Урок литературы в 8 классе.
Тема: Пейзажная лирика поэтов второй половины XIX века. Ф.И. Тютчев, А.А. Фет.
Не то, что мните вы, природа –
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И. Тютчев.
Цель: учащиеся должны знать о творчестве поэтов Ф.И. Тютчев и
А.А. Фета, уметь выразительно читать стихотворение, подчеркивая эмоциональный пафос, объяснить состояние души лирического героя, чувство родной земли в пейзажной лирике; определить роль изобразительно – выразительных средств в раскрытии идеи произведения; воспитывать любовь к родной природе.
Форма урока: урок с использованием ИКТ.
Оборудование: презентация, портреты художников, репродукции картин русских художников-передвижников, музыкальные записи
П.И. Чайковского «Времена года», из фильма «Осенний марафон».
Ход урока.
I. Организационный момент.
II.Вступительное слово учителя. (слайды 1-2)
Одна из вечных и прекрасных тем мирового искусства – природа. Нет ни одного значительного поэта или художника, душа которого не отозвалась бы на её красоту. Русская литература располагает удивительными образцами пейзажной лирики. Она пленяет и трогает милой прелестью настоянного на полевых травах летнего дня, морозного осеннего воздуха белой бескрайной пустыни до горизонта тянущихся снегов, живостью журчащих весенних ручьев и разливающихся в половодье рек с туманами над водой. Она дорога каждому большому поэту своей непосредственной жизнью, скромной простотой, в которой много красоты внутренней, раздолья, спокойствия, степенности и величия, взывающих к нравственной строгости и чистоте. В поэзии издавна осень, зима, весна и лето означают нечто большое, чем обычные времена года. Они обрели устойчивые образы, связанные с пробуждением жизненных сил, настроениями радости и веселья, грусти и печали. (слайд 3). Сегодня мы с вами поговорим об осени и весне.
(Запись темы урока и эпиграфа (слайд 4) в тетрадь)
- Как вы понимаете слова эпиграфа? (ответы учащихся)
III. Основное содержание урока.
1. Слово учителя.
Осенью восхищались многие писатели, поэты, художники, музыканты, и каждый по – своему показал её в своих произведениях. Поэзия – это мир чувств. Поэтом быть очень сложно. Для этого надо уметь и чувствовать особенным образом, уметь воспринимать окружающий мир как живой, видеть его красоту. (слайд 5)
« Пушкин родился под влиянием луны и солнца. Тютчев возник на русской земле под влиянием небесных пространств, разорванных ночной грозой и перекличкой зарниц. Фет рожден под решающим знаком звездного неба», - так писал о своих братьях – стихотворцах
К. Бальмонт.
2. Работа с текстами стихотворений.
- Ребята, какие стихи об осени вы прочитали? (А.С. Пушкин «Цветы последние милей…», М.Ю. Лермонтов «Осень», Ф.И. Тютчев «Осенний вечер»)
- Каким чувством пронизаны строки стихотворений? (Грусть, тоска, уныние, предчувствие зимы…)
- Настало время вспомнить и познакомиться со стихотворениями
Ф.И. Тютчева об осени, в которых неповторимые картины осенней природы и красивая музыка.
3. Сообщение ученика о Ф.И. Тютчеве. (Слайды 6 – 7)
Вспомним стихотворение поэта «Есть в осени первоначальной….»
4. Чтение стихотворения «Есть в осени первоначальной…» (Читает подготовленный ученик). (слайд 8).
5. Анализ текста
- Опишите настроение произведения (радостное, восторженное, музыкальное)
- Опишите свои ощущения (лёгкость, радостное волнение, восторг…)
- Какие краски, наполняющие стихотворение, мы видим? (голубая – «лазурь», жёлтая – «лучезарны», коричневая – «борозда», а также тонкое смешение этих красок)
- Назовём и выпишем художественные средства, детали, с помощью которых в воображении воссоздаётся целостная картина.
( «первоначальная осень», «дивная пора» - эпитет, «лучезарные вечера» - эпитет, «день как бы хрустальный» - эпитет)
- Какие ассоциации вызывает слово «хрустальный»? (хрупкий, прозрачный, красивый)
«Бодрый серп гулял» - олицетворение + эпитет.
«Где бодрый серп гулял, теперь уж пусто всё» - антитеза.
Природа у Тютчева изменчива. Она не знает длительного покоя. Она неповторима, насыщена звуками, красками, запахами. Она чувствует, дышит, радуется и грустит.
- Какие размышления вызывает в нас образ пустой борозды? (Отдых после работы, спокойствие)
-Как автор описывает небо? («И льётся чистая и теплая лазурь» - метафора + эпитет. Это небо можно сравнить с океаном. Оно чистое, теплое. Его лазурь согревает, очищает «отдыхающее поле».)
-Какая красота и восхищение в этих строках! Тютчев воссоздал неповторимую пейзажную зарисовку. Каждое слово или выражение значимы, имеют глубокий смысл, выражают авторское восхищение родной природой осенью.
- Послушаем теперь стихотворение «Осенний вечер» - ярчайший пример мастерства Тютчева – пейзажиста. (читает учитель, слайд 9)
6. Анализ стихотворения «Осенний вечер»
- Что, по мнению Тютчева, происходит в природе с приходом осени?
- Как вы понимаете слова и словосочетания: ущерб, изнеможенье, божественной стыдливостью страданья?
- Какие краски вы отметите? ( «светлость», «пестрота», «блеск», «багряных», «лазурь».)
- Найдите противопоставления ( «зловещий блеск и пестрота дерев», «туманная и тихая лазурь над грустно – сиротеющей землёю», «ущерб, изнеможенье – и на всем та кроткая улыбка увяданья».) - Эпитеты в тексте. (Слайд 10)
- В каких словах звучит музыка? («листьев томный, легкий шелест», «предчувствие сходящих бурь», «порывистый ветр».)
Вывод. Стихотворение красочно, музыкально, богато разнообразными художественными средствами. В этом стихотворении авторские раздумья, движение спокойствия, чувства. Тютчев передаёт неповторимую гамму мелодий, разные состояния природы и через них разнообразные чувства человека. Пейзажную лирику Тютчева точнее будет назвать пейзажно – философской: изображение природы и мысль о природе сплавлены в ней воедино; пейзажи получают символический смысл. Природа для поэта – просто второе имя жизни. (слайдl 11)
7. Сообщение ученика об А.А. Фете. (слайды 12 – 13)
8. Слово учителя
Гармоничен, прекрасен мир в лирике А.А. Фета. Его интересуют «поэтические события» в жизни природы: розы грустят и смеются, тонко позванивает колокольчик в цветнике, раскидывает ветви пушистая весенняя верба, и «первый ландыш из- под снега просит солнечных лучей». Конечно, самой богатой на такие события может быть весна с её стремлением к жизни, радости.
9. Чтение стихотворения А.А. Фета «Первый ландыш». (Слайд 14. Музыка)
10. Анализ текста
- Как оживает природа весной?
- Как это отражается на настроении человека?
В стихотворении много восклицательных предложений. Фету важно не фотографически точно изобразить явления природы, а передать свои впечатления от них. И ландыш в его стихотворении становится не просто образом, а образом – переживанием. Такие стихи обращены не к уму, а к чувствам человека.
- Почему в стихотворении речь идет сразу и о ландыше, и о деве? (Всякие границы между человеком и природой устранены. Поэтическое чувство проникает за грани обычных вещей и явлений).
Особенность фетовской лирики состоит в музыкальности, которая проявляется в озвучивании предметов и явлений окружающего мира. Песенное начало есть и в стихотворении «Первый ландыш».
- Какие изобразительные средства помогают передать это? (лексические повторы: первый, весна – весенний, дева – девственный, вздыхает – вздох; анафоры: как, какие; синонимы: душистый – благоухает».
Чтение такого стихотворения доставляет настоящее наслаждение, позволяет окунуться в прекрасный мир поэзии и весны.
Вывод. (Слайд 15). У Фета «воздух, свет и думы заодно», его поэтическое чувство проникает за грани обычных вещей и явлений. Стихи Фета окружены сиянием. Чехов называл их «пленительными», Салтыков – Щедрин – «самыми искренними, свежими».
III. Творческое задание
Мы с вами, конечно, не писатели. Но, прослушав материал сегодняшнего урока, давайте попытаемся вновь ответить на вопрос: как вы понимаете слова Ф.И.Тютчева, взятые эпиграфом к нашему уроку.
IV. Итог.
1. Заключительное слово учителя. (слайд 16).
Сегодня на уроке мы увидели взаимосвязь литературы, музыки, изобразительного искусства в создании образов времен года. Осень и весна никогда не повторяются – каждый год они приносят нам что – нибудь новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем.
Прочтите еще раз стихи Тютчева, Фета. В них не названы ни Русь, ни березки, ни раздолье, но в музыке стиха слышится все.
2. Комментирование оценок.
3. Д/З Выучить стихотворение наизусть (по выбору).