kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны

Гимадиев Ильфат Шакирзянович  учитель географии

Цель:
дать представление об атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах;
показать их влияние на погоду и климат.
Задачи:
Вспомнить основные климатообразующие факторы.
Выяснить основные признаки и особенности размещения атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов.
Развивать навыки работы с таблицами, картами атласов.
Развивать навыки устной речи, умения обобщать и делать выводы.
Прививать интерес и любовь к предмету. Воспитывать экологическое мышление.
Методы и формы обучения:
объяснительно – иллюстративный - беседа с целью активизации опорных знаний;
работа (письменная) по систематизации основных признаков атмосферных фронтов, циклонов, антициклонов.
Тип урока: комбинированный.
Термины и понятия:
Атмосферный фронт.
Циклон.
Антициклон.
Холодный и теплый атмосферные фронты.
Оборудование:
мультимедийный конспект – презентация;
интерактивная доска;
физическая и климатическая карта России;
выставка научной и художественной литературы по теме.
План урока.
Постановка цели и задач.
Повторение и проверка домашнего задания.
Изучение новой темы:
Атмосферные фронты.
Циклоны.
Антициклоны.
Закрепление новой темы.
Подведение итогов урока.
Ход урока
Мультимедийный конспект урока.
I. Организационный момент.
Актуализация знаний учащихся.
Целеполагание.
Вспомни!
Узнай!
Научись!
II. Повторение и проверка изученного материала.
1) Вспомни!
Что такое климат?
Факторы формирования климата.
Виды солнечной радиации.
Виды и свойства воздушных масс.
2) Географический диктант:
1. Количество солнечного тепла, получаемое в течение года территорией в тропических широтах ...
а) больше, чем в экваториальных и умеренных широтах;
б) больше, чем в экваториальных, но меньше, чем в умеренных широтах;
в) меньше, чем в экваториальных, но больше, чем в умеренных широтах;
г) меньше, чем в экваториальных и умеренных широтах.
2. В июне максимальное количество солнечного тепла получают территории в ...
а) тропических широтах северного полушария;
б) тропических широтах южного полушария;
в) экваториальных широтах.
3. Тропические широты южного полушария получают наибольшее количество солнечного тепла в ...
а) январе;
б) марте;
в) июне;
г) сентябре.
4. Самые высокие абсолютные температуры воздуха зафиксированы в ... широтах.
а) экваториальных;
б) тропических;
в) умеренных;
г) арктических.
5. Пониженное атмосферное давление в течение года господствует в ... широтах.
а) экваториальных и тропических;
б) тропических и арктических;
в) арктических и умеренных;
г) умеренных и экваториальных.
6. Повышенное атмосферное давление в течение года господствует в ... широтах.
а) экваториальных и тропических;
б) тропических и арктических;
в) арктических и умеренных;
г) умеренных и экваториальных.
7. Ветры, дующие из тропических широт в сторону умеренных, называются ...
а) пассаты;
б) западный перенос;
в) северо-восточные;
г) муссоны.
8. Пассаты оказывают наибольшее влияние на климат ...
а) Евразии и Южной Америки;
б) Южной Америки и Африки;
в) Африки и Северной Америки;
г) Северной Америки и Евразии.
9. Западные ветры умеренных широт приносят влагу на ... побережья материков.
а) северные;
б) южные;
в) западные;
г) восточные.
10. Распределение поясов атмосферного давления по Земле оказывает наибольшее воздействие на ...
а) распределение тепла и влаги;
б) распределение влаги и систему господствующих ветров;
в) систему господствующих ветров и распределение тепла.
11. Система господствующих ветров на земном шаре непосредственно определяется распределением ...
а) тепла;
б) влаги;
в) атмосферного давления.
12. Тропические воздушные массы характеризуются ...
а) высокими температурами и влагосодержанием;
б) высокими температурами и низким влагосодержанием;
в) низкими температурами и высоким влагосодержанием;
г) низкими температурами и влагосодержанием.
III. Изучение нового материала.
Узнай!
Что такое атмосферные фронты.
Теплый атмосферный фронт.
Холодный атмосферный фронт.
Циклоны.
Антициклоны.
1) Атмосферные фронты - переходные зоны, разделяющие различные по своим свойствам воздушные массы.
Воздушные массы - значительные объемы воздуха, главными свойствами которых, являются температура и влагосодержание.
Нередко воздушные потоки встречаются, сталкиваются.
2) Циклоны и антициклоны - это крупные атмосферные вихри, переносящие воздушные массы.
3) Синоптические карты - основа для составления прогноза погоды.
- Какие необходимы сведения для составления синоптических карт?
IV. Закрепление изученной темы.
Географический диктант.
Что такое атмосферный фронт ?
Какие виды атмосферных фронтов вы знаете ?
Дайте характеристику теплому атмосферному фронту .
Дайте характеристику холодному атмосферному фронту.
Что такое циклон?
Где наиболее интенсивно себя проявляет циклон?
Где формируются антициклоны.
Из предложенных найдите признаки циклона, антициклона, атмосферного фронта.
Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре.
Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.
Приносит пасмурную погоду.
Устойчив и малоподвижен.
Устанавливается над Восточной Сибирью.
Зона столкновения теплых и холодных воздушных масс.
Восходящие потоки воздуха в центре.
Нисходящее движение воздуха в центре.
Движение от центра к периферии.
Движение против часовой стрелки к центру.
Они бываю теплые и холодные.
V. Итог урока.
«У природы нет плохой погоды».
Творческие выводы учеников.
Домашнее задание: стр. 82-86.


Описание,
принцип действия,
рекомендации по использованию работы.
Основой урока является презентация (Power Point). Структура презентации создана таким образом, чтобы максимально облегчить работу учителю и учащимся, предоставлять необходимое время для ответов на вопросы и работы с материалами урока.
Смена слайдов проводится по щелчку левой кнопки мыши (клику). Просмотр анимационного ролика (слайды №15 и 17) сопровождается звуком и проводится по «клику» на изображение, а смена, по клику в любом месте слайда (кроме изображения).
Каждый пункт плана урока на 2-м слайде снабжен гиперссылкой, что позволяет свободно перемещаться в необходимый этап урока и при необходимости возвращаться назад к плану урока т.е. обеспечивается легкая навигация по слайдам презентации урока.
Четкая структура урока обеспечивается напоминанием на каждом слайде о том на каком этапе урока мы находимся.
1 слайд – сообщение темы урока.
2 слайд – план урока. План снабжен гиперссылками, позволяющими свободно передвигаться по этапам урока.
3 слайд – целеполагание.
4 слайд – 12 слайд – повторение и проверка домашнего задания.
6 слайд – необходимо перечислить климатообразующие факторы.
5 и 7 слайды – скрытые. Они позволяю дифференцированно проводить уроки в разных классах. При необходимости можно более подробно вспомнить некоторые климатообразующие факторы, еще раз их повторить и закрепить. В классах сильных, где дети освоили тему, можно без них обойтись.
8 и 9 слайды – повторение видов солнечной радиации. 8 слайд можно использовать в классах, где есть необходимость повторно закрепить тему. В «сильных» классах можно обойтись без него.
10 -12 слайды – тестовая работа по проверке домашнего задания. Тест появляется на экране, но при необходимости раздается индивидуально на парту – в распечатанном виде.
13 слайд – целеполагание этапа изучения нового материала.
14 слайд – 26 слайд – изучение нового материала.
14 слайд – вспоминаем свойства и виды воздушных масс и даем определение понятию «атмосферный фронт».
16 слайд - знакомимся с видами атмосферных фронтов. Схемы действия холодных и теплых атмосферных фронтов снабжены гиперссылками для перехода к видеороликам на 15 и 17 слайдах.
15 и 17 слайды – скрытые - озвученные видеоролики с описанием свойств теплых и холодных атмосферных фронтов. Видеоролики запускаются «кликом» мышки.
18 слайд – знакомимся с территориями прохождения арктических и полярных фронтов.
19 слайд – сравнительная характеристика теплых и холодных фронтов. Используется слайд в классах где учащиеся затрудняются самостоятельно сделать вывод. В остальных коллективах слайд можно не использовать.
20 слайд – определение циклонов и антициклонов.
21 слайд – характеристика циклонов.
22 слайд – описание территорий распространения циклонов.
23 слайд - основные пути прохождения циклонов – территории развития циклонов зимой и летом. Работа с картой.
24 слайд – характеристика антициклона.
25 слайд – работа с картой территории распространения антициклонов.
26 слайд – что является основой для составления синоптических карт.
27– 30 слайды – закрепление изученного материала.
27 слайд – целеполагание на этапе закрепления.
28 слайд – сравнительная характеристика циклонов и антициклонов. Классу дается таблица в которой правильные ответы закрыты. По мере того как дети дают ответы поля таблицы открываются с помощью «клика» мышки. На слайде применена анимация – выход.
29 и 30 слайды – тесты для закрепления. При необходимости раздаются индивидуально на парту в распечатанном виде.
31 слайд – «У природы нет плохой погоды». Творческие размышления учащихся. Лирический итог урока.
Нецелесообразно использовать всю презентацию на уроке. При частой смене слайдов внимание падает и учащиеся быстро устают. Учитель сам выбирает, исходя из индивидуальных особенностей класса, какие слайды использовать во время урока. Вариативность обеспечивается удобной навигацией по этапам урока.
Данная презентация может использоваться в индивидуальной работе с учащимися, при самостоятельном изучении темы.

При подготовке к уроку использовалась следующая литература:
Библиотека электронных пособий. География 6-10 классы, ГУ РЦ ЭМТО 2003 г.
География материков и океанов: Учебник для 7 классов. Общеобразоват. Учреждений / Д.П. Филатов, С.В. Васильев, З.И. Шипунов, Е.Я. Чернихова. – М.; Просвещение, 1996 г.
География в школе: Электронные уроки и тесты. – ЗАО Просвещение – МЕДИА 2007 г.
Гладкий Ю.Н., С.Б. Лавров. Дайте планете шанс! – М.; Просвещение, 1995 г.
Коринская В.А.. География материков и океанов. 7 класс.: учеб. для общеобразват. учреждений. – М.: Дрофа, 2006 г.
Новиков ЮВ. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991 г.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны" »

Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны


Гимадиев Ильфат Шакирзянович учитель географии


Цель:

дать представление об атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах;

показать их влияние на погоду и климат.

Задачи:

Вспомнить основные климатообразующие факторы.

Выяснить основные признаки и особенности размещения атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов.

Развивать навыки работы с таблицами, картами атласов.

Развивать навыки устной речи, умения обобщать и делать выводы.

Прививать интерес и любовь к предмету. Воспитывать экологическое мышление.

Методы и формы обучения:

объяснительно – иллюстративный - беседа с целью активизации опорных знаний;

работа (письменная) по систематизации основных признаков атмосферных фронтов, циклонов, антициклонов.

Тип урока: комбинированный.

Термины и понятия:

Атмосферный фронт.

Циклон.

Антициклон.

Холодный и теплый атмосферные фронты.

Оборудование:

мультимедийный конспект – презентация;

интерактивная доска;

физическая и климатическая карта России;

выставка научной и художественной литературы по теме.

План урока.

Постановка цели и задач.

Повторение и проверка домашнего задания.

Изучение новой темы:

Атмосферные фронты.

Циклоны.

Антициклоны.

Закрепление новой темы.

Подведение итогов урока.

Ход урока

Мультимедийный конспект урока.

I. Организационный момент.

Актуализация знаний учащихся.

Целеполагание.

Вспомни!

Узнай!

Научись!

II. Повторение и проверка изученного материала.

1) Вспомни!

Что такое климат?

Факторы формирования климата.

Виды солнечной радиации.

Виды и свойства воздушных масс.

2) Географический диктант:

1. Количество солнечного тепла, получаемое в течение года территорией в тропических широтах ...

а) больше, чем в экваториальных и умеренных широтах;

б) больше, чем в экваториальных, но меньше, чем в умеренных широтах;

в) меньше, чем в экваториальных, но больше, чем в умеренных широтах;

г) меньше, чем в экваториальных и умеренных широтах.

2. В июне максимальное количество солнечного тепла получают территории в ...

а) тропических широтах северного полушария;

б) тропических широтах южного полушария;

в) экваториальных широтах.

3. Тропические широты южного полушария получают наибольшее количество солнечного тепла в ...

а) январе;

б) марте;

в) июне;

г) сентябре.

4. Самые высокие абсолютные температуры воздуха зафиксированы в ... широтах.

а) экваториальных;

б) тропических;

в) умеренных;

г) арктических.

5. Пониженное атмосферное давление в течение года господствует в ... широтах.

а) экваториальных и тропических;

б) тропических и арктических;

в) арктических и умеренных;

г) умеренных и экваториальных.

6. Повышенное атмосферное давление в течение года господствует в ... широтах.

а) экваториальных и тропических;

б) тропических и арктических;

в) арктических и умеренных;

г) умеренных и экваториальных.

7. Ветры, дующие из тропических широт в сторону умеренных, называются ...

а) пассаты;

б) западный перенос;

в) северо-восточные;

г) муссоны.

8. Пассаты оказывают наибольшее влияние на климат ...

а) Евразии и Южной Америки;

б) Южной Америки и Африки;

в) Африки и Северной Америки;

г) Северной Америки и Евразии.

9. Западные ветры умеренных широт приносят влагу на ... побережья материков.

а) северные;

б) южные;

в) западные;

г) восточные.

10. Распределение поясов атмосферного давления по Земле оказывает наибольшее воздействие на ...

а) распределение тепла и влаги;

б) распределение влаги и систему господствующих ветров;

в) систему господствующих ветров и распределение тепла.

11. Система господствующих ветров на земном шаре непосредственно определяется распределением ...

а) тепла;

б) влаги;

в) атмосферного давления.

12. Тропические воздушные массы характеризуются ...

а) высокими температурами и влагосодержанием;

б) высокими температурами и низким влагосодержанием;

в) низкими температурами и высоким влагосодержанием;

г) низкими температурами и влагосодержанием.

III. Изучение нового материала.

Узнай!

Что такое атмосферные фронты.

Теплый атмосферный фронт.

Холодный атмосферный фронт.

Циклоны.

Антициклоны.

1) Атмосферные фронты - переходные зоны, разделяющие различные по своим свойствам воздушные массы.

Воздушные массы - значительные объемы воздуха, главными свойствами которых, являются температура и влагосодержание.

Нередко воздушные потоки встречаются, сталкиваются.

2) Циклоны и антициклоны - это крупные атмосферные вихри, переносящие воздушные массы.

3) Синоптические карты - основа для составления прогноза погоды.

- Какие необходимы сведения для составления синоптических карт?

IV. Закрепление изученной темы.

Географический диктант.

Что такое атмосферный фронт ?

Какие виды атмосферных фронтов вы знаете ?

Дайте характеристику теплому атмосферному фронту .

Дайте характеристику холодному атмосферному фронту.

Что такое циклон?

Где наиболее интенсивно себя проявляет циклон?

Где формируются антициклоны.

Из предложенных найдите признаки циклона, антициклона, атмосферного фронта.

Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре.

Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.

Приносит пасмурную погоду.

Устойчив и малоподвижен.

Устанавливается над Восточной Сибирью.

Зона столкновения теплых и холодных воздушных масс.

Восходящие потоки воздуха в центре.

Нисходящее движение воздуха в центре.

Движение от центра к периферии.

Движение против часовой стрелки к центру.

Они бываю теплые и холодные.

V. Итог урока.

«У природы нет плохой погоды».

Творческие выводы учеников.

Домашнее задание: стр. 82-86.



Описание,
принцип действия,
рекомендации по использованию работы.

Основой урока является презентация (Power Point). Структура презентации создана таким образом, чтобы максимально облегчить работу учителю и учащимся, предоставлять необходимое время для ответов на вопросы и работы с материалами урока.

Смена слайдов проводится по щелчку левой кнопки мыши (клику). Просмотр анимационного ролика (слайды №15 и 17) сопровождается звуком и проводится по «клику» на изображение, а смена, по клику в любом месте слайда (кроме изображения).

Каждый пункт плана урока на 2-м слайде снабжен гиперссылкой, что позволяет свободно перемещаться в необходимый этап урока и при необходимости возвращаться назад к плану урока т.е. обеспечивается легкая навигация по слайдам презентации урока.

Четкая структура урока обеспечивается напоминанием на каждом слайде о том на каком этапе урока мы находимся.

1 слайд – сообщение темы урока.

2 слайд – план урока. План снабжен гиперссылками, позволяющими свободно передвигаться по этапам урока.

3 слайд – целеполагание.

4 слайд – 12 слайд – повторение и проверка домашнего задания.

6 слайд – необходимо перечислить климатообразующие факторы.

5 и 7 слайды – скрытые. Они позволяю дифференцированно проводить уроки в разных классах. При необходимости можно более подробно вспомнить некоторые климатообразующие факторы, еще раз их повторить и закрепить. В классах сильных, где дети освоили тему, можно без них обойтись.

8 и 9 слайды – повторение видов солнечной радиации. 8 слайд можно использовать в классах, где есть необходимость повторно закрепить тему. В «сильных» классах можно обойтись без него.

10 -12 слайды – тестовая работа по проверке домашнего задания. Тест появляется на экране, но при необходимости раздается индивидуально на парту – в распечатанном виде.

13 слайд – целеполагание этапа изучения нового материала.

14 слайд – 26 слайд – изучение нового материала.

14 слайд – вспоминаем свойства и виды воздушных масс и даем определение понятию «атмосферный фронт».

16 слайд - знакомимся с видами атмосферных фронтов. Схемы действия холодных и теплых атмосферных фронтов снабжены гиперссылками для перехода к видеороликам на 15 и 17 слайдах.

15 и 17 слайды – скрытые - озвученные видеоролики с описанием свойств теплых и холодных атмосферных фронтов. Видеоролики запускаются «кликом» мышки.

18 слайд – знакомимся с территориями прохождения арктических и полярных фронтов.

19 слайд – сравнительная характеристика теплых и холодных фронтов. Используется слайд в классах где учащиеся затрудняются самостоятельно сделать вывод. В остальных коллективах слайд можно не использовать.

20 слайд – определение циклонов и антициклонов.

21 слайд – характеристика циклонов.

22 слайд – описание территорий распространения циклонов.

23 слайд - основные пути прохождения циклонов – территории развития циклонов зимой и летом. Работа с картой.

24 слайд – характеристика антициклона.

25 слайд – работа с картой территории распространения антициклонов.

26 слайд – что является основой для составления синоптических карт.

27– 30 слайды – закрепление изученного материала.

27 слайд – целеполагание на этапе закрепления.

28 слайд – сравнительная характеристика циклонов и антициклонов. Классу дается таблица в которой правильные ответы закрыты. По мере того как дети дают ответы поля таблицы открываются с помощью «клика» мышки. На слайде применена анимация – выход.

29 и 30 слайды – тесты для закрепления. При необходимости раздаются индивидуально на парту в распечатанном виде.

31 слайд – «У природы нет плохой погоды». Творческие размышления учащихся. Лирический итог урока.

Нецелесообразно использовать всю презентацию на уроке. При частой смене слайдов внимание падает и учащиеся быстро устают. Учитель сам выбирает, исходя из индивидуальных особенностей класса, какие слайды использовать во время урока. Вариативность обеспечивается удобной навигацией по этапам урока.

Данная презентация может использоваться в индивидуальной работе с учащимися, при самостоятельном изучении темы.


При подготовке к уроку использовалась следующая литература:

Библиотека электронных пособий. География 6-10 классы, ГУ РЦ ЭМТО 2003 г.

География материков и океанов: Учебник для 7 классов. Общеобразоват. Учреждений / Д.П. Филатов, С.В. Васильев, З.И. Шипунов, Е.Я. Чернихова. – М.; Просвещение, 1996 г.

География в школе: Электронные уроки и тесты. – ЗАО Просвещение – МЕДИА 2007 г.

Гладкий Ю.Н., С.Б. Лавров. Дайте планете шанс! – М.; Просвещение, 1995 г.

Коринская В.А.. География материков и океанов. 7 класс.: учеб. для общеобразват. учреждений. – М.: Дрофа, 2006 г.

Новиков ЮВ. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны"

Автор: Гимадиев Ильфат Шакирзянович

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 119815

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. "
    ["seo_title"] => string(44) "atmosfiernyie-fronty-tsiklony-i-antitsiklony"
    ["file_id"] => string(6) "216992"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433191908"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по географии в 8 классе "Сезонная циркуляция атмосферы""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_ghieoghrafii_v_8_klassie_siezonnaia_tsirkuliatsiia_atmosfiery"
    ["file_id"] => string(6) "407033"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491429710"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
1550 руб.
2220 руб.
1620 руб.
2310 руб.
1490 руб.
2130 руб.
2220 руб.
3170 руб.
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства