- анализ произведения через поступки главного героя;
- рефлексию своей деятельности;
Результаты обучения
Ученики знают:
- краткую биографию уральского писателя, содержание рассказа, используемый художественный прием
Умеют:
- работать с текстом, делая пометы;
- правильно задавать вопросы и находить на них нужные ответы;
- анализировать текст, предлагать свои идеи, обсуждать;
- работать в группе, сосредоточившись на поставленной задаче;
- любить природу, быть добрыми, дарить людям радость и любовь;
Ключевые идеи:
Доброта - это богатство, щедрость души человека. Добрый человек не способен причинить страдания другим. Внутренняя борьба одинокого старика.
Формы учебной деятельности:
учебно-исследовательская, сотрудничество, индивидуальная и совместная работа
Межпредметная связь: русский язык, изобразительное искусство
Оборудование урока: постер, стенд оценивания, стикеры
Ход урока:
IРазминка «Тропа доброты»
Ребята из цветных бумаг вырезают отпечатки своих ножек и на нем пишут совершенные добрые поступки (я поставил кормушку для птиц…, я помог старому человеку перейти дорогу…, я принес домой котенка…, я поднял птенчика ласточки… и т.д.) Затем они должны проложить тропинку, называя свои добрые поступки. Пожелание учителя: желаю, чтоб эта ваша тропинка превратилась в широкий путь, идя по которому, вы будете дарить людям радость и любовь.
Класс делится на две группы, выбирая геометрические фигуры: круг, квадрат. Комментирую, какими качествами должен обладать ученик, выбравший ту или иную фигуру.
IIСлово учителя
Ребята! Как удивительно хороша жизнь! Как мозаика она состоит из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолетных, но глубоко западающих в душу человека. Умели бы видеть не только глаза, но и сердце! Сегодня мы на уроке продолжим видеть и чувствовать глазами и сердцем. В этом нам поможет чудесный мир классики. Пусть сегодняшний урок вам принесет радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.
Коль существует на планете добро и зло, значит, люди могут творить и злые, и добрые дела.
- Какого человека можно назвать добрым?
- Добрый человек - это тот, кто любит детей, людей, готов в трудную минуту прийти на помощь.
- Добрый человек любит природу, бережет её.
- Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.
- Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- О доброте, о добром человеке.
- Об одном таком добром человеке мы сегодня узнаем из рассказа уральского писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приемыш».
IVПостановка учениками собственных целей обучения.
Плакат с критериями.
Совместно с учащимися разрабатываем цели урока, а затем и критерий оценивания работы учеников. На стенде вывешиваю критерий оценивания знаний и умений учащихся.
V Изучение нового материала
Стратегия «Корзина идей». На доске нарисована корзина. Ученики «сбрасывают» все собранные информации в корзину.
Работа с постером
Первая группа работает над первой частью рассказа. Вторая – над 2 частью. Ученики самостоятельно работают с текстом, делая пометы. Формы и методы достижения поставленной задачи выбирают сами.
Задание 1. Подготовьте краткую биографию писателя (опережающее задание)
Задание 2. Внимательно прочитайте текст. Д.Н.Мамин-Сибиряк написал этот рассказ давно в 19 веке, поэтому некоторые слова могут быть непонятными, делайте пометки карандашом. Озаглавьте каждую часть.
Задание 3. Предоставьте материал в виде рисунка, таблицы, схемы, кластера.
Задание4. Совместная словарная работа по тексту: жить бобылем, отнять кусок, приемыш, грезиться, затосковать.
VIПрезентация работ.
Выступление первой группы. «Жизнь на Светлом озере», вторая группа «Прощание с Приемышем». Каждая группа защищает свои работы, отвечая на вопросы учителя и одноклассников. Одновременно анализируют рассказ.
- Как приемышу жилось у Тараса?
-Из каких слов можно понять, как относился старик к лебедю?
-Почему Тарас назвал Приемыша «особенной птицей»?
-Как случилось, что Тарас вынужден был одиноко жить у озера?
-Чем ему были дороги Соболько и Приемыш?
-Из чего видно, что Тарас был очень умным и добрым человеком, который хорошо знал животных, умел наблюдать за тем, что происходит в природе?
-Почему отлет Приемыша опечалил старика?
-Как это произошло?
VIIСамоценивание
Учащиеся подводят итоги, отмечают свои слабые и сильные стороны, свои возможности и проблемы. Ставят себе оценку на заранее вывешенном стенде с критериями.
VIIIРефлексия
Устная обратная связь.
Узнав мнения учеников об уроке, попрошу пустить белых лебедей на озеро. (На плакате нарисовано большое озеро, куда дети должны приклеить своих лебедей)
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
- анализ произведения через поступки главного героя;
- рефлексию своей деятельности;
Результаты обучения
Ученики знают:
- краткую биографию уральского писателя, содержание рассказа, используемый художественный прием
Умеют:
- работать с текстом, делая пометы;
- правильно задавать вопросы и находить на них нужные ответы;
- анализировать текст, предлагать свои идеи, обсуждать;
- работать в группе, сосредоточившись на поставленной задаче;
- любить природу, быть добрыми, дарить людям радость и любовь;
Ключевые идеи:
Доброта - это богатство, щедрость души человека. Добрый человек не способен причинить страдания другим. Внутренняя борьба одинокого старика.
Формы учебной деятельности:
учебно-исследовательская, сотрудничество, индивидуальная и совместная работа
Межпредметная связь: русский язык, изобразительное искусство
Оборудование урока: постер, стенд оценивания, стикеры
Ход урока:
I Разминка «Тропа доброты»
Ребята из цветных бумаг вырезают отпечатки своих ножек и на нем пишут совершенные добрые поступки (я поставил кормушку для птиц…, я помог старому человеку перейти дорогу…, я принес домой котенка…, я поднял птенчика ласточки… и т.д.) Затем они должны проложить тропинку, называя свои добрые поступки. Пожелание учителя: желаю, чтоб эта ваша тропинка превратилась в широкий путь, идя по которому, вы будете дарить людям радость и любовь.
Класс делится на две группы, выбирая геометрические фигуры: круг, квадрат. Комментирую, какими качествами должен обладать ученик, выбравший ту или иную фигуру.
II Слово учителя
Ребята! Как удивительно хороша жизнь! Как мозаика она состоит из разноцветных кусочков впечатлений, порою мимолетных, но глубоко западающих в душу человека. Умели бы видеть не только глаза, но и сердце! Сегодня мы на уроке продолжим видеть и чувствовать глазами и сердцем. В этом нам поможет чудесный мир классики. Пусть сегодняшний урок вам принесет радость общения и наполнит ваши души прекрасными чувствами.
Коль существует на планете добро и зло, значит, люди могут творить и злые, и добрые дела.
- Какого человека можно назвать добрым?
- Добрый человек - это тот, кто любит детей, людей, готов в трудную минуту прийти на помощь.
- Добрый человек любит природу, бережет её.
- Добрый человек любит птиц и зверей, помогает им выжить в зимнюю стужу.
- Как вы думаете, ребята, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?
- О доброте, о добром человеке.
- Об одном таком добром человеке мы сегодня узнаем из рассказа уральского писателя Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приемыш».
IV Постановка учениками собственных целей обучения.
Плакат с критериями.
Совместно с учащимися разрабатываем цели урока, а затем и критерий оценивания работы учеников. На стенде вывешиваю критерий оценивания знаний и умений учащихся.
V Изучение нового материала
Стратегия «Корзина идей». На доске нарисована корзина. Ученики «сбрасывают» все собранные информации в корзину.
Работа с постером
Первая группа работает над первой частью рассказа. Вторая – над 2 частью. Ученики самостоятельно работают с текстом, делая пометы. Формы и методы достижения поставленной задачи выбирают сами.
Задание 1. Подготовьте краткую биографию писателя (опережающее задание)
Задание 2. Внимательно прочитайте текст. Д.Н.Мамин-Сибиряк написал этот рассказ давно в 19 веке, поэтому некоторые слова могут быть непонятными, делайте пометки карандашом. Озаглавьте каждую часть.
Задание 3. Предоставьте материал в виде рисунка, таблицы, схемы, кластера.
Задание4. Совместная словарная работа по тексту: жить бобылем, отнять кусок, приемыш, грезиться, затосковать.
VI Презентация работ.
Выступление первой группы. «Жизнь на Светлом озере», вторая группа «Прощание с Приемышем». Каждая группа защищает свои работы, отвечая на вопросы учителя и одноклассников. Одновременно анализируют рассказ.
- Как приемышу жилось у Тараса?
-Из каких слов можно понять, как относился старик к лебедю?
-Почему Тарас назвал Приемыша «особенной птицей»?
-Как случилось, что Тарас вынужден был одиноко жить у озера?
-Чем ему были дороги Соболько и Приемыш?
-Из чего видно, что Тарас был очень умным и добрым человеком, который хорошо знал животных, умел наблюдать за тем, что происходит в природе?
-Почему отлет Приемыша опечалил старика?
-Как это произошло?
VII Самоценивание
Учащиеся подводят итоги, отмечают свои слабые и сильные стороны, свои возможности и проблемы. Ставят себе оценку на заранее вывешенном стенде с критериями.
VIII Рефлексия
Устная обратная связь.
Узнав мнения учеников об уроке, попрошу пустить белых лебедей на озеро. (На плакате нарисовано большое озеро, куда дети должны приклеить своих лебедей)
IX Домашнее задание. Написать сказку о доброте.
Источники: Cтихотворение Л.Николаенко «Доброта», Словарь русского языка С.И.Ожегова, «Русские писатели и поэты». Краткий биографический словарь. Москва, 2000.