УМК «Начальная школа XXI века». Автор Л. А. Ефросинина, страница в учебнике 151-155.
Этапы урока, время | Деятельность учителя | Действия учащихся |
I. Мотивация деятельности и постановка учебной задачи. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; проговаривание темы и цели урока в виде вопросов. Методы: подводящий к теме диалог | Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Сядем прямо, не согнемся, За работу мы возьмемся. Придумано кем-то просто и мудро При встрече здороваться «Доброе утро» И каждый становится добрым, доверчивым, И доброе утро длится до вечера. |
|
II. Актуализация знаний. Цель: закрепить знания учащихся о классификации сказок. Метод: диалог.
Продуктивное задание: дополнение схемы
| - Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям. К какому жанру литературы они относятся? - Чем отличается сказка от других жанров литературы? - Посмотрите, на какие две большие группы можно разделить все сказки? - Назовите авторские сказки. - Назовите народные сказки. - Дополните предложенную схему. Сказки просят: - А сейчас вы, друзья, узнайте нас! - Подумайте, какая сказка будет «лишняя» и почему? | - Это всё сказки. - В сказке бывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду. Еще бывают разные волшебные вещи: ковер-самолет, волшебное зеркальце, скатерть-самобранка, волшебная палочка - выручалочка. В сказках есть необычные существа: Баба-Яга, Русалочка, Кощей Бессмертный и т.д. - Народные и авторские. - «Доктор Айболит», «Девочка - Снегурочка» - «Репка», «Колобок». - Сказки о животных, бытовые сказки и волшебные. «Маша и медведь»
«ГУСИ-ЛЕБЕДИ»
«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»
«Маша и медведь», потому что это сказка о животных, а остальные – волшебные. |
III. «Открытие нового знания» Цель: Способы: диалог, парная работа. Мотивирующий приём: прослушивание сказки в исполнении актёров (аудиозапись).
| Проблема: Народные сказки называют мудростью народа, душой народа, учебником жизни. Неужели мудрость народа заключается в том, чтобы научить нас лепить снежную бабу? Нет, в сказке прячется ещё что-то, и мы сегодня постараемся раскрыть её тайну. Прослушав аудиозапись, подумайте: «Могла русская народная сказка «Снегурочка» закончиться иначе?» Прослушивание аудиозаписи. - словарная разминка: Плакала Снегурочка зиму провожая (чтение с акцентом на каждое слово). Рассмотрим те слова, которые могут вызвать у вас затруднения при чтении. - Как вы понимаете слова: «горевали», «сафьяновые сапожки», «атласная лента», «нездоровиться»? Самостоятельное чтение сказки детьми |
Ответы детей
- испытывать душевные страдания, огорчаться, сожалеть о чём-либо; - сшитые из сафьяна, такого материала (тонкая мягкая окрашенная кожа, выделываемая обычно из козьих или овечьих шкур); - лента из атласа (ткань с глянцевой лицевой стороной); -болеть. |
IV. Первичное закрепле-ние. Цель: Способы: фронтальная работа. Средства: комментирование, подводящий к открытию знания диалог. Физминутка Цель: здоровьесбережение, активизация внимания.
Способы: работа в парах. | - Расскажите, почему дед и баба стали лелеять Снегурочку? Какая была Снегурочка? - Почему Снегурочка пошла в лес с девушками? - Как вы думаете, какие чувства испытывала Снегурочка, когда видела костёр? -Как вы считаете, почему Снегурочка прыгнула через костёр? - Кто из героев этой сказки вызывает сочувствие? Почему? - Могла эта сказка закончиться иначе? Ребята, придумайте другой конец к этой сказке. Снежинки Мы снежинки, мы пушинки, Покружиться мы не прочь. Мы снежинки-балеринки, Мы танцуем день и ночь. Мы деревья побелили, Крыши пухом замели, Землю бархатом укрыли И от стужи сберегли. - А сейчас работаем в паре. На странице 152-153 найдите 3 часть сказки, подготовьте её чтение по ролям (слова автора, Снегурочки, стариков, девушек). | Они её очень любили. Ей было одиноко, грустно, скучно. Чувство страха. Показать своё бесстрашие. Родители Снегурочки (потеряли любимую дочку), Снегурочка (исчезла, растаяла). Девочка не стала прыгать через костер, объяснив подругам причину своего страха и др. - Садятся за парты. Дети самостоятельно распределяют роли и читают диалог |
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать. Методы: самоконтроль, самооценка. | - А сейчас посмотрите на слайд. Здесь иллюстрации, выполненные разными художниками к этой сказке. Найдите в тексте слова, которые точно передают то, что изобразил художник. (стр.151-155) - Оцените свою работу с помощью сигналов. - справился - не справился | Дети самостоятельно находят слова в тексте, отмечают их, а затем сравнивают с эталоном (на слайде) и оценивают свою работу с помощью сигналов (красный – справился, синий – не справился). |
VI.Рефлексия деятельности. Цель:осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. Методы: выполнение продуктивных заданий. | - Интересно ли было вам на уроке? - Как вы работали? - Что полезного и нового узнали? - Кто из героев понравился вам больше всех? Почему? Мы продолжим изучать и анализировать эту сказку на следующем уроке. Прозвенел для нас звонок. Всем спасибо за урок. | Аргументированные ответы детей
Дети учатся оценивать работу других детей. |