезать из виду, Остап и Андрий ехали дальше, прощались с детскими играми».

Просмотр отрывка из художественного фильма «Тарас Бульба».

- Как относится Гоголь к образу матери?

Он жалеет ее. Называет бедной старушкой, жалкой женщиной.


- Почему? (сообщение учащихся)

«Она была жалка, как все женщины того удалого века. Молодость ее дивно прошла, и все чувства обратились у ней в одно материнское чувство. Она глядела на сыновей всеми чувствами, вся превратилась в одно зрение и не могла наглядеться».

- Что изменило ее лицо, которое было когда-то прекрасным?

«Оскорбления, побои мужа, страдания, одиночество. Она, как степная чайка, вилась над детьми своими».

- Какие изобразительно-выразительные средства Гоголь использует?

Сравнения, эпитеты.

V.Вывод:

Гоголь с любовью и жалостью, сочувственно изображает нам бедную старушку. Мы понимаем, что Гоголь хотел нам показать не только участь женщин того времени. А разве сейчас не горька подчас женская доля?

Мы должны любить, беречь, заботится о своих матерях, не давать им прежде времени состариться, не огорчать их.


Д/З:

  1. Написать домашнее сочинение на тему «Образ матери в «Тарасе Бульбе»;

  2. Ответить на вопросы, записанные в тетради:

А) какие изобразительные средства использует Гоголь, показывая образ матери;

Б) С какой целью он это делает?


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Антипова Вера Николаевна

Дата: 02.02.2015

Номер свидетельства: 165901


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства