Урок литературы в 4 классе.
Учитель русского языка и литературы Бейсекина Тлектес Кажановна
Тема: Ы. Алтынсарин «Щедрый человек». Притча.
Цель: Знакомить с творчеством Ы. Алтынсарина, пополнить знания о нём, вызвать интерес к его творчеству, дать понятие «притча», развивать навык беглого выразительного чтения, расширить словарный запас, развивать речь учащихся, воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев.
- Наш урок будет проходить под девизом:
(Плакат на доске) Yлкен болсан, акыл айт.
Как старший, дай совет нам мудрый.
1. Определение темы урока. Постановка целей
-Найдите спрятавшиеся слова. (Алтынсарин, притча, педагог, щедрый, человек, инспектор). Сформулируйте тему урока. Ы. Алтынсарин
«Щедрый человек»
Притчи.
-Цель урока: познакомиться с притчами, учиться быть хорошими людьми, показать свои умения и навыки чтения гостям.
2. Проверка д/з. а) Идеальный опрос
– Кто сегодня чувствует себя готовым на «5»? На «4»? Кто не готов?
б) Взаимоопрос. Выставление оценок.
в) Рассказ учителя об Ы. Алтынсарине.
Ы. Алтынсарин – великий просветитель казахского народа. Он очень много сделал для развития народного образования в Казахстане. Являлся основоположником казахской письменной литературы и литературного языка. После окончания семилетней школы в Оренбурге работал переводчиком, затем учителем, а позднее инспектором. О чём он мечтал?
(Чтобы дети выросли грамотными и культурными людьми, честными и работящими, чтобы они любили свою родину и приносили ей пользу, были дружными.)
г) «Фантастическая добавка».
- А ещё он хотел порадовать вас и, будучи щедрым, оставил в наследство по 1000 тенге. Что сделаете с этими деньгами? Напишите.
3. Словарная работа.
- Как понимаете выражение «щедрый человек»?
Щедрый – широко оказывающий помощь, охотно тратящийся на других, не скупой.
Найти объяснение значений слов в словаре учебника.
Ветхий-
Возомнить-
Кров-
Лишения-
Чуждаться-
4. Чтение учителем притчи.
- Определите главную идею притчи. (В труде нет ничего унизительного, еда, заработанная трудом, вкуснее; надо быть щедрым)
8. Знакомство со статьями газеты.
- Есть ли щедрые люди в наши дни?
9. Найти применение старой газете.
– Как можно использовать старую газету?
10. Динамическая пауза с газетой: читать, подзорная труба, кулёк, веер, хлопушка, мячик (одной рукой смять)…, сдать в макулатуру
- Какая черта есть у людей, умеющих найти применение старым вещам? (бережливость)
11. Чтение притчи «Бережливость не есть скупость» «Х» с.165. «цепочкой»
- Понравился ли рассказ?
-Чему он учит?
-Чему удивились путники? Почему?
-Как понимаете слова «бережливость не есть скупость»?
-Объясните разницу значений слов «бережливый», «скупой»
Бережливый – бережно относящийся к имуществу, расчётливый, экономный.
Скупой – чрезмерно, до жадности бережливый, избегающий расходов.
12. Задание «театральной» группе: инсценирование притчи «Паук, муравей и ласточка». - Какова основная мысль произведения? (Земля щедро платит тому, кто труд на игру не меняет.)
Инсценирование притчи «Паук, муравей и ласточка».
-Какое предложение из текста может стать его названием? (Нужно привыкать к труду.)
- Подходит ли к рассказу казахская пословица «Кто трудится, тот и сыт»?
-Какие пословицы о труде знаете?
-Какая из пословиц подходит к рассказу «Щедрый человек»?
14. Работа с пословицами.
Поставь правильно строчки:
Если ты богат – стремись,
Чтоб душа не очерствела.
Если беден – не ленись,
Не сиди без дела.
Доскажи слово: Только делами благими
Рождается доброе…(имя)
Щедрый не напоминает о том, что дал,
Джигит не отступает от того, что …(сказал)
Нам не приносит счастье никогда
Богатство, что досталось…(без труда)
Проявление щедрости можно увидеть в обычаях казахского народа. Совсем недавно по земле Казахстана прошёл главный мусульманский праздник Курбан Айт, укрепляя в сердцах людей стремление к милосердию и взаимопомощи. И в дни Наурыза считалось обязательным помочь слабому, больному, бедному.
Расшифруй: ДzобsRрGоw
qс4оDвFеfршiLиwтqь
н>иvкfоSгsдLаV
RнJе пSzоDзGдgнjо. (Добро совершить никогда не поздно)
Кто хочет изменить своё желание потратить миллион? Напишите.
15. Подведение итогов. –Чему научились на уроке?
- Можно ли назвать щедрым Алтынсарина? (Плакат с девизом урока)
Роль «подводящий итог». Выставление оценок.
16. Идеальное домашнее задание.
-Выполните работу по собственному выбору. Можно найти и прочитать, пересказать, проинсценировать притчу Алтынсарина, подобрать пословицы, написать статью о щедрых людях…
17. Подарим пожелания гостям
Свет, свет, свет везде
Свет в тебе и свет во мне.
Мир, мир, мир везде
Мир в тебе и мир во мне.
Добро, добро, добро везде
Добро в тебе и добро во мне.
Радость, радость, радость везде
Радость, в тебе и радость во мне.
Счастье, счастье, счастье везде
Счастье в тебе и счастье во мне. (Звучит песня «Дорогою добра»)