kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературы "Богатыри земли русской"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект итогового урока литературы в 6(7) классе , который можно  провести после изучения русских былин. Предполагается предварительная подготовительная работа по группам. Возможно использование этого материала во внеклассной работе по литературе или во время проведения "Недели русской словесности".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературы "Богатыри земли русской" »

Казарина Ирина Викторовна,

учитель русского языка и литературы МОУ средней школы № 53.

ИТОГОВЫЙ УРОК ПО ТЕМЕ «БЫЛИНЫ» В 6 КЛАССЕ.

ТЕМА УРОКА : « БОГАТЫРИ ЗЕМЛИ РУССКОЙ».

ЦЕЛИ УРОКА:

1)систематизировать уже имеющиеся знания по теме, расширить представление об эпических героях;

2)обратить внимание на место былинного эпоса в общем культурном контексте(привлекая сведения из истории, искусствоведения);

3)способствовать формированию устойчивого интереса к классической л-ре, искусству ;

4)способствовать дальнейшему формированию информационной компетенции;

5)формировать навыки работы в группе ,навыки самостоятельной работы;

6)развивать речь, умение выступать перед аудиторией, отстаивать св. т. зр.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: в начале изучения былин даётся задание по группам ( выбрать один из образов русских богатырей и убедить всех, что он самый яркий , используя рассказ о его жизни ,подвигах с обязательным включением текста былины о нем/ возможно инсценирование отрывка или его выразит. чтение/, создать его зрительный образ / костюм или рисунок /.После разбора особенностей языка былин даётся задание написать былину о своем однокласснике (классе).

ЭПИГРАФ: « Дела давно минувших дней,преданья старины глубокой…»

/А.С.Пушкин/

ОФОРМЛЕНИЕ ДОСКИ: запись темы, эпиграфа, репродукции картины Васнецова «Богатыри»и др. его картин о богатырях, картины Врубеля «Богатырь»,таблица о жанровых особенностях былин, запись фамилий композиторов и их про-й на былинную тематику, карта Древней Руси; выставка дисков с совр. мультф-ми и старыми фильмами, книг.

ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ: ноутбук, мультимедийный проектор.






ХОД УРОКА.

Начинается урок с демонстрации начальной сцены мультипликационного фильма «Алеша Попович и Тугарин Змей» :

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!Не топтать их коням землю Русскую!

Не затмить им солнце наше красное!Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит - / не шелохнется!/

Учитель:Дорогие ребята!Совсем не случайно наш сегодняшний урок мы начали с отрывка из уже полюбившегося многим современного мультфильма «Алеша Попович и Тугарин Змей»,снятого нашими замечательными аниматорами петербургской студии «Мельница».В этих фильмах рисуются удивительные образы русских богатырей,созданные в давние времена нашими предкам.Эти фильмы ,также как и старый фильм- сказка «Садко» не только рождают улыбку,но и наполняют чувством гордости за наш народ,чьей фантазией были созданы эти образы,вдохновляющие во все времена людей искусства на создание шедевров в музыке, живописи, кинематографии, за наш народ ,среди которого всегда в трудные для нашей страны времена находятся великие личности ,сравнимые со сказочными богатырями, способные защитить нашу Родину от неприятеля.Сегодня давайте еще раз обратимся к образам богатырей земли русской,к истокам их создания и к их воплощению в произведениях искусства. .

Выходят учащиеся ,заранее подготовившие небольшие выступления.

Ученик 1 : Издавна люди преклонялись перед теми своими собратьями, которые, обладая недюжин­ными способностями и незаурядным умом, использовали эти качества, служа родной стране, родному народу. О них слагались песни, стихи, рассказы. Так в русском устном народном творчестве появились богатыри — Святогор, Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша По­пович. В их образы сказители из народа вложили свои мысли о том, каким должен быть человек. Произведения о них стали называться былинами.

Ученик 2 : «Былина» — от слова «быль». Наверное, людям очень хотелось верить, что такие герои — умные, силь­ные, добрые — действительно были в давние-предавние времена.

Ученик 3 : . Людям всегда хотелось верить в то, что были у них когда-то славные заступники, не дававшие землю русскую на поругание врагам. Вот как об этом говорится в статье «Былины», напечатанной в «Эн­циклопедическом словаре юного литера­туроведа»: «Песни о героических подви­гах богатырей в народе называли то былинами, то старинами: изображаемое воспринималось как быль, как правдивое повествование о том, что действительно происходило, но происходило когда-то прежде, в старину. И потому на протяже­нии столетий в Киево-Печерской лавре выставляли кости («мощи») Ильи Му­ромца; в муромских лесах показывали «скоки» его коня; разбросанные в ростов­ских краях курганы выдавали за могилы врагов, побитых Алёшей Поповичем, а иноземцу Олеарию, когда он в 1636 г. плыл по Оке из Рязани, указали на Добрынин островок».

Ученик 2 : Местом, куда съезжались бы­линные богатыри, было два великих русских города: Киев и Новгород. Поэ­тому и былины делятся на два цикла: киевский (об Илье Муромце, Добрыне Никитиче и Алёше Поповиче) и новгород­ский (о купце Садко и Василии Буслае­ве).

Ученик 4(у карты) : . Не случайно, что героями киевского цикла стали бога­тыри-витязи, а новгородского — купцы. В Новгороде издавна все вопросы управ­ления городом решало вече, состоявшее из представителей богатого купеческого сословия. Новгород был крупнейшим торговым центром Руси: выгодным было его географическое положение. Новгород был членом Ганзы — союза европейских торговых городов, куда вхо­дили Гамбург, Рига, Любек...

Учитель : . По мотивам новгородских былин великий русский композитор Н. А. Римский-Корсаков на­писал оперу «Садко». В ней можно услышать голоса купцов («гостей») из Скандинавии, Индии, Италии. Послу­шайте отрывки из арий и попытайтесь определить, какому «гостю» принадлежит та или иная песня.

Звучат фрагменты оперы Н. А. Римского-Корсакова: «Песня венецкого гостя», «Песня варяжского гостя», «Песня индийского гостя».

Ученик 4(продолжает) : . Киев же, мать городов русских, был политическим цент­ром Древней Руси. Поэтому киевские богатыри помышляли только о защите родной земли. Верой и правдой служили они киевскому князю. Смерть на поле брани считалась высшей доблестью. Вот что писал Владимир Мономах в своём «Поучении»: «Тем ведь путём шли деды и отцы наши... Разве удивительно, что муж пал на войне? Умирали так лучшие из предков наших».

Ученик 2 : И вот в один из зимних вечеров собираются в какой-нибудь избе люди. Потрескивает лучина... Задумчиво перебирает певец струны гуслей... Прохо­дит минута-другая, и сказитель негром­ким голосом начинает:

Послушайте, да люди добрые,

Я вам старину скажу,

Старину скажу да стародавнюю...

Это звучит зачин…

Учитель: А какие элементы композиции былины вы знаете? Назовите их на примере былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»(экспозиция — как Илья Муромец «сиднем сидел» тридцать лет и три года, завязка — богатырь в Черни­гове, кульминация — битва с Соловьем Разбойником, развязка — Илья Муромец в стольном граде Киеве, у Князя Влади­мира Красно Солнышко).

А те­перь, чтобы проверить, хорошо ли вы запомнили тексты былин, проведём не­большую викторину.

1. Из какой былины взят отрывок?

Ай же ты, удалый добрый молодец,

Я вижу силушку твою великую,

Не хочу я с тобой сражатися,

Я желаю с тобой побрататися.

(«Святогор и Илья Муромец»)

...смерть тебе в бою не писана,

Бейся-ратися со всяким богатырём

И со всею поленицею удалою...

(«Илья Муромец и Соловей Разбойник»)

2. У кого из героев былин...

...пряжки у седла да красна золота,

Шёлк не рвётся, булат не трётся,

Красно золото не ржавеет,

Молодец на коне сидит,

да сам не стареет. (У Добрыни Никитича)

...у ножа припои серебряны,

по весу-то припои были двадцать пуд. (У Тугарина)

3. Кто кому отдал приказ?

...Очищай-ка ты все улочки стрелецкие,

Все великие дворы да княженецкие

По всему-то городу по Киеву,

А по всем по улицам широким

Да по всем-то переулкам княжецким

Наставь сладких хмельных напиточков...

(Калин-царь — Владимиру, былина «Илья Муромец и Калин-царь»)

Учитель : Молодцы! Видно,что былины не оставили вас равнодушными.Но не только вас. . К были­нам обращались и многие русские ху­дожники. Имена каких мастеров, со­здавших картины по былинам, вам известны?

Ученики называют В. М. Васнецова.(внимание уч-ся обращается на репродукции на доске)Посмотрите : Васнецов написал несколько картин, посвященных былинной тематике.

«Богатырь» другого художника-М. А. Врубеля — это со­бирательный, несколько фантастического характера образ древнерусского витязя, в монументальном облике которого под­чёркнуты мощь, мудрость, спокойствие, уверенность в своей силе.

Язык творений Врубеля необычен и своеобразен. Художник показал нераз­рывную органическую связь человека с реальным миром, природой. Это основ­ное отличие богатыря Врубеля от бы­линных образов у В. М. Васнецова. У Васнецова пейзаж — это фон, дополня­ющий идею картины. Персонажи Врубеля словно выходят из той среды, которая их окружает, они органически с ней срос­лись

-- Муро­мец, Добрыня и Алёша, богатыри-воины, защитники отечества, привлекали внима­ние знаменитых композиторов. Русский эпос с его героями-богатырями, воплоща­ющими в себе народную силу, стал основной темой творчества замечатель­ного русского композитора А. П. Бороди­на.

Особенно ярко и глубоко прозвучала эта тема в его 2-й симфонии, которую известный критик Стасов назвал «Бога­тырской». Это определение понравилось композитору, и он написал его на парти­туре произведения. Послушайте 1-ю часть симфонии («Аллегро»)./Звучит мужественная и суровая мелодия струн­ной смычковой группы оркестра./По темпу, ритму, то плавному, то скачко­образному, по мелодии, то напевной, то прерывистой, можно определить, что му­зыка рассказывает о жизни богатырей, об их жарких битвах, молодецкой удали и радости победы.

--Былины и некоторых из вас вдохновили на создание своего эпического произведения. Вот послушайте лучшие сочинения из уст авторов(учащиеся выходят и читают свои былины на совр. тематику).

--А теперь давайте посмотрим , доказательство какой группы будет самым убедительным . Какого же богатыря мы назовем сегодня самым ярким в русском героическом эпосе ?

Далее следует выступление групп, сопровождаемое небольшими презентациями, выбирается лучшее. Учитель подводит итоги урока, благодарит всех за участие в уроке.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: подумать, кого из наших современников можно назвать богатырем земли Русской, обосновать свое мнение.

Заканчивается урок заключительной сценой мультфильма «Алеша Попович…» :

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле!Не топтать их коням землю Русскую!

Не затмить им солнце наше красное!Век стоит Русь – не шатается!

И века простоит - не шелохнется!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Урок литературы "Богатыри земли русской"

Автор: Казарина Ирина Викторовна

Дата: 17.06.2014

Номер свидетельства: 106564

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Конспект урока по литературному чтению "Илья Муромец - богатырь земли Русской".2 класс."
    ["seo_title"] => string(79) "konspiekturokapolitieraturnomuchtieniiuiliamuromietsboghatyrziemlirusskoi2klass"
    ["file_id"] => string(6) "300931"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456826807"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(122) "Конспект урока литературы "Богатыри земли  русской" ("Былины) в 6 кл. "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-litieratury-boghatyri-ziemli-russkoi-byliny-v-6-kl"
    ["file_id"] => string(6) "176751"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424461805"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока литературы на тему М.Шолохов "Судьба человека""
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekturokalitieraturynatiemumsholokhovsudbachielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "296229"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455960161"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока литературы на тему М.Шолохов "Судьба человека""
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekturokalitieraturynatiemumsholokhovsudbachielovieka1"
    ["file_id"] => string(6) "296230"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1455960168"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(96) "Урок краеведения "Татаро-монголы на Рязанской земле""
    ["seo_title"] => string(58) "urok-kraieviedieniia-tataro-mongholy-na-riazanskoi-ziemlie"
    ["file_id"] => string(6) "255026"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1447853763"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства