Конспект итогового урока литературы в 6(7) классе , который можно провести после изучения русских былин. Предполагается предварительная подготовительная работа по группам. Возможно использование этого материала во внеклассной работе по литературе или во время проведения "Недели русской словесности".
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
5)формировать навыки работы в группе ,навыки самостоятельной работы;
6)развивать речь, умение выступать перед аудиторией, отстаивать св. т. зр.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: в начале изучения былин даётся задание по группам ( выбрать один из образов русских богатырей и убедить всех, что он самый яркий , используя рассказ о его жизни ,подвигах с обязательным включением текста былины о нем/ возможно инсценирование отрывка или его выразит. чтение/, создать его зрительный образ / костюм или рисунок /.После разбора особенностей языка былин даётся задание написать былину о своем однокласснике (классе).
ЭПИГРАФ: « Дела давно минувших дней,преданья старины глубокой…»
/А.С.Пушкин/
ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: запись темы, эпиграфа, репродукции картины Васнецова «Богатыри»и др. его картин о богатырях, картины Врубеля «Богатырь»,таблица о жанровых особенностях былин, запись фамилий композиторов и их про-й на былинную тематику, карта Древней Руси; выставка дисков с совр. мультф-ми и старыми фильмами, книг.
Начинается урок с демонстрации начальной сцены мультипликационного фильма «Алеша Попович и Тугарин Змей» :
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!Не топтать их коням землю Русскую!
Не затмить им солнце наше красное!Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит - / не шелохнется!/
Учитель:Дорогие ребята!Совсем не случайно наш сегодняшний урок мы начали с отрывка из уже полюбившегося многим современного мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей»,снятого нашими замечательными аниматорами петербургской студии «Мельница».В этих фильмах рисуются удивительные образы русских богатырей,созданные в давние времена нашими предкам.Эти фильмы ,также как и старый фильм- сказка «Садко» не только рождают улыбку,но и наполняют чувством гордости за наш народ,чьей фантазией были созданы эти образы,вдохновляющие во все времена людей искусства на создание шедевров в музыке, живописи, кинематографии, за наш народ ,среди которого всегда в трудные для нашей страны времена находятся великие личности ,сравнимые со сказочными богатырями, способные защитить нашу Родину от неприятеля.Сегодня давайте еще раз обратимся к образам богатырей земли русской,к истокам их создания и к их воплощению в произведениях искусства. .
Выходят учащиеся ,заранее подготовившие небольшие выступления.
Ученик 1 : Издавна люди преклонялись перед теми своими собратьями, которые, обладая недюжинными способностями и незаурядным умом, использовали эти качества, служа родной стране, родному народу. О них слагались песни, стихи, рассказы. Так в русском устном народном творчестве появились богатыри — Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович. В их образы сказители из народа вложили свои мысли о том, каким должен быть человек. Произведения о них стали называться былинами.
Ученик 2 : «Былина» — от слова «быль». Наверное, людям очень хотелось верить, что такие герои — умные, сильные, добрые — действительно были в давние-предавние времена.
Ученик 3 : . Людям всегда хотелось верить в то, что были у них когда-то славные заступники, не дававшие землю русскую на поругание врагам. Вот как об этом говорится в статье «Былины», напечатанной в «Энциклопедическом словаре юного литературоведа»: «Песни о героических подвигах богатырей в народе называли то былинами, то старинами: изображаемое воспринималось как быль, как правдивое повествование о том, что действительно происходило, но происходило когда-то прежде, в старину. И потому на протяжении столетий в Киево-Печерской лавре выставляли кости («мощи») Ильи Муромца; в муромских лесах показывали «скоки» его коня; разбросанные в ростовских краях курганы выдавали за могилы врагов, побитых Алёшей Поповичем, а иноземцу Олеарию, когда он в 1636 г. плыл по Оке из Рязани, указали на Добрынин островок».
Ученик 2 : Местом, куда съезжались былинные богатыри, было два великих русских города: Киев и Новгород. Поэтому и былины делятся на два цикла: киевский (об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче) и новгородский (о купце Садко и Василии Буслаеве).
Ученик 4(у карты) : . Не случайно, что героями киевского цикла стали богатыри-витязи, а новгородского — купцы. В Новгороде издавна все вопросы управления городом решало вече, состоявшее из представителей богатого купеческого сословия. Новгород был крупнейшим торговым центром Руси: выгодным было его географическое положение. Новгород был членом Ганзы — союза европейских торговых городов, куда входили Гамбург, Рига, Любек...
Учитель : . По мотивам новгородских былин великий русский композитор Н. А. Римский-Корсаков написал оперу «Садко». В ней можно услышать голоса купцов («гостей») из Скандинавии, Индии, Италии. Послушайте отрывки из арий и попытайтесь определить, какому «гостю» принадлежит та или иная песня.
Звучат фрагменты оперы Н. А. Римского-Корсакова: «Песня венецкого гостя», «Песня варяжского гостя», «Песня индийского гостя».
Ученик 4(продолжает) : . Киев же, мать городов русских, был политическим центром Древней Руси. Поэтому киевские богатыри помышляли только о защите родной земли. Верой и правдой служили они киевскому князю. Смерть на поле брани считалась высшей доблестью. Вот что писал Владимир Мономах в своём «Поучении»: «Тем ведь путём шли деды и отцы наши... Разве удивительно, что муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших».
Ученик 2 : И вот в один из зимних вечеров собираются в какой-нибудь избе люди. Потрескивает лучина... Задумчиво перебирает певец струны гуслей... Проходит минута-другая, и сказитель негромким голосом начинает:
Послушайте, да люди добрые,
Я вам старину скажу,
Старину скажу да стародавнюю...
Это звучит зачин…
Учитель: А какие элементы композиции былины вы знаете? Назовите их на примере былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»(экспозиция — как Илья Муромец «сиднем сидел» тридцать лет и три года, завязка — богатырь в Чернигове, кульминация — битва с Соловьем Разбойником, развязка — Илья Муромец в стольном граде Киеве, у Князя Владимира Красно Солнышко).
А теперь, чтобы проверить, хорошо ли вы запомнили тексты былин, проведём небольшую викторину.
1. Из какой былины взят отрывок?
Ай же ты, удалый добрый молодец,
Я вижу силушку твою великую,
Не хочу я с тобой сражатися,
Я желаю с тобой побрататися.
(«Святогор и Илья Муромец»)
...смерть тебе в бою не писана,
Бейся-ратися со всяким богатырём
И со всею поленицею удалою...
(«Илья Муромец и Соловей Разбойник»)
2. У кого из героев былин...
...пряжки у седла да красна золота,
Шёлк не рвётся, булат не трётся,
Красно золото не ржавеет,
Молодец на коне сидит,
да сам не стареет. (У Добрыни Никитича)
...у ножа припои серебряны,
по весу-то припои были двадцать пуд. (У Тугарина)
3. Кто кому отдал приказ?
...Очищай-ка ты все улочки стрелецкие,
Все великие дворы да княженецкие
По всему-то городу по Киеву,
А по всем по улицам широким
Да по всем-то переулкам княжецким
Наставь сладких хмельных напиточков...
(Калин-царь — Владимиру, былина «Илья Муромец и Калин-царь»)
Учитель : Молодцы! Видно,что былины не оставили вас равнодушными.Но не только вас. . К былинам обращались и многие русские художники. Имена каких мастеров, создавших картины по былинам, вам известны?
Ученики называют В. М. Васнецова.(внимание уч-ся обращается на репродукции на доске)Посмотрите : Васнецов написал несколько картин, посвященных былинной тематике.
«Богатырь» другого художника-М. А. Врубеля — это собирательный, несколько фантастического характера образ древнерусского витязя, в монументальном облике которого подчёркнуты мощь, мудрость, спокойствие, уверенность в своей силе.
Язык творений Врубеля необычен и своеобразен. Художник показал неразрывную органическую связь человека с реальным миром, природой. Это основное отличие богатыря Врубеля от былинных образов у В. М. Васнецова. У Васнецова пейзаж — это фон, дополняющий идею картины. Персонажи Врубеля словно выходят из той среды, которая их окружает, они органически с ней срослись
-- Муромец, Добрыня и Алёша, богатыри-воины, защитники отечества, привлекали внимание знаменитых композиторов. Русский эпос с его героями-богатырями, воплощающими в себе народную силу, стал основной темой творчества замечательного русского композитора А. П. Бородина.
Особенно ярко и глубоко прозвучала эта тема в его 2-й симфонии, которую известный критик Стасов назвал «Богатырской». Это определение понравилось композитору, и он написал его на партитуре произведения. Послушайте 1-ю часть симфонии («Аллегро»)./Звучит мужественная и суровая мелодия струнной смычковой группы оркестра./По темпу, ритму, то плавному, то скачкообразному, по мелодии, то напевной, то прерывистой, можно определить, что музыка рассказывает о жизни богатырей, об их жарких битвах, молодецкой удали и радости победы.
--Былины и некоторых из вас вдохновили на создание своего эпического произведения. Вот послушайте лучшие сочинения из уст авторов(учащиеся выходят и читают свои былины на совр. тематику).
--А теперь давайте посмотрим , доказательство какой группы будет самым убедительным . Какого же богатыря мы назовем сегодня самым ярким в русском героическом эпосе ?
Далее следует выступление групп, сопровождаемое небольшими презентациями, выбирается лучшее. Учитель подводит итоги урока, благодарит всех за участие в уроке.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подумать, кого из наших современников можно назвать богатырем земли Русской, обосновать свое мнение.
Заканчивается урок заключительной сценой мультфильма «Алеша Попович…» :
А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле!Не топтать их коням землю Русскую!
Не затмить им солнце наше красное!Век стоит Русь – не шатается!