Конспект урока на тему " Большое и благородное сердце" содержит богатый теоретический материал о жизни и творчестве И.С.Тургенева. В содержании лекции показано, какой вклад внес писатель в русскую литературу XIX века, рассказывается о его взаимоотношениях с современниками: Н.В.Гоголем, Полиной Виардо; история создания стихотворения в прозе "Когда меня не будет".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы урока »
Урок литературы в 10 классе по биографии
И. С. Тургенева
Тема: Большое и благородное сердце
Цель урока: познакомить с жизнью и творчеством И. С. Тургенева, на основе воспоминаний и жизненных фактов раскрыть духовный мир писателя.
Развивать способности учащихся связывать нравственный облик писателя с образом его жизни.
Воспитание интереса к личности писателя и его творчеству.
Оборудование урока: интерактивная доска, высказывания о Тургеневе.
Тип урока: урок изучения новой темы
Форма урока: урок-лекция
Ход урока
Он служил революции
сердечным смыслом своих произведений.
Орг. момент.
Актуализация знаний.
Чтение эпиграфа. Запись темы и постановка цели урока:
раскрыть сердечный смысл его произведений - задача, которая стоит перед нами в ходе изучения жизни и творчества писателя.
(слайд 2)
Объяснение новой темы.
Вступительное слово учителя.
Личность и творчество И. С. Тургенева воплотили те духовные ценности, которые сформировались в 40-е годы, но продолжали жить в 60-е, 70-е годы. Родившийся в 1818 году и с 19 лет начавший литературную деятельность, Тургенев вошел в литературу при жизни Пушкина, Лермонтова, Гоголя. Современниками писателя были все без исключения известные писатели и критики XIX века. С каждым из них у него были свои отношения. (слайд №3)
Прослушивание сообщений учащихся о современниках писателя.
(опережающее задание)
Продолжение лекции учителя:
1825 год - эта дата и эпоха, порожденная ею, оказали сильное влияние на Тургенева. «Дитя мрачного 30-летия» он не мог быть участником восстания.
(слайд №4)
В течение нескольких лет Тургенев стоял в центре не только русского, но и мирового литературного движения. Интересно, что с ним советовались, дружили, переписывались. Переписка велась на разных языках. Высокая образованность Тургенева заключалась не только в знании языков.
Он получил хорошее домашнее образование, учился в пансионе в Москве, а в возрасте 15 лет, поступив в Московский университет, закончил его философский факультет. Затем он едет в Германию, занимается в Берлинском университете, совершенствуя знания по философии.
(слайд №5)
Он мечтает стать профессором философии, но ему предстояло расстаться с этим. В этот период на передний план выступает другая сторона его богато одаренной натуры. Тургенев начинает писать. Первые его произведения носили подражательный характер, но некоторые из них положены на музыку и популярны до сих пор. (Баллада. В дороге)
(слайд №6)
В 1847 году был написан рассказ «Хорь и Калиныч», и это определило его судьбу как писателя.
В эти же годы пробует себя в драматургии. Появляются пьесы «Месяц в деревне», «Нахлебник», «Безденежье».
Один за другим выходят рассказы из цикла «Записки охотника». Все печатаются за границей, но все о России, на самую животрепещущую тему – о крестьянах.
(слайд №7)
В 1848 году умер В. Г. Белинский. Тургенев решил издать «Записки» в пользу семьи критика, но ему было отказано. И только благодаря хлопотам друзей в 1852 году вышло отдельное издание.
Весной этого года умирает Гоголь. Было запрещено писать об этом. « За Гоголя я готов сидеть в крепости»- писал Тургенев. Публикация письма о смерти Гоголя была формальным поводом для высылки писателя в деревню, сам в автобиографическом письме признается, что поводом послужили «Записки».
(слайд №8)
- Каким же был Тургенев в пору написания «Записок»?
Обычно представляется стариком с охотничьим ружьем. А в 1847 году ему было всего 29 лет. Вот у этого молодого человека была необыкновенная любовь.
Германия. Франция. Любитель музыки и театра, в Петербурге он влюбляется в Полину Виардо. (слайд №9)
Прекрасная певица, пианистка, композитор. Ее гостиная – центр блестящего музыкального общества. Луи Виардо – знаток живописи, автор трудов по искусству. « Узнав ближе Ивана Сергеевича, и видя его слушающим пение обожаемой женщины, которой он посвятил всю свою жизнь, я смотрел на них обоих с чувством глубокого уважения… И скажу, что он был счастлив по - своему. И бахвал тот человек, который подвергал дерзкому осуждению таких 2 гениальных личностей, каковыми были он и она», - вспоминал внук Радищева.
Но лучше всяких объяснений этой удивительной любви, которая длилась 40 лет, является стихотворение в прозе « Когда меня не будет»
(слайд №10)
Любовь принесла много счастья и страданий, но нельзя не видеть силы и чистоты его чувства.
Столь же отзывчивым и способным на долгую сердечную привязанность был Тургенев в дружбе. В годы разрыва с Некрасовым он создал роман «Отцы и дети», где выражалась его симпатия к молодому поколению революционеров-разночинцев, стремление понять их. Постоянное тяготение к передовой русской молодежи обусловило его вечную душевную молодость, которая по свидетельствам современников была самой яркой чертой его облика.
IV. Рефлексия.
-Что вы узнали о Тургеневе как о писателе и человеке?
писатель,
поэт,
прозаик,
философ,
эстет,
полиглот,
драматург,
критик…
Задание: нарисовать кластер.
(слайд №11)
V.Задание на дом:
1 уровень. Составить хронологическую таблицу жизни и творчества писателя.
2 уровень. Рассказать об обстоятельствах развития и становления писателя.