kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы. Виды информации в художественном тексте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предмет: литература 7 класс

Тема урока:  Виды информации в художественном тексте

Тип урока: Комбинированный

Цели:

1. Познавательная:

- обеспечить в ходе урока обобщение знаний о видах информации в художественном тексте;

- продолжить формирование умения различать виды информации, обнаруживать их в художественном тексте;

2. Развивающая:

- развивать коммуникативную компетентность обучающихся;

- развивать навыки сравнительного аналитического мышления, аргументации, определения понятий;

- развивать навыки выразительного чтения.

3. Воспитательная:

- сформировать морально-нравственную картину мира обучающихся на основе осознания гуманистических ценностей;

- развить  умения сотрудничать в группе, в паре, оценивать работу свою и чужую.

В зависимости от уровня подготовленности обучающихся (подготовленные и не очень) может быть 2 варианта проведения урока. Во втором случае следует уделить больше времени развитию и закреплению умения находить в тексте 3 вида информации. На последующих этапах урока также будут увеличены временные затраты. Таким образом, для достижения поставленных целей потребуется 2 урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы. Виды информации в художественном тексте. »

Туркина Мария Максатовна

Учитель русского языка и литературы

I категории МАОУ гимназии №9

План-конспект урока



Предмет: литература 7 класс

Тема урока: Виды информации в художественном тексте

Тип урока: Комбинированный

Цели:

1. Познавательная:

- обеспечить в ходе урока обобщение знаний о видах информации в художественном тексте;

- продолжить формирование умения различать виды информации, обнаруживать их в художественном тексте;

2. Развивающая:

- развивать коммуникативную компетентность обучающихся;

- развивать навыки сравнительного аналитического мышления, аргументации, определения понятий;

- развивать навыки выразительного чтения.

3. Воспитательная:

- сформировать морально-нравственную картину мира обучающихся на основе осознания гуманистических ценностей;

- развить умения сотрудничать в группе, в паре, оценивать работу свою и чужую.

В зависимости от уровня подготовленности обучающихся (подготовленные и не очень) может быть 2 варианта проведения урока. Во втором случае следует уделить больше времени развитию и закреплению умения находить в тексте 3 вида информации. На последующих этапах урока также будут увеличены временные затраты. Таким образом, для достижения поставленных целей потребуется 2 урока.

Средства обучения

Таблица «Виды информации в художественном тексте»

Фактуальная

(фабула)

Концептуальная

(концепция)

Подтекстовая

(подтекст)

Факты, события, место и время действия (фабула). Передаётся пересказом текста.

Система взглядов автора на жизнь, его мировоззрение (концепт, идея, главная мысль).

У разных читателей разная информация.

Скрытый смысл, который передаётся с помощью порядка слов, интонации, языковых средств

( подтекст).



3 .Раздаточный материал.

стихотворения В. Жуковского «Мщение», памятки «Оценка работы артиста», «Оценка работы оратора», «Оценка работы организатора».

4.Дидактический материал.

Маршрутный лист группы, лист учёта работы ученика, материал для самостоятельной индивидуальной работы.

5.Вспомогательный материал

Визитки «Лингвист», «Оратор», «Организатор», «Артист», «Контролер».

Подготовка к уроку

1. С помощью детей готовится оборудование для урока.

2. Опережающее домашнее задание для всех:

- повторить виды информации в тексте; понятия «текст художественный», «ключевые слова»;

- обнаружить виды информации в стихотворении С. Маршака.

Три мудреца в одном тазу

Пустились по морю в грозу.

Будь попрочнее старый таз,

Длиннее был бы мой рассказ.

3. Индивидуальные задания:

- «лингвисты» выписывают из толкового словаря значения слов:

Паладин - в средневековой Европе рыцарь, преданный своему государю.

Сан - 1. звание, связанное с почетным положением. 2. звание служителя христианского религиозного культа.

Рыцарь - 1. в средневековой Европе феодал, тяжело вооруженный конный воин, находящийся в вассальной зависимости от своего сюзерена. 2. самоотверженный, благородный человек.

Шпора - прикрепляемая к заднику сапога металлическая дужка с колесиком на конце, служащая всаднику для понуждения коня к движению.

Латы - металлические доспехи, броня.

Панцирь - в старину металлическая, из колец и пластин, одежда для защиты тела от ударов холодным оружием.

4. Класс разбивается на группы, в группах распределяются роли Организатор, лингвист, оратор, артист, контролёр.

План урока



Этапы урока/

Примерные временные затраты

Задания, упражнения (деятельность учителя)

Виды деятельности

(деятельность учеников)

Планируемые результаты (УУД)

1.Организационный

(1 минута)

2. Целеполагание. Мотивация познавательной активности

(3-4 минуты)

Приветствие, оценка общего эмоционального настроя класса.

Зачем нужно уметь понимать текст?

Всегда ли легко понять художественный текст?

Каким должен быть читатель?

Каких читательских качеств, умений не хватает вам?

Приветствие, восприятие информации



Размышляют над вопросами, ищут и формулируют ответы.

Создают свой образ идеального читателя, к которому нужно стремиться.

Сопоставляют себя с образом идеального читателя, выявляют свои сильные и слабые стороны.





Личностные:

- самоопределение

Регулятивные:

-Прогнозирование (предвосхищение результата и уровня усвоения знаний)

-целеполагание как постановка учебной задачи;

Познавательные:

-Общеучебные:

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

- владение монологической и диалогической формами речи (умение участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения)

3.Планирование деятельности

(2 минуты)

Часть урока мы можем работать вместе, часть - в группах, в парах, часть - каждый индивидуально.

Вначале вместе мы повторяем изученное на прошлых уроках.. А затем в группах и парах выполняем лабораторную работу.

У каждого из вас есть «Лист учёта работы ученика».

Вид работы

Самооценка

Оценка группы

1.Беседа



2.Домашнее задание



3.Работа в паре



4.Работа в группе

А) Роль



Б) Анализ текста



5.Итоговая оценка за урок



После каждого задания вы ставите себе оценку, несколько оценок поставят вам товарищи.




Слушают учителя, воспринимают план и формы работы.









Знакомятся с листом учёта работы ученика.

Регулятивные:

-планирование

Коммуникативные:

планирование учебного сотрудничества с учителем и

сверстниками

4.Актуализация знаний, умений

(5-6 минут)

1.Фронатльный опрос

Что такое идея текста?

Какие виды информации вы знаете?

Как называется информация, которая выражена словами и сообщает о событиях, фактах, знакомит с описаниями?

Как называется информация, которая не выражена словами текста, но дополняет фактуальную информацию?

Как называется информация, которая не всегда выражена словами и передает мысли, отношение писателя к жизни?

Поставьте себе оценку в «Лист учёта»

3.Проверка домашнего задания.

А).Стихотворение Маршака о мудрецах.

Три мудреца в одном тазу

Пустились по морю в грозу.

Будь попрочнее старый таз,

Длиннее был бы мой рассказ.

О чем это стихотворение?

Почему у вас получились разные ответы? (вы обнаружили разные виды информации).

Какова фактуальная информация? (сюжет)

Какова подтекстовая информация? (гибель мудрецов)

Какова концептуальная информация? (не все мудрецы мудры и умны)

Поставьте себе оценку в «Лист учёта».




Вспоминают пройденный материал, формулируют ответы на вопросы.






















Оценивают себя по результатам опроса.





Отвечают на вопросы по домашнему заданию. Слушают ответы одноклассников.


























Ставят себе оценку за домашнее задание.

Личностные:

-смыслообразование

Регулятивные:

- оценка результатов работы

Познавательные:

-Общеучебные:

- структурирование знаний

- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

- Логические:

- построение логической цепочки рассуждений

- доказательство

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации

5. Развитие и закрепление умений

(4-5 минут)

1.Работа в парах.

Прочитайте стихотворение Г. Гейне.

Попытайтесь обнаружить все виды информации в стихотворении.

Жил – был король суровый,

В седых кудрях, угрюм душой,

И жил король суровый

С женою молодой.

И жил – был паж весёлый,

В льняных кудрях и смел душой,

Носил он шлейф тяжёлый

За юной госпожой.

Верь песенке старинной –

Поёт она, звенит она –

Они погибли оба –

Любовь была слишком сильна.

2.Фронтальная беседа.

Назовите три вида информации в тексте.

Как мы смогли обнаружить все три вида информации?













Поставьте две оценки в «Лист учёта».


Читают стихотворение. В парах выявляют все виды информации.




























Устные ответы учеников.


Фактуальная – пересказ сюжета.

Подтекстовая - королева и паж полюбили друг друга и за это были убиты по приказу короля.

Концептуальная - «Любовь была слишком сильна». Есть такая любовь, ради которой можно отдать свою жизнь.


Оценивают свою работу в парах.

Личностные:

-нравственно-этическая ориентация. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественного текста. Регулятивные:

-коррекция (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами)

-оценка (выделение и осознание обучающимся качества и уровня усвоения; оценка результатов работы)

- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий.


Познавательные:

-Общеучебные:

- поиск и выделение необходимой информации

- контроль и оценка процесса и результатов деятельности

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов

- Логические:

- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов

- построение логической цепочки рассуждений;

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества в паре

-инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

-управление поведением партнёра (контроль, коррекция, оценка его действий)

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли


6. Практическая работа.

(10 минут)

Групповая работа.

Инструктаж учителя.

А теперь вы в группе выполните практическую работу по исследованию текста стихотворения В. Жуковского «Мщение».

Изменой слуга паладина убил:

Убийце завиден сан рыцаря был.

Свершилось убийство ночною порой –

И труп поглощен был глубокой рекой.

И шпоры и латы убийца надел

И в них на коня паладинова сел.

И мост на коне проскакать он спешит,

Но конь поднялся на дыбы и храпит.

Он шпоры вонзает в крутые бока –

Конь бешеный сбросил в реку седока.

Он выплыть из всех напрягается сил,

Но панцирь тяжелый его утопил.

Маршрутный лист группы.

I. До чтения текста

Что вы знаете об авторе?

О чём может быть стихотворение с таким названием?

Ваш прогноз.

II.По ходу чтения текста

1. Прочитайте стихотворение.

2. Лингвисты объясняют значение незнакомых слов.

3. Перескажите сюжет своими словами.

4. О чем это стихотворение?

Гипотезы

а). О том, как слуга убил своего господина и сам погиб.

б). О том, что зло нельзя совершать безнаказанно.

5. Диалог с текстом.

Где было совершено убийство?

Почему именно у реки?

Почему конь встал на дыбы и захрапел?

III.После чтения текста

6. Определите виды информации в тексте.

а). Какова фактуальная информация?

б). Какова подтекстовая информация?

в). Какова концептуальная информация?

У вас лежат памятки, как оценить работу организатора, оратора, артиста.

Памятки

Оценка работы артиста

1. Четкая дикция.

2. Правильное произношение.

3. Логические паузы.

4. Логические ударения.

5. Темп (замедление - ускорение).

6. Эмоциональность.

Оценка работы организатора.

1. В группе работают все.

2. Обсуждение идет по плану.

3. Все высказывают свое мнение.

4. Сделаны четкие выводы.

5. Атмосфера доброжелательная, деловая.

Оценка работы оратора

1. Ответ полный.

2. Правильный (по возможности).

3. Последовательный, логичный.

4. Речь хорошая, грамотная.

Разделение на группы, распределение ролей и обязанностей в группе, выполнение заданий.

У каждого в группе своя роль. Лингвист работал с толковым словарем. Выяснял значения слов: паладин, сан, рыцарь, шпоры, латы, панцирь.

Оратор будет выступать с отчетом о работе группы.

Артист готовит выразительное чтение стихотворения.

Организатор руководит работой группы с помощью маршрутного листа.

Контролер выполняет бумажную работу.






















Вспоминают и структурируют знания о В.А. Жуковском. Делают прогноз о содержании стихотворения по названию.





Читают стихотворение.

Вначале вся группа под руководством организатора выполняет задания «Маршрутного листа». За обсуждение выставляете 2 оценки: оценка группы и самооценка. Затем от каждой группы выступают артист и оратор. А в конце слушают мнение контролёра о деятельности его товарищей.

Выполнение практической работы:

Лингвисты объясняют значение незнакомых слов остальным членам группы.


Пересказ сюжета, выделение главного, формулировка основной мысли стихотворения. Создание и проверка гипотезы.



Подробная работа с текстом. Ученики отвечают на вопросы, обсуждают версии в группах.



Находят три вида информации в тексте. Формулируют мысли, выстраивают ответы, доказывают свою позицию.







По памяткам оценивают работу каждого члена группы в соответствии с критериями.

Самооценка.

Личностные:

-смыслообразование

-нравственно-этическая ориентация, в том числе, и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

Регулятивные:

-планирование (определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата;

-контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

-коррекция (внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами)

-оценка качества и уровня усвоения; оценка результатов работы)

-саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению препятствий

Познавательные:

-Общеучебные:

-поиск и выделение необходимой информации

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-выбор наиболее эффективных способов решения задач в

зависимости от конкретных условий;

-рефлексия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-смысловое чтение; извлечение необходимой информации из текста;определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текста художественного

стиля;

Логические:

- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов)

-подведение под понятие -установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

-построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

-доказательство;

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:

-планирование учебного сотрудничества со сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- -умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- умение участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

-Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

- Понимать точку зрения другого

7.Отчёт групп.

(8-9 минут)


От каждой группы выступают артист с выразительным чтением стихотворения и оратор.

Обсуждение. Запись выводов.

Поставьте оценки в «Лист учёта.

Выступление представителей групп. Остальные ученики слушают, оценивают, сопоставляют.

Устные ответы представителей групп на вопросы лабораторной работы, обсуждение. Запись выводов в тетрадь.

Выставление оценок в «Лист учёта».

Личностные:

-смыслообразование

Регулятивные:

-оценка результатов работы

Познавательные:

-Общеучебные:

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;


Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

-выразительное чтение

8.Рефлексия.

(3 минуты)


В «Листе учёта» запишите предложения.

Я сейчас чувствую…

Я хочу себя похвалить за…


Контролёры высказывают мнение о работе в группе.

Ученики письменно продолжают предложения, рефлексируют.

Личностные:

-личностное, жизненное самоопределение;

-смыслообразование

Познавательные:

-Общеучебные:

-рефлексия результатов действия, оценка процесса и результатов деятельности;


Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

9. Домашнее задание.

(2 минуты)

































10.Итоговая часть

(1 минута)


На выбор:

1. Компьютерная презентация к стихотворению «Мщение».

2. Кроссворд по теме урока.

3. Рецензия на урок.

4. Придумать рассказ на основе стихотворения «Мщение».

























Оценка учителем деятельности класса во время урока, прощание

Выбор и выполнение домашнего задания.





































Прощание

Личностные:

-личностное самоопределение;

Регулятивные:

-целеполагание

-планирование


Познавательные:

-Общеучебные:

-поиск и выделение необходимой информации

-структурирование знаний;

-осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;


- Логические:

-синтез (составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов)

-подведение под понятие

-Постановка и решение проблемы:

-самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные:

-умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои




Формы диагностики и контроля:

  1. Мониторинг учебной активности учащихся во время урока (на каждом этапе);

  2. Мониторинг результативности выполнения поставленных заданий (на каждом этапе);

  3. Мониторинг индивидуального участия отдельных учащихся в общей работе класса (на каждом этапе и отдельно в конце урока);

  4. Самооценка и оценка группы в «Листе учёта»

  5. Письменное домашнее задание на осмысление изученного материала;

  6. Актуализация знаний во вводной части следующего урока путем опроса в форме беседы.




Ожидаемые результаты урока

В результате работы на уроке учащиеся должны:

1.

– уметь рассказать о видах информации в художественном тексте;

- уметь различать виды информации, обнаруживать их в художественном тексте;

2.

- пополнить словарный запас;

- актуализировать умение анализировать, выделять главное, доказывать, объяснять понятия;

- актуализировать навыки анализа текста и выразительного чтения.

3.

- уметь оценить поступки героев художественного текста с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей;

- актуализовать умение сотрудничать в группе, в паре, оценивать работу свою и чужую.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературы. Виды информации в художественном тексте.

Автор: Туркина Мария Максатовна

Дата: 21.01.2015

Номер свидетельства: 159246

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект урока литературы в 5 классе "Художественный анализ прозаического текста". А.П.Платонов "Никита" "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-khudozhiestviennyi-analiz-prozaichieskogho-tieksta-a-p-platonov-nikita"
    ["file_id"] => string(6) "224475"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1438856788"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока литературы "Разножанровое прочтение стихотворений М. Цветаевой" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-litieratury-raznozhanrovoie-prochtieniie-stikhotvorienii-m-tsvietaievoi"
    ["file_id"] => string(6) "191804"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427370875"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока литературы. Лирика Б.Л. Пастернака. "Плачущий сад". "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-litieratury-lirika-b-l-pastiernaka-plachushchii-sad"
    ["file_id"] => string(6) "109800"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405062767"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Конспект урока  литературы в 6 классе Добрая душа старого Тараса ( По рассказу Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приемыш») "
    ["seo_title"] => string(112) "konspiekt-uroka-litieratury-v-6-klassie-dobraia-dusha-starogho-tarasa-po-rasskazu-d-n-mamina-sibiriaka-priiemysh"
    ["file_id"] => string(6) "156915"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421505689"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Конспект урока по литературе в 10 классе " Уроки, заданные человечеству войной" ( на примере романа Ю. Бондарева" горячий снег") "
    ["seo_title"] => string(137) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-v-10-klassie-uroki-zadannyie-chieloviechiestvu-voinoi-na-primierie-romana-iu-bondarieva-ghoriachii-sniegh"
    ["file_id"] => string(6) "136294"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417084526"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства