Тема урока: «Былины. Художественные особенности былин. Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник».
Предмет: литература
Класс: 4
Оборудование: компьютер, мультимедийная установка.
Цели: формирование умения отличать былину от других жанров литературы; создание условия для развития компетентностей: культурологической - уважения культуры русской нации; информационной - умения получать информацию из разных источников (напечатанный текст, живое слово); коммуникативной - умения вступать в общение; развитие творческих способностей учащихся; формирование представления о роли художественных изобразительно-выразительных средств в произведении; развитие навыков анализа художественного текста; формирование УУД.
Этапы занятия
1 Сообщение темы.
Постановка учащимися целей занятия.
Целеполагание (формулирование познавательной цели)
2 Теоретическая часть.
Работа над новым материалом.
Задание:
- Ознакомиться с записями на информационном листке (смотри приложение №1 ).
- Прослушать сообщение учителя по теме «Былины. Художественные особенности былин» (смотри приложение №2), сопровождаемое показом презентации.
- Сопоставить сообщение с записями в информационном листке.
Дополнить записи необходимыми недостающими сведениями.
- Обобщить всю полученную информацию
Познавательные
-извлечение необходимой информации из прослушанного текста;
-анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных),
- синтез (составление целого из частей, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов),
3 Практическая часть:
рассмотреть жанровые особенности былины на примере текста «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (текст прочитан дома).
Работа в группах. (Смотри приложение №3)
1 группа. Сюжет и композиция былины.
- Составьте план былины, отражая только главные события.
- Найдите в тексте композиционные части, характерные для былины: зачин, завязку, кульминацию, развязку и концовку.
Как вы понимаете смысл данной концовки?
- Что фантастического и что реального в былине? (Сравните зачин в былине и традиционный сказочный зачин «В некотором царстве, в некотором государстве…».
Найдите реальные исторические персонажи, названия городов, отголоски исторической эпохи).
2 группа. Главные герои былины. Идея произведения.
- Дайте характеристику главным героям былины: Илье Муромцу (проанализируйте эпизоды битвы у Чернигова, встречи с жителями Чернигова, боя с Соловьём и приезда в Киев) и Соловью-Разбойнику. Докажите, что оба образа гиперболизированы. Для чего использована гипербола при создании образа Соловья-Разбойника? Ильи Муромца?
- Объясните популярность образа Ильи Муромца. В чём состоит идея произведения?
3 группа. Художественные особенности былины.
Найдите характерные для былины художественные особенности.
4 группа. Обобщение и выводы.
Опираясь на результаты работы всех 3 групп, приготовить выступление на тему: «Является ли произведение «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» былиной?»
5 группа. Творческое задание.
Напишите небольшой текст о том, что такое былина, каковы её особенности, опираясь на сведения, содержащиеся в информационном листке (условие: текст должен быть написан былинным стихом, т.е. это будет текст подражательного характера).
5 Физкультминутка. (Смотри приложение №4)
6 Подведение результатов работы групп.
7 Рефлексия.
Достигли ли намеченных целей занятия?
Самооценка.
Приложение №1.
Информационный лист.
Познакомьтесь с теоретическими материалами в своей информационной карточке. Прослушайте сообщение учителя. Дополните карточку необходимыми, по вашему мнению, сведениями.
Былина – произведение устного народного творчества, воспевающее …………………
………………………………………………………………………………………………….
Былина состоит из следующих частей:
1) запев (вводит читателя в мир народного искусства);
2) зачин (обозначены место действия, имя главного героя);
3) завязка (важное событие);
4) кульминация (центральное событие);
5) развязка (победа положительного героя);
6) концовка (воздаётся слава герою).
Художественные особенности былины:
1) повторы слов, выражений, эпизодов;
2) обращения;
3) троичность (часто встречается число три или кратные трём числа).
Былинный стих – особый стих, основанный на равном количестве ударений в строках (чаще в строке 3 ударения) и одинаковом расположении ударных слогов в конце каждой строки (чаще ударным является 3-ий от конца строки слог).
Приложение №3.
- группа. Сюжет и композиция былины.
- Составьте план былины, отражая только главные события.
- Найдите в тексте композиционные части, характерные для былины: зачин, завязку, кульминацию, развязку и концовку.
Как вы понимаете смысл данной концовки?
- Что фантастического и что реального в былине? (Сравните зачин в былине и традиционный сказочный зачин «В некотором царстве, в некотором государстве…».
Найдите реальные исторические персонажи, названия городов, отголоски исторической эпохи).
- группа. Главные герои былины. Идея произведения.
- Дайте характеристику главным героям былины: Илье Муромцу (проанализируйте эпизоды битвы у Чернигова, встречи с жителями Чернигова, боя с Соловьём и приезда в Киев) и Соловью-Разбойнику. Докажите, что оба образа гиперболизированы. Для чего использована гипербола при создании образа Соловья-Разбойника? Ильи Муромца?
- Объясните популярность образа Ильи Муромца. В чём состоит идея произведения?
3 группа. Художественные особенности былины.
Найдите характерные для былины художественные особенности
4 группа. Обобщение и выводы.
Опираясь на результаты работы всех 3 групп, приготовить выступление на тему: «Является ли произведение «Илья Муромец и Соловей-Разбойник» былиной?»
5 группа. Творческое задание.
Напишите небольшой текст о том, что такое былина, каковы её особенности, опираясь на сведения, содержащиеся в информационном листке (условие: текст должен быть написан былинным стихом, т.е. это будет текст подражательного характера).
Приложение № 4
Физкультминутка «Богатыри»
Поработали, ребятки,
А теперь все на зарядку.
Дружно встали: раз, два, три,
Мы теперь богатыри! (встают)
Мы мощны и высоки, (встают на цыпочки, поднимают руки вверх, тянутся)
У нас плечи широки, (расставляют руки в стороны, тянутся)
Мы кольчуги надеваем, (имитируют движение)
Боевых коней седлаем,
Выезжаем все в дозор, (скачут)
Чтоб на земли кинуть взор:
Не напал ль татарин злой,
Как осиный темный рой?
Вот стоим мы на заставе,
Ноги широко расставим. (Встают, расставив ноги)
Поглядим из-под ладони
Вправо-влево (имитируют движение), торс наклоним:
Нет ли вражеских следов, (наклоняются)
Не летит ли трехголов (смотрят вверх, прогибая спину)
Змей люд русский обижать?
Все спокойно? Можно спать!