Конспект урока по литературе в 10 классе
Тема: Война глазами русских и зарубежных писателей (слайд №1)
Цели и задачи: (слайд №2)
Обучающие:
Знакомство с творчеством зарубежных и русских писателей, писавших о войне;
Развивающие:
формирование умения правильно выражать свои мысли, совершенствовать высказывания;
формирование умения создавать устное публичное и монологическое выступление.
совершенствовать речь, развивать навыки выразительного чтения.
Воспитывающие:
формирование негативного отношения к войне, как к ненормальному, противоестественному явлению.
воспитание чувств патриотизма, гражданского долга, любви к Родине.
привитие интереса к русской и зарубежной литературе, музыке, искусству;
Цели для учителя:
организовать изучение материала по теме:“Война в изображении русских и зарубежных писателей”, используя индивидуальный и дифференцированный подход и метод интерактивного обучения;
создать творческую, комфортную, доброжелательную атмосферу на уроке.
Оборудование и наглядность:
выставка книг о войне, портреты поэтов и писателей, видеоматериалы. звукозаписи
Эпиграф к уроку: (слайд №3)
«Писатель не может оставаться равнодушным к тому непрекращающемуся наглому, смертоубийственному, грязному преступлению, которое представляет собой война» Э Хемингуэй
Ход урока:
Учитель:
«Война есть одно из величайших кощунств над человеком и природой»
(слайд №5)
Он наверняка был уверен в том, что главными причинами войн были алчность, жестокость, злоба, зависть, эгоизм – самые страшные пороки человечества. О том, как представлял себе Пушкин войну, мы видим в одном из его знаменитых стихотворений – «Анчар»
( Стихотворение читает ученик)
Учитель:
Анчар – это древо яда, к нему «и птица не летит, и тигр нейдет, но человека человек послал к Анчару властным взглядом». А затем, напитав ядом свои стрелы, разослал гибель в чуждые страны. Мы видим, как князь упивается собственной властью над другими людьми. Пушкин осуждает подобное пренебрежение над человеческой жизнью.
В отличие от Пушкина, Лермонтов был участником Кавказской войны и, пройдя через кровь, испытал к войне отвращение. В 1840 году он пишет стихотворение «Валерик», связанное с боевыми действиями в Чечне на реке Валерик. («Валериан хи в переводе - «река смерти»). В стихотворении задается вопрос: в чем смысл войны? (слайд №6)
…Жалкий человек. Чего он хочет?...
Небо ясно… Под небом места много всем,
Но беспрестанно и напрасно
Один враждует он – зачем?
«Их лица были исковерканы страхом и голодом- таково лицо войны» (слайд №7)
Писатель старается убедить в этом остальных, рассказав всю правду о войне в книге »Севастопольские рассказы» Итак, кто выбрал для обзора это произведение?
(Рассказ и комментированное чтение ученика)
. (чтение отрывка произведения стр. 14)
Учитель:
Тему войны писатель поднимает и в романе «Война и мир». Рассказ о войне здесь строится уже не на личном опыте писателя, а на огромной работе с архивными материалами. Но цель писателя: еще раз доказать ненужность и бессмысленность войны как способа решения политических проблем. В романе мы видим войну глазами людей или невоенных, или попавших на поле брани впервые. Поэтому такое сильное чувство неприятия войны возникает у читателя.
(Рассказ и комментированное чтение ученика)
:«И вот она, вот она, смерть надо мной, вокруг меня… Мгновенье – и я уже никогда не увижу этого солнца, этой воды, этого ущелья»
Учитель:
А в каком случае Толстой оправдывает войну?
Ученик:
Толстой оправдывает войну, только тогда, когда она справедлива, когда солдатам нужно отстоять, защитить свою родину. После поражения он рисуется Толстым жалким и гадким человеком, которого ненавидят даже бывшие союзники.
Учитель:
Первая Мировая война породила настоящую волну антивоенной литературы: Эрнест Хемингуэй, Анри Барбюс, Эрик Ремарк. Если раньше Э.Хемингуэй считал, что те, кто сражается на войне – самые замечательные люди, но опыт участия в войне позволил сделать такие выводы: «Все те, кто наживается на войне и кто способствует её разжиганию, должны быть расстреляны в первый же день военных действий». (слайд №8)
Э.Хемингуэй был участником Первой Мировой войны, в июле 1918 года был тяжело ранен: Его накрыла австрийская мина, на его теле врачи насчитали 237 ранений. Послушаем обзор книги «Прощай,оружие!.
Ученик:
В центре романа Э.Хемингуэя «Прощай оружие», лежит трагическая судьба лейтенанта Генри, который пережил прозрение после первого ранения, утрату товарищей, после попытки вырваться из ада бойни
Учитель:
Продолжает фронтовую тематику Эрих Ремарк. Я просила вас найти самые выразительные страницы из романа Ремарка «Черный обелиск»
-Что вы нашли? Перескажите и зачитайте их, пожалуйста.
(Рассказ и комментированное чтение ученика)
Война страшна не только физической смертью, но и своими последствиями. В романе «Черный обелиск» автор показывает отделение сумасшедшего дома, где находятся люди с нарушенной психикой, получившие ранения в голову, контузию…
Учитель: Какую еще тему поднимает писатель в своем романе?
«Самая величайшая подлость –это гнать на войну животных» (слайд №9)
Учитель:
-А сейчас ребята вы услышите отрывок из рассказа Фёдора Абрамова «Потомок Джима». Герой рассказа, Пётр Петрович, считает, что животные «неповинные в споре людских страстей», заслуживают памятника. (слайд №10)
(Ученик читает отрывок)
Главным героем рассказа выступает не человек, а собака по кличке Дар. .. Так, животные находясь рядом с человеком, вынуждены разделять его судьбу, его страдания и погибать ради спасения человеческой жизни.
Учитель:
Да, при помощи войны не удалось решить ни одну проблему. Но войны не прекращаются на Земле, они стали только кровопролитнее и страшнее Расскажите, о чем повествует нам Василий Гроссман в романе «Жизнь и судьба»
Рассказ ученика
Василий Гроссман утверждает, что «долгие муки проходит душа, пока годами, иногда десятилетиями матери привыкают к чувству вечной потери, смиряются перед силой произошедшего. Узнав о смерти сына, Людмила Николаевна, героиня романа никак не могла «ощутить …отсутствие Толи среди живущих. Ее чувство к сыну было таким сильным, что ужас свершившегося не мог погасить этого чувства: сын продолжал жить. Она говорила с сыном, вспоминала все подробности его жизни, даже советовалась в мыслях с ним. В своем горе мать была безумна. Только на могиле сына ей было хорошо. Она представляла, как покрывает полой пальто Толины ноги, как накидывает платок на его плечи. Ее одолевала мысль о вечном горе и одиночестве, но она знала, что он никогда не оставит ее, и, когда она будет уже совсем пожилой старушкой, он будет любить ее…
«Перед матерью, потерявшей на войне сына, все люди виноваты».( Слайд № 11)
(звучит фонограмма песни «На Мамаевом кургане тишина») (слайды № 11- 21)
Учитель:
Задумываясь над смыслом войн, мы понимаем, что обычным людям они не нужны. Так почему же не смолкают пушки и залпы оружейных выстрелов на планете? Почему погибают люди и матери оплакивают погибших сыновей?
Ученик: Войны происходят по вине тех, кто намеренно разжигает их, кто пытается нажиться за счет войны.
В мире идет жестокая борьба за власть и богатство. И пока идет эта борьба, будет стоять и эта проблема, и будут страдать ни в чем не повинные люди.
Учитель:
Поэтому великие писатели мира в один голос утверждают, что война –это ненормальное противоестественное явление, противное всему человечеству.
«Писатель не может оставаться равнодушным к тому непрекращающемуся наглому, смертоубийственному, грязному преступлению, которое представляет собой война» Э. Хемингуэй
Делая обзор книг о войне, мы с вами составили цитатный текст: «Война глазами писателей» Давайте его прочтем. (ученики читают цитатный текст)( выступление библиотекаря школы с презентацией книг о войне)
Домашнее задание: (слайд №22)
1.Придумать содержание антивоенного плаката и подготовить его защиту
2. Обзор романов: Б. Василева «А зори здесь тихие»
В. Гроссмана «Жизнь и судьба»