kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 11 классе на тему "Лирика периода 1941- 1945 годов".(Технология творческих мастерских)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы для 11 класса.

 Тема урока:  «Литература периода 1941-1945 годов.

 Конспект урока, проведенного в 11 классе,   с использованием   технологии творческих мастерских,  с элементами концерта, использованием    рефлексии. Фрагменты урока можно использовать при подготовке уроков по данной теме в 8 классе. В основе конспекта  –  предварительная самостоятельная деятельность учеников, на уроке они предъявляют  результат  работы до урока.

Урок состоит их нескольких блоков,  представлен теоретический материал,  практическое задание, письменная самостоятельная работа.

 В ходе урока  реализуются обучающие и воспитательные задачи.    Конспект урока сопровождается  оценочным листом, в котором в ходе урока ученик проводит. Урок  произвел большое эмоциональное воздействие на учеников и  приглашенных.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Лирика периода 1941 1945»

Тема урока:

Лирика периода 1941-1945 годов. (Обзор литературы периода Великой Отечественной войны.)

Тип урока:

Урок с элементами концерта, с использованием технологии творческих мастерских.

Цель урока:

Обзор лирики периода Великой Отечественной войны.

Задачи урока:

  1. Создать условия для изучения литературы периода Великой Отечественной войны.

  2. Формировать навыки исследовательской деятельности, умение самостоятельной работы с художественной литературой, выразительно читать наизусть лирические произведения.

  3. Осуществлять нравственное воспитание ( чувство патриотизма, гордости за историческое прошлое )

Оборудование:

  1. Наглядность: иллюстративный материал.

  2. ТСО: электронная презентация, записи песен и мелодий военных лет

  3. Выставка книг и сборников лирических произведений

  4. Дидактический материал: Литература в таблицах, учебник литературы 11 класс (Любой УМК)

Способы измерения достижения результатов обучения:

Вопросы беседы, оценочный лист.

Педагогическая технология: технология творческих мастерских


Конспект урока литературы. Класс 11

Тема. Литература Великой Отечественной войны. Лирика периода 1941 -1945 годов.

Деятельность

учителя

Этапы урока

Деятельность ученика

Оргмомент


Вывешивает принципы-плакаты

У нас сегодня очень непростой урок. Это своеобразный урок знаний, урок мужества и урок нравственности. Достичь положительного результата работы на уроке помогут три принципа

Сотрудничество

Сотворчество

Совместный поиск

Слушают

Слово учителя

Показ демоверсии Русский язык ЕГЭ

До ЕГЭ по русскому языку осталось _____- Каждый выпускник полной средней школы должен в части 2 написать сочинение, свой ответ аргументировать, опираясь на читательский и жизненный опыт. Сегодня на уроке мы соединим ваши знания, полученные на уроках русского языка, литературы, истории.


Просматривают Демоверсию Русский язык ЕГЭ

Тема урока предъявляет учитель

Мы продолжаем изучать раздел предмета «Литература периода Великой Отечественной войны».


Запись на доске

Запись в тетради.

Дата _____

Запись в тетради

Целеполагание

Тема урока Лирика

Цель урока:

-выявить особенности лирики периода Великой Отечественной войны,

-определить роль лирики в годы войны

Наши задачи

1.Охарактеризовать лирический род литературы военного времени. Выявить общие темы, проблемы,

2. Провести аспектный анализ стихотворений

Слушание . Осмысление

Запись в тетрадь

Предъявление листа оценки работы

Оценивать работу будем все вместе, используя лист оценки на уроке

ПРИЛАГАЕТСЯ

Знакомятся с листом оценки

Организует прослушивание мелодии из к/ф «Офицеры»

Создание эмоционального настроя.

На фоне мелодии учитель читает отрывок из стихотворения С.Гудзенко «Нас не нужно жалеть»

Слушают


Индуктор

Организация работы в парах

Составление ассоциативного ряда

Война…Какие ассоциации вызывает у вас это слово?


Отвечают.

Боль, страх, кровь, жертвы, победа, гордость

Вывешивается на доску

Эпиграф урока

Война – жесточе нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова 
В тоске и славе этих лет.
И на устах у нас иного 
Ещё не может быть и нет.
А. Твардовский, 1941 г.

Отвечает ли эпиграф вашим представлениям о войне?

Читают эпиграф.

высказывают свое мнение

Инструктаж.

Знакомство с заданиями на урок

При подготовке к данному уроку вам было дано опережающее задание:

- выучить стихотворение одного из поэтов;

- подготовить краткое представление поэтов определенной группы.

Для сочинения на ЕГЭ по русскому языку вам нужны именно краткие, емкие фразы, которые вы можете использовать в качестве литературного аргумента, поэтому на уроке ценны точные, аргументированные ответы.

В ходе урока сегодня предлагаю выполнить задание креативного типа:

- составить мини-проект - опорный конспект по теме урока, пользуясь различными источниками, в котором отразить следующее :

  • Указать тематику произведений;

  • Отметить своеобразие лирического героя;

  • Назвать поэтов определенной группы

  • Указать мотивы военной лирики

-задание индивидуальное творческое:

Ответить на вопрос: «В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?»

Знакомятся с заданиями,

осмысливают



Самоконструкция


Организует прослушивание материала

Предоставляю слово теоретикам

В годы войны около трети всего Союза писателей ушло на фронт. А сколько тех, кто ни в каких писательских организациях не состоял и прямо из окопа пришёл в литературу?

Вот точно говорящие цифры: в годы военных испытаний 1215 писателей  ушли воевать с врагом. Около 500 из них были награждены орденами и медалями. 18 стали Героями Советского Союза, 471 не вернулись с поля боя.

Раньше других в «солдатскую шинель оделись поэзия и песня. Именно поэзия давала силы перенести суровые испытания, укрепляла веру в победу.

Выступление ученика, подготовившего опережающее задание.

Представляет учеников, организует прослушивание,

выступает в роли соратника учеников

Выступление группы учеников, которые представляют военных корреспондентов

Александр Трифонович Твардовский в 1941—1942 годах работал в  в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия». "Я писал, - вспоминал военкор Твардовский, - очерки, стихи, фельетоны, лозунги, листовки, песни, заметки - все".

Главная тема военных лет или главная её художественная идея состояла в утверждении и прославлении жизни. Самая великая и самая жестокая война в истории человечества велась “ради жизни на земле”, как сказал Александр Твардовский в поэтической эпопее “Василий Теркин. И не случайно слова Твардовского: “Война – жесточе нету слова…” сегодня звучат как девиз.

Константин (Кирилл) Михайлович Симонов известность как поэт и драматург приобрел еще до войны. 24 июня 1941 года был призван в армию и пошел на войну фронтовым корреспондентом. С 1941 по 1945 гг. – военный корреспондент газеты “Красная звезда”. Эти корреспонденции составили позже четыре книги.

Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт, от Чёрного до Баренцева моря.

В январе 1942 г. в газете “Правда” было опубликовано стихотворение “Жди меня»

- наиболее яркое стихотворение в творчестве К.Симонова .Это гимн любви, верности, такой настоящей любви ничего не страшно

Написанное во время войны стихотворение “Жди меня” стало широко известным, его переписывали, пели как песню, посылали в письмах своим любимым

Выступление учащихся ,

чтение наизусть стихов А.Твардовского и К.Симонова

(по выбору учеников). Все ученик делают записи в свои тетради, составляют конспект

Представляет учеников, организует прослушивание

Выступление группы учеников, которые представляют поэтов – фронтовиков

Великая Отечественная война прошла через сердце солдат, которые после войны стали профессиональными поэтами. В те огненные годы героизм народных масс вдохновлял их на создание волнующих и точных по своей гражданской нацеленности стихотворений, а сами стихи, в свою очередь, поднимали людей на борьбу, давали силы в бою, вели к победе.

В лирических и героических стихотворениях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина.

Евгений Винокуров.

 После окончания 9-го класса в 1943 году был призван в армию. Окончил артиллерийское училище, в неполных 18 лет стал командиром взвода.

Семен Гудзенко

в 1941 г. добровольцем ушёл на фронт, в 1942 был тяжело ранен. После ранения был фронтовым корреспондентом. Первую книгу стихов выпустил в 1944 г.

Сергей Орлов

В начале войны  вступил в истребительный батальон народного ополчения. Спустя два месяца его направили в Челябинское танковое училище. 17 февраля 1944 года командир взвода тяжёлых танков «КВ» 33-го гвардейского отдельного танкового полка Сергей  Орлов  едва не сгорел заживо в танке, следы от ожогов остались на его лице на всю жизнь.

Осознание грандиозности подвига, совершенного советским солдатом, потребовало от поэзии масштабности художественного мышления и самой художественной образности. Сергей Орлов оказался тем поэтом, кто смог выразить эту грандиозность художественными средствами

Выступление учащихся ,

чтение наизусть стихов В.Винокурова,

С.Гудзенко,

С.Орлова

(по выбору учеников). Все ученик делают записи в свои тетради, составляют конспект

Представляет учеников, организует прослушивание

Выступление группы учеников, которые представляют молодых поэтов, погибших на войне

По данным энциклопедии “Великая Отечественная война” 471 писатель с войны не вернулся.

Одни, солдаты и офицеры переднего края, прошли сквозь горнило сражений и израненные, вынесли из-под огня “порохом пропахнувшие строки”. Другие не увидели утро победы, и последней строкой их судьбы стала скупая запись: “Пал смертью храбрых…”

В стихах начинающих поэтов Михаила Кульчицкого, Павла Когана, Николая Майорова, Всеволода Багрицкого звучал мотив жертвенности.

Михаил Кульчицкий учился   в Литературном институте им. Горького . В 1941 г. Кульчицкий уходит в истребительный батальон. В середине декабря 1942 года окончил пулемётно‑миномётное училище, получил звание младшего лейтенанта.

19 января 1943 года командир миномётного взвода младший лейтенант Михаил Кульчицкий погиб в бою под селом Трембачёво Луганской области при наступлении от Сталинграда в район Харькова Юго-Западный фронт, 6 армия,

Николай Майоров. С 1939 года  учился в Литературном институте им. М. Горького. В октябре 1941 года ушёл добровольцем на фронт. Был политруком пулемётной роты 1106-го стрелкового полка 331-й дивизии. Погиб на фронте у деревни Баранцево Смоленской области.

Георгий Суворов - Гвардии лейтенант, командир взвода противотанковых ружей, поэт. Участвовал в боях по прорыву блокады Ленинграда, погиб при переправе через Нарву в 1944 году.   

Среди талантливых молодых поэтов Коган принадлежал к числу наиболее одаренных. Павел Коган   с 1939 года учился в Литературном институте им. Горького. Погиб 23 сентября 1942 года под Новороссийском, когда он возглавил поиск разведчиков.

Смерть настигала поэтов, но они оставляли заветные слова правды и веры, помогая воинам разить врага.

Выступление учащихся ,

чтение наизусть стихов М.Кульчицкого,

Н.Майорова,

Г.Суворова

(по выбору учеников). Все ученик делают записи в свои тетради, составляют конспект

Представляет учеников, организует прослушивание

Выступление группы учеников, которые представляют «женскую поэзию» войны

Анна Ахматова.

8 марта 1942 г. в “Правде” было напечатано стихотворение Анны Ахматовой “Мужество”. Война застала Ахматову в Ленинграде. Вместе с соседями она рыла щели в Шереметьевском саду, дежурила у ворот Фонтанного дома, красила огнеупорной известью балки на чердаке дворца, видела «похороны» статуй в Летнем саду. В конце сентября 1941 по приказу Сталина Ахматова была эвакуирована за пределы блокадного кольца.

Ольга Бергггольц.

По-видимому, таково уж свойство русского человека: он испытывает особую потребность в стихах во время бедствий - в разрухе, в осаде. В блокаду поэтесса Ольга Бергггольц работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города .

Муж Ольги Берггольц , литературовед Н. Молчанов, умер от голода. Отец, Фёдор Берггольц, за отказ стать осведомителем в марте 1942 года был выслан из блокадного Ленинграда органами НКВД в Минусинск (Красноярский край). В это время Берггольц создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Ленинградскую поэму» «Февральский дневник» (1942)

Юлия Друнина

Через всю войну прошла санитаркой поэтесса Юлия Друнина, принадлежащая к поколению, юность которого проходила испытания на зрелость на фронтовых дорогах. 17-летней выпускницей одной из московских школ она, как и многие её сверстницы, в 1941 году добровольцем ушла на фронт бойцом санитарного взвода. Судьбу Юлии Друниной одновременно можно назвать и трагической и счастливой. До ранения в 1944 г. была батальонным санинструктором. Демобилизовалась сержантом медицинской службы. В её характере наиболее яркими чертами были решительность и твёрдость. Если уж она что решила, ничем её не собьёшь. Никакой силой. Наверное, это особенно проявилось, когда она добровольцем уходила на фронт.

Выступление учащихся ,

чтение наизусть стихов А.Ахматовой,

О. Бергггольц,

Ю.Друниной

(по выбору учеников). Все ученик делают записи в свои тетради, составляют конспект


Социоконструкция

Беседа с целью выявления уровня восприятия материала

Вначале войны главенствующее положение в литературе заняли наиболее мобильные и оперативные жанры, доносившие до народа самые главные и искренние слова.

Вопрос : Назовите эти жанры.

(Изначально преобладали малые поэтические жанры: лирическая и походная песня, рифмованный лозунг, стихотворный репортаж, басня, и т.п. Некоторые песни поднимались до широких эпических обобщений и подлинно всенародного звучания)

Отвечают на вопрос, используя материал своих записей

Организует беседу

Ответ на вопрос

Каковы особенности лирики военного времени?

  • отсутствует деление на гражданскую, интимную, философскую и т.д.;

  • 3 основные группы жанров: лирические (элегия, ода, песня), сатирические (высмеивающие врага), лироэпические (баллада, поэма);

  • многогранность и глубина лирики;

  • раскрытие сознания героя-освободителя, подвига труженика тыла;

  • музыкальность стиха соседствует с простотой изложения;

  • создается образ Родины как всей страны, так и образ малой родины (родного города, села)

Отвечают на вопрос, используя материал своих записей



Социализация

Организует презентацию конспектов, подготовленных учениками

1.Предметно-тематические группы лирики

  • гражданская

  • философская

  • интимная

2.Характерные черты военной лирики

  • Оперативность

  • Эмоциональность

  • Доходчивость

  • Отражение патриотических чувств

  • Отражение личных переживаний

3.Основные темы военной лирики:

  • Родина,

  • война,

  • смерть и бессмертие,

  • ненависть к врагу,

  • боевое братство и товарищество,

  • любовь и верность,

  • мечта о победе,

  • судьба народа.

4.Лирический герой:

  • земной

  • близкий

  • переживания общенародного характера

  • терпит лишения и страдания

  • ненавидит врага

  • герой


Представляют конспекты,

защищают конспекты

Организует беседу по вопросам.

- Почему же прозвучавшие стихотворения и другие оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

-В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?

-Кто главный герой поэзии, опаленной войной?

Свободный обмен мнениями,

первый вывод урока


Разрыв

Организует работу над сочинением,

фоном звучит мелодия военных песен

Напишите небольшое рассуждение на тему: “Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет?” (5-8 предложений)

Письменная работа, самостоятельно, индивидуально


Афиширование

Организует прослушивание

Прошу огласить свои записи

Предъявляют свои работы

Инструктаж домашнего задания

Используя текст из демоверсии Русский язык ЕГЭ 2015 года, написать сочинение. Привести в качестве аргумента материал, с которым познакомились на уроке.

Запись домашнего задания.


Рефлексия

Итоги урока

Вывод урока: «Нужна ли поэзия на войне?»

Вывод.

Поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду.

Устные ответы учеников «Нужна ли поэзия на войне?»

Организует заполнение оценочного листа

Оценка за урок выставляется каждому ученику, в зависимости от его вклада в урок.

Самооценка

Оценка товарища


Финал урока

Вернемся к эпиграфу урока - стихотворению А.Твардовского, какие определения слову «война» вы еще добавите, исходя из того, что тема урока «Лирика войны».

Высказывают свои мысли

Минута резерва

Чтение любимых строк стихотворений.

Ученики выходят из класса под песни военных лет


8


Просмотр содержимого документа
«Оценочный лист»

Лист оценки работы на уроке __________________________________

Фамилия, имя ученика

Тема урока ________________________________________________

Оцени свои знания, в трудных случаях оценку помогут получить товарищи

Девиз урока

Сотрудничество , сотворчество, совместный поиск

Пожелания учителя

Я верю, что ты будешь на высоте во время урока

Этапы урока

Самооценка

Оценка товарища

Оценка группы

Оценка учителя

Общая оценка

1.Выразительное чтение наизусть






2.Знание теоретического материала






3.Составление конспекта






4.Письменная работа






5.Участие в беседе











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Шейда Галина Андреевна

Дата: 07.06.2015

Номер свидетельства: 218108


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства