Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: "Печально я гляжу на наше поколенье…" М.Ю. Лермонтов
Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: "Печально я гляжу на наше поколенье…" М.Ю. Лермонтов
Автор: учитель русского языка и литературы
Рамзия Бариевна Елина
Конспект урока литературы в 9 классе.
Тема: "Печально я гляжу на наше поколенье…" М.Ю. Лермонтов
(стихотворение "Дума")
Цель урока: помочь учащимся понять авторские чувства в стихотворении "Дума": боль, печаль, гнев, негодование, вызванные мыслями о бесполезности существования поколения 30-х гг. прошлого века.
Формирование умения художественно анализировать лирические стихотворения. Расширение представлений о философской лирике
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 9 классе. Тема: "Печально я гляжу на наше поколенье…" М.Ю. Лермонтов »
Учитель русского языка и литературы
Рамзия Бариевна Елина
Конспект урока литературы в 9 классе.
Тема: "Печально я гляжу на наше поколенье…" М.Ю. Лермонтов
(стихотворение "Дума")
Цель урока: помочь учащимся понять авторские чувства в стихотворении "Дума": боль, печаль, гнев, негодование, вызванные мыслями о бесполезности существования поколения 30-х гг. прошлого века.
Формирование умения художественно анализировать лирические стихотворения. Расширение представлений о философской лирике.
Ход урока:
"Над миром мы пройдем без шума и следа"
Лермонтов
"Поймут ли, оценят ли грядущие люди весь ужас, всю трагическую сторону нашего существования, а между тем наши страдания — почка, из которой разовьется их счастье… О, пусть они остановятся с мыслью и грустью перед камнями, под которыми мы уснем, мы заслужили их грусть…"
Герцен
1. Проверка домашнего задания. Мережковский и Соловьев — полемика
— Почему неизбежно столкновение между поэтом и светским обществом?
— Пушкин представляется в кругу друзей, а Лермонтов — одиноким, почему?
Стихи об одиночестве (индивидуальные задания).
Ощущение одиночества идет от его творчества, от его собственного мироощущения. В его эпоху невозможно было преодолеть отчуждение от времени, от безвременья 30-х годов.
— В каком из них острее слышна горечь одиночества?
Вступительное слово.
Одиночество — мотив, пронизывающий все творчество поэта. Это тема его поэзии. Что Лермонтов внес нового в эту тему? Это его глубоко личный характер, связанный с неприятием лермонтовским героем мира, коренных основ миропорядка.
Герой Лермонтова постоянно и везде одинок: он одинок среди людей, которые преследуют его "жестокостью", "клеветой", "злобой", не способны понять его высоких стремлений и потому враждебны ему. Ему нет места среди "хладной", "бесчувственной толпы", среди "надменного света".
Он одинок в своей "отчизне", "где стонет человек от рабства и цепей", "в стране рабов, в стране господ".
Он одинок в мире, который является ему "пустыней".
Лермонтовское одиночество имеет двойственную природу: враждебный человеку мир и волевое, гордое, непримиренное "Я" поэта, не желающее идти на компромисс с этим миром, ни перед чем не останавливающееся в противостоянии ему, вплоть до противоборств как равных "Я" и бога ("и с небом гордая вражда") — та окончательная точка, которая замыкает круг безысходности его одиночества.
Даже в минуты просветленности (любовь, природа) герой Лермонтова остается одиноким.
Одиночество как награда за исключительность и проклятие, обрекло его на изгнаничество, непонимание.
Лермонтов видел свое время как период отклонения от героического национального прошлого, как эпоху торжества тирании, николаевской реакции.
Это эпоха переходная, она не давала возможности современнику проявить себя в деяниях исторического значения. Судьба мыслящих людей была трагическая.
б) О судьбе поколения в ранних стихах. "Монолог" (1829). Чтение, беседа.
— Каким видит поэт свое поколение?
— В чем его трагедия?
— Кого он винит в ней?
Поколению "душно на родине".
Трагедия вынужденного бездействия и лишенного смысла существования, на которую были обречены люди в эпоху последекабристской реакции.
Стихи медитативного характера; философская лирика, драматичный монолог.
3."Дума" (1838). Чтение, беседа.
— Чем определяется название стихотворения?
— О чем он пишет с сочувствием и болью?
— Что является источником его гнева и боли, печали?
— В чем поэт видит трагедию своего поколения?
— Какова идейно-эстетическая роль сравнений:
"его грядущее — иль пусто, иль темно"
"в бездействии состарится оно"
"богаты мы … ошибками отцов"
"как тощий плод, до времени созрелый"
3. Белинский о "Думе".
"Дума" обнажила общественно-духовный кризис последекабристского поколения. Лермонтов вглядывается в действительность, его настроения созвучны лирике декабристов. Центральная идея "Думы" — осуждение общественной инертности и духовной апатии "поколения, неспособного "угадать" свое предназначение и найти положительные гражданские нравственные цели".
Личную трагедия Лермонтов оценил как трагедию целого поколения.
"Я" пытаясь подняться над уровнем сознания "поколения", лирическое "Я" осознает тщетность личных усилий, обнаруживая в себе пороки и слабости "поколения".
В нем контрастно сочетаются порыв к борьбе и обреченность.
В финале третий конфликт — исторический. Потомок презрительно отвергает современное поколение.
Поэтическая мысль печального размышления приходит к мрачному трагическому обобщению, от романтической ноты — к глубокой иронии.
"Социальная элегия"
Равнодушие к добру и злу, осмяние высоких страстей, неспособность к жертве, малодушие перед опасностью, историческая никчемность, бесславие — все духовные муки и пороки поколения восходят к скепсису, неверию. По Лермонтову — это не путь к истине. сомнение и отрицание бессильны и бесплодны. Выход из этого положения — в активной деятельности.
Современники были потрясены тоном стихотворения, оно заставило "многих вздрогнуть".
(продолжатели социальной элегии: Блок, Майков, Некрасов)
Белинский не соглашается с Лермонтовым.
Лермонтов: "Мы иссушили ум наукою бесплодной".
Белинский: "В этом нельзя согласиться с поэтом: сомнения — так, не излишества познания и науки, хотя бы и "бесплодной" мы не видим: напротив, недостаток познания и науки принадлежит к болезням нашего поколения.
Хорошо бы еще, если б, взамен утраченной жизни, мы наслаждались хоть знанием. Но сильное движение общественности сделало нас обладателями знания, без труда и учения — этот плод без корня, надо признаться, пришелся нам горек: он только пресытил нас, а не напитал, притупил нам вкус, но не усладил его.
Мы без вины виноваты!
Поэт и критик, современники сходно видят истоки и причины трагизма своего поколения. Разногласия — в осмыслении этого трагичного положения.
Домашнее задание. 1) Чтение учебника, статьи (стр. 257—258). Письменный анализ стихотворения "И скучно и грустно".
2) Принести на урок тексты стихотворений:
"К. н.и. "Я не достоин, может быть"
"К…" "Не думай, чтоб я был достоин сожаленья"
"Она была прекрасна, как места"
"Я не унижусь пред тобою"
"К" "прости! — мы не встретимся боле"
"Отчего" "Нет, не тебя так пылко я люблю"
3) Чтение, анализ стихотворения "Желанье", "1831-го июня 11 дня", "Парус" (по выбору).