Конспект урока
по теме: «Каждой вещи – своё место»
1 класс
Составила и провела
учитель началных классов
ГБОУ "Школа № 1566"
Астахова Ольга Сергеевна
Цели урока:
- Воспитывать аккуратность, бережливость, опрятность, умение следить за своим внешним видом и своими вещами.
- Способствовать развитию устной речи, познавательных интересов и активности младших школьников.
Оборудование:
- карточки с названием темы урока;
- элементы костюма для героев инсценировки;
- картинки с изображением учеников, учебных принадлежностей;
- карточки со словами: шкаф для одежды, книжная полка. Корзина для игрушек;
- таблички со словами: неряшливый, ленивый, несобранный, аккуратный, организованный, опрятный, майка, рубашка, брюки, кубики, мяч, кукла, альбом, учебник, словарь;
- пословицы: «Встречают по одёжке, провожают по уму»,«Кто опрятен, тот людям приятен»;
- рисунки.
- Организационный момент.
Учитель:
-Ребята, сегодня на уроке нам предстоит обсудить очень важную тему, поэтому будьте внимательны, а начнём мы урок с инсценировки.
II. Инсценировка рассказа Л. Воронковой «Маша - растеряша».
Учитель:
- Ребята, ответьте мне на вопросы:
- Почему Маша опоздала в садик?
- Кто помогал Маше искать башмачки?
- Какой совет дала кошка девочке?
- Куда же можно убрать свои вещи?
III. Сообщение темы урока.
Учитель:
-Оказывается, у любой вещи, есть своё место и сегодня на уроке мы об этом поговорим. А тема наша будет звучать так: «Каждой вещи - своё место».
- Поднимите руку, кто из вас похож на девочку Машу? Кто так же долго собирается в школу каждое утро?
- Вы не думайте, что только девочки бывают «растеряшками», поверьте, что на свете встречаются и «мальчики - растеряйчики». Не верите? Сейчас Егор вам про это расскажет.
Учащийся читает наизусть стихотворение:
Кто о чём сейчас мечтает,
А мне время не хватает.
Пора в школу собираться,
Не могу найти я ранца.
Вот он ранец на шкафу,
Теперь ботинки не найду.
Всё разбросано кругом,
И дела все кувырком.
Мама каждый день твердит,
Что я чудовищно ленив,
Что в неряху превратился
И что ленью заразился.
Что я должен вещи брать
И на место убирать.
Только где же это место?
Если в доме очень тесно?!
Надо будет попытаться
В шкафу на полках разобраться.
Учитель:
- Что с утра искал главный герой стихотворения?
- Где ему удалось найти свой ранец?
- Какой совет дала мама сыну?
- Поднимите руку, кто из вас похож на этого мальчика?
Учитель:
- Я рада, что среди вас нет таких ребят.
А сейчас я хочу вас познакомить с мальчиком, о котором нам только что рассказал Егор.
На доску помещается картинка с изображением неопрятного ученика.
- Познакомьтесь, это – Витя. Он ученик 1 класса обычной московской школы. Посмотрите. Теперь вы понимаете, почему он не мог найти свой ранец? Почему?
- Расскажите, как лежат вещи этого мальчика?
- Что вы можете сказать о нём? Какой он? (неряшливый, ленивый, несобранный). На доску помещаются таблички с этими словами.
- Про таких ребят часто сочиняют дразнилки. Сейчас мы их услышим. Трое учащихся выходят к доске.
1. Ай да Наташка!
Ай да замарашка!
Платье у Наташи
И в борще, и в каше!
2. Стёпа, Стёпа, Стёпка!
Стёпка наш – растрёпка!
Целый год не мылся
В неряху превратился!
3. Наша Юля рук не мыла,
Под ногтями грязь копила.
Что за Юля –Юлечка.
Юлечка – грязнулечка!
Учитель:
- Вот такие дразнилки сочиняют про ребят, которые неряшливо выглядят и не следят за своим внешним видом.
- Я вам и портфель Вити принесла. Посмотрите.
На доске помещается картинка с изображение портфеля неряшливого ученика.
- Как вы думаете, почему портфель такой перекошенный, даже ранка у него есть.
-А в портфеле….Вот что я нашла.
На доску помещаются картинки с изображением учебника, тетради, огрызка, рогатки, дневника.
- Что случилось с учебником? Тетрадью? Как туда попал огрызок? И на какой учебный предмет надо носить рогатку?
- Поднимите руку, кто из вас хотел бы иметь такого друга? Почему?
- Какую пословицу мы вспоминали на днях про внешний вид человека?
На доску помещается картинка с пословицей «Встречают по одёжке, провожают по уму».
- Кто из вас хотел бы помочь Вите? Как ему можно помочь?
Давайте научим Витю класть вещи по своим местам. Мне понадобятся 3 помощника, чтобы разложить вещи в шкаф для одежды, на книжную полку, в корзину для игрушек.
К доске выходят трое учащихся и развешивают таблички с названием вещей.
Учитель:
- Справились ли ребята с заданием? Проверим.
Физминутка.
Учитель:
- Каждое утро я жду вас в этом классе. И каждый раз надеюсь, что в класс войдут аккуратные, вежливые ребята, которые с вечера собрали свой портфель и положили в него только самое необходимое.
На доску помещаем картинку с изображением аккуратных учеников.
- А вот что нужно положить в свой портфель вы мне сейчас сами расскажите.
Загадки.
В школьной сумке я лежу,
Как ты учишься скажу.
Чёрный Ивашка деревянная рубашка.
Где носом проведёт, там след кладёт.
Стальной конёк по белому полу бегает.
За собой чёрные следы оставляет.
То в клетку, то в линейку.
Написать на мне сумей-ка.
В этой узенькой коробке
Ты найдёшь карандаши,
Ручки, кисточки и кнопки,
Что угодно для души.
Если ему работу дашь-
Зря трудился карандаш.
У меня по всем наукам
Книжки умные живут.
Назовите-ка, ребята,
Как те книжечки зовут?!
Картинки с изображение предметов помещаем на доску.
Учитель:
- Посмотрите на этих ребят. Что можно про них сказать? Какие они?
(На доску таблички со словами: аккуратный, опрятный, организованный)
- Кто из вас хотел бы быть похожими на них?
Очень важно приучать себя ежедневно к порядку. Чтобы внешний вид соответствовал статусу ученика, чтобы портфель был собран в соответствии с расписанием уроков. Человек аккуратный, организованный экономит много времени для полезных дел.
IV. Игра.
- А теперь поиграем. Я вам буду задавать вопросы, а вы – дружно отвечать: «Это я, это я, это все мои друзья».
- Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?
- Кто из вас хочу узнать, очень любит поиграть?
- Кто из вас из малышей ходит грязный до ушей?
- Кто из вас скажите, братцы, любит в школе баловаться?
- У кого всегда в порядке книжки, ручки и тетрадки?
V. Итог урока.
- Молодцы! Я думаю, что сегодня каждый из вас сделал для себя важные выводы. Помните, что у каждой вещи должно быть своё место. И ещё одна замечательная пословица: «Кто аккуратен, тот людям приятен». Пословицу помещаем на доску.
VI. Домашнее задание.
- Ребята, дома вам предстоит раскрасить рисунок и принести его на следующий урок.