Лирика периода 1941-1945 годов. (Обзор литературы периода Великой Отечественной войны.)
Урок с элементами концерта, с использованием технологии творческих мастерских.
Обзор лирики периода Великой Отечественной войны.
Вопросы беседы, оценочный лист.
Деятельность учителя | Этапы урока | Деятельность ученика |
Оргмомент Вывешивает принципы-плакаты | У нас сегодня очень непростой урок. Это своеобразный урок знаний, урок мужества и урок нравственности. Достичь положительного результата работы на уроке помогут три принципа Сотрудничество Сотворчество Совместный поиск | Слушают |
Слово учителя Показ демоверсии Русский язык ЕГЭ | До ЕГЭ по русскому языку осталось _____- Каждый выпускник полной средней школы должен в части 2 написать сочинение, свой ответ аргументировать, опираясь на читательский и жизненный опыт. Сегодня на уроке мы соединим ваши знания, полученные на уроках русского языка, литературы, истории. | Просматривают Демоверсию Русский язык ЕГЭ |
Тема урока предъявляет учитель | Мы продолжаем изучать раздел предмета «Литература периода Великой Отечественной войны». | |
Запись на доске | Запись в тетради. Дата _____ | Запись в тетради |
Целеполагание | Тема урока Лирика Цель урока: -выявить особенности лирики периода Великой Отечественной войны, -определить роль лирики в годы войны Наши задачи 1.Охарактеризовать лирический род литературы военного времени. Выявить общие темы, проблемы, 2. Провести аспектный анализ стихотворений | Слушание . Осмысление Запись в тетрадь |
Предъявление листа оценки работы | Оценивать работу будем все вместе, используя лист оценки на уроке ПРИЛАГАЕТСЯ | Знакомятся с листом оценки |
Организует прослушивание мелодии из к/ф «Офицеры» | Создание эмоционального настроя. На фоне мелодии учитель читает отрывок из стихотворения С.Гудзенко «Нас не нужно жалеть» | Слушают |
Индуктор |
Организация работы в парах | Составление ассоциативного ряда Война…Какие ассоциации вызывает у вас это слово? | Отвечают. Боль, страх, кровь, жертвы, победа, гордость |
Вывешивается на доску | Эпиграф урока Война – жесточе нету слова. Война – печальней нету слова. Война – святее нету слова В тоске и славе этих лет. И на устах у нас иного Ещё не может быть и нет. А. Твардовский, 1941 г. Отвечает ли эпиграф вашим представлениям о войне? | Читают эпиграф. высказывают свое мнение |
Инструктаж. Знакомство с заданиями на урок | При подготовке к данному уроку вам было дано опережающее задание: - выучить стихотворение одного из поэтов; - подготовить краткое представление поэтов определенной группы. Для сочинения на ЕГЭ по русскому языку вам нужны именно краткие, емкие фразы, которые вы можете использовать в качестве литературного аргумента, поэтому на уроке ценны точные, аргументированные ответы. В ходе урока сегодня предлагаю выполнить задание креативного типа: - составить мини-проект - опорный конспект по теме урока, пользуясь различными источниками, в котором отразить следующее : Указать тематику произведений; Отметить своеобразие лирического героя; Назвать поэтов определенной группы Указать мотивы военной лирики -задание индивидуальное творческое: Ответить на вопрос: «В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны?» | Знакомятся с заданиями, осмысливают |
| Самоконструкция | |
Организует прослушивание материала | Предоставляю слово теоретикам В годы войны около трети всего Союза писателей ушло на фронт. А сколько тех, кто ни в каких писательских организациях не состоял и прямо из окопа пришёл в литературу? Вот точно говорящие цифры: в годы военных испытаний 1215 писателей ушли воевать с врагом. Около 500 из них были награждены орденами и медалями. 18 стали Героями Советского Союза, 471 не вернулись с поля боя. Раньше других в «солдатскую шинель оделись поэзия и песня. Именно поэзия давала силы перенести суровые испытания, укрепляла веру в победу. | Выступление ученика, подготовившего опережающее задание. |
Представляет учеников, организует прослушивание, выступает в роли соратника учеников | Выступление группы учеников, которые представляют военных корреспондентов Александр Трифонович Твардовский в 1941—1942 годах работал в в редакции газеты Юго-Западного фронта «Красная Армия». "Я писал, - вспоминал военкор Твардовский, - очерки, стихи, фельетоны, лозунги, листовки, песни, заметки - все". Главная тема военных лет или главная её художественная идея состояла в утверждении и прославлении жизни. Самая великая и самая жестокая война в истории человечества велась “ради жизни на земле”, как сказал Александр Твардовский в поэтической эпопее “Василий Теркин. И не случайно слова Твардовского: “Война – жесточе нету слова…” сегодня звучат как девиз. Константин (Кирилл) Михайлович Симонов известность как поэт и драматург приобрел еще до войны. 24 июня 1941 года был призван в армию и пошел на войну фронтовым корреспондентом. С 1941 по 1945 гг. – военный корреспондент газеты “Красная звезда”. Эти корреспонденции составили позже четыре книги. Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт, от Чёрного до Баренцева моря. В январе 1942 г. в газете “Правда” было опубликовано стихотворение “Жди меня» - наиболее яркое стихотворение в творчестве К.Симонова .Это гимн любви, верности, такой настоящей любви ничего не страшно Написанное во время войны стихотворение “Жди меня” стало широко известным, его переписывали, пели как песню, посылали в письмах своим любимым | Выступление учащихся , чтение наизусть стихов А.Твардовского и К.Симонова (по выбору учеников). Все ученик делают записи в свои тетради, составляют конспект |
Представляет учеников, организует прослушивание | Выступление группы учеников, которые представляют поэтов – фронтовиков Великая Отечественная война прошла через сердце солдат, которые после войны стали профессиональными поэтами. В те огненные годы героизм народных масс вдохновлял их на создание волнующих и точных по своей гражданской нацеленности стихотворений, а сами стихи, в свою очередь, поднимали людей на борьбу, давали силы в бою, вели к победе. В лирических и героических стихотворениях выразились сокровенные чувства и переживания каждого солдата-воина. Евгений Винокуров. После окончания 9-го класса в 1943 году был призван в армию. Окончил артиллерийское училище, в неполных 18 лет стал командиром взвода. Семен Гудзенко в 1941 г. добровольцем ушёл на фронт, в 1942 был тяжело ранен. После ранения был фронтовым корреспондентом. Первую книгу стихов выпустил в 1944 г. Сергей Орлов В начале войны вступил в истребительный батальон народного ополчения. Спустя два месяца его направили в Челябинское танковое училище. 17 февраля 1944 года командир взвода тяжёлых танков «КВ» 33-го гвардейского отдельного танкового полка Сергей Орлов едва не сгорел заживо в танке, следы от ожогов остались на его лице на всю жизнь. Осознание грандиозности подвига, совершенного советским солдатом, потребовало от поэзии масштабности художественного мышления и самой художественной образности. Сергей Орлов оказался тем поэтом, кто смог выразить эту грандиозность художественными средствами | Выступление учащихся , чтение наизусть стихов В.Винокурова, С.Гудзенко, С.Орлова (по выбору учеников). Все ученик делают записи в свои тетради, составляют конспект |
Представляет учеников, организует прослушивание | Выступление группы учеников, которые представляют молодых поэтов, погибших на войне По данным энциклопедии “Великая Отечественная война” 471 писатель с войны не вернулся. Одни, солдаты и офицеры переднего края, прошли сквозь горнило сражений и израненные, вынесли из-под огня “порохом пропахнувшие строки”. Другие не увидели утро победы, и последней строкой их судьбы стала скупая запись: “Пал смертью храбрых…” В стихах начинающих поэтов Михаила Кульчицкого, Павла Когана, Николая Майорова, Всеволода Багрицкого звучал мотив жертвенности. Михаил Кульчицкий учился в Литературном институте им. Горького . В 1941 г. Кульчицкий уходит в истребительный батальон. В середине декабря 1942 года окончил пулемётно‑миномётное училище, получил звание младшего лейтенанта. 19 января 1943 года командир миномётного взвода младший лейтенант Михаил Кульчицкий погиб в бою под селом Трембачёво Луганской области при наступлении от Сталинграда в район Харькова Юго-Западный фронт, 6 армия, Николай Майоров. С 1939 года учился в Литературном институте им. М. Горького. В октябре 1941 года ушёл добровольцем на фронт. Был политруком пулемётной роты 1106-го стрелкового полка 331-й дивизии. Погиб на фронте у деревни Баранцево Смоленской области. Георгий Суворов - Гвардии лейтенант, командир взвода противотанковых ружей, поэт. Участвовал в боях по прорыву блокады Ленинграда, погиб при переправе через Нарву в 1944 году. Среди талантливых молодых поэтов Коган принадлежал к числу наиболее одаренных. Павел Коган с 1939 года учился в Литературном институте им. Горького. Погиб 23 сентября 1942 года под Новороссийском, когда он возглавил поиск разведчиков. Смерть настигала поэтов, но они оставляли заветные слова правды и веры, помогая воинам разить врага. | Выступление учащихся , чтение наизусть стихов М.Кульчицкого, Н.Майорова, Г.Суворова (по выбору учеников). Все ученик делают записи в свои тетради, составляют конспект |
Представляет учеников, организует прослушивание | Выступление группы учеников, которые представляют «женскую поэзию» войны Анна Ахматова. 8 марта 1942 г. в “Правде” было напечатано стихотворение Анны Ахматовой “Мужество”. Война застала Ахматову в Ленинграде. Вместе с соседями она рыла щели в Шереметьевском саду, дежурила у ворот Фонтанного дома, красила огнеупорной известью балки на чердаке дворца, видела «похороны» статуй в Летнем саду. В конце сентября 1941 по приказу Сталина Ахматова была эвакуирована за пределы блокадного кольца. Ольга Бергггольц. По-видимому, таково уж свойство русского человека: он испытывает особую потребность в стихах во время бедствий - в разрухе, в осаде. В блокаду поэтесса Ольга Бергггольц работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города . Муж Ольги Берггольц , литературовед Н. Молчанов, умер от голода. Отец, Фёдор Берггольц, за отказ стать осведомителем в марте 1942 года был выслан из блокадного Ленинграда органами НКВД в Минусинск (Красноярский край). В это время Берггольц создала свои лучшие поэмы, посвящённые защитникам Ленинграда: «Ленинградскую поэму» «Февральский дневник» (1942) Юлия Друнина Через всю войну прошла санитаркой поэтесса Юлия Друнина, принадлежащая к поколению, юность которого проходила испытания на зрелость на фронтовых дорогах. 17-летней выпускницей одной из московских школ она, как и многие её сверстницы, в 1941 году добровольцем ушла на фронт бойцом санитарного взвода. Судьбу Юлии Друниной одновременно можно назвать и трагической и счастливой. До ранения в 1944 г. была батальонным санинструктором. Демобилизовалась сержантом медицинской службы. В её характере наиболее яркими чертами были решительность и твёрдость. Если уж она что решила, ничем её не собьёшь. Никакой силой. Наверное, это особенно проявилось, когда она добровольцем уходила на фронт. | Выступление учащихся , чтение наизусть стихов А.Ахматовой, О. Бергггольц, Ю.Друниной (по выбору учеников). Все ученик делают записи в свои тетради, составляют конспект |
Социоконструкция |
Беседа с целью выявления уровня восприятия материала | Вначале войны главенствующее положение в литературе заняли наиболее мобильные и оперативные жанры, доносившие до народа самые главные и искренние слова. Вопрос : Назовите эти жанры. (Изначально преобладали малые поэтические жанры: лирическая и походная песня, рифмованный лозунг, стихотворный репортаж, басня, и т.п. Некоторые песни поднимались до широких эпических обобщений и подлинно всенародного звучания) | Отвечают на вопрос, используя материал своих записей |
Организует беседу | Ответ на вопрос Каковы особенности лирики военного времени? отсутствует деление на гражданскую, интимную, философскую и т.д.; 3 основные группы жанров: лирические (элегия, ода, песня), сатирические (высмеивающие врага), лироэпические (баллада, поэма); многогранность и глубина лирики; раскрытие сознания героя-освободителя, подвига труженика тыла; музыкальность стиха соседствует с простотой изложения; создается образ Родины как всей страны, так и образ малой родины (родного города, села) | Отвечают на вопрос, используя материал своих записей |
Социализация |
Организует презентацию конспектов, подготовленных учениками | 1.Предметно-тематические группы лирики гражданская философская интимная 2.Характерные черты военной лирики 3.Основные темы военной лирики: 4.Лирический герой: | Представляют конспекты, защищают конспекты |
Организует беседу по вопросам. | - Почему же прозвучавшие стихотворения и другие оказались так необходимы людям: и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу? -В чем значимость поэзии периода Великой Отечественной войны? -Кто главный герой поэзии, опаленной войной? | Свободный обмен мнениями, первый вывод урока |
Разрыв |
Организует работу над сочинением, фоном звучит мелодия военных песен | Напишите небольшое рассуждение на тему: “Какие чувства и мысли вызывает лирика военных лет?” (5-8 предложений) | Письменная работа, самостоятельно, индивидуально |
Афиширование |
Организует прослушивание | Прошу огласить свои записи | Предъявляют свои работы |
Инструктаж домашнего задания | Используя текст из демоверсии Русский язык ЕГЭ 2015 года, написать сочинение. Привести в качестве аргумента материал, с которым познакомились на уроке. | Запись домашнего задания. |
Рефлексия |
Итоги урока | Вывод урока: «Нужна ли поэзия на войне?» Вывод. Поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. | Устные ответы учеников «Нужна ли поэзия на войне?» |
Организует заполнение оценочного листа | Оценка за урок выставляется каждому ученику, в зависимости от его вклада в урок. | Самооценка Оценка товарища |
Финал урока | Вернемся к эпиграфу урока - стихотворению А.Твардовского, какие определения слову «война» вы еще добавите, исходя из того, что тема урока «Лирика войны». | Высказывают свои мысли |
Минута резерва | Чтение любимых строк стихотворений. | Ученики выходят из класса под песни военных лет |