kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока пор литературе в 5 классе в условиях реализации ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе в условиях реализации ФГОС»

Сценарий урока в контексте ФГОС

Иванова Екатерина Александровна, учитель русского языка и литературы, МБОУ СОШ № 1

Тема: «Сила и красота басен И.А. Крылова на примере басни «Ворона и лисица»

Цель урока: Дать представления о художественном и языковом своеобразии басен И.А.Крылова; помочь учащимся осмыслить жанр басни; развивать навыки выразительного чтения басни, умения находить в басне мораль, делать выводы для себя, наблюдая за поступками других.

Задачи: Личностные: формирование нравственных чувств и нравственного поведения.

Предметные: знать творческую историю басни, понимать ее драматический конфликт, мораль басни

Познавательные: Знать специфику жанра басни, уметь определять мораль, определять основную и второстепенную информацию.

Коммуникативные: Умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстникам, развивать устную речь.

Регулятивные: Определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать.

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты

Деятельность учителя

Деятельность учащихся и виды речевой деятельности

Формы организации взаимодействия на уроке

УУД

Промежуточный контроль

1.Мотивация к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению нового материала

Ребята, скажите, о каком жанре литературы мы с вами говорили на прошлом уроке? (правильно, о басне)

- Сегодня мы постараемся раскрыть секреты, прелесть и силу басни. А какой вы узнаете чуть позже.

Вам интересно узнать о басне больше? Давайте попробуем сформулировать цель нашего сегодняшнего урока.

(Раскрыть мораль басен и показать их злободневность, развивать навыки анализа текста, умение понимать иносказательный смысл басен и их мораль.


Слушают учителя, участвуют в диалоге. Обозначают проблематику басен.

Фронтальная

Познавательные: осознают познавательную задачу

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции

Листы обратной связи

2.Актуализация и проблемное учебное действие.

Включение в систему

Повторения

























3. Выявление места и причины затруднения

Обобщение ранее полученных сведений, оценивание работы

























Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа

Начнём работу с того, что "погадаем» на ромашке. Знаете, как гадают?

Тот, кто гадает,отрывает лепесток и говорит: «Любит - не любит». Мы же сейчас с вами узнаем, кто знает, а кто не знает.

Вопросы:

1. Как называется краткий стихотворный или прозаический рассказ нравоучительного характера, имеющий иносказательный смысл?

2. Как называются начальные или заключительные строки басни с нравоучительным выводом?

3. На какой жанр литературы похожа басня, если животные там разговаривают и действуют как люди?

4. Что такое аллегория?

5. Как называется перенос человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления?



Организует и сопровождает деятельность учащихся, дополняет ответы.


Отвечают на вопросы теста






Обдумывают ответы на вопросы, применяют к анализу деятельности знания и умения, участвуют в диалоге с учителем.

Групповая








Фронтальная, индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают

умения использовать полученные знания в практической деятельности

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют ошибки

Практическая работа, оценивание своих знаний






Устные ответы, задают вопросы для уточнения информации

4. Целеполагание и построение выхода из затруднения

Беседа по вопросам

ЭПИГРАФ К УРОКУ:

«Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И.А.Крылов.

Обратимся к эпиграфу.

 «Люблю, где случай есть, пороки пощипать» И.А.Крылов.

- Найдите ключевое слово в эпиграфе? (пороки)

- Что такое порок?

- (ученик) Высказывания детей.

- (ученик) Читает понятие из словаря Даля “Порок – недостаток, позорящий человека.

- В каком литературном жанре говорится о пороках? Басня


Давайте попробуем сформулировать цель нашего сегодняшнего урока.


Слушают учителя, участвуют в диалоге.

Отвечают на проблемный вопрос.

Фронтальная

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции, участвуют по плану

Задают вопросы

5. Творческая практическая деятельность.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся

































































Физкультминутка

Игра «Осколочный рисунок».

На листе бумаги рисуется иллюстрация. Затем этот лист разрезается на несколько частей. Предложить учащимся сложить из частей целое – иллюстрацию.

- Ребята, я подготовила для вас интересные иллюстрации и разрезала их на части. Ваша задача постараться из этих частей сложить целую иллюстрацию.

- Вспомните название басни, изображённой на иллюстрации.

- Видите, ребята, как много басен дедушки Крылова вам уже известно. И сегодня мы познакомимся с содержанием басни « Ворона и Лисица».


Просмотр мультфильма «Ворона и лисица»

Анализ басни по вопросам:

- Как вы понимаете, что такое лесть?

( Лесть – это когда говорят угодливые слова из корыстного желания расположить кого-либо к себе)

- Кого называют льстецом?

- Что И.А.Крылов говорит о лести и льстецах?

(«Что лесть гнусна, вредна…»

«И в сердце льстец всегда отыщет уголок».)

- Как вы думаете, почему автор называет Лисицу плутовкой?

- Прочитайте, как характеризует Крылов Лисицу.

( Плутовка к дереву на цыпочках подходит;

Вертит хвостом с Вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша…)

- Перечислите , что расхваливала Лисица?

- Как она называла Ворону ?

(Голубушка, светик, сестрица, мастерица, царь-птица.)

- Прочитайте, какие похвалы говорила Лисица Вороне.

( Голубушка, как хороша!

Ну что за шейка, что за глазки!

Рассказывать, так, право, сказки!

Какие пёрышки! Какой носок!

И, верно, ангельский быть должен голосок!

Спой, светик, не стыдись! Что ежели, сестрица,

При красоте такой и петь ты мастерица,

Ведь ты б у нас была царь птица!)

- Каким голосом говорила Лисица?

( Ласковым, нежным и тихим голосом.)

- Искренними ли были её слова?

Как автор говорит об этом?

( И говорит так сладко, чуть дыша.)

- Для чего Лисица так расхваливала Ворону?

( Чтобы отнять у Вороны сыр.)

- Догадывалась ли об этом Ворона?

- Нашла ли лесть Лисицы «уголок» в сердце Вороны?

- Как это случилось?

-После всего, что случилось, как вы можете охарактеризовать Ворону?

( Доверчивая, глупая.)

- Как вы думаете, если бы Лисица расхваливала так кого-либо ещё, не стремящегося к почестям и славе, удалось бы ей добиться своей цели?

( Нет.)

Работа над лексическим значением слова с использованием словарей:

Лесть – лицемерное, угодливое восхваление;

Льстец – льстивый человек;

Взгромоздиться – взобраться с усилием на что-то высокое;

Пленил – привлёк внимание, привел в восторг;

Зоб – у насекомых, птиц : расширенная часть пищевода, где накапливается и предварительно обрабатывается пища.


Принимают участие в работе. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения

Групповая, индивидуальная

Познавательные: читают, слушают, извлекают нужную информацию, а также самостоятельно находят её в материалах учебника.

Регулятивные: осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи

Выполняют задания в тетрадях

6. Закрепление с комментированием во внешней речи




































































7. Рефлексия.








8. Оценивание. Домашнее задание.

Обобщение полученных знаний.

Подведение учащихся к самостоятельному выводу о баснях.











Соотнесение поставленных задач с достигнутым результатом, фиксация нового знания, постановка дальнейших целей.






- Кого же больше всего осуждает и высмеивает Крылов в басне?

( Тщеславных людей.)

- В каких словах басни заключён её главный смысл?

( Уж сколько раз твердили миру,

Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,

И в сердце льстец всегда отыщет уголок.)

- Что значит «уж сколько раз твердили миру»?

( Говорили не раз.)

- « Но всё не впрок»?

( Не на пользу.)

- «И в сердце льстец всегда отыщет уголок»?

( Пока будут любители лести (как Ворона), будут и льстецы (как Лисица).

- Какой же смысл имеет басня?

( Лесть гнусна, вредна. Поддашься на льстивые слова и можешь остаться без ничего. Не нужно быть глупой и доверчивой, понимать, где правда, а где – ложь.)

- Доказал ли это Крылов?

( Доказал. Лисица обманными словами смогла лишить Ворону сыра. Ворона осталась ни с чем.)

- Можно ли встретить такую ситуацию среди взаимоотношений людей? Приведите пример.

И.А.Крылов в басне «Ворона и Лисица» высмеивает несообразительность, глупость и одновременно осуждает изворотливость, скрытость своих настоящих, истинных намерений, обман, хитрость.


Урок понравился?

Что делали на уроке?

Нужно изучать басни?

Что интересного узнали на уроке?




Подготовить выразительное чтение басни наизусть.



Принимают участие в работе. Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.








Вспоминают, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока.










Слушают и записывают в дневник.

Фронтальная, индивидуальная
















Фронтальная, индивидуальная

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают

умения использовать полученные знания в практической деятельности

Регулятивные: оценивают свою работу, исправляют ошибки.

Личностные: понимают значение знаний для человека.

Познавательные: приобретают

умения использовать полученные знания в практической деятельности


Оценивание учащихся за работу на уроке















Умение оценивать себя.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературе в условиях реализации ФГОС

Автор: Иванова Екатерина Александровна

Дата: 20.02.2021

Номер свидетельства: 573741

Похожие файлы

object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(190) "Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС в 5 классе по теме: «Буквы А- О  в корне ЛАГ-ЛОЖ» "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-v-usloviiakh-riealizatsii-fgos-v-5-klassie-po-tiemie-bukvy-a-o-v-kornie-lag-lozh"
    ["file_id"] => string(6) "123827"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414580810"
  }
}
object(ArrayObject)#896 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока литературы. Лирика Б.Л. Пастернака. "Плачущий сад". "
    ["seo_title"] => string(67) "konspiekt-uroka-litieratury-lirika-b-l-pastiernaka-plachushchii-sad"
    ["file_id"] => string(6) "109800"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1405062767"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(105) "Требования к современномууроку в условиях введения ФГОС."
    ["seo_title"] => string(64) "triebovaniia-k-sovriemiennomuuroku-v-usloviiakh-vviedieniia-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "292300"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1455264041"
  }
}
object(ArrayObject)#896 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(88) "Конспект урока русского языка на тему ,,Лексика" "
    ["seo_title"] => string(50) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-na-tiemu-lieksika"
    ["file_id"] => string(6) "109624"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404830894"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока на тему: "Художественный мир М. Ю. Лермонтова"."
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt_uroka_na_tiemu_khudozhiestviennyi_mir_m_iu_liermontova"
    ["file_id"] => string(6) "454685"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517754812"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства