kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы «Судебное слушание по делу Раскольникова Родиона Романовича»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Судебное слушание по делу                           Раскольникова Родиона Романовича»

(по произведению Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание»)

Методические разработки к личностно-ориентированному уроку с использованием новых технологий «Педагогической мастерской», как приложение к авторской программе «Формирование у школьников эмоционально-ценностного отношения к процессу познания на уроках литературы в старших классах»

10 класс (2 часа)

                                                     Учитель русского языка и литературы

                 высшей категории

                                             Алмакаева Ирина Александровна.

г. Димитровград, 2015 г.

Содержание

I.

  • Краткий конспект урока - спектакля.
  • Введение – стр.: с 3 – по 3.

 

  • Цели урока – стр.: с 4 – по 4.
  • Краткий комментарий к уроку – стр.: с 4 – по 5.
  • «Педагогическая мастерская» как новая технология в стратегии модернизации образования – стр.: с 5 – по 6.

II.

  • Методические разработки к уроку.
  • Ключевой опорный материал к уроку для учителя – стр.: с 6 – по 6.  

 

  • Сценарий проведения судебного заседания к эпизоду романа, творчески разработанный на основе текста и представленный в форме урока – спектакля через авторскую постановку. (с опорой на                     Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации).;              (см. схему Суда и буклет – программу спектакля - прилагаются). -                                            - стр.: с 7 – по 8.  
  • Схема Суда – стр.: с 9 – по 9.
  • Буклет – программа спектакля  (см. файл - Театральный буклет -                   - прилагается).
  • Дидактические материалы (опережающие ролевые задания разного типа по выбору учащихся: индивидуальные, парные и групповые).  

 

  • Задания для – Раскольникова Родиона Романовича – стр.: с 10 – по 10.  

 

  • Задания для - Прокурора – стр.: с 10 – по 11.
  • Задания для - Адвоката – стр.: с 11 – по 12.  
  • Задания для - Авдотьи Романовны Раскольниковой – стр.: с 12 – по 12.  
  • Задания для - Разумихина Дмитрия Прокофьича – стр.: с 12 – по 12.  
  • Задания для - Заметова Александра Григорьевича  – стр.: с 13 – по 13.
  • Задания для - Софьи Семеновны Мармеладовой – стр.: с 13 – по 13.
  • Задания для - Прасковьи Павловны Зарницыной – стр.: с 13 – по 14.
  • Задания для - Редактора газеты «Периодическая речь» – стр.: с 14 -                            - по 14.

III.

  • Результаты поисковой научно-исследовательской деятельности и творческой работы учащихся (таблицы, опорные конспекты и портретные характеристики персонажей).
  • Газета «Периодическая речь» (см. файл - Газета - Периодическая речь -                    - прилагается).

 

  • Характеристика Раскольникова Родиона Романовича из Российского Государственного Петербургского Университета (см. файл -                          - Характеристика Раскольникова Р. Р. - из Университета - прилагается).
  • Репортаж Средств Массовой Информации из зала Суда – стр.: с 14 -                                 - по 14.
  • Следователь Порфирий Петрович – материалы расследования – стр.:                 с 15 – по 16.
  • Судебно-медицинская экспертиза врача-психиатра – стр.: с 16 – по 16.
  • Ответы на вопросы Суда Редактора газеты «Периодическая речь» -                           - стр.: с 16 – по 17.
  • Ответы на вопросы Суда и заключительная речь Раскольникова Родиона Романовича – стр.: с 17 – по 18.
  • Заключительная речь - Прокурора – стр.: с 18 – по 19.   
  • Заключительная речь - Адвоката – стр.: с 19 – по 19. 
  • Приговор Судьи – стр.: с 20 – по 20. 

 

I.

  • Краткий конспект урока - спектакля.

Краткий конспект урока - спектакля

с подробными методическими разработками

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы «Судебное слушание по делу Раскольникова Родиона Романовича» »

20






Многопрофильный лицей – муниципальное общеобразовательное учреждение города Димитровграда











«Судебное слушание по делу Раскольникова Родиона Романовича»



(по произведению Ф. М. Достоевского

«Преступление и наказание»)



Методические разработки к личностно-ориентированному уроку с использованием новых технологий «Педагогической мастерской», как приложение к авторской программе «Формирование у школьников эмоционально-ценностного отношения к процессу познания на уроках литературы в старших классах»



10 класс (2 часа)





Учитель русского языка и литературы

высшей категории

Алмакаева Ирина Александровна.






г. Димитровград, 2015 г.

Содержание


I.


  • Краткий конспект урока - спектакля.


  • Введение – стр.: с 3 – по 3.


  • Цели урока – стр.: с 4 – по 4.


  • Краткий комментарий к уроку – стр.: с 4 – по 5.


  • «Педагогическая мастерская» как новая технология в стратегии модернизации образования – стр.: с 5 – по 6.



II.


  • Методические разработки к уроку.


  • Ключевой опорный материал к уроку для учителя – стр.: с 6 – по 6.


  • Сценарий проведения судебного заседания к эпизоду романа, творчески разработанный на основе текста и представленный в форме урока – спектакля через авторскую постановку. (с опорой на Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации).; (см. схему Суда и буклет – программу спектакля - прилагаются). - - стр.: с 7 – по 8.


  • Схема Суда – стр.: с 9 – по 9.


  • Буклет – программа спектакля (см. файл - Театральный буклет - - прилагается).


    • Дидактические материалы (опережающие ролевые задания разного типа по выбору учащихся: индивидуальные, парные и групповые).


  • Задания для – Раскольникова Родиона Романовича – стр.: с 10 – по 10.


  • Задания для - Прокурора – стр.: с 10 – по 11.


  • Задания для - Адвоката – стр.: с 11 – по 12.


  • Задания для - Авдотьи Романовны Раскольниковой – стр.: с 12 – по 12.


  • Задания для - Разумихина Дмитрия Прокофьича – стр.: с 12 – по 12.


  • Задания для - Заметова Александра Григорьевича – стр.: с 13 – по 13.


  • Задания для - Софьи Семеновны Мармеладовой – стр.: с 13 – по 13.


  • Задания для - Прасковьи Павловны Зарницыной – стр.: с 13 – по 14.


  • Задания для - Редактора газеты «Периодическая речь» – стр.: с 14 - - по 14.



III.


  • Результаты поисковой научно-исследовательской деятельности и творческой работы учащихся (таблицы, опорные конспекты и портретные характеристики персонажей).


  • Газета «Периодическая речь» (см. файл - Газета - Периодическая речь - - прилагается).


  • Характеристика Раскольникова Родиона Романовича из Российского Государственного Петербургского Университета (см. файл - - Характеристика Раскольникова Р. Р. - из Университета - прилагается).


  • Репортаж Средств Массовой Информации из зала Суда – стр.: с 14 - - по 14.


  • Следователь Порфирий Петрович – материалы расследования – стр.: с 15 – по 16.


  • Судебно-медицинская экспертиза врача-психиатра – стр.: с 16 – по 16.


  • Ответы на вопросы Суда Редактора газеты «Периодическая речь» - - стр.: с 16 – по 17.


  • Ответы на вопросы Суда и заключительная речь Раскольникова Родиона Романовича – стр.: с 17 – по 18.


  • Заключительная речь - Прокурора – стр.: с 18 – по 19.


  • Заключительная речь - Адвоката – стр.: с 19 – по 19.


  • Приговор Судьи – стр.: с 20 – по 20.


I.

  • Краткий конспект урока - спектакля.




Краткий конспект урока - спектакля

с подробными методическими разработками


«Судебное слушание по делу Раскольникова Родиона Романовича»

(по произведению Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»)


10 класс (2 часа)



Учитель русского языка и литературы

высшей категории

Алмакаева Ирина Александровна.



Тип личностно-ориентированного урока:

Ролевая игра.


Педагогическая технология:

Творческая мастерская смешанного типа (самостоятельное составление сценария к эпизоду романа, творчески разработанному на основе текста и представленного в форме урока-спектакля через авторскую постановку).


Форма работы:

Поисковая, научно-исследовательская, творческое письмо, театральная и художественная деятельность.


Методы:

Опережающие ролевые задания разного типа по выбору учащихся: индивидуальные, парные и групповые.


Продуктивные приемы:


  • Обсуждение цели, задач и плана действия.

  • Сбор информации из других областей (философия, юриспруденция, психология, журналистика, театральное искусство).

  • Использование разных способов представления информации (таблицы, ключевые слова, опорные конспекты, наглядность, видеозапись урока).

  • Активизация проблемной ситуации, вопросов, которые приводят к осмысленному диалогу и дискуссии.

  • Использование игровых ситуаций и элементов соревнований.

  • Организация проблемно – поисковой деятельности и документальное её оформление.

  • Обсуждение результатов контроля (работа экспертов – ответственных за выполнение групповых заданий разного направления).

Цели урока:

1. Учебная цель:

знакомство с творчеством Ф. М. Достоевского и его художественным методом. Отработка анализа фрагмента произведения (эпизода, сцены), определение текстового объема, место роли, значение эпизода, его соотношения с главной идеей романа и проблемами.


2. Развивающая цель:

формирование эмоционально-ценностного отношения к идейной тематике и проблемам художественного произведения, формирование навыков исследовательской работы и аналитического мышления через систему связей урока литературы и Научно ученического общества «Эврика», способствующих творческому усвоению программного материала и повышению качества знаний.


3. Воспитательная цель:

воспитывать устойчивый интерес к предмету литературы и произведениям высокого классического образца на примере лучших текстов формировать всесторонне развитую гармоничную личность, способную к самоопределению и реализации своих возможностей в обществе. Готовить учащихся к сознательному выбору будущей профессии.



Краткий комментарий к уроку.


Задачи авторской программы «Формирование у школьников эмоционально ценностного отношения к процессу познания на уроках литературы в старших классах» в рамках ПИЭР многопрофильного лицея предполагают:


1. Разработку системы форм и методов обучения, с учетом субъективного развития учащихся в учебном процессе и личностного подхода к каждому из них.


2. Расширение и углубление, как знаний ученика, так и его мировоззрения на материале урока, творческую поисковую работу с художественными текстами.


3. Овладение формами и методами мониторинга личностного развития учащихся как показателя качества образования.


Исходя из этого, представленные методические разработки могут помочь в освоении качественных знаний учащимися программного материала по творчеству Ф. М. Достоевского.

Исходным моментом является активизация процесса познания и особо эмоционально ценностная сфера ученика с целью глубокого усвоения текстов художественной литературы высокого образца.


Процесс познания может быть представлен так:

восприятие – запоминание – сохранение – осмысление – воспроизведение - - интеграция знаний.


Активизация процесса познания может осуществляться на всех этапах одновременно или на каком-то одном. Через организацию условий для интенсивной познавательной деятельности (формы, приемы, методы) можно помочь ученику выйти на более высокий уровень качества образования.


Необходимо помочь перейти от нулевого типа активности к ситуативному, затем искательскому и далее – творческому (см. авторскую программу).

Необходимо устранять препятствия творческим проявлениям. С этой целью делается попытка использовать новые технологии «педагогической мастерской», что позволяет развивать потребность в самовыражении и само актуализации через личностно-ориентированный подход к учебно-воспитательному процессу…


Введение «педагогической мастерской» на уроках литературы в классно-урочную систему позволяет активизировать познавательную деятельность учащихся и через эмоционально-ценностное отношение к предмету (художественному тексту, теме, проблемам) влиять на качество образования.


Путь методики – построение отношений: учитель – ученик, предполагаемая схема:


Задание ученику (определение трудностей – их анализ и обсуждение) - - проектирование действий – распределение заданий ответственных по группам и участников – обсуждение результатов – на учение способам работы с собой.



«Педагогическая мастерская».


Эта новая технология, которая в стратегии модернизации образования и воспитания отмечается последнее время важнейшей как тип занятий, основанный, на гуманистической философии.


Цели:


  • Ученик должен действовать автономно и рефлективно.

  • Ученик должен использовать различные средства интерактивности.

  • Входить в социальные гетерогенные группы и функционировать в них.


Алгоритм – схема «Педагогической мастерской».


Мастерская сочетает в себе традиционные и инновационные подходы, имеет свои принципы, законы и особенности:


1. Индуктор (Задание, мотивирующее дальнейшую деятельность).


2. Создание творческого продукта (индивидуальное или групповое взаимодействие, основанное на деконструкции, реконструкции материала, т.е. его разрушение и соединение).


3. Социализация (Предъявление созданного продукта всем участникам, соединение индивидуальных результатов и их анализ).


4. Промежуточная рефлексия и само коррекция, формирование информационного запроса, формулирование проблем и круга вопросов по теме.


5. Новая информация и её коллективная обработка.


6. Корректировка творческого продукта, создание нового варианта, версии, гипотезы, групповая или индивидуальная работа.


7. Социализация (предъявление созданного продукта для восприятия и анализа; коррекция, аннотация и рецензия).


8. Общая рефлексия; подведение итогов. (Выход на новую систему проблем, эмоционально – ценностное отношение к ним, само актуализация и самоопределение как познавательная творческая деятельность).






II.

  • Методические разработки к уроку.




Ключевой опорный материал к уроку для учителя.


1. Роман – суровый приговор общественному строю, основанный на власти денег, уничтожающему человека 60-70 гг. 19 в.


2. Конфликт героя с миром. Герой обречен на нищету и бесправие. 1865 г. Петербург. 90 персонажей, около 10 центральных.


3. Идея – показать власть губительной теории над человеком и как он ответственен за идею, которой руководствуется (идея сверхчеловека, её актуальность в наши дни – право сильной личности на «Кровь по совести»).


4. Поступок героя – проверка идеи, но совесть не дает «переступить» (нищета, страдания – одержимость идеей - преступления – отрыв от людей – борьба с совестью - - признание – ссылка – страдания – любовь, воскрешение).


5. Трагедия Раскольникова в душе героя. Загадка его раздвоенности: значителен и противоречив. Вся композиция построена на разгадывании причин этой трагедии.


6. Боль за человека – основа авторской позиции. Постижение христианского идеала любви к ближнему по Ф. М. Достоевскому.


Вопросы, активизирующие познавательную деятельность:


  • Как понимает герой исторический процесс?

  • В чем суть теории героя, в которую он верит?

  • К какому разряду людей хочет отнести себя герой, почему?

  • Имеет ли право сильная личность на «Кровь по совести»?







Сценарий проведения судебного заседания к эпизоду романа, творчески разработанный на основе текста и представленный в форме урока – спектакля через авторскую постановку.


(с опорой на Уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации).

I. Подготовительная часть.

1. Председательствующий открывает судебное заседание и объявляет, какое уголовное дело подлежит разбирательству (ст. 261 УПК).
2. Секретарь докладывает о явке лиц и причинах неявки отсутствующих (ст. 262 УПК).
3. Переводчику разъясняются его права и ответственность, отбирается подписка (ст. 263 УПК).
4. Свидетели удаляются из зала суда (ст. 264 УПК).
5. Устанавливается личность подсудимого и дата вручения копии обвинительного заключения (акта) (ст. 265 УПК).
6. Объявляется состав суда, участники судебного разбирательства, сторонам разъясняется право отвода (ст. 266 УПК). Основания для отвода предусмотрены ст. 61-72 УПК.
7. Разъясняются права:
• подсудимому (ст. 267 УПК).
• потерпевшему, гр. истцу и гр. ответчику (ст. 268 УПК).
• эксперту (ст. 269 УПК).
• специалисту (ст. 270 УПК).
8. Председательствующий опрашивает стороны, имеются ли у них ходатайства перед началом судебного следствия (ст. 271 УПК).
Каждое заявленное ходатайство подлежит отдельному рассмотрению.
Стороны высказывают мнение об обоснованности ходатайства.
9. Разрешается вопрос о возможности рассмотрения дела при данной явке (ст. 272 УПК).
в случае неявки подсудимого - см. ст. 247 ч. 2 - 4 УПК.
в случае неявки защитника - см. ст. 248 ч. 2 УПК.
в случае неявки потерпевшего - см. ст. 249 УПК.
Стороны высказывают мнение о возможности либо невозможности начала судебного следствия при данной явке.
При невозможности рассмотрения дела судебное разбирательство откладывается (ч. 1 ст. 253 УПК) или производство приостанавливается (ч. 3. ст. 253 УПК).

II. Судебное следствие.


1. Гособвинитель излагает сущность предъявленного подсудимому обвинения (по делам частного обвинения - частный обвинитель) (ст. 273 ч. 1 УПК).
2. Председательствующий опрашивает подсудимого, понятно ли ему обвинение, признает ли он себя виновным и желает ли он или его защитник выразить свое отношение к предъявленному обвинению (ст. 273 ч. 2 УПК).
3. Представление доказательств со стороны обвинения (ст. 274 ч. 2 УПК).
Гособвинитель самостоятельно определяет очередность исследования доказательств (ст. 274 ч. 1 УПК).
4. Представление доказательств со стороны защиты (ст. 274 ч. 2 УПК).
5. По окончании исследования представленных сторонами доказательств председательствующий опрашивает стороны, желают ли они дополнить судебное следствие (ст. 291 ч. 1 УПК).
Если ходатайств о дополнении судебного следствия не имеется, оно объявляется оконченным.



III. Прения сторон и последнее слово подсудимого.


1. Выступление государственного обвинителя (ч. 3 ст. 292 УПК).
2. Выступление частного обвинителя.
3. Выступление потерпевшего и его представителя (ч. 2 ст. 292 УПК).
Гр. истец, гр. ответчик, их представители вправе участвовать в прениях, если заявят соответствующее ходатайство (ч. 2 ст. 292 УПК).
4. Выступление подсудимого (если в деле отсутствует адвокат либо если подсудимый ходатайствует об этом) (ч. 3 ст. 292 УПК).
5. Выступление адвоката.
6. После произнесения речей всеми участниками сторон каждый из них может выступать с репликой (ч. 6 ст. 292 УПК).
7. Последнее слово подсудимого.
8. Заявление ходатайства о возобновлении судебного следствия и рассмотрение судом данного ходатайства (ст. 294 УПК).


IV. Заключительная часть.


1. После последнего слова суд объявляет, когда будет оглашен приговор (ч. 2 ст. 295 УПК).
2. Удаление суда в совещательную комнату и постановление приговора (ч. 1 ст. 295 УПК, ст. 296-309 УПК).
3. Провозглашение приговора (ст. 310 УПК). Случаи провозглашении только вводной и резолютивной частей приговора (ст. 247 ч. 7, ст. 310 ч. 4 УПК).



























Схема Суда.
(и основные функции участников процесса).


СУДЬЯ
ведет заседание, определяет меру наказания подсудимого.

ЗАЩИТА
адвокат

ОБВИНЕНИЕ
прокурор

ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ
(12 человек, отбираемых по установленной законом процедуре)
выносят решение о виновности или невиновности подсудимого.


  • собирает материалы в пользу подзащитного.

  • допрашивает свидетелей.

  • готовит заключительное обращение к присяжным.

Свидетели по делу
дают ПРАВДИВЫЕ показания на суде.

  • собирает материалы,
    доказывающие виновность обвиняемого.

  • допрашивает свидетелей.

  • готовит заключительное обращение к присяжным.

ОБВИНЯЕМЫЙ
отвечает на вопросы адвоката, прокурора, говорит последнее слово.


























    • Дидактические материалы (опережающие ролевые задания разного типа по выбору учащихся: индивидуальные, парные и групповые).




Задания для – Раскольникова Родиона Романовича.


Итак, вы – подсудимый.
Родион Раскольников.
Вас ждет суд...
Вам необходимо быть к нему готовым!


Предполагаемые вопросы прокурора:


  1. Где вы были с 7 - 8 часов вечера в день преступления?

  2. Почему в руках у Алены Ивановны была найдена деревянная дощечка?

  3. Какой частью топора Вы нанесли удар Алене Ивановне?

  4. Куда вы спрятали похищенные вещи?

  5. Сколько ударов топором вы нанесли Алене Ивановне?

  6. Почему Вы убили Лизавету?

  7. Какие вещи вы заметили в укладке?


Предполагаемые вопросы адвоката:


  1. Было ли убийство совершено с целью личного обогащения?

  2. Как вы можете объяснить причины преступления?

  3. Раскаялись ли вы?

  4. Готовы ли вы понести наказание?

  5. Какие чувства вызывала у вас Алена Ивановна?

  6. Было ли убийство вам выгодно?

  7. Кто из ваших знакомых мог бы выступить в вашу защиту?


Подготовьте ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.



Задания для – Прокурора.


Итак, вы - прокурор!
Вы стоите на страже закона и порядка. Вам предстоит на суде вести допрос свидетелей, выступать с заключительной речью.
Обдумайте свои вопросы, подготовьте убедительную речь.

Для вас важно убедить присяжных, что убийство совершено злонамеренно и осознанно!



Кому и с какой целью на суде вам необходимо задать вопросы:


Вопрос: Кому: Запишите, с какой целью:


Вопросы:


1. Где вы были с 7 - 8 часов вечера в день убийства?

2. Какие странности в поведении подсудимого вы заметили в последнее время?

3. Видели вы у подсудимого деньги? Если да, то сколько?

4. Как вы можете объяснить причины преступления?

5. Вы знали, что подсудимый совершил преступление? От кого вы получили эти сведения?

6. За что вы убили Лизавету?

7. Куда были спрятаны похищенные вещи?

8. Что побудило убийцу явиться с повинной?

9. Какие вещи вы заметили в укладке?


Подготовьте ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.


Какие акценты необходимо расставить в обвинительной речи?


  • Безнравственность теории Раскольникова.

  • Ничтожность цели преступления.

  • Социальная пассивность героя.

  • Безбожность подсудимого.

  • Другие…



Задания для – Адвоката.


Итак, вы - адвокат!
Вы стоите на защите прав подсудимого. Вам предстоит на суде вести допрос свидетелей, выступать с заключительной речью.

От ваших действий зависит судьба молодого человека!

Кому и с какой целью на суде вам необходимо задать вопросы:


Вопрос: Кому: Запишите, с какой целью:


Вопросы:


    1. Каковы условия жизни подсудимого?

2. Какие странности в поведении подсудимого вы заметили в последнее время?

3. Какие улики были у следствия, говорящие о причастности Николая Дементьева к убийству Алены Ивановны и грабежу?

4. Можете ли Вы подтвердить болезненное состояние Раскольникова незадолго до преступления?

5. Какие факты вы можете привести в защиту подсудимого?

6. Как Вы отреагировали на слова Раскольникова: "А что, если это я старуху и Лизавету убил? Почему?

7. Признался ли Николай в совершении преступления?

8. Куда были спрятаны похищенные вещи?

9. Что побудило Родиона явиться с повинной?


Подготовьте ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО.

Определите, на что необходимо сделать акцент в заключительной речи:


  • Ужасные условия жизни.

  • Плохое состояние здоровья подсудимого.

  • Род занятий потерпевшей.

  • Положительные качества Родиона Раскольникова.

  • Бедственное положение матери и сестры подсудимого.

  • Примеры социального неравенства.

  • Необходимость всегда проверять теории на практике.



Задания для - Авдотьи Романовны Раскольниковой.

Итак, вы - свидетель по делу об убийстве,
Авдотья Романовна Раскольникова.
На суде вам необходимо дать правдивые показания, отвечая на вопросы прокурора и адвоката. Вы должны сосредоточиться и вспомнить:

Предполагаемые вопросы:


  1. Расскажите, в каких условиях жил ваш брат.

  2. Можете ли вы подтвердить показания о болезненном состоянии Родиона Раскольникова?

  3. От кого Вы узнали, что Раскольников совершил преступление?

  4. Что вы можете сказать в защиту подсудимого?

  5. Каковы, по-вашему, причины преступления?

  6. Раскаялся ли обвиняемый в своем преступлении?



Задания для - Разумихина Дмитрия Прокофьича.

Итак, вы - свидетель по делу об убийстве,
Разумихин Дмитрий Прокофьич.
На суде вам необходимо дать правдивые показания, отвечая на вопросы прокурора и адвоката. Вы должны сосредоточиться и вспомнить:

Предполагаемые вопросы:


  1. Что вы можете сказать в защиту подсудимого?

  2. Где вы познакомились с Родионом Раскольниковым?

  3. Можете ли вы подтвердить показания о болезненном состоянии Родиона Раскольникова?

  4. Упоминал ли при вас подсудимый что-нибудь, касающееся преступления? Если - да, то что?

  5. Когда вы начали подозревать Раскольникова в совершении преступления?








Задания для - Заметова Александра Григорьевича.

Итак, вы - свидетель по делу об убийстве,
Александр Григорьевич Заметов.
На суде вам необходимо дать правдивые показания, отвечая на вопросы прокурора и адвоката. Вы должны сосредоточиться и вспомнить:

Предполагаемые вопросы:


  1. Можете ли вы подтвердить показания о болезненном состоянии Родиона Раскольникова?

  2. Расскажите о вашей встрече с подсудимым в трактире "Хрустальный дворец".

  3. Как вы отреагировали на слова Родиона: "А что, если это я старуху убил?

  4. Были ли у Раскольникова деньги?

  5. Какие "странности" в поведении Раскольникова вы можете описать?



Задания для - Софьи Семеновны Мармеладовой.

Итак, вы - свидетель по делу об убийстве,
Мармеладова Софья Семеновна.
На суде вам необходимо дать правдивые показания, отвечая на вопросы прокурора и адвоката. Вы должны сосредоточиться и вспомнить:

Предполагаемые вопросы:


  1. Как вы узнали, что Раскольников убил Алену Ивановну и ее сестру?

  2. Можете ли вы подтвердить показания о болезненном состоянии Родиона Раскольникова?

  3. Упоминал ли при вас подсудимый что-нибудь, касающееся преступления? Если - да, то что?

  4. Что вы можете сказать в защиту подсудимого?

  5. Каковы, по-вашему, причины преступления?

  6. Какие чувства вы испытывали к подсудимому?



Задания для - Прасковьи Павловны Зарницыной.

Итак, вы - свидетель по делу об убийстве,
Прасковья Павловна Зарницына.
На суде вам необходимо дать правдивые показания, отвечая на вопросы прокурора и адвоката. Вы должны сосредоточиться и вспомнить:

Предполагаемые вопросы:


  1. С какой целью Вы обратились в полицию?

  2. Сколько рублей составлял долг Родиона Раскольникова?

  3. Сколько дней Вы отказывали постояльцу в еде?

  4. Как долго живет у вас подсудимый?

  5. Расскажите, в каких условиях жил ваш постоялец.

  6. Можете ли вы подтвердить показания о болезненном состоянии Родиона Раскольникова?

  7. Что вы можете сказать в защиту подсудимого?

  8. Каковы были взаимоотношения вашей дочери и Родиона Раскольникова?



Задания для - Редактора газеты «Периодическая речь».

Итак, вы - свидетель по делу об убийстве,
Редактора газеты «Периодическая речь».
На суде вам необходимо дать правдивые показания, отвечая на вопросы прокурора и адвоката. Вы должны сосредоточиться и вспомнить:

Предполагаемые вопросы:


  1. Чем заинтересовала Вас статья, почему Вы решили ее напечатать?

  2. Ваше отношение к практическому применению теории, которая описана в статье?

  3. Как Вы относитесь к автору статьи?

  4. Имеет ли Ваша газета какое-либо идеологическое направление?

  5. Охарактеризуйте Раскольникова как публициста.

  6. Что Вы можете добавить по делу Раскольникова?





III.

  • Результаты поисковой научно-исследовательской деятельности и творческой работы учащихся (таблицы, опорные конспекты и портретные характеристики персонажей).




Репортаж Средств Массовой Информации из зала Суда.

Мы ведем репортаж из зала суда по делу об убийстве процентщицы Алены Ивановны. Мы надеемся, что обвиняемого Родиона Раскольникова оправдают, потому что мы не можем позволить, чтобы обвинили человека, задавленного обществом, который пошел на это преступление только из-за того, чтобы восторжествовала справедливость. Раскольникову были отвратительны скупость, жадность ростовщицы. Она не желала протянуть руку помощи нуждающемуся. Считая, что наказывает зло, он убивает старуху.

Всех поразило признание сестры Раскольникова: "Брат - удивительно добрый, отзывчивый и искренний человек. Я потрясена, что он убийца. Это противоестественно!”

Показательно то, что все свидетели выступили в защиту обвиняемого.

Несмотря на то, что прокурор требовал высшей меры наказания, суд вынес более милостивый приговор: преступник осужден к каторжной работе второго разряда сроком на восемь лет. При этом учтены его явка с повинной и ряд облегчающих вину обстоятельств.

Из зала суда корреспонденты газеты – « » - ………

Следователь Порфирий Петрович – материалы расследования.

Дело об убийстве чиновницы Алёны Ивановны и её беременной сестры Лизаветы Ивановны заведено на Раскольникова Родиона Романовича.


Расследование.


Алёна Ивановна и Лизавета Ивановна были убиты ночью неизвестным лицом. На следующий день были допрошены люди, закладывавшие вещи у процентщицы Алёны Ивановны. Они давали добровольные показания по данному делу. Были освещены следующие вопросы.

  1. Когда данное лицо закладывало вещи.

  2. Когда были в последний раз и видели убитых.

  3. Не заметили ли чего необыкновенного.

  4. Были ли у сестёр враги.

  5. Ваше отношение к убитым.

  6. Где вы находились в ночь совершения преступления.


Никто из допрошенных подозрений не вызывал. Напротив, круг главных подозреваемых возглавили лица, не пришедшие за своими вещами и не дававшие показаний. Их имена, место жительства и дата отдачи вещей в залог были записаны у Алёны Ивановны, так же как и информация об остальных её посетителях.


Несколько дней спустя был задержан маляр Николай, находившийся этажом ниже квартиры убитой. У него оказались серебряные серьги, которые он после обменял на деньги. Николай пытался покончить свою жизнь самоубийством, но это ему не удалось, и он был арестован. Во время допросов подозреваемый отрицал свою вину.


В процессе расследования я познакомился с очень необычным человеком – Раскольниковым Р. Р. и узнал, что он был вызван в полицейскую контору из-за неуплаты за жильё. Там произошёл интересный случай: Родион Романович, услышав разговор об убийстве, упал в обморок, объяснив позднее случившееся болезнью. Также я через знакомого редактора газеты «Периодическая речь» прочитал статью «О преступлении», напечатанную в данной газете. Эта статься была написана Родионом Романовичем. В ней говорилось, что все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные служат единственно для зарождения себе подобных. Необыкновенные имеют дар и талант сказать в среде своей новое слово. Подразделения тут, разумеется, бесконечные, но отличительные черты обоих разрядов довольно резкие: первый разряд, то есть материал, говоря вообще, люди по натуре своей консервативные, чинные, живут в послушании и любят быть послушными. Они и обязаны быть послушными, потому что это их назначение, и тут решительно нет ничего для них унизительного. Второй разряд, все преступают закон, разрушители, или склонны к тому, судя по способностям. Преступления этих людей относительны и многоразличны; большею частию они требуют, в весьма разнообразных заявлениях, разрушения настоящего во имя лучшего. Но если ему надо. Для своей идеи, перешагнуть хотя бы через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь, - смотря, впрочем, по идее и по размерам её.


Эта статья очень меня заинтересовала. Я понял, создавший эту теорию способен её проверить. Это человек идеи. Идея обхватила его и владеет им, но, имея то свойство, что владычествует в нём не столько в голове его, сколько воплощаясь в него, переходя в натуру, всегда со страданием и беспокойством, и, уже раз поселившись в натуре, требуя и немедленного приложения к делу. Таковым, по-моему, является Раскольников.

Через несколько дней Николай пришёл с повинною и сказал, что это он совершил преступление, указав ряд доказательств.


Странно дело, но также через некоторое время пришёл и сознался в своём преступлении истинный убийца – Раскольников Родион Романович.


Судебно-медицинская экспертиза врача-психиатра.

Родион Романович Раскольников по природе интроверт - с научного перевода - это означает направление личности на явление собственного внутреннего мира, которому он придаёт высшую ценность. Он необщителен, замкнут, присутствует социальная пассивность, склонен к самоанализу, затруднения к социальной адаптации.


У подсудимого проявляются такие характерологические качества, как: замкнутость, зависимость, вялость, нерешительность.


По натуре Родион Романович тип неспокойный, настороженный, неуверенный в себе. Ищет опеки. Необщителен. Поэтому имеет смещённые оценки и самооценки, высокомерный. Адаптация идет длительно, поэтому действия замедлены. Не любит активный образ жизни. Созерцатель. Часто склонен к философии. Легко драматизирует ситуацию. Высокочувствительный, недоверчивый, молчаливый, замкнуто – обидчивый, пессимист, имеет критический ум.


Исходя, из этих характерологических проявлений существуют пути коррекции: стремится поддержать подсудимого, оградить от насмешек; выделять положительные стороны (вдумчивость, склонность к монотонной деятельности). Активизировать интерес к окружающим. Исподволь сводить с людьми доброжелательно – энергетическими. Желательны доброжелательность и уважительность к подсудимому.


Учитывая все эти проявления личности, результаты медицинского заключения показали, что подсудимый Родион Романович Раскольников признается - вменяемым и дееспособным.

Ответы на вопросы Суда Редактора газеты «Периодическая речь».

По делу Раскольникова Родиона Романовича я знаю, что он совершил преступление. Я была в шоке, потому что я считала его совершенно другим человеком. Полгода назад Раскольников принёс ко мне в редакцию газеты «Периодическая речь» свою статью и два месяца назад его статья была опубликована. Статья была интересной, поэтому и нашла свое место в нашей газете.


  • Чем заинтересовала Вас статья, почему Вы решили ее напечатать?


  • Я посчитала, что читателем будет интересна статья Раскольникова, так как он описывал психологическое состояние преступника во время совершения преступления, а так же свою теорию о «сверхчеловеке» - это очень необычно, поэтому и интересно. Но я даже не могла предполагать, что эта статья повлечет за собой такие последствия.





  • Ваше отношение к практическому применению теории, которая описана в статье?


  • Мое отношение полностью отрицательное, я категорически не приемлю претворение в жизнь этой теории. Я очень переживаю, так как у нашей газеты могут проблемы из-за случившихся событий.


  • Как Вы относитесь к автору статьи?


  • После произошедшего к Родиону Романовичу я отношусь отрицательно.


  • Имеет ли Ваша газета какое-либо идеологическое направление?


  • Наша газета полностью независимая, никакой идеологии не несет.


  • Охарактеризуйте Раскольникова как публициста.


  • У Раскольникова действительно есть способность к публицистике. Он красноречив, последователен и логичен в своих рассуждениях.


  • Что Вы можете добавить по делу Раскольникова?


  • Я возмущена поведением Раскольникова!!! Его поведение я считаю аморальным! Нашей редакции придется долго опровергать тот факт, что газета имеет какое-либо отношение к этому убийству. Мы написали лишь о теории, но не оправдываем Раскольникова.



Ответы на вопросы Суда и заключительная речь Раскольникова Родиона Романовича.


Ответы на вопросы - Обвинения и Защиты.


  • Как вы относились к Алёне Ивановне?


  • Я не очень хорошо относился к Алёне Ивановне, потому что считаю её непорядочным человеком. Она была очень жадной и несправедливой женщиной, потому что взимала большие проценты с бедных студентов, зная, что у них не остается денег даже на хлеб. Я хорошо знаю, что такое нищета. Мою ненависть к Алёне Ивановне подкрепило так же и то, что я услышал в разговоре между офицером и студентом о том, что можно убить эту старуху без всяких угрызений совести, так как смерть одного такого человека спасет жизни нескольких десятков человек. Я не вполне согласен с этим мнением, но это всё равно только укрепило мою ненависть к процентщице.



  • Как Алёна Ивановна относилась к вам?



  • Алёна Ивановна относилась ко мне, так же как и к другим людям, которые закладывали у неё вещи. Я думаю она не испытывала ко мне большой любви, но так же трудно сказать, что она меня ненавидела.





  • Вы взяли, что-нибудь из вещей убитой вами Алёны Ивановны?


  • Нет, я не взял ничего из вещей старухи-процентщицы.



Ответы на вопросы – Судьи.


Вопрос 1.


  • Куда вы спрятали кошелек и вещи убитой вами Алёны Ивановны?


  • После совершения преступления меня охватил сильный страх, я не понимал, что делаю и поэтому спрятал всё, что взял у старухи под камнем в какой-то подворотни.


Вопрос 2.


  • Сколько вещей вы похитили?


  • Я точно не помню, сколько там было вещей, помню только, что там были какие-то украшения, кошелек и что-то еще. Я не помню…


Вопрос 3.


  • Сколько денег лежало в кошельке?


  • Около трехсот рублей. Я точно не знаю.



Заключительная речь.


У меня было время, чтобы всё обдумать, и я искренне сочувствую всем униженным и оскорбленным, которым хотел помочь, но так и не сумел. Я не знаю, как, но теория овладела моим сознанием и стала навязчивой идеей. Я хотел изменить мир к лучшему, искренне верил, что смогу, что я сильный, но оказалось, что я, как и большинство «тварь дрожащая». Я презираю себя за это. Я признаю, что моя теория не совершенна, но всё ровно, она имеет право на существование, и, потому, признаю свою вину лишь частично.



Заключительная речь – Прокурора.


Уважаемый суд. Мы сегодня рассмотрели одно из самых ужасающих и поражающих своей жестокостью дел. Дело – Раскольникова Родиона Романовича. Я считаю, что подсудимый является ярким представителем безнравственности, корысти, жестокости и бессовестности, а главное угрозой безопасности общества и Мира. Это олицетворение зла, которое сложно назвать человеком, зверски убило двух слабых и беззащитных женщин, причём одна из них была беременна. Беременна! А это значит уже 3 погубленных души достойнейших людей Петербурга, которые помогали людям хоть как-то с деньгами. На мой взгляд, Родион Раскольников наиопаснейший человек для общества с жестоким настроем на окружающих.


И главное, преступление Раскольникова является не только частным, но и глубоко общественным. Если мы не остановим само произвол сейчас – вскоре он снова даст о себе знать. И я прошу для Раскольникова Родиона Романовича наивысшей меры наказания, а именно 20 лет каторжных работ в местах Сибири.



Заключительная речь Адвоката.


Уважаемые Господа Присяжные и Судья, здесь мы ведем речь о преступлении. Но можем ли мы считать в полной мере преступлением поступок Раскольникова Родиона Романовича?


Из показаний свидетелей мы видим, что подсудимый живет в крайне нищенских условиях. Он не имеет возможности даже, чтобы нормально питаться. У него слабое состояние здоровья. К тому же подсудимый постоянно падает в обморок.


Мать и сестра находятся также в крайне бедственном финансовом состоянии. Мы можем подумать, что, убив Алену Ивановну и ограбив её, он мог бы решить свои финансовые проблемы. Но Раскольников убивал не ради наживы - об этом отчетливо говорит тот факт, что он даже не знает, сколько денег в кошельке, который он взял.


С другой стороны, Раскольникова нам характеризуют как положительного, доброго и справедливого молодого человека, страдающего от нищенских условий жизни и сострадающего окружающим его беднякам. Разве мог убийца, низкий грешник отдать последние деньги на похороны нищего человека, с которым не был даже близко знаком? Разве мог хладнокровный убийца спасти от пожара двух маленьких детей? Разве мог грабитель, преступник содержать из последних своих средств чахоточного товарища, а после его смерти ухаживать за его больным отцом, устроить его в больницу, а после его кончины - похоронить?


Раскольников живет в несправедливости - одним можно все, другим ничего. Алена Ивановна была процентщицей. Она наживала деньги, хотя зачем они ей? Она ведь даже не выходила из дома! Она не делилась и не собиралась делиться с нуждающимися. Алена Ивановна явилась для Раскольникова и не только для него воплощением низости, несправедливости, жадности.


Да, согласно уголовному кодексу Раскольников совершил преступление. Но кто его толкнул на это? Общество. То общество, которое состоит и из нас. Раскольников Родион Романович лишь жертва жизненных обстоятельств. Разве ему пришла бы такая мысль в голову, если бы он не видел всей той грязи, несправедливости и нищеты? Так что если вы хотите, чтобы справедливость восторжествовала, за это преступление судите общество, а значит и себя.


И я прошу для Раскольникова Родиона Романовича в виду всех факторов и смягчающих обстоятельств - смягчить наказание, а именно дать 5 лет каторжных работ в местах Сибири, в колонии – поселении с общим режимом.










Приговор Судьи.

Суд подводит итоги судебного заседания по поводу рассмотрения дела Раскольникова Родиона Романовича – студента, проживающего в Петербурге. Родион Романович убил процентщицу Алёну Ивановну и её беременную сестру Елизавету.


Решился он на убийство вследствие своего легкомысленного и малодушного характера, раздраженного сверх того лишениями и неудачами. Но причиной преступления стала теория Раскольникова. Сущность теории состоит в том, что сильным людям, “наполеонам“, разрешена “кровь по совести”, их преступления оправданы, потому что влекут за собой тысячи добрых дел. Поддавшись идее, Раскольников решил испытать себя, но выбрал слишком страшный способ для проверки своей теории. Идея полностью завладела Раскольниковым, он фанатично предан ей. Суд удивил тот факт, что подсудимый спрятал кошелек и вещи под камень, не воспользовавшись ими. Так же подсудимый не помнит в подробностях всех вещей, собственно им похищенных, он даже ошибся в их числе. Раскольников не знал, сколько именно денег лежало в кошельке (375 рублей серебром и 3 двугривенных). Суд пришёл к заключению, что само преступление произошло при некотором временном умопомешательстве, при болезненной мании убийства и грабежа, без дальнейших целей и расчетов на выгоду.


К тому же ипохондрическое состояние подсудимого было заявлено до точности многими свидетелями (Зосимов и другие свидетели).


Но на окончательные вопросы о том, что именно склонило его к смертоубийству, подсудимый отвечал весьма ясно и грубо. Причиной всему было его скверное положение, нищета и беспомощность, желание упрочить первые шаги своей жизненной карьеры с помощью трех тысяч рублей, которые он рассчитывал найти у убитой.


Во внимание приняты следующие смягчающие обстоятельства:


- подсудимый не хотел оправдываться и изъявил желание сам еще более обвинить себя;


- болезненное и бедственное состояние подсудимого до совершения преступления не подвергается сомнению;


- подсудимый не воспользовался награбленным, что свидетельствует о пробудившемся раскаянии и о несовершенно здравом умственном и психическом состоянии во время совершения преступления;


- явка с повинной, так как ни улик, ни подозрений на подсудимого не было;


- свидетельские показания - Разумихина и Зарницыной.


Итак, приговор: Раскольников Родион Романович приговорен к каторжной работе второго разряда, на срок - восьми лет, в связи с принятыми во внимание смягчающими обстоятельствами, без права на помилование и досрочное прекращение наказания.


Данный приговор может быть обжалован адвокатом или подсудимым, а также стороной обвинения в течение 10 суток с момента оглашения данного приговора, или с момента получения копии обвинительного приговора. Приговор вступает в действие с момента его оглашения, то есть сейчас.


Взять подсудимого под стражу и увести в камеру заключения, до его высылки в Сибирь, в колонию - поселение.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Алмакаева Ирина Александровна

Дата: 27.08.2015

Номер свидетельства: 227235


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства