kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 8 классе "Пейзажная лирика поэтов второй половины XIX века. Ф.И. Тютчев, А.А. Фет."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы «Пейзажная лирика поэтов второй половины 19 века. Ф.И.Тютчев, А.А.Фет.» в 8 классе разработан в соответствии с Государственным образовательным стандартом 2004 года и рабочей программой по литературе 5-9 классы (по программе под редакцией В.Я.Коровиной). Данный урок воспитывает у учащихся чувство любви к родной природе и Родине, материал может использоваться при проведении литературного вечера в школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конкурс 8кл. пейзажная лирика 19 века»

Урок литературы в 8 классе.

Тема: Пейзажная лирика поэтов второй половины XIX века. Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.

Не то, что мните вы, природа –

Не слепок, не бездушный лик.

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Ф.И. Тютчев.

Цель: учащиеся должны знать о творчестве поэтов Ф.И. Тютчев и

А.А. Фета, уметь выразительно читать стихотворение, подчеркивая эмоциональный пафос, объяснить состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике; определить роль изобразительно – выразительных средств в раскрытии идеи произведения; воспитывать любовь к родной природе.

Форма урока: урок с использованием ИКТ.

Оборудование: презентация, портреты художников, репродукции картин русских художников-передвижников, музыкальные записи

П.И. Чайковского «Времена года», из фильма «Осенний марафон».

Ход урока.

I. Организационный момент.

II.Вступительное слово учителя. (слайды 1-2)

Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта или художника, душа которого не отозвалась бы на её красоту. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. Она пленяет и трогает милой прелестью настоянного на полевых травах летнего дня, морозного осеннего воздуха белой бескрайной пустыни до горизонта тянущихся снегов, живостью журчащих весенних ручьев и разливающихся в половодье рек с туманами над водой. Она дорога каждому большому поэту своей непосредственной жизнью, скромной простотой, в которой много красоты внутренней, раздолья, спокойствия, степенности и величия, взывающих к нравственной строгости и чистоте. В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большое, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали. (слайд 3). Сегодня мы с вами поговорим об осени и весне.

(Запись темы урока и эпиграфа (слайд 4) в тетрадь)

- Как вы понимаете слова эпиграфа? (ответы учащихся)

III. Основное содержание урока.

1. Слово учителя.

Осенью восхищались многие писатели, поэты, художники, музыканты, и каждый по – своему показал её в своих произведениях. Поэзия – это мир чувств. Поэтом быть очень сложно. Для этого надо уметь и чувствовать особенным образом, уметь воспринимать окружающий мир как живой, видеть его красоту. (слайд 5)

« Пушкин родился под влиянием луны и солнца. Тютчев возник на русской земле под влиянием небесных пространств, разорванных ночной грозой и перекличкой зарниц. Фет рожден под решающим знаком звездного неба», - так писал о своих братьях – стихотворцах

К. Бальмонт.

2. Работа с текстами стихотворений.

- Ребята, какие стихи об осени вы прочитали? (А.С. Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю. Лермонтов «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»)

- Каким чувством пронизаны строки стихотворений? (Грусть, тоска, уныние, предчувствие зимы…)

- Настало время вспомнить и познакомиться со стихотворениями

Ф.И. Тютчева об осени, в которых неповторимые картины осенней природы и красивая музыка.

3. Сообщение ученика о Ф.И. Тютчеве. (Слайды 6 – 7)

Вспомним стихотворение поэта «Есть в осени первоначальной….»

4. Чтение стихотворения «Есть в осени первоначальной…» (Читает подготовленный ученик). (слайд 8).

5. Анализ текста

- Опишите настроение произведения (радостное, восторженное, музыкальное)

- Опишите свои ощущения (лёгкость, радостное волнение, восторг…)

- Какие краски, наполняющие стихотворение, мы видим? (голубая – «лазурь», жёлтая – «лучезарны», коричневая – «борозда», а также тонкое смешение этих красок)

- Назовём и выпишем художественные средства, детали, с помощью которых в воображении воссоздаётся целостная картина.

( «первоначальная осень», «дивная пора» - эпитет, «лучезарные вечера» - эпитет, «день как бы хрустальный» - эпитет)

- Какие ассоциации вызывает слово «хрустальный»? (хрупкий, прозрачный, красивый)

«Бодрый серп гулял» - олицетворение + эпитет.

«Где бодрый серп гулял, теперь уж пусто всё» - антитеза.

Природа у Тютчева изменчива. Она не знает длительного покоя. Она неповторима, насыщена звуками, красками, запахами. Она чувствует, дышит, радуется и грустит.

- Какие размышления вызывает в нас образ пустой борозды? (Отдых после работы, спокойствие)

-Как автор описывает небо? («И льётся чистая и теплая лазурь» - метафора + эпитет. Это небо можно сравнить с океаном. Оно чистое, теплое. Его лазурь согревает, очищает «отдыхающее поле».)

-Какая красота и восхищение в этих строках! Тютчев воссоздал неповторимую пейзажную зарисовку. Каждое слово или выражение значимы, имеют глубокий смысл, выражают авторское восхищение родной природой осенью.

- Послушаем теперь стихотворение «Осенний вечер» - ярчайший пример мастерства Тютчева – пейзажиста. (читает учитель, слайд 9)

6. Анализ стихотворения «Осенний вечер»

- Что, по мнению Тютчева, происходит в природе с приходом осени?

- Как вы понимаете слова и словосочетания: ущерб, изнеможенье, божественной стыдливостью страданья?

- Какие краски вы отметите? ( «светлость», «пестрота», «блеск», «багряных», «лазурь».)

- Найдите противопоставления ( «зловещий блеск и пестрота дерев», «туманная и тихая лазурь над грустно – сиротеющей землёю», «ущерб, изнеможенье – и на всем та кроткая улыбка увяданья».) - Эпитеты в тексте. (Слайд 10)

- В каких словах звучит музыка? («листьев томный, легкий шелест», «предчувствие сходящих бурь», «порывистый ветр».)

Вывод. Стихотворение красочно, музыкально, богато разнообразными художественными средствами. В этом стихотворении авторские раздумья, движение спокойствия, чувства. Тютчев передаёт неповторимую гамму мелодий, разные состояния природы и через них разнообразные чувства человека. Пейзажную лирику Тютчева точнее будет назвать пейзажно – философской: изображение природы и мысль о природе сплавлены в ней воедино; пейзажи получают символический смысл. Природа для поэта – просто второе имя жизни. (слайдl 11)

7. Сообщение ученика об А.А. Фете. (слайды 12 – 13)

8. Слово учителя

Гармоничен, прекрасен мир в лирике А.А. Фета. Его интересуют «поэтические события» в жизни природы: розы грустят и смеются, тонко позванивает колокольчик в цветнике, раскидывает ветви пушистая весенняя верба, и «первый ландыш из- под снега просит солнечных лучей». Конечно, самой богатой на такие события может быть весна с её стремлением к жизни, радости.

9. Чтение стихотворения А.А. Фета «Первый ландыш». (Слайд 14. Музыка)

10. Анализ текста

- Как оживает природа весной?

- Как это отражается на настроении человека?

В стихотворении много восклицательных предложений. Фету важно не фотографически точно изобразить явления природы, а передать свои впечатления от них. И ландыш в его стихотворении становится не просто образом, а образом – переживанием. Такие стихи обращены не к уму, а к чувствам человека.

- Почему в стихотворении речь идет сразу и о ландыше, и о деве? (Всякие границы между человеком и природой устранены. Поэтическое чувство проникает за грани обычных вещей и явлений).

Особенность фетовской лирики состоит в музыкальности, которая проявляется в озвучивании предметов и явлений окружающего мира. Песенное начало есть и в стихотворении «Первый ландыш».

- Какие изобразительные средства помогают передать это? (лексические повторы: первый, весна – весенний, дева – девственный, вздыхает – вздох; анафоры: как, какие; синонимы: душистый – благоухает».

Чтение такого стихотворения доставляет настоящее наслаждение, позволяет окунуться в прекрасный мир поэзии и весны.

Вывод. (Слайд 15). У Фета «воздух, свет и думы заодно», его поэтическое чувство проникает за грани обычных вещей и явлений. Стихи Фета окружены сиянием. Чехов называл их «пленительными», Салтыков – Щедрин – «самыми искренними, свежими».

III. Творческое задание

Мы с вами, конечно, не писатели. Но, прослушав материал сегодняшнего урока, давайте попытаемся вновь ответить на вопрос: как вы понимаете слова Ф.И.Тютчева, взятые эпиграфом к нашему уроку.

IV. Итог.

1. Заключительное слово учителя. (слайд 16).

Сегодня на уроке мы увидели взаимосвязь литературы, музыки, изобразительного искусства в создании образов времен года. Осень и весна никогда не повторяются – каждый год они приносят нам что – нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.

Прочтите еще раз стихи Тютчева, Фета. В них не названы ни Русь, ни березки, ни раздолье, но в музыке стиха слышится все.

2. Комментирование оценок.

3. Д/З Выучить стихотворение наизусть (по выбору).



Просмотр содержимого презентации
«Презентация Microsoft Office PowerPoint»

Пейзажная лирика поэтов второй половины XIX века.  Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.

Пейзажная лирика поэтов второй половины XIX века. Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.

Цель урока:

Цель урока:

  • познакомить учащихся с творчеством поэтов Ф.И. Тютчева и А.А.Фета;
  • уметь выразительно читать стихотворения, объяснять состояние души лирического героя;
  • определить роль изобразительно-выразительных средств в раскрытии идеи произведения;
  • способствовать воспитанию любви к родной природе.
Эпиграф: Не то, что мните вы, природа - Не слепок, не бездушный лик, В ней есть душа, в ней есть свобода, В ней есть любовь, в ней есть язык.

Эпиграф:

Не то, что мните вы, природа -

Не слепок, не бездушный лик,

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Федор Иванович Тютчев

Федор Иванович Тютчев

Здесь рождались великие строки…

Здесь рождались великие строки…

Есть в осени первоначальной  Короткая, но дивная пора —  Весь день стоит как бы хрустальный,  И лучезарны вечера...

Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора — Весь день стоит как бы хрустальный, И лучезарны вечера...

Есть в светлости осенних вечеров Умильная, таинственная прелесть: Зловещий блеск и пестрота дерев, Багряных листьев томный, лёгкий шелест, Туманная и тихая лазурь Над грустно-сиротеющей землёю, И. как предчувствие сходящих бурь, Порывистый, холодный ветр порою, Ущерб, изнеможенье- и на всём Та кроткая улыбка увяданья, Что в существе разумном мы зовём Божественной стыдливостью страданья.

Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть:

Зловещий блеск и пестрота дерев,

Багряных листьев томный, лёгкий шелест,

Туманная и тихая лазурь

Над грустно-сиротеющей землёю,

И. как предчувствие сходящих бурь,

Порывистый, холодный ветр порою,

Ущерб, изнеможенье- и на всём

Та кроткая улыбка увяданья,

Что в существе разумном мы зовём

Божественной стыдливостью страданья.

Есть в светлости осенних вечеров  ________, ________ прелесть:  ________ блеск и пестрота дерев,  ________ листьев ______, ____ шелест  _______ и _______ лазурь Над ___________ землёю, И, как предчувствие _________ бурь,  ______, ________ ветр порою, Ущерб, изнеможенье- и на всём Та _______ улыбка увяданья, Что в существе ___________ мы зовём  ____________ стыдливостью страданья.

Есть в светлости осенних вечеров

________, ________ прелесть:

________ блеск и пестрота дерев,

________ листьев ______, ____ шелест

_______ и _______ лазурь

Над ___________ землёю,

И, как предчувствие _________ бурь,

______, ________ ветр порою,

Ущерб, изнеможенье- и на всём

Та _______ улыбка увяданья,

Что в существе ___________ мы зовём

____________ стыдливостью страданья.

Вывод:  Пейзажную лирику Тютчева точнее будет назвать пейзажно-философской: изображение природы и мысль о природе сплавлены в ней воедино;  пейзажи получают символический смысл;  природа для поэта – просто второе имя жизни.

Вывод:

Пейзажную лирику Тютчева точнее будет назвать пейзажно-философской: изображение природы и мысль о природе сплавлены в ней воедино;

пейзажи получают символический смысл;

природа для поэта – просто второе имя жизни.

Афанасий Афанасьевич  Фет

Афанасий Афанасьевич Фет

О первый ландыш! Из-под снега  Ты просишь солнечных лучей;  Какая девственная нега  В душистой чистоте твоей!   Как первый луч весенний ярок!  Какие в нем нисходят сны!  Как ты пленителен, подарок  Воспламеняющей весны!   Так дева в первый раз вздыхает  О чем - неясно ей самой,-  И робкий вздох благоухает  Избытком жизни молодой.

О первый ландыш! Из-под снега Ты просишь солнечных лучей; Какая девственная нега В душистой чистоте твоей! Как первый луч весенний ярок! Какие в нем нисходят сны! Как ты пленителен, подарок Воспламеняющей весны! Так дева в первый раз вздыхает О чем - неясно ей самой,- И робкий вздох благоухает Избытком жизни молодой.

Вывод:  У Фета «воздух, свет и думы заодно», его поэтическое чувство проникает за грани обычных вещей и явлений. Стихи Фета окружены сиянием. Чехов называл из «пленительными», Салтыков-Щедрин – «самыми искренними, свежими».

Вывод:

У Фета «воздух, свет и думы заодно», его поэтическое чувство проникает за грани обычных вещей и явлений. Стихи Фета окружены сиянием. Чехов называл из «пленительными», Салтыков-Щедрин – «самыми искренними, свежими».

Сегодня на уроке мы увидели взаимосвязь литературы, музыки, изобразительного искусства в создании образов времен года. Осень и весна никогда не повторяются – каждый год они приносят нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.

Сегодня на уроке мы увидели взаимосвязь литературы, музыки, изобразительного искусства в создании образов времен года. Осень и весна никогда не повторяются – каждый год они приносят нам что-нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Автор: Бородаенко Татьяна Ивановна

Дата: 14.12.2015

Номер свидетельства: 266094


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства