Этап урока | Методы обучения | Формируемые УУД | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала. |
1.Организационный | Словесный, метод мотивации учебной деятельности | личностные: внимание, уважение к окружающим; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; регулятивные: саморегуляция | Психологический настрой детей на урок. -Сегодня замечательное утро, и мы все замечательные! Давайте улыбнемся друг другу и начнем урок! | Оценивание готовности к уроку. Самоорганизация на учебную деятельность Дети достали «карту успеха», в которой после каждого этапа урока фиксируют, насколько хорошо усвоили материал |
Этап 2. Мотивация к учебной деятельности |
1.Сквозной элемент урока | Индивидуальная работа, парная, коллективная | регулятивные: саморегуляция | Скажем про себя несколько раз: Прозвенел для нас звонок, начинается урок! | Подготовка речевого аппарата к говорению |
2.Мотивационный | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: выбор критериев для классификации материала; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; личностные УУД: формирование гражданских качеств путём знакомства с достопримечательностями России. регулятивные УУД: целеполагание | Проблемный вопрос: Перед вами слайд, на котором написаны слова Михаила Васильевича Исаковского. Мы поработаем над ними. Вначале прочтем их про себя.(слайд № 2) А теперь подумайте, какие слова надо вставить на месте пропусков? А теперь мы совершим небольшую экскурсию в один из прекраснейших городов мира – Санкт-Петербург. (Слайд № 3, 4) Мы пройдем по его улицам и окажемся в Летнем саду. Прогулявшись по его аллейкам, подойдем к памятнику.(Слайды 5, 6) Виртуальная экскурсия. Проблемный вопрос: Случайно ли мы оказались рядом с именно этим памятником? Опишем его. Для чего автор создал этот памятник? А кто автор памятника? | Чтение про себя, затем выразительно вслух читает один из учеников. Дети дают развернутый ответ на поставленный вопрос. Формулируют предполагаемую тему занятия; составляют план своей деятельности, направленный на получение недостающих знаний и умений. |
3.Целеполагание, постановка учебных задач. Словарная работа. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные УУД: целеполагание | Задание: Обратим внимание на слайды. Кто изображен на них? Кому поставлен памятник? А есть ли эти животные на барельефе памятника? Что такое барельеф?(Слайд 8) Целеполагание. Мы не случайно говорим об И.А. Крылове. Попробуем сформулировать тему нашего урока. | Отвечают на вопросы. Отвечает ученик, которому было дано домашнее задание: создать толковый словарик для работы класса на уроке. Барельеф, невежда, невежа, мораль, басня, аллегория Определяют тему урока, записывают в тетрадь. Постановка учебной задачи на этот урок |
Этап 3. Организация и самоорганизация учащихся в ходе дальнейшего усвоения материала. Организация обратной связи. |
1. Проверка домашнего задания | Словесный, познавательный, эвристический | познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста, умение доказывать и анализировать; коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение полновыражать мысли в соответствии с задачамиурока; соблюдение правил общения. личностные УУД: (умение находить ответ на вопрос «Какое значениеимеет для меня учение? » регулятивные УУД:прогнозирование и получение конкретного результата. | Проверка заполнения маркировочной таблицы “ЗУХ” (Учащимся дано задание дома вспомнить известные сведения о жизни И.А Крылова, заполнить 1 и 2 колонки) Беседа по статье.(Слайд 7) -Когда, где и в какой семье родился Крылов? -Где и как он получил образование? -Где и в связи с чем начал свою трудовую деятельность И. А. Крылов? –Какие факты свидетельствуют об одаренности Крылова и его тщательной работе над собой? -Какие события в его жизни предшествовали этому? -Каким был первый литературный опыт Крылова? -Что такое басня? | Чтение таблицы «ЗУХ»,2-3 колонки, составленной по статье учебника «Биография Крылова И.» 2 колонка – план к статье учебника. Основные вехи жизни. 3 колонка. Что хочу узнать на уроках, посвященных творчеству баснописца. (1-2 колонки «Что вам известно об Иване Крылове?» заполняли дома). Отвечают на вопросы учителя. Предполагаемый ответ: Басня — это краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный, или аллегорический, смысл. |
2.Работа с литературоведческими понятиями. | | | «Карта жанра» Вам было дано задание выписать в тетрадь по литературе определение басни – Восстановите схему жанра басня, выбрав нужные элементы. Составление кластера | Работа в команде. (Каждой группе даны задания заранее) Каждая группа должна выбрать верные элементы жанра басни. ( Оценивается правильность и быстрота выполнения задания). Коллективная проверка. По ее итогам создается кластер. Предполагаемая запись: Басня-небольшой рассказ – диалог Часто стихотворный, 2 части; используется просторечная лексика; отличается краткостью (лаконизмом); мораль(нравоучение), сатирическое изображение; герои – чаще всего животные; особый басенный стих (строчки разной длины); разговорная речь, олицетворение. |
3.Мини-исследование в группе. | | | - А что такое аллегория? Задание. Чтобы узнать значение слова, надо воспользоваться… Попробуйте дать определение термину, проанализировав следующие примеры аллегории: осел – глупый человек, заяц – трусливый. -А какие известные басенные персонажи олицетворяют человеческие пороки? Волк? Медведь? Лиса? Обезьяна? Собака? Слон? Басня построена на аллегории, в которой определённые лица или явления изображаются под видом животных. | Исследовательская работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Предполагаемый ответ: Аллегория — иносказательное изображение предмета, явления для того, чтобы наглядно показать его главные черты. Отвечает один из членов команды. |
Физ. минутка (пауза релаксации) | | личностные УУД: работа в команде одноклассников под руководством учителя. коммуникативные УУД: умение работать в группе, взаимодействуя с товарищами. | Физ.минутка. один из учащихся организует разминку. | Выполняется несколько упражнений под музыку. |
Этап 4. Практикум. Аналитическая работа с текстом |
1.Работа с текстом басни. | Проблемный, метод фронтальной организации учащихся | личностные УУД: стремление к речевому самосовершенствованию, формирование навыков развернутого анализа; познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания в устной форме, смысловое чтение, извлечение необходимой информации из текста. коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Беседа: - Сегодня мы познакомимся с басней Крылова «Свинья под Дубом». -Не читая басню, можете сказать, какой характер обычно присущ свинье? А каким вы представляете себе дуб? -Давайте проверим, действительно ли свинья такова? | Ребята дают развёрнутые ответы на вопросы учителя Два хорошо подготовленных ученика читают басню. |
2.Слушание выразительного чтения учеников. | | Беседа по прослушанному. -Понравилось ли вам чтение басни Крылова? - Подтвердилось ли ваше предположение о характере главной героини? - Кому из ребят удалось лучше передать характерные черты персонажей басни? –Происходит ли такое в жизни? Как можно назвать это явление? - Можно ли его описать аллегорически? Многие басни служат уроком. А эта басня может нас чему-то научить?? | Дети слушают, дают свои оценки. Отвечают на вопросы учителя. Работа с чтением басни про себя (для последующего творческого задания) |
3.Выразительное чтение учащимися. | | Формирование артистических способностей через творческое задание; оценка выступлений. Выполняет роль консультанта. - Какой группе удалось точнее изобразить происходящее? | Чтение басни по ролям (3-4 группы) Такой же вопрос задается и классу. Дети дают обоснованный ответ. |
| | | |
4. Словесное рисование. | Метод словесного рисования | -Какую иллюстрацию к басне вы бы нарисовали? | Словесное рисование. Самостоятельное создание микротекста на заданную тему |
5.Знакомство с иллюстрациями басни Крылова | Наглядный, частично-поисковый | Чья иллюстрация вам больше понравилась, почему? Посмотрим на иллюстрации на слайде. Автором является Г. Куприянов. (Слайды 10, 11) | Дают развёрнутый ответ на вопросы. |
| | -Изменилось ли ваше восприятие басни? Мораль. Что это такое? | Дают развёрнутый ответ на вопросы. |
Этап 5. Закрепление полученных знаний |
1.Групповая работа. 2.Самостоятельный анализ басни. | Работа в группах и выступление перед аудиторией. | личностные УУД: формирование эстетических потребностей, наблюдательности и фантазии; нравственно-этическая ориентация. Регулятивные УУД: адекватное восприятие предложения учителя и одноклассников. познавательные УУД: умение осуществлять сравнение, классификацию по заданным критериям. коммуникативные УУД: умение строить монологические высказывания; проявление активности в решении познавательных задач | Организационная работа. Правила работы в группе. Разработка критериев оценки работы в группе. | Групповая работа. Обсуждение и поиск общего решения группы, представление результатов работы в группе. Самостоятельный анализ басни. 1 Задание. 1 группа. 1.Над какими пороками человека смеется автор. Почему Свинья названа невежей? 3. «Болтают, что басня век свой отжила и время списывать ее в архив». Согласны ли вы с этим утверждением? 2 группа. 1. Какие эпитеты использует поэт, чтобы описать Свинью? 2. Какие глаголы характеризуют главную героиню? 3 группа. 1. Что можно сказать о втором герое басни?Какой смысл вкладывает автор в слово «вековой»? 2.Как же ведет себя Дуб? Почему он называет Свинью неблагодарной? (Эта басня - правда о человеческой неблагодарности, невежественности) |
Этап 6. Подведение итогов урока |
1.Обобщение | Индивидуальная работа, выступление перед аудиторией. | Личностные: соотношение своей части работы с общим замыслом. Регулятивные: умение самостоятельно и рационально работать. Познавательные: проявление активности в решении творческой задачи. Коммуникативные: навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками | Формирование познавательной активности через творческое задание и корректировка полученных ответов. Выполняет роль консультанта. | Самостоятельное написание мини-ответа «Третий герой басни, о котором не говорили. Каков он?» Афиширование. |
2.Самооценка | Самоанализ | | Анализ работы учащихся. | Самооценка работы на уроке. |
3.Домашнее задание | Словесный, наглядный | | Дифференцированное домашнее задание. 1.Сочинение-миниатюра. Придумайте современную ситуацию, где бы можно было использовать слова морали басни «Свинья под Дубом» 2. Инсценировка басни (чтение наизусть). | Запись задания в дневники. |
4.Рефлексия | Метод контроля, познавательно-рефлексивный | регулятивные УУД: рефлексия, коммуникативные УУД: умение с достаточно полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Что удалось нам сегодня на уроке? Чем запомнится эта встреча? Кто узнал новое для себя? Итоговый комментарий. | Дают развернутый ответ на вопрос (2-3 человека) и заполняют «Карту успеха» |