Для учеников 11 класса (возраст 16-17 лет) характерен интерес к историко-литературному контексту; они выражают желание не только знать о существовании того или иного произведения, но и иметь представление об истории его создания, об общественной ситуации, сопутствующей времени написания текста и т.д. Проводя урок по современной поэзии, можно логически довести историко-литературное обучение до настоящих дней, актуализируя проблему участия / неучастия каждого в отдельности в том художественном кризисе (прежде всего – в поэзии), который очевиден сегодня. Старшие классы нацелены на предметный и литературоведческий анализ, что, будучи применено к произведениям современных авторов, позволит размыть границу между отвлеченностью анализа и собственной ответственностью учеников, так как выводы анализа, экстраполированные в сферу жизненных категории, будут относиться к нашему времени.
Естественно, анализ любого произведения осмысляется в контексте своего времени и нашего времени, однако в отношении современной литературы вносится элемент непосредственного участия
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 11 классе "Лирика" »
Название урока «Кто написал стихотворение?»
Тема урока: «Экскурс в современную лирику»
Период: 11 класс
Время: после уроков по теории постмодернизма и обзорного урока по литературе 50-90-х гг.
Кол-во уроков: 2 урока (один сдвоенный урок).
Тип урока – диалогический, проблемный, обзорный.
Цель урока:
Расширить представление учащихся о современном литературном процессе.
Поставить проблему авторства и возможности прямого лирического высказывания в настоящее время.
Задачи
Развитие навыков анализа художественного произведения
Углубление представления учеников об историко-литературном контексте.
Формирование личностного отношения к проблемам и вопросам культурологического и социального порядка.
Мотивация:
Для учеников 11 класса (возраст 16-17 лет) характерен интерес к историко-литературному контексту; они выражают желание не только знать о существовании того или иного произведения, но и иметь представление об истории его создания, об общественной ситуации, сопутствующей времени написания текста и т.д. Проводя урок по современной поэзии, можно логически довести историко-литературное обучение до настоящих дней, актуализируя проблему участия / неучастия каждого в отдельности в том художественном кризисе (прежде всего – в поэзии), который очевиден сегодня.
Старшие классы нацелены на предметный и литературоведческий анализ, что, будучи применено к произведениям современных авторов, позволит размыть границу между отвлеченностью анализа и собственной ответственностью учеников, так как выводы анализа, экстраполированные в сферу жизненных категории, будут относиться к нашему времени.
Поправка к п.2: естественно, анализ любого произведения осмысляется в контексте своего времени и нашего времени, однако в отношении современной литературы вносится элемент непосредственного участия
Материалы к уроку: презентация, раздаточный материал.
Урок ведется вслед за презентацией
Примечания к раздаточному материалу: все термины будут объясняться учителем в упрощенном виде, однако у каждого ученика на руках будет лист с более строгим терминологическим словарем.
Концептуализм и метареализм также будут даны в более научном, чем на слайдах, определении. То же касается и краткого списка представителей данных течений.
Содержание раздаточных материалов см. в п. Приложении
1 урок
Ход урока.
Введение: выяснение читательского кругозора учеников относительно современной литературы, напоминание историко-литературного контекста: поэзия эстрады, тихая лирика, самиздат, тамиздат, и т.д.
Это не новая информация для учеников (обзорный урок по литературе 50-90 гг.), потому не должно занять много времени.
4 минуты
1 слайд
На первом слайде помещена картина Ильи Кабакова – художника-концептуалиста и название урока «Кто написал стихотворение?». Ученикам предлагается поделиться ассоциациями, возникающими у них при просмотре этой картины и ответить на вопрос, каким образом ее проблематика соотносится с фразой «Кто написал стихотворение?». Предполагается выйти к вопросу индивидуального и массового творчества (композиция картины), и в контексте современной литературной ситуации придти к проблеме авторства.
3-5 минут
2 слайд
Учитель рассказывает о поэте Всеволоде Некрасове (минимальные сведения), поясняет, что названием урока является строчка из его стихотворения, ставшего визитной карточкой русского постмодернизма.
Учитель переходит на второй слайд
* * *
Я помню чудное мгновенье
Невы державное теченье
Люблю тебя Петра творенье
Кто написал стихотворенье
Я написал стихотворенье
Всеволод Некрасов
Ученикам предлагается ответить на вопрос: почему, по их мнению, стихотворение помещено в рамке?
Урок строится на контрастах, и потому, если в разговоре о первом слайде поднималась проблема авторства и новизны, в данном случае встанет вопрос о форме, о ее регламентированности / грамматической свободе.
3 слайд
Вопросы по тексту:
можно ли назвать этот текст авторским почему
как вы можете объяснить отсутствие пунктуации в тексте
есть ли разница между постановкой личного местоимения я в первой и последней строке стихотворения если да то в чем она выражается если нет то назовите причины
кто написал стихотворение
Вопросы на 3 слайде даны без пунктуации, вторя стихотворению. Это будет способствовать синтаксической переорганизации учеников.
8-10 минут
4 слайд
Одновременно с литературой официальной в советской России находит выражение литература так называемого «подполья», внутренне раскованная, ориентированная на эксперимент и игру, лишенная широкой аудитории. Она, в противовес эстрадной, открытой поэзии, за счет своей неприкаянности, обращается в эксперименте ко всему предшествующему литературному процессу и, вместе с тем, накидывается на самое себя, лишая язык прежней устойчивости и определенности. Эта двунаправленность порождает высокую мобильность в тематике и форме.
Ученики уже знакомы с ситуацией «литературного подполья» на примере петербургского периода творчества Иосифа Бродского, например.
Учитель рассказывает о двух самых известных и, что важно, эстетически противопоставленных направлений 80-х гг.: концептуализме и метареализме.
Ученики знакомятся с краткими определениями течений, данными в раздаточных материалах.
Им предлагается к обсуждению 4 слайд, художественно трактующий противопоставление этих двух течений. Картина Олега Панова «О целом и вечном», представляющая метареализм, и соцартовский плакат, бывший афишей одной из выставок концептуалистов. Изображения обращены друг к другу, что порождает диалог и в аудитории.
Учитель объясняет термин соцарт.
5-6 минут
5 слайд
На 5 слайде представлены, на фоне фрагмента одной из инсталляций концептуалистов, выписки из книги культуролога и философа Михаила Эпштейна. Метафоричность определений позволяет обратиться к философии концептуализма через сжатые словесные образы.
семиотическая игра в расторжение означающих и означаемых;
комедия мыслительных универсалий во всевозможных жанрах письма и поведения;
деконструкция любого культурного смысла до первичных атомов внесмыслицы;
аналитически-рефлексивный подход к языку.
Ученикам предлагается вспомнить тезисы поэтики постмодернизма и сравнить их с данными фразами.
При необходимости, учитель объясняет термины семиотика, деконструкция, аналитико-рефлексивный подход.
5-10 минут
6 слайд
Метареализм, более сложный в определении для школьника, представлен в большей степени графически, в расчете на рецептивный шок, ведущий к эмоциональному постижению данного течения.
Геометрический парадокс, метаморфоза Эшера призвана спровоцировать обсуждение учеников. Краткая цитата из Михаила Эпштейна предлагается в применении к графическому изображению.
«Метафизический реализм, т.е. реализм не физической данности, а сверхфизической природы вещей. В стилевом плане - это метафорический реализм, переходящий от условного подобия вещей к их реальной взаимопричастности».
5-10 минут
Первые 6 слайдов – в большей степени теоретическая часть, представленная к обсуждению (не считая анализа стихотворения Вс. Некрасова)
Перерыв.
2 урок
7 слайд
В окантовке метаморфоз Эшера даются два стихотворения метареалистов к обсуждению учеников.
Сом
Нам кажется: в воде он вырыт, как траншея.
Всплывая, над собой он выпятит волну.
Сознание и плоть сжимаются теснее.
Он весь, как чёрный ход из спальни на Луну.
А руку окунёшь — в подводных переулках
с тобой заговорят, гадая по руке.
Царь-рыба на песке барахтается гулко,
и стынет, словно ключ в густеющем замке.
Александр Парщиков
* * *
Прозрачных городов трехмерная тюрьма,
чья в небесах луны не светится земля,
где мачты для гробов и статуи ума
в сыпучее метро уходят до нуля.
Там скрипка — то капкан, то мертвый каталог
полетов и судеб, засосанных землей.
Для безымянных дней единственный итог:
песочные часы, набитые золой.
Иван Жданов
Ведется свободное обсуждение с учениками данных стихотворений. Акцент делается на образах, воспринятых учениками (выясняется при обсуждении) как характеризующих поэтику метареализма. Ставится вопрос о метаморфозе как сверхметафорическом акте.
Предлагается к обсуждению вопрос о методах достижения «реальной взаимопричастности» объектов в стихотворении «Сом», причины названия. Ученикам ставится вопрос о целесообразности, а также эстетических и чувственных возможностях в подобном восприятии мира.
Во втором стихотворении делается акцент на пространственно-временном аспекте мировосприятия, реализованном в стихотворении. Также разбирается потенциальность такой исходной точки в ощущениях, свойственных образному миру стихотворения.
10-12 минут
8 слайд
В качестве наиболее яркой эстетической оппозиции представлено стихотворение Всеволода Некрасова:
Ничего
Ничего
После предполагаемого насыщенного анализа стихотворений метареалистов, ученики в переорганизации на стих Всеволода Некрасова, достигают (гипотетически) того художественного эффекта, что в своем целом рождает соответствующая им (поэтам и, с небольшим интервалом – ученикам) эпоха. То есть этот контраст призван имплицитно, через эмоциональное погружение, продемонстрировать культурное состояние тех лет.
Объясняются термины минимализм, концепт.
В свободной форме обсуждается стихотворение. Выясняется, какое ощущение оно вызвало у учеников, дает ли подобное стихотворение какую-либо почву для анализа.
Вводится (если в ходе диалога ученики не пришли к этому) понятие интонации. Интонирование как одна из возможностей прочтения этого стихотворения. Разбирается понятие иронии в контексте эстетики постмодернизма и конкретно этого стиха.
Вводится концепт пустоты, в соотнесении с поэтикой минимализма.
10-12 минут
9 слайд
Вопросы к двум предыдущим слайдам.
Как можно объяснить одновременное сосуществование концептуализма и метареализма?
Возможен ли их эстетический синтез? В каком аспекте?
Какое из представленных поэтических течений может стать / стало основой для поэзии прямого лирического высказывания?
Форма – свободное обсуждение
7 минут
10 слайд
Выше поднимался вопрос о возможности прямого лирического высказывания.
В 10 слайде, как логическое продолжение, предлагается рассмотреть два стихотворения: поэта Дмитрия Пригова – одного из основателей концептуализма и Тимура Кибирова, начинавшего творить в рамках поэтики концептуализма, а впоследствии относимого к постконцептуалистам и к поэтам «новой искренности».
Очертить контексты понятия новой искренности.
Стихотворения не будут разбираться с литературоведческой тщательностью. Будет предложен вопрос о контексте и предмете иронии в стихотворении Дмитрия Пригова и Тимура Кибирова. Что отстаивает (если отстаивает) художественно каждый из них, что подвергает иронии?
* * *
Мой скромный сад засыпан снегом
Сидят две белые сороки
Следы их краткого пробега
Виднеются, видны их ноги
Ушедшие по локоть в снег
Вот так проснется человек
И видит:
Сад
Снег
Сороки
Их ноги
По локоть ушедшие в снег
Дмитрий Пригов
Умничанье
Ты спрашиваешь: "Что есть красота?"
Я отвечаю: "Эти вот места!"
М. Кукин, К. Гадаев
Объекта эстетические свойства
в конце концов зависят от субъекта.
Субъект читает Деррида и Гройса
и погружен в проблемы интертекста.
Меж тем объект злосчастный остается
невидимым, безвидным, безобразным.
О, как он жаждет взгляда! Ноль эмоций,
вниманья ноль в мозгу писчебумажном.
"О. подними глаза, о, дай мне имя!
О, дай мне жить, не оставляй меня!
Меж буковками умными твоими
заметь меня и пожалей меня!"
Но нет, не видит. Слышит и не внемлет!
И, смысл последний потеряв, объект
растет, как беспризорник, зло и немо
и жрет, как Робин Бобин Барабек —
все поглощает, все в себя вбирает!
А тот, кто мог преобразить его,
по-прежнему читает и скучает,
не чует и не хочет ничего!
Нет чтобы приглядеться — вдруг да выйдет!
Ну, вдруг да и окажется еще
пока не поздно что-нибудь увидеть,
почесть за благо и принять в расчет.
1998
Тимур Кибиров
В рассуждении необходимо обратить внимание на двойную иронию: Пригова над расхожей структурой стихосложения (ирония, в контрасте бытового и поэтического описания одного и того же явления разрушающая лирическое начало в том виде, в котором оно есть); иронию Кибирова над интеллектуальностью второй половины XX века, ее усиленной разумностью, бесчувственностью. Поставить вопрос относительно стихотворения Кибирова: что или кто в данном стихотворении является «объектом», который обращается с просьбой «заметь меня и пожалей меня» и кто адресат этого воззвания?
8 минут
11 слайд, 12 слайд
Перед показом последних двух слайдов будет проведен краткий устный опрос по проблеме возможности существования сейчас прямого лирического высказывания. Ученикам будет задан вопрос об известных им современных поэтах (если таковые есть), преодолевших эстетику постмодернизма и нашедших какой-то новый способ существования смысла.
В последних слайдах будут представлены примеры такого преодоления, вынесенные на обсуждение учеников. Рассматривается не поэтика, так как эта заняло бы как минимум урок, а именно достижимость / недостижимость в их текстах уровня нового лирического высказывания в контексте постконцептуальной эпохи.
Трамвай
Не может быть, чтоб ты такой была:
лгала, жила, под тополем ходила,
весь сахар съела, папу не любила
(теперь — и как зовут меня — забыла),
зато, как молодая, умерла.
Но если вдруг — все про меня узнала?
(хотя чего там — углядеть в могиле —
да и вообще: всё про могилы лгут,
то, что в пальто, не может сыпать пылью,
ботинки ноги мертвому не жмут).
Баранов, Долин, я, Шагабутдинов,
когда мы все когда–нибудь умрем —
мы это не узнаем, не поймем
(ведь умирать так стыдно, так обидно),
зато как зайчики, ужасные соседи
мы на трамвае золотом поедем.
Сперва помедленней, потом быстрей, быстрей
(о мой трамвай, мой вечный Холидэй) —
и мимо школы, булочной, детсада —
трамвай, которого мне очень надо —
трамвай, медведь, голубка, воробей.
Уж я–то думал, я не упаду,
но падаю, краснея на лету,
в густой трамвай, который всех страшнее
а он, как спичка, чиркнув на мосту
несется, заведенный в пустоту
(куда и заглянуть теперь не смею),
с конфеткой красной, потной на борту.
Но вот еще, что я еще хочу
(хоть это никогда не закричу) —
а позади уже бежит Стромынка:
обидно мне, что, падая во тьму,
я ничего с собою не возьму —
ни синяка, ни сдобы, ни ботинка,
ни Знаменку, ни рынок, ни Москву.
А я люблю Москву — и вот, шадабиду,
я прямо с Пушки в небеса уйду,
с ВДНХ помашет мне Масловский.
Но мой трамвай, он выше всех летит,
а мне всё жаль товарищей моих,
и воробьих, и воробьев московских.
Ах, если бы и мне ты тоже мог бы дать
на час — музеи все, все шарики отдать,
все праздники, всех белых медведей —
всё, что бывает у других людей
и что в один стишок не затолкать
(ведь даже мне всей правды не сказать), —
тогда, ах если бы (иначе я боюсь),
тогда Барановым и Долиным клянусь:
что без музеев (из последних сил
я в них всегда, как сирота, ходил),
без этих шариков, которые всегда
от нас не улетали никуда —
без них без всех — я упаду во тьму
и никого с собой — не утяну.
Конец июля — 20 октября 96
Дмитрий Воденников
* * *
И такое скажешь себе из собственной немоты,
что душа как выскочит, как пошатнется в вере, -
словно рядом визжат: "Изыди!" - а ты
мечешься, не находишь двери.
И от ужаса все встает в положенные пазы,
но молчит от боли.
Так ребенок падает под образа,
потому что толкнули.
Линор Горалик
13 минут
13 слайд
Проблемные вопросы
Способна ли существовать в настоящее время лирика?
Правомерно ли утверждение об авторстве произведения?
Какое место занимает поэзия в современной литературе и культуре в целом?
Может ли ситуация измениться? Почему?
Домашнее задание
Краткое сообщение по поэту из представленного списка (список можно посмотреть у учителя). Сделать подборку стихов выбранного поэта и написать предисловие.
2. Написать эссе на одну из тем: «Как я вижу современную поэтическую ситуацию?»; «Возможно ли сейчас прямое лирическое высказывание?»; «Значение концептуализма и метареализма в культуре».
3. На материале аудио- и видеозаписей стихов и визуальных действий поэтов проанализировать взаимодействие голоса и слова, действия и текста.
4. Написать стихотворение / сценку в стиле концептуализма / ситуации постконцептуализма.
2 минуты
Дополнение: предложить ученикам, по их желанию, организовать вечер современной поэзии, где каждый должен будет принести понравившееся стихотворение современного автора, прочитать его вслух, назвать причины, почему именно оно заинтересовало его, и обсудить в группе. Формат – круглый стол.
Раздаточный материал
Концептуализм — направление, объединяющее процесс творчества и процесс его исследования. Поэтому концептуалистское произведение представляет собой не самодостаточный предмет или событие для эстетического переживания, а попытку художника (готового стать и часто становящегося автором) по-своему сформулировать само понятие "искусство", исследовать условия эстетического восприятия и особый характер функционирования произведений искусства. Концептуалисты своим творчеством меняют условия осуществления художественного опыта и силами искусства стремятся интегрировать теорию и практику, творчество, рефлексию и критику.
А.Р. Апресян. Эстетика московского концептуализма // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. №3, 2001. С. 81-94 // http://old.philos.msu.ru/vestnik/philos/art/2001/apresyan_aesth.htm
Концептуализм, возникнув как реакция на поп-арт с его фетишизацией предмета и масс-медиа, основным содержанием, пафосом своей деятельности объявил драматургию взаимоотношения предмета и языка описания, совокупление различных языков за спиной предметов, замещение, поглощение языком предмета и всю сумму проблем и эффектов, возникающих в пределах этой драматургии.
Ссылка: Д. А. Пригов Что надо знать о концептуализме
Концептуализм - направление в искусстве, прозе и поэзии последних двадцати лет советского строя, возникшее как эстетическая реакция на "зрелый" социалистический реализм, на искусство застоя и его реальность.
Концепт - это затертый до дыр советский текст или лозунг, речевое или визуальное клише. С этим материалом и работали представители русского К., бывшие одновременно представителями авангардного искусства и примыкающие к европейскому постмодернизму своей поэтикой "всеядности", игрой на явных цитатах, вышедшим на поверхностьинтертекстом.
Источник -Руднев В.Словарь культуры ХХ века
Метареализм
Метареализм (metarealism) - художественно-интеллектуальное течение 1970-хп1990-х гг. в России, представленное поэзией и эссеистикой Виктора Кривулина, Ольги Седаковой, Алексея Парщикова, Ивана Жданова, Александра Еременко, Елены Шварц, Аркадия Драгомощенко, Ильи Кутика, Владимира Аристова, и др. В философском плане метареализм - это мета-физический реализм, т. е. реализм не физической данности, а сверхфизической природы вещей. В стилевом плане это метафорический реализм, переходящий от условного подобия вещей к их реальной взаимопричастности, т.е. от метафоры - к метаморфозе.
То, что в искусстве обычно называют "реализмом", - это реализм всего лишь одной из реальностей, социально-эмпирической. Метареализм - реализм многих реальностей, связанных непрерывностью метаболических превращений. Есть реальность, открытая зрению муравья, и реальность, открытая блужданию электрона, и реальность, свёрнутая в математическую формулу, и реальность, про которую сказано я и горний ангелов полёт. Метареальный образ,метаморфоза, метабола - способ взаимосвязи всех этих реальностей, утверждение их растущего единства.
Метареальный образ не просто отражает одну из этих реальностей (зеркальный реализм), не просто сравнивает, уподобляет (метафоризм), не просто отсылает от одной к другой посредством намёков, иносказаний (символизм), но раскрывает их подлинную сопричастность, взаимопревращение я достоверность и неминуемость чуда. "...Я знаю кое-что о чудесах: они как часовые на часах" (О. Седакова). Чудеса блюдут законы иной реальности внутри этой, образ становится цепью метаморфоз, охватывающих Реальность как целое, в её снах и пробуждениях, в её выпадающих и связующих звеньях. Приставка "мета" прибавляет к "реализму" то, что сам он вычитает из всеобъемлющей Реальности.
Источник -М. Эпштейн. Рассылка "Дар Слова" №122(175) на Subscribe.ru
Глоссарий
СОЦ-ART — форма постмодернизма, использующая различные советские идеологемы — политические, социальные и т.д. Введен В. Комаром и А. Меламидом в 1972 г. Соц-арт как движение был теоретически обоснован М. Тупицыной в статьях «Соц-арт: русский псевдогероический стиль» (1984) и «Соц-арт: русское деконструктивное усилие» (1986).
Источник - Словарь терминов московской концептуальной школы
Семиотика - наука о знаковых системах, одна из специфических междисциплинарных наук ХХ века наряду с кибернетикой, структурной поэтикой, культурологией, виртуалистикой. В основе С. лежит понятие знака - минимальной единицы знаковой системы, или языка, несущей информацию.
Источник -Руднев В.Словарь культуры ХХ века
Под семиотикой можно понимать такой подход к тексту (а текстом является любая вещь, рассмотренная семиотически), который концентритуется на его знаковой природе и пытается объяснить или растолковать его как феномен языка.
Источник - Горный Е. Что такое семиотика?
Суть деконструкции состоит в том, что всякая интерпретация текста, допускающая идею внеположности исследователя по отношению к тексту, признается несостоятельной . Исследование ведется в диалоге между исследователем и текстом. Представляется, что не только исследователь влияет на текст, но и текст влияет на исследователя. Исследователь и текст выступают как единая система, своеобразный интертекст, который пускается в особое путешествие по самому себе.
В пространстве поэтики постмодернизма Д. происходит сама собой - текст деконструирует сам себя, почти не нуждаясь в исследователе.
Источник -Руднев В.Словарь культуры ХХ века
Минимализм как стратегия был изначально заложен в постмодернистском искусстве, формировал его, но как тактика, как собственно поэтика «малого», «минимума» выкристаллизовывался и осознавал свою художественную самостоятельность постепенно. В 1971 году Ян Сатуновский написал такое стихотворение:
Все пишут большие поэмы.
Только мы с Севой.
Именно они — Ян Сатуновский и Вс.Некрасов — наиболее радикально развили минималистские интенции конкретизма (хотя минималистские тексты есть и у Г.Сапгира, и у И.Холина). Разговорная, речевая стихия обнаруживала неиссякаемые запасы лиризма на всех уровнях, и вернее всего, в самом чистом виде — на микроуровне языка, в морфологии слова, игре интонаций, наконец просто в коммуникативном жесте (типа некрасовских «все», «вот»). Здесь, в активизации жеста, осознании текста как действия, акции начинался уже концептуализм со своими собственными возможностями развития эстетики «минимума».
"НЛО" №23, 1997
Концепт есть некая динамичная и непрерывно становящаяся совокупность субъективных представлений о действительности, обретающая целостность в языке в контакте с действующими в культурном контекстесмыслопорождающими системами воплощения, понимания и интерпретации этих представлений.
Источник - К.А. Зацепин, И.И. Саморуков Эпистемологический статус концепта
Новая искренность — наметившееся после постмодернизма обращение к общегуманистической, экзистенциальной проблематике, зачастую в реалистическом антураже. Одно из первых определений дано Дмитрием Александровичем Приговым в «Предуведомлении к текстам "Новая искренность"» (1984): «В пределах утвердившейся современной тотальной конвенциональности языков искусство обращения преимущественно к традиционно сложившемуся лирико-исповедальному дискурсу и может быть названо "новой искренностью"»
Словарь терминов московской концептуальной школы. М., 1999