помочь учащимся увидеть заложенный в творчестве Заболоцкого огромный нравственный потенциал;
помочь учащимся понять, что есть красота для Заболоцкого;
развивать эстетический вкус учащихся.
Воспитательная:
через анализ стихотворений Заболоцкого осуществлять нравственное воспитание учащихся.
Оформление, оборудование:
портрет Заболоцкого;
эпиграф:
…А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
Н. Заболоцкий
репродукция картины Ф.Рокотова «Портрет Струйской»;
4)стихи поэта;
5) мультимедийная установка, презентация к уроку;
6) песни на стихи Н.Заболоцкого «В этой роще березовой», « Сентябрь», «Очарована, околдована»;
7) бумага, фломастеры;
8) задания группам.
Ход урока:
(слайд 1)І. Індукция.
Звучит песня на стихи Н.Заболоцкого “В этой роще березовой”.
ІІ. Вступительное слово учителя.
--Это песня из кинофильма «Доживем до понедельника» в исполнении Вячеслава Тихонова. Она написана на стихи замечательного русского поэта Н.А. Заболоцкого.
Вы знаете, ребята, что Россия издавна славилась своими поэтами, настоящими мастерами слова. Одним из мастеров слова, живших в двадцатом веке, был поэт Н. А. Заболоцкий. Его творчество многогранно, как жизнь. Необычные образы, волшебная мелодика стиха вот что привлекает нас в его поэзии. Заболоцкий ушел из жизни совсем молодым, в расцвете творческих сил, но оставил потомкам великолепное наследие. Тематика его творчества очень разнообразна.Читатель встретит и пейзажные зарисовки, и любовную лирику, и философские размышления поэта.
Сегодня тема урока звучит так: красота в творчестве Н.А. Заболоцкого.
(слайд 2) Посмотрите на эпиграф к уроку:
…А если это так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?
(Н. Заболоцкий)
В этих строках заключен основной вопрос, на который мы постараемся получить ответ.
Что такое красота? Что вкладывает в это понятие сам поэт?
(слайд 3) ІІІ. Актуализация знаний учащихся.
--Чтобы лучше понять поэта, необходимо знать основные моменты его жизни.
Давайте вспомним, где родился поэт, кем были его родители? (7 мая 1903 года в селе Кукмор возле Казани. Отец –агроном, мать-учительница. Детство прошло вдалеке от столицы, в сельской местности. Отсюда глубокое понимание природы.)
Когда начал писать стихи? ( В 7 лет).
(слайд 4)Где учился поэт? (В 1921 году поступил в педагогический институт им. Герцена в Петрограде. Продолжал писать стихи).
Кода были опубликованы первые стихи поэта? Сколько ему было лет?
( В 1927 году; 24 года)
(слайд 5) Когда вышла 1 книга поэта и как она называлась?
( 1929 год, «Столбцы»)
Когда вышла следующая книга и как называлась?
(В 1937 году, «Вторая книга»).
(слайд 6)Что произошло с поэтом в 1938 году? (Был арестован, обвинен в принадлежности к контрреволюционной организации и после 1 года тюрьмы приговорен к 5 годам лагерей. Отбывал наказание в лагерях дальнего Востока и Алтайского края. Стихов не писал. Был освобожден только в 1944 году без права перемещения по стране. В 1946 году было разрешено переехать в Москву).
(слайд 7) Как это событие повлияло на внутренний мир поэта, его стихи? (Следует назвать вещи своими именами: не время, не история, не судьба, даже не государство, не власть и не политическое устройство — люди мучили других людей, и одним из тех, кому довелось претерпеть мучения, был Заболотский. Он уже никогда не смог забыть того, что произошло с ним. Вернувшись из лагерей, он уничтожил рукописи своих ранних стихотворений, заботливо сохранённые женой.До конца жизни он опасался случайных знакомств, избегал откровенности, боялся предъявлять свой паспорт, предполагая, что в нём могут быть зашифрованы сведения о судимости. Существуют многочисленные свидетельства о том, насколько болезненно он помнил пережитое. Заболотский стал замкнутым, сдержанным в общении с людьми. Но, пожалуй, хуже всего было то, что после лагерей Заболотский стал опасаться сочинять стихи. Были периоды, когда он целенаправленно уклонялся от творчества, до предела загружая себя переводами. В конце 1940-х — 1950-е годы Заболотский вернулся к близкой ему грузинской поэзии. Ему русская и грузинская культуры обязаны существованием свода классической грузинской поэзии на русском языке.
Заболотский перевёл стихи Григола Орбелиани, Ильи Чавчавадзе, Акакия Церетели, ВажаПшавелы, Давида Гурамишвили. В 1955 году он закончил полный перевод поэмы Шота Руставели Витязь в тигровой шкуре — перевод, который, по-видимому, останется лучшим. Заболотский переводил также стихи грузинских поэтов 20 века — Тициана Табидзе, Симона Чиковани и других. За переводы грузинской поэзии Заболотский получил в 1957 году Орденом Трудового Красного Знамени.
(слайд 8)Когда вышли другие книги поэта и как назывались?
(В 1948 году-«Стихотворения», в 1957 году- «Стихотворения»).
Какое еще потрясение испытал поэт в конце жизни? (В конце жизни поэту пришлось пережить ещё одно душевное потрясение — его жена, Екатерина Васильевна Заболоцкая (Клыкова), полюбила Василия Гроссмана, писателя. Чувство было взаимным.
В 1956 году Екатерина Заболоцкая и Гроссман стали жить вместе, а Николай Заболотский попытался заново устроить свою жизнь, нашёл другую, молодую женщину — Наталью Роскину — но создать новую семью не удалось, по свидетельству Роскиной — прежде всего потому, что Заболотский тосковал по Екатерине Васильевне.
Об этих событиях написаны стихи «Последняя любовь». В 1957 году началось постепенное примирение с женой, но совсем вернуться к друг другу и забыть разрыв они не успели.
Поэт умер рано. Почему? ( Трудясь чернорабочим на заводе по производству соды, подорвал сердце. 14 октября 1958 года умер от 2-го инфаркта).
Нелегко сложилась жизнь поэта. Был ли простым его творческий путь? Давайте вспомним основные этапы творчества поэта и особенности его поздней поэзии.
(9-10 слайд) Творческий путь поэта был непростым. При жизни Н.Заболоцкого вышло всего лишь 4 тонких сборника его стихотворений. Первая книга "Столбцы" (1929)была неодобрительно встречена критикой.Другие сборники готовились к печати, но долго не публиковались. Настоящее признание поэт получил лишь в 80-е годы. В это время несколько раз были переизданы его стихи. Появились книги о поэте .В 1995 году появился сборник «Огонь, мерцающий в сосуде». В нем стихи, поэмы, переводы, письма, жизнеописание поэта.
(11 слайд)Начал Заболоцкий с произведений эпического характера - пришел он к медитативной лирике. По определению А.Квятковского, медитативная лирика - это "разновидность лирики, философские стихотворения, носящие характер глубокого раздумья над проблемами человеческой жизни, размышления о дружбе, о любви, о природе и т.п.".
(12 слайд)Треть созданного Заболоцким связана с размышлениями о природе. У поэта нет чисто пейзажных стихов. Природа для него - начало всех начал, объект поэтического исследования, сложный и противоречивый мир, полный загадок, тайн и драматизма, источник раздумий о жизни, о себе, о человеке. Слияние с природой - главная мысль в теме природы у Заболоцкого.
(слайд 13)Николай Заболоцкий, размышляя о бесконечности бытия, о жизни и смерти, выдвинул необычное предположение: человек - часть природы, а природа - бессмертна, "трав вечерних пенье, и речь воды, и камня мертвый крик" - это голоса людей, превратившихся в травы, воды, камни; реальной смерти нет и не было, есть только превращения, метаморфозы ("Он продолжал отрицать смерть - в обычном понимании этого слова - до конца своих дней", - вспоминает Николай Чуковский.
(14 слайд)В третий, последний, период в поэзии поэта все больше тянет к разгадыванию тайн не природы, а человеческой души и сердца. К последнему этапу творчества Заболоцкого мы с полным правом отнесем его же слова: "Как мир меняется! И как я сам меняюсь!"
"Раньше я был увлечен образами природы, а теперь я постарел и, видимо, поэтому больше любуюсь людьми и присматриваюсь к ним", - написал Заболоцкий Симону Чиковани в 1957 году.
(слайд 15 )Как видим, поэта интересовала красота человека внутренняя и внешняя. Так, однажды увидев портрет Ф. Рокотова «Струйская» он в восхищении написал стихотворение «Портрет», в котором воспевал женскую красоту.
(слайд 16)ІV. Самоконструкция.
--Запишите тему урока в тетрадь. Какое главное слово в теме? Выпишите это слово и составьте ряд ассоциаций к нему. (Красота—доброта, любовь, изящество, привлекательность внешность, душа, природа, человек, внутренний мир, наши мысли).
--Прочитайте слова. Слушая одноклассников, допишите понравившиеся ассоциации, подчеркните 1 -2 слова, которые считаете наиболее удачными. По ходу урока не забывайте продолжать этот ряд.
(слайд 17)V. Социоконструкция.
--Работая в группах, выполните задания:
Задания группам: 1) подготовить выразительное чтение стихотворения 2) дать краткий анализ стихотворения 3) составить кластер по теме стихотворения
1-я группа— «Смерть врача»
2-я группа— «О красоте человеческих лиц»
3-я группа— «Некрасивая девочка»
4-я группа— «Не позволяй душе лениться»
(слайд 18-19) (Звучит песня «Сентябрь» на стихи Н.Заболоцкого)
--Слушая друг друга, постарайтесь продолжить ряд ассоциаций.
Слайд 19VІІ. Разрыв.
--Так что же делает человека по-настоящему красивым?
(Героизм, внутренняя сила, доброта, скромность, душевный свет, умение радоваться чужой радости, не завидовать, ощущение себя счастливым, интерес к жизни другого человека, чувство юмора, беспрерывный труд души). --Душевная красота дается человеку с рождения? Как она появляется? От чего или от кого зависит? ( Наверное, дается с рождения, но и под влиянием внешнего мира формируется, зависит от отношения других людей, от воспитания, от силы духа). --Почему автор заканчивает стихотворение «Некрасивая девочка» вопросом, а не утверждением? (Автор не хотел навязывать свое мнение, а хотел заставить человека задуматься над этим важным вопросом.
Наверное, красота—это огонек, который освещает нашу душу и греет своим теплом).
(слайд 21)VІІІ. Творчество.
--Работая в группах, составьте синквейн, основным понятием которого будет слово красота ( красота ,внутренняя -душевная, радоваться- ощущать -трудиться, умение ощущать себя счастливым, доброта)
(слайд 22)ХІХ. Домашнее задание.
1) подготовить выразительное чтение наизусть одного стихотворения Н. Заболоцкого 2) написать сочинение-рассуждение «Что есть красота для меня?»
( 1 страница)
Х. Самооценка. Отметки.
--Оцените работу своей группы по технологии «Пирог» (самый большой кусок получает тот, кто работал лучше всех).
(слайд 23)ХІ. Слово учителя.
(Выразительное чтение стихотворения Н. Заболоцкого «Завещание»)
Когда на склоне лет иссякнет жизнь моя
И, погасив свечу, опять отправлюсь я
В необозримый мир туманных превращений,
Когда мильоны новых поколений
Наполнят этот мир сверканием чудес
И довершат строение природы, -
Пускай мой бедный прах покроют эти воды,
Пусть приютит меня зелёный этот лес.
Я не умру, мой друг. Дыханием цветов
Себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу
Корнями обовьёт, печален и суров.
В его больших листах я дам приют уму,
Я с помощью ветвей свои взлелею мысли,
Чтоб над тобой они из тьмы лесов повисли
И ты причастен был к сознанью моему.
Над головой твоей, далёкий правнук мой,
Я в небе пролечу, как медленная птица,
Я вспыхну над тобой, как бледная зарница,
Как летний дождь прольюсь, сверкая над травой.
Нет в мире ничего прекрасней бытия.
Безмолвный мрак могил - томление пустое.
Я жизнь мою прожил, я не видал покоя:
Покоя в мире нет. Повсюду жизнь и я.
Не я родился в мир, когда из колыбели
Глаза мои впервые в мир глядели, -
Я на земле моей впервые мыслить стал,
Когда почуял жизнь безжизненный кристалл,
Когда впервые капля дождевая
Упала на него, в лучах изнемогая.
О, я недаром в этом мире жил!
И сладко мне стремиться из потёмок,
Чтоб, взяв меня в ладонь, ты, дальний мой потомок,