kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект открытого урока по литературе "Илья Муромец - богатырь святорусский"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе

Тема: Илья Муромец – богатырь святорусский

Цели:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с другими былинами об Илье Муромце
  • закрепить представление шестиклассников о богатырях как о защитниках земли русской
  • обобщить знания по теме «Былины»

Развивающие:

  • развивать  творческую, речевую, мыслительную активность на уроке
  • развивать интерес к предмету

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к родине, к ее славному героическому прошлому
  • пробуждать интерес к русскому фольклору, к жанру былины
  • воспитывать сознательную мотивацию к дальнейшему изучению предмета

Оборудование урока: книжная выставка «Русские былины», иллюстрации к русским былинам об Илье Муромце, музыкальное сопровождение М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», «Богатырские ворота в Киеве» (из цикла «Картинки с выставки»), пословицы и поговорки о любви к родине

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока по литературе "Илья Муромец - богатырь святорусский" »

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе

Тема: Илья Муромец – богатырь святорусский

Цели:

Обучающие:

  • познакомить учащихся с другими былинами об Илье Муромце

  • закрепить представление шестиклассников о богатырях как о защитниках земли русской

  • обобщить знания по теме «Былины»

Развивающие:

  • развивать творческую, речевую, мыслительную активность на уроке

  • развивать интерес к предмету

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к родине, к ее славному героическому прошлому

  • пробуждать интерес к русскому фольклору, к жанру былины

  • воспитывать сознательную мотивацию к дальнейшему изучению предмета

Оборудование урока: книжная выставка «Русские былины», иллюстрации к русским былинам об Илье Муромце, музыкальное сопровождение М.Мусоргский «Рассвет на Москве-реке», «Богатырские ворота в Киеве» (из цикла «Картинки с выставки»), пословицы и поговорки о любви к родине

Ход урока:

  1. Организационный момент

  2. Слово учителя

  3. Выступления учащихся с представлением былин об Илье Муромце

  4. Заключительное слово учителя; выставление оценок


  1. Организационный момент

На доске: Словарь урока

Богатырь – человек очень большой силы, стойкости, отваги

Илья (с евр.) – верующий, крепость Господня

Калика перехожая - странник, нищий

Воевода – в Древней Руси начальник войска, а также области

Ярлык (с тюрк.) – указ, приказ

(записать слова в тетрадь по литературе)

  1. Слово учителя:

Сегодня наш урок посвящен главному герою русских былин Илье Муромцу. Этот образ известен нам с детства. В нем наиболее ярко и выразительно воплощена идея защиту родной земли от врагов. Основная черта Ильи – беззаветная, не знающая пределов любовь к родине, желание видеть ее свободной и процветающей. Что движет им? Глубокая вера в Бога, стремление исполнить волю Божью стало основой всех подвигов, совершенных богатырем. Поэтому наш урок мы назвали «Илья Муромец, богатырь святорусский». Вы получили задание прочитать другие былины об Илье, и сейчас мы предоставим слово первой группе ребят, которые подготовили для вас вопросы по былине «Илья Муромец».

  1. Выступления учащихся

Вопросы:

1)Что такое былина, когда она возникла?

2) Какова композиция былины?

3)Что такое гипербола? Приведите примеры гиперболы из былин.

4) Что мы называем постоянным эпитетом? Приведите примеры таких эпитетов из былин.

5) Откуда родом Илья Муромец? Назовите его по отчеству.

6) Кто его родители, как их звали, чем они занимались?

7) Сколько лет сидел сиднем Илья Муромец?

8) Кто такие калики перехожие?

9) Как произошло исцеление Ильи?

10) Почему калики перехожие предложили Илье испить браги в третий раз?

11) Как появился конь у Ильи Муромца? Как его звали?

12) Почему Илья Муромец не остался в Карачарове крестьянствовать, помогать отцу- матери?

13) Назовите других героев русских былин (Добрыня Никитич, Алеша Попович, Василий Буслаев, Садко, Михайло Казаренин, Никита Кожемяка, Вольга Святославич, Микула Селянинович, Авдотья Рязаночка)


Вторая группа учащихся представляет былину «Илья Муромец и Калин-царь». Сегодня у нас презентация диафильма с таким же названием.

Третья группа ребят подготовила для вас инсценировку по былине «Илья Муромец и Идолище поганое».


Инсценировка по былине « Илья Муромец и Идолище »

В инсценировке участвуют ведущий, князь Владимир, Илья Муромец, Идолище, Апраксия, жена кн. Владимира.

Чтец: Как во славном городе во Киеве,

Как у ласкового князя у Владимира,

Еще были- жили тут бояре кособрюхие,

Насказали на Илью они на Муромца,

Будто он такими вот словами похваляется:

«Я ведь князя-то Владимира повыживу,

Сам я сяду-то во Киеве на его место,

Сам я буду в Киеве да князем княжити!»

Говорит Владимир- князь да таковы речи:

Кн. Владимир:

Ай позвать ко мне Илью да Илью Муромца!

( Входит Илья, в пояс кланяется)

Илья:

Здравствуй, князь Владимир стольнокиевский!

Чтец:

А Владимир-то Илью и не приветствует

Говорит он Муромцу да таковы слова:

Кн. Владимир:

Прогоню тебя, Илья да Илья Муромец,

Прогоню тебя из славного города из Киева,

Не ходи ты, Илья Муромец, в красен Киев-град!

Чтец:

Говорил- то тут Илья да таковы слова:

Илья:

А придет когда под Киев сила неверная,

Да неверная-то сила басурманская,

Я тебя тогда из неволюшки не выручу!

Чтец:

И поехал он в село да в Карачарово

Как он жить-то ко своим да к отцу с матушкой;

Он ведь у отца живет да и у матушки,

Он немало живет- целых три года.

Тут заслышал Идолище проклятое,

Нету ,нет Ильи Муромца жива уже три годика!

Насбирал- то он силу все татарскую,

Насбирал-то он силу, в поход отправился;

Подошла сила татарска- басурманская,

Подошла эта силушка близехонько

Ко тому она городу ко Киеву.

Написал-то Идолище ярлыки все скорописчатые,

Посылает в Киев он татарина неверного.

(Входит посол к Владимиру , вручает указ. Владимир начинает читать, пугается, дрожит от страха)

Кн. Владимир:

«Я зайду, зайду, Идолище во Киев-град,

Я ведь выжгу Киев- град, церкви Божии,

Я займу-займу палаты белокаменные,

Я пущу в палаты только Апраксеюшку,

Апраксеюшку свет королевичну,

А Владимира-то князя я на кухню пошлю,

Я на кухню пошлю – для меня варить!

( С плачем уходит)

Чтец:

Разнемогся во ту пору казак да Илья Муромец:

Илья:

Я не знаю, отчего да занемог совсем,

Не могу теперь жить у себя в доме,

Надо съездить, попроведать во чисто поле,

Надо съездить, попроведать в красен Киев-град!

Чтец:

А во стольном городе во Киеве

Он нашел, нашел калику перехожую,

Перехожую калику, переброжую,

Попросил у калики платье каличье;

( Переодевается в простое платье)

Под окошечко пришел. к палатам каменным,

Закричал он криком богатырским:

Илья:

Ай подай-ка, князь Владимир, мне-ка милостинку,

Ай подай-ка, подай милостинку припасенную.

Чтец:

Нет ответа от князя от Владимира,

Закричал тут Илья во второй- то раз.

Илья:

Ай подай ты, подай милостинку припасенную,

Ай подай-ка ты, красное солнышко,

Ай подай-ка в память Ильи, Ильи Муромца,

Ильи Муромца, свет Ивановича!

Чтец:

Тут скорехонько к окошечку подходит князь,

Говорит-то князь да таковы слова:

Кн. Владимир:

Уж ты гой еси, калика перехожая!

Я живу-то, калика, не по-прежнему.

Не по-прежнему живу, не по-старому,

Я не смею подать милостинки припасенной:

Ай живет у меня поганое Идолище,

Во моих-то во палатах белокаменных,

Я варю-то на него, живу-то поваром.

Подношу я татарину кушанья!

(Показывает поднос, уставленный яствами)

Чтец:

Закричал тут Илья да во третий раз:

Илья:

Ты поди-ка, князь Владимир, ко мне выйди-ка.

Я скажу тебе два тайных два словечушка!

Чтец:

Он скорехонько выходит, князь Владимир наш,

Он выходит на широку светлу улочку.

( Падает Илье в ноги)

Кн. Владимир:

Ты прости, прости, Илья, ты виноватого!

( Илья поднимает его с колен, прижимает к сердцу)

Илья:

Не тужи ты теперь, да красно солнышко!

Я теперь тебя из неволюшки повыручу.

Чтец:

Ай заходит тут Илья да во палаты к Идолищу,

Он заходит, говорит да таковы слова:

Илья:

Я пришел к тебе да скору весть принес,

Скору весточку принес нерадостную:

Как Илья-то Муромец живехонек,

Ай, живехонек он, здоровехонек.

Чтец:

Усмехнулся тут Идолище поганое:

Идолище:

Что же вы этим Ильею на Руси-то хвастаете?

На долонь положу, я другой прижму:

Только мокро место меж руками останется!

Чтец:

Говорит тут калика перехожая:

Илья:

А помногу ты, царь, пьешь и ешь?

Идолище:

Я пью чарочку – в полтора ведра,

Хлеба кушаю по семи пудов,

А я мяса-то ем – быка целого!

Чтец:

Говорит на те речи Илья Муромец,

Илья Муромец да сын Иванович:

Илья:

У моего-то батюшки у родимого

Как была-то корова обжорчивая,

Она много пила да много ела-то,

У нее скоро брюшина и треснула!

Чтец:

Рассердился царище на такую речь,

Он хватал из ножон булатен нож,

Он бросал им в калику перехожую –

Отвернулся калика в другую сторону!

Скинул тут Илья шляпу с головушки,

Он бросал шляпу в Идолище поганое,

Он бросал – угодил в татарскую голову,

Улетел тут татарин из палаты вон.

Побежал Илья Муромец скорешенько

Он на ту ли на широку, светлу улицу,

Он рубил-то тут силу татарскую,

Рубил татарскую силу, басурманскую:

Он избил, изрубил всю силу великую!

Приказал князь Владимир звонить в большой колокол,

За Илью-то петь обедни со молебнами:

Собирал Владимир почестен пир,

Ай почестен пир для Ильи Муромца.

( Звонят колокола, все поднимают чарки за Илью)


  1. Заключительное слово

Учитель подводит итог урока, благодарит ребят за выступление:

Верой и правдой служил Илья родной земле, когда же состарился, пришел он в Киево-Печерский монастырь, раздал свое богатство нищим и постригся в монахи. В монастыре провел Илья остаток жизни в трудах святых и молитвах.

Поле смерти он был причислен к лику святых, в монастыре свято хранили его нетленные мощи. Левая рука его была пробита копьем, а правая изображала крестное знамение. Уже семь веков не гаснет лампада в его изголовье, а с темной иконы спокойно, с достоинством глядит на нас красивый русский воин. Память преподобного Илии отмечается первого января.

Мы узнали с вами о жизни только одного былинного героя Ильи Муромца. Но их было много. У них разные судьбы, но объединяет их главное: честь, достоинство, готовность жизни не пощадить за свободу Родины. Былины называют учебником истории, и действительно, очень долго об историческом прошлом народ узнавал из былин, поэтому хранил и бережно передавал из уст в уста этот благородный клад. В былинах, легендах, преданиях безымянных героев нет. Каждого народ знал и помнил по имени. Так давайте же и мы будем помнить и чтить эти имена (обратить внимание учащихся на книжную выставку, репродукции картин русских художников, изображавших Илью Муромца).


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект открытого урока по литературе "Илья Муромец - богатырь святорусский"

Автор: Аиткулова Лилия Хакимовна

Дата: 12.03.2015

Номер свидетельства: 185542


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства