«Я вас любил, любовь еще, быть может…» (по рассказу А.И. Куприна «Гранатовый браслет»)
(Автор: Валитова Рефися Расыховна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Шыгырданская СОШ №1»Батыреского района ЧР)
Цель урока:
определить понятия любовь, сумасшествие.
Задачи:
- показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств; роль детали в рассказе;
- расширить представления учащихся о Куприне – мастере художественного слова;
- формировать эстетическое восприятие, используя различные виды искусства: литературу, музыку, изобразительное искусство;
- вызвать чувство восхищения прекрасной и бескорыстной любовью.
Оборудование
- Доска, эпиграфы, афоризмы.
- Текст рассказа.
- Гранатовый браслет.
- Презентация.
- Эпизоды из фильма «Гранатовый браслет»
Музыкальное оформление:
- «Очарована, околдована…» ( А. Малинин)
- «Я не знал, что любовь может быть жестокой…»
- Мелодия романса
Ход урока:
Орг. момент
Первая фаза урока – вызов интереса к теме урока.
Учитель:
Я вас любил: любовь еще, быть может,
В душе моей угасла не совсем;
Но пусть она вас больше не тревожит;
Я не хочу печалить вас ничем.
Я вас любил безмолвно, безнадежно,
То робостью, то ревностью томим;
Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам бог любимой быть другим…
«Я встретил вас…» (романс в исп. Сультеевой Ландыш и Юнусовой Динары, учениц 10 класса)
Слово учителя (в руках учителя гранатовый браслет)
- Добрый день, ребята. Как вы думаете, что это? (ответы учащихся) Правильно, браслет. Какого он цвета? (ответы учащихся) Правильно, красного? А этот цвет, с чем у вас ассоциируется? Да. Это цвет любви, сердца… Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить? (Ответы учащихся)
- Правильно. О любви. Во все века и времена любовь считалась чувством, которое не нашло себе истолкователя. Ответ на вопрос «Что такое любовь?» искали и продолжают искать философы, писатели, поэты, художники, композиторы… Сегодня мы с вами тоже попытаемся понять это чувство. Что же это такое любовь? (составление кластера)
Вторая фаза урока - осмысление
- Сегодня мы пройдемся по страницам произведения Куприна - рассказа «Гранатовый браслет». Запишите тему урока. Обратимся к эпиграфам.
- У любви тысячи сюжетов, и в каждом из них свой свет, своя печаль, свое счастье и свое благоухание.
К.Г. Паустовский
- Любовь – огонь: не светит – все темно,
- А светит – так сгореть не мудрено.
Восточная мудрость
- Как вы понимаете данные высказывания? (ответы учащихся)
- Да, как мы уже сказали, любовь – загадочное чувство.
- Сюжет произведения: мелкий чиновник, одинокий и робкий мечтатель, влюбляется в светскую даму. Восемь лет длится безответная любовь. Письма влюбленного служат предметом насмешек членов семейного клана князей Шеиных и Булат-Тугановских. Не воспринимает их всерьез и княгиня Вера Николаевна, адресат этих любовных писем.
- Готовимся к ЕГЭ. Вспомните пароним слова АДРЕСАТ (АДРЕСАНТ )
- Любовь « маленького человека» заканчивается трагически, он погибает, не выдержав столкновения с миром жестокости и равнодушия, с озлобленностью очерствевших людей. В этом рассказе показана бескорыстная и самоотверженная любовь. Попробуем дать свою характеристику любви.
Повторение изученного.
- Какие произведения о любви вы знаете? (Ответы учащихся) Мы читали и анализировали повесть Куприна «Олеся». Вспомним сюжет повести. В глуши леса, в Полесье, жила бабка Мануйлиха со своей внучкой Олесей. Жители деревни считали Мануйлиху ведьмой, да и Олесю называли колдуньей. Мать Олеси сожгли, думая, что колдунья. Бабка чудом спасла Олесю и скрылась с ней далеко в лесу. Однажды в полесские леса приезжает на охоту Иван Тимофеевич, молодой барин. Произошла неожиданная встреча его и Олеси. Иван Тимофеевич искренне полюбил Олесю. Девушка тоже отвечала взаимностью. Но у этой любви нет продолжения. Почему?
- Олеся - дитя природы, неразрывно связана с ней. Доброта, деликатность, понимание, мудрость – вот качества ее характера. Она очаровала, околдовала И. Т. (песня «Очарована, околдована») Искренне ли она любила? (Да, искренне)
- Но почему она рассталась с ИТ.? (потому что она хочет, чтобы ее любимый был счастлив)
-Какая главная деталь символизирует несгорающую любовь Олеси? (Коралловые бусы. Каждая бусинка как огонек этой любви)
Проверка домашнего задания. Символика любви. (учащиеся показывают рисунки-символы и дают свое толкование)
Основная часть.
- Итак, вернемся к рассказу.
а) Прототипы рассказа. (В основе произведения лежит реальный факт – история любви скромного чиновника к светской даме, матери писателя Л.Любимова. О дальнейшей судьбе Желтова ничего неизвестно)
б)Беседа по рассказу.
- Как художественно преобразил автор реальную историю? (Воплотил в своем творении идеал прекрасной, всемогущей, но не взаимной любви, показал, как «маленький человек» способен на большое чувство. Закончил гибелью героя, которая заставила Веру Николаевну задуматься о любви, о чувстве, заставила ее переживать, сочувствовать, что она не делала ранее)
- Какие социальные преграды отодвигают любовь героя в сферу недоступной любви? ( различное социальное положение- княгиня- мелкий чиновник; Вера Н. замужем, поэтому не может ответить взаимностью; Вера Н. выросла в другом мире – светском обществе, которое порой лишает человека искренности, красоты чувств и мыслей)
Физминутка
Работа в группах.
Задание.
1группа. Лексическое поле Веры Николаевны.
2 группа. Лексические поле Желткова.
3 группа. Характеристика общества через образ Булата-Тугановского.
- Вопросы:
-Надо ли бороться за любовь?
- Самоубийство – это выход? (Жизнь – одна, надо ценить ее, воспринимать такой, какая она есть, преодолевать трудности)
Именины Веры Николаевны.
- С чего начинается рассказ? (описание природы)
- Какое настроение создает природа? (грусть, тоска, печаль, ожидание чего-то трагического)
- Как Куприн рисует главную героиню? (неприступность, внешняя недоступность, имеет титул княгини, царственно спокойна и равнодушна, нежно любит сестру, преданный друг мужа)
- Именины Веры Николаевны? (17 сентября.)
- Сколько было гостей? (13, Вера Н. была суеверной, ожидание трагедии)
- Какой эпизод произвел на вас неприятное впечатление? (как князь Шеин демонстрировал рукописный альбом, где воспроизводится любовная история княгини Веры и телеграфиста Желткова)
- Высший свет какой? ( высший свет безнравственен, ему чужды возвышенные любовные чувства)
- Какие подарки получила Вера Н.? ( от мужа – серьги, от сестры- записную книжку в удивительном переплете, от Желткова – браслет)
- Браслет Желткова на фоне других подарков выглядит «безвкусной безделушкой».
- Цвет? (красный) Вспомните коралловые бусы Олеси. Красный цвет - цвет любви. Гранаты горят как пылающее сердце Желткова. Это самое дорогое, что у него есть. Он хотел принести ей радость.
- Как был воспринят Верой и ее семьей подарок Желткова? (Вера – встревожилась, заволновалась; для мужа – предмет насмешек; брат Веры проявляет презрение к человеку низшего круга)
- Именно Аносов размышляет о настоящей любви. Кто такой Аносов? ( друг покойного отца Веры, она называет его дедушкой) Аносов – мудрый, благородный, простой.
- Как Аносов относится к любви? («любовь у людей приняла такие пошлые формы и снизошла до какого-то житейского удобства, до маленького развлечения. Виноваты мужчины, в двадцать лет присыщенные, с цыплячьими телами и заячьими душами, неспособные к сильным желаниям, к героическим поступкам, к нежности и обожанию перед любовью»).
- Любовь, как у Желткова, бывает раз в тысячу лет. Сильная, страстная, вечная. Любовь Желткова – любовь на расстоянии. Как вы думаете, если бы Желтков стал мужем Веры Н., любовь превратилась бы в быт? Существует ли настоящая любовь? Что это такое? Есть примеры? (учащиеся могут рассказать о родителях, знакомых)
Эпизод из фильма. Письмо Желткова.
- Что вы думаете об этом письме? (ответы учащихся)
- Развязка наступила быстро. Трагический финал. Желтков не знал, что любовь сыграет с ним жестокую шутку, что будет жестокой, но чувству не прикажешь. (Песня «Я не знал, что любовь может быть жестокой»)
- Когда Вера Николаевна узнала о смерти Желткова, она идет попрощаться с умершим, она чувствует свою вину. Нужно ли было уходить из жизни?
- Что испытывает Вера Николаевна, всматриваясь в лицо того, кто ушел из жизни из-за нее? (Она поняла, что Желтков – великий человек.)
- Каким настроением проникнут финал рассказа? (настроением светлой грусти, умирает Желтков, но пробуждается к жизни Вера Николаевна, ей открылось нечто недоступное ранее. В пробуждении души Веры Николаевны большое значение имеет музыка. (Соната Бетховена)
- После смерти Желткова пианистка Жени Рейтер играет для Веры Николаевны бессмертную бетховенскую сонату, ту самую, о которой он писал ей в последнем письме. Видимо, эта музыка раскрыла Вере красоту его любви и помогла ей все понять и почувствовать себя прощенной.
- Желтков любил. Любил по-настоящему. Это была ЛЮБОВЬ. Но жить только одним чувством – неправильно.
- Выводы: Желтков – отнюдь не жалок, а глубина его чувства, способность на самопожертвование заслуживает не только сочувствия, но и преклонения. В чем, по-вашему, состоит любовь? (Любовь возвышает человека, преображает его душу, любовь расцветает в сердце Желткова и дарит ему огромное счастье. Только он ограничил жизнь лишь этим чувством, вот это плохо. («Любовь не только возвышает…»)
Рефлексия.
-Что вам дал этот урок? Какие выводы мы сделаем для себя? Что есть любовь?
- Автор говорит о любви, которая повторяется раз в тысячу лет. Любовь по Куприну всегда трагедия, всегда борьба и достижение, всегда радость и страх, воскрешение и смерть. Нужно помнить, что жизнь одна. Она прекрасна! Нужно ценить каждый миг, каждое мгновенье. Надо жить, а не просто существовать!
Домашнее задание. «Мои размышления» Что есть любовь?