kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны"

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны

Гимадиев Ильфат Шакирзянович  учитель географии

Цель:
дать представление об атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах;
показать их влияние на погоду и климат.
Задачи:
Вспомнить основные климатообразующие факторы.
Выяснить основные признаки и особенности размещения атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов.
Развивать навыки работы с таблицами, картами атласов.
Развивать навыки устной речи, умения обобщать и делать выводы.
Прививать интерес и любовь к предмету. Воспитывать экологическое мышление.
Методы и формы обучения:
объяснительно – иллюстративный - беседа с целью активизации опорных знаний;
работа (письменная) по систематизации основных признаков атмосферных фронтов, циклонов, антициклонов.
Тип урока: комбинированный.
Термины и понятия:
Атмосферный фронт.
Циклон.
Антициклон.
Холодный и теплый атмосферные фронты.
Оборудование:
мультимедийный конспект – презентация;
интерактивная доска;
физическая и климатическая карта России;
выставка научной и художественной литературы по теме.
План урока.
Постановка цели и задач.
Повторение и проверка домашнего задания.
Изучение новой темы:
Атмосферные фронты.
Циклоны.
Антициклоны.
Закрепление новой темы.
Подведение итогов урока.
Ход урока
Мультимедийный конспект урока.
I. Организационный момент.
Актуализация знаний учащихся.
Целеполагание.
Вспомни!
Узнай!
Научись!
II. Повторение и проверка изученного материала.
1) Вспомни!
Что такое климат?
Факторы формирования климата.
Виды солнечной радиации.
Виды и свойства воздушных масс.
2) Географический диктант:
1. Количество солнечного тепла, получаемое в течение года территорией в тропических широтах ...
а) больше, чем в экваториальных и умеренных широтах;
б) больше, чем в экваториальных, но меньше, чем в умеренных широтах;
в) меньше, чем в экваториальных, но больше, чем в умеренных широтах;
г) меньше, чем в экваториальных и умеренных широтах.
2. В июне максимальное количество солнечного тепла получают территории в ...
а) тропических широтах северного полушария;
б) тропических широтах южного полушария;
в) экваториальных широтах.
3. Тропические широты южного полушария получают наибольшее количество солнечного тепла в ...
а) январе;
б) марте;
в) июне;
г) сентябре.
4. Самые высокие абсолютные температуры воздуха зафиксированы в ... широтах.
а) экваториальных;
б) тропических;
в) умеренных;
г) арктических.
5. Пониженное атмосферное давление в течение года господствует в ... широтах.
а) экваториальных и тропических;
б) тропических и арктических;
в) арктических и умеренных;
г) умеренных и экваториальных.
6. Повышенное атмосферное давление в течение года господствует в ... широтах.
а) экваториальных и тропических;
б) тропических и арктических;
в) арктических и умеренных;
г) умеренных и экваториальных.
7. Ветры, дующие из тропических широт в сторону умеренных, называются ...
а) пассаты;
б) западный перенос;
в) северо-восточные;
г) муссоны.
8. Пассаты оказывают наибольшее влияние на климат ...
а) Евразии и Южной Америки;
б) Южной Америки и Африки;
в) Африки и Северной Америки;
г) Северной Америки и Евразии.
9. Западные ветры умеренных широт приносят влагу на ... побережья материков.
а) северные;
б) южные;
в) западные;
г) восточные.
10. Распределение поясов атмосферного давления по Земле оказывает наибольшее воздействие на ...
а) распределение тепла и влаги;
б) распределение влаги и систему господствующих ветров;
в) систему господствующих ветров и распределение тепла.
11. Система господствующих ветров на земном шаре непосредственно определяется распределением ...
а) тепла;
б) влаги;
в) атмосферного давления.
12. Тропические воздушные массы характеризуются ...
а) высокими температурами и влагосодержанием;
б) высокими температурами и низким влагосодержанием;
в) низкими температурами и высоким влагосодержанием;
г) низкими температурами и влагосодержанием.
III. Изучение нового материала.
Узнай!
Что такое атмосферные фронты.
Теплый атмосферный фронт.
Холодный атмосферный фронт.
Циклоны.
Антициклоны.
1) Атмосферные фронты - переходные зоны, разделяющие различные по своим свойствам воздушные массы.
Воздушные массы - значительные объемы воздуха, главными свойствами которых, являются температура и влагосодержание.
Нередко воздушные потоки встречаются, сталкиваются.
2) Циклоны и антициклоны - это крупные атмосферные вихри, переносящие воздушные массы.
3) Синоптические карты - основа для составления прогноза погоды.
- Какие необходимы сведения для составления синоптических карт?
IV. Закрепление изученной темы.
Географический диктант.
Что такое атмосферный фронт ?
Какие виды атмосферных фронтов вы знаете ?
Дайте характеристику теплому атмосферному фронту .
Дайте характеристику холодному атмосферному фронту.
Что такое циклон?
Где наиболее интенсивно себя проявляет циклон?
Где формируются антициклоны.
Из предложенных найдите признаки циклона, антициклона, атмосферного фронта.
Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре.
Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.
Приносит пасмурную погоду.
Устойчив и малоподвижен.
Устанавливается над Восточной Сибирью.
Зона столкновения теплых и холодных воздушных масс.
Восходящие потоки воздуха в центре.
Нисходящее движение воздуха в центре.
Движение от центра к периферии.
Движение против часовой стрелки к центру.
Они бываю теплые и холодные.
V. Итог урока.
«У природы нет плохой погоды».
Творческие выводы учеников.
Домашнее задание: стр. 82-86.


Описание,
принцип действия,
рекомендации по использованию работы.
Основой урока является презентация (Power Point). Структура презентации создана таким образом, чтобы максимально облегчить работу учителю и учащимся, предоставлять необходимое время для ответов на вопросы и работы с материалами урока.
Смена слайдов проводится по щелчку левой кнопки мыши (клику). Просмотр анимационного ролика (слайды №15 и 17) сопровождается звуком и проводится по «клику» на изображение, а смена, по клику в любом месте слайда (кроме изображения).
Каждый пункт плана урока на 2-м слайде снабжен гиперссылкой, что позволяет свободно перемещаться в необходимый этап урока и при необходимости возвращаться назад к плану урока т.е. обеспечивается легкая навигация по слайдам презентации урока.
Четкая структура урока обеспечивается напоминанием на каждом слайде о том на каком этапе урока мы находимся.
1 слайд – сообщение темы урока.
2 слайд – план урока. План снабжен гиперссылками, позволяющими свободно передвигаться по этапам урока.
3 слайд – целеполагание.
4 слайд – 12 слайд – повторение и проверка домашнего задания.
6 слайд – необходимо перечислить климатообразующие факторы.
5 и 7 слайды – скрытые. Они позволяю дифференцированно проводить уроки в разных классах. При необходимости можно более подробно вспомнить некоторые климатообразующие факторы, еще раз их повторить и закрепить. В классах сильных, где дети освоили тему, можно без них обойтись.
8 и 9 слайды – повторение видов солнечной радиации. 8 слайд можно использовать в классах, где есть необходимость повторно закрепить тему. В «сильных» классах можно обойтись без него.
10 -12 слайды – тестовая работа по проверке домашнего задания. Тест появляется на экране, но при необходимости раздается индивидуально на парту – в распечатанном виде.
13 слайд – целеполагание этапа изучения нового материала.
14 слайд – 26 слайд – изучение нового материала.
14 слайд – вспоминаем свойства и виды воздушных масс и даем определение понятию «атмосферный фронт».
16 слайд - знакомимся с видами атмосферных фронтов. Схемы действия холодных и теплых атмосферных фронтов снабжены гиперссылками для перехода к видеороликам на 15 и 17 слайдах.
15 и 17 слайды – скрытые - озвученные видеоролики с описанием свойств теплых и холодных атмосферных фронтов. Видеоролики запускаются «кликом» мышки.
18 слайд – знакомимся с территориями прохождения арктических и полярных фронтов.
19 слайд – сравнительная характеристика теплых и холодных фронтов. Используется слайд в классах где учащиеся затрудняются самостоятельно сделать вывод. В остальных коллективах слайд можно не использовать.
20 слайд – определение циклонов и антициклонов.
21 слайд – характеристика циклонов.
22 слайд – описание территорий распространения циклонов.
23 слайд - основные пути прохождения циклонов – территории развития циклонов зимой и летом. Работа с картой.
24 слайд – характеристика антициклона.
25 слайд – работа с картой территории распространения антициклонов.
26 слайд – что является основой для составления синоптических карт.
27– 30 слайды – закрепление изученного материала.
27 слайд – целеполагание на этапе закрепления.
28 слайд – сравнительная характеристика циклонов и антициклонов. Классу дается таблица в которой правильные ответы закрыты. По мере того как дети дают ответы поля таблицы открываются с помощью «клика» мышки. На слайде применена анимация – выход.
29 и 30 слайды – тесты для закрепления. При необходимости раздаются индивидуально на парту в распечатанном виде.
31 слайд – «У природы нет плохой погоды». Творческие размышления учащихся. Лирический итог урока.
Нецелесообразно использовать всю презентацию на уроке. При частой смене слайдов внимание падает и учащиеся быстро устают. Учитель сам выбирает, исходя из индивидуальных особенностей класса, какие слайды использовать во время урока. Вариативность обеспечивается удобной навигацией по этапам урока.
Данная презентация может использоваться в индивидуальной работе с учащимися, при самостоятельном изучении темы.

При подготовке к уроку использовалась следующая литература:
Библиотека электронных пособий. География 6-10 классы, ГУ РЦ ЭМТО 2003 г.
География материков и океанов: Учебник для 7 классов. Общеобразоват. Учреждений / Д.П. Филатов, С.В. Васильев, З.И. Шипунов, Е.Я. Чернихова. – М.; Просвещение, 1996 г.
География в школе: Электронные уроки и тесты. – ЗАО Просвещение – МЕДИА 2007 г.
Гладкий Ю.Н., С.Б. Лавров. Дайте планете шанс! – М.; Просвещение, 1995 г.
Коринская В.А.. География материков и океанов. 7 класс.: учеб. для общеобразват. учреждений. – М.: Дрофа, 2006 г.
Новиков ЮВ. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991 г.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны" »

Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны


Гимадиев Ильфат Шакирзянович учитель географии


Цель:

дать представление об атмосферных фронтах, циклонах и антициклонах;

показать их влияние на погоду и климат.

Задачи:

Вспомнить основные климатообразующие факторы.

Выяснить основные признаки и особенности размещения атмосферных фронтов, циклонов и антициклонов.

Развивать навыки работы с таблицами, картами атласов.

Развивать навыки устной речи, умения обобщать и делать выводы.

Прививать интерес и любовь к предмету. Воспитывать экологическое мышление.

Методы и формы обучения:

объяснительно – иллюстративный - беседа с целью активизации опорных знаний;

работа (письменная) по систематизации основных признаков атмосферных фронтов, циклонов, антициклонов.

Тип урока: комбинированный.

Термины и понятия:

Атмосферный фронт.

Циклон.

Антициклон.

Холодный и теплый атмосферные фронты.

Оборудование:

мультимедийный конспект – презентация;

интерактивная доска;

физическая и климатическая карта России;

выставка научной и художественной литературы по теме.

План урока.

Постановка цели и задач.

Повторение и проверка домашнего задания.

Изучение новой темы:

Атмосферные фронты.

Циклоны.

Антициклоны.

Закрепление новой темы.

Подведение итогов урока.

Ход урока

Мультимедийный конспект урока.

I. Организационный момент.

Актуализация знаний учащихся.

Целеполагание.

Вспомни!

Узнай!

Научись!

II. Повторение и проверка изученного материала.

1) Вспомни!

Что такое климат?

Факторы формирования климата.

Виды солнечной радиации.

Виды и свойства воздушных масс.

2) Географический диктант:

1. Количество солнечного тепла, получаемое в течение года территорией в тропических широтах ...

а) больше, чем в экваториальных и умеренных широтах;

б) больше, чем в экваториальных, но меньше, чем в умеренных широтах;

в) меньше, чем в экваториальных, но больше, чем в умеренных широтах;

г) меньше, чем в экваториальных и умеренных широтах.

2. В июне максимальное количество солнечного тепла получают территории в ...

а) тропических широтах северного полушария;

б) тропических широтах южного полушария;

в) экваториальных широтах.

3. Тропические широты южного полушария получают наибольшее количество солнечного тепла в ...

а) январе;

б) марте;

в) июне;

г) сентябре.

4. Самые высокие абсолютные температуры воздуха зафиксированы в ... широтах.

а) экваториальных;

б) тропических;

в) умеренных;

г) арктических.

5. Пониженное атмосферное давление в течение года господствует в ... широтах.

а) экваториальных и тропических;

б) тропических и арктических;

в) арктических и умеренных;

г) умеренных и экваториальных.

6. Повышенное атмосферное давление в течение года господствует в ... широтах.

а) экваториальных и тропических;

б) тропических и арктических;

в) арктических и умеренных;

г) умеренных и экваториальных.

7. Ветры, дующие из тропических широт в сторону умеренных, называются ...

а) пассаты;

б) западный перенос;

в) северо-восточные;

г) муссоны.

8. Пассаты оказывают наибольшее влияние на климат ...

а) Евразии и Южной Америки;

б) Южной Америки и Африки;

в) Африки и Северной Америки;

г) Северной Америки и Евразии.

9. Западные ветры умеренных широт приносят влагу на ... побережья материков.

а) северные;

б) южные;

в) западные;

г) восточные.

10. Распределение поясов атмосферного давления по Земле оказывает наибольшее воздействие на ...

а) распределение тепла и влаги;

б) распределение влаги и систему господствующих ветров;

в) систему господствующих ветров и распределение тепла.

11. Система господствующих ветров на земном шаре непосредственно определяется распределением ...

а) тепла;

б) влаги;

в) атмосферного давления.

12. Тропические воздушные массы характеризуются ...

а) высокими температурами и влагосодержанием;

б) высокими температурами и низким влагосодержанием;

в) низкими температурами и высоким влагосодержанием;

г) низкими температурами и влагосодержанием.

III. Изучение нового материала.

Узнай!

Что такое атмосферные фронты.

Теплый атмосферный фронт.

Холодный атмосферный фронт.

Циклоны.

Антициклоны.

1) Атмосферные фронты - переходные зоны, разделяющие различные по своим свойствам воздушные массы.

Воздушные массы - значительные объемы воздуха, главными свойствами которых, являются температура и влагосодержание.

Нередко воздушные потоки встречаются, сталкиваются.

2) Циклоны и антициклоны - это крупные атмосферные вихри, переносящие воздушные массы.

3) Синоптические карты - основа для составления прогноза погоды.

- Какие необходимы сведения для составления синоптических карт?

IV. Закрепление изученной темы.

Географический диктант.

Что такое атмосферный фронт ?

Какие виды атмосферных фронтов вы знаете ?

Дайте характеристику теплому атмосферному фронту .

Дайте характеристику холодному атмосферному фронту.

Что такое циклон?

Где наиболее интенсивно себя проявляет циклон?

Где формируются антициклоны.

Из предложенных найдите признаки циклона, антициклона, атмосферного фронта.

Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре.

Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.

Приносит пасмурную погоду.

Устойчив и малоподвижен.

Устанавливается над Восточной Сибирью.

Зона столкновения теплых и холодных воздушных масс.

Восходящие потоки воздуха в центре.

Нисходящее движение воздуха в центре.

Движение от центра к периферии.

Движение против часовой стрелки к центру.

Они бываю теплые и холодные.

V. Итог урока.

«У природы нет плохой погоды».

Творческие выводы учеников.

Домашнее задание: стр. 82-86.



Описание,
принцип действия,
рекомендации по использованию работы.

Основой урока является презентация (Power Point). Структура презентации создана таким образом, чтобы максимально облегчить работу учителю и учащимся, предоставлять необходимое время для ответов на вопросы и работы с материалами урока.

Смена слайдов проводится по щелчку левой кнопки мыши (клику). Просмотр анимационного ролика (слайды №15 и 17) сопровождается звуком и проводится по «клику» на изображение, а смена, по клику в любом месте слайда (кроме изображения).

Каждый пункт плана урока на 2-м слайде снабжен гиперссылкой, что позволяет свободно перемещаться в необходимый этап урока и при необходимости возвращаться назад к плану урока т.е. обеспечивается легкая навигация по слайдам презентации урока.

Четкая структура урока обеспечивается напоминанием на каждом слайде о том на каком этапе урока мы находимся.

1 слайд – сообщение темы урока.

2 слайд – план урока. План снабжен гиперссылками, позволяющими свободно передвигаться по этапам урока.

3 слайд – целеполагание.

4 слайд – 12 слайд – повторение и проверка домашнего задания.

6 слайд – необходимо перечислить климатообразующие факторы.

5 и 7 слайды – скрытые. Они позволяю дифференцированно проводить уроки в разных классах. При необходимости можно более подробно вспомнить некоторые климатообразующие факторы, еще раз их повторить и закрепить. В классах сильных, где дети освоили тему, можно без них обойтись.

8 и 9 слайды – повторение видов солнечной радиации. 8 слайд можно использовать в классах, где есть необходимость повторно закрепить тему. В «сильных» классах можно обойтись без него.

10 -12 слайды – тестовая работа по проверке домашнего задания. Тест появляется на экране, но при необходимости раздается индивидуально на парту – в распечатанном виде.

13 слайд – целеполагание этапа изучения нового материала.

14 слайд – 26 слайд – изучение нового материала.

14 слайд – вспоминаем свойства и виды воздушных масс и даем определение понятию «атмосферный фронт».

16 слайд - знакомимся с видами атмосферных фронтов. Схемы действия холодных и теплых атмосферных фронтов снабжены гиперссылками для перехода к видеороликам на 15 и 17 слайдах.

15 и 17 слайды – скрытые - озвученные видеоролики с описанием свойств теплых и холодных атмосферных фронтов. Видеоролики запускаются «кликом» мышки.

18 слайд – знакомимся с территориями прохождения арктических и полярных фронтов.

19 слайд – сравнительная характеристика теплых и холодных фронтов. Используется слайд в классах где учащиеся затрудняются самостоятельно сделать вывод. В остальных коллективах слайд можно не использовать.

20 слайд – определение циклонов и антициклонов.

21 слайд – характеристика циклонов.

22 слайд – описание территорий распространения циклонов.

23 слайд - основные пути прохождения циклонов – территории развития циклонов зимой и летом. Работа с картой.

24 слайд – характеристика антициклона.

25 слайд – работа с картой территории распространения антициклонов.

26 слайд – что является основой для составления синоптических карт.

27– 30 слайды – закрепление изученного материала.

27 слайд – целеполагание на этапе закрепления.

28 слайд – сравнительная характеристика циклонов и антициклонов. Классу дается таблица в которой правильные ответы закрыты. По мере того как дети дают ответы поля таблицы открываются с помощью «клика» мышки. На слайде применена анимация – выход.

29 и 30 слайды – тесты для закрепления. При необходимости раздаются индивидуально на парту в распечатанном виде.

31 слайд – «У природы нет плохой погоды». Творческие размышления учащихся. Лирический итог урока.

Нецелесообразно использовать всю презентацию на уроке. При частой смене слайдов внимание падает и учащиеся быстро устают. Учитель сам выбирает, исходя из индивидуальных особенностей класса, какие слайды использовать во время урока. Вариативность обеспечивается удобной навигацией по этапам урока.

Данная презентация может использоваться в индивидуальной работе с учащимися, при самостоятельном изучении темы.


При подготовке к уроку использовалась следующая литература:

Библиотека электронных пособий. География 6-10 классы, ГУ РЦ ЭМТО 2003 г.

География материков и океанов: Учебник для 7 классов. Общеобразоват. Учреждений / Д.П. Филатов, С.В. Васильев, З.И. Шипунов, Е.Я. Чернихова. – М.; Просвещение, 1996 г.

География в школе: Электронные уроки и тесты. – ЗАО Просвещение – МЕДИА 2007 г.

Гладкий Ю.Н., С.Б. Лавров. Дайте планете шанс! – М.; Просвещение, 1995 г.

Коринская В.А.. География материков и океанов. 7 класс.: учеб. для общеобразват. учреждений. – М.: Дрофа, 2006 г.

Новиков ЮВ. Природа и человек. – М.: Просвещение, 1991 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: География

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны"

Автор: Гимадиев Ильфат Шакирзянович

Дата: 17.10.2014

Номер свидетельства: 119815

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(79) "Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. "
    ["seo_title"] => string(44) "atmosfiernyie-fronty-tsiklony-i-antitsiklony"
    ["file_id"] => string(6) "216992"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433191908"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Конспект урока по географии в 8 классе "Сезонная циркуляция атмосферы""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_ghieoghrafii_v_8_klassie_siezonnaia_tsirkuliatsiia_atmosfiery"
    ["file_id"] => string(6) "407033"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1491429710"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства