С раннего детства ребята любят слушать, а затем и перечитывать про приключения своих любимых героев, где, несмотря на все трудности и козни злых сил, побеждают смелый и добрый герой и его прекрасная невеста (а также малые звери наших лесов в борьбе с хищниками). Во всех ныне действующих программах курса литературного чтения для начальной школы есть произведения русского фольклора и, конечно, наиболее любимый детьми жанр – сказки.
Сказки вызывают неизменный интерес у всех детей младшего школьного возраста. Она способна увлечь детей, и существенно повысить уровень их языковой компетенции, оказать помощь в воспитании личности, которая не только терпимо и уважительно относится к иной культуре, но и искренне интересуется ею.
По время беседы выясняется, что в русской сказке фигурируют добрые и злые герои, которые хорошо знакомы людям. Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» — талантливейшее произведение А. С. Пушкина. Его положительные персонажи наделены чертами характера, особенно ценимыми людьми: добротой, великодушием, храбростью, преданностью. Царица-мать верно ждёт своего мужа, отправившегося в дальний поход:
Смотрит в поле, инда очи
Разболелись глядючи
С белой зори до ночи;
Не видать милого друга!
Только видит: вьётся вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белёшенька земля.
Царевна-дочь — воплощение добродетели: она кротка, терпелива, щедра. Она заботливая хозяйка. Попав в терем богатырей, она первым делом «всё порядком убрала», «засветила Богу свечку, затопила жарко печку». Она скромная, честная и благовоспитанная. Когда богатыри сватаются к ней, она отвечает:
Всех я вас люблю сердечно;
Но другому я навечно Отдана.
Мне всех милей Королевич Елисей.
Королевич Елисей как будто списан Пушкиным с былинного богатыря. Его любовь спасает царевну. А зло рассыпается осколками зеркала мачехи. Полной противоположностью скромной и трудолюбивой царевны является «злая» мачеха, думающая только о своей красоте. Именно эта героиня, ревнивая и завистливая, олицетворяет «тёмный мир» в сказке.
А. С. Пушкин противопоставляет «лицо» и «душу», красоту внешнюю и красоту внутреннюю. В понимании поэта истинная красота — это жизнь, исполненная до
Данный урок занимает заключительный этап изучения сказки А. Пушкина, поэтому очень важно было показать разные методы и приемы работы на уроке, продумать, какую наглядность можно использовать в ходе урока (зрительную, слуховую, синтетическую) и какова методика ее использования.
Для метода творческого чтения были использованы такие методические приемы, как комментированное чтение учителя, выразительное чтение учителя и мастеров художественного слова, выразительное чтение учащихся, краткое слово учителя о писателе и произведении, имеющее целью облегчить правильное и более глубокое эмоциональное восприятие произведения, беседа, активизирующая познавательную деятельность школьников.
Работая с учащимися над художественным произведением выбрала путь его анализа. Целостный путь анализа способствует тому, что учащиеся под руководством учителя идут от главе к главе, от сцены к сцене, изучая проблематику, характеры и способы их раскрытия, художественные особенности. Использовала метод беседы, комментированного чтения, различные виды пересказов, самостоятельную работу учащихся над текстом.