kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе по теме "Д.И. Фонвизин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Денис Иванович ФОНВИЗИН (1745 — 1792)  Слово о писателе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе по теме "Д.И. Фонвизин"»

Тема: Денис Иванович ФОНВИЗИН (1745 — 1792) (4ч.) Слово о писателе.

Цели:

Познакомить учащихся с личностью Д.И. Фонвизина.

Повторить роды литературы и особенности драмы.

Создать условия для формирования первоначального понятия о различных направлениях в литературе.

Создать условия для выявления традиционных элементов классицизма и новаторства в комедии

  Д.И. Фонвизина «Недоросль».

Выявить читательское восприятие комедии учащимися.

Задачи

Предметные:

раскрыть с учениками понятие о классицизме как о литературном направлении , закрепить понятия «традиция», «новаторство», «комедия», «сатира»;

Метапредметные:

Развить умение анализировать драматические произведения, работать с художественным текстом и учебником;

Личностные:

вызвать интерес к культуре ХVIII в, возбудить у ребят интерес к чтению комедии побудить любознательность, побудить учащихся к активности, стимулировать желание выражать своё отношение к затрагиваемым на уроке вопросам.

Оборудование: учебник, портрет писателя

Тип урока: открытие нового знания

Ход урока.

 1. Оргмомент

2. Работа над ошибками в контрольной работе

3. Мотивационный этап

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы…

           А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»

…Сатирик превосходный

Невежество казнил в комедии народной.

   А.С. Пушкин. «Послание к цензору»

Что способствовало тому, что Пушкин так высоко оценил творчество Фонвизина, назвав его сатириком превосходным? Наверное, прежде всего то, что Фонвизин был мастером, который, используя традиции в творчестве, создал новаторское произведение. В чём новаторство драматурга и каких традиций он придерживался в своём творчестве, предстоит  выяснить нам сегодня.

Рефлексия:

Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?

Какие умения и навыки помогут благотворно работать на уроке самому, в коллективе?

На сколько вы настроены на работу?


4. Актуализация опорных знаний

Повторение пройденного 

-Вспомним роды литературы. К какому роду литературы относится комедия?

- Каковы особенности драматического произведения? У каждого из вас есть карточка №2, где указаны особенности драмы. Но в карточке есть ошибки. Исправьте их.

- Итак, каковы особенности драмы? (проверка работы с карточками)


5. Изучение нового материала

Знакомство с биографией Д.И. Фонвизина (слово учителя).

Литературная деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы ХYIII века. Пытливый и остроумный человек, он создан был для того, чтобы стать сатириком. А поводов для горького смеха было достаточно в российской действительности того времени.

Д.И. Фонвизин – представитель русского классицизма, одного из литературных направлений.

Составление школьниками плана статьи учебника «Денис Иванович Фонвизин» с. 41-43.

Зачитывание 3-4 работ.

- Что же такое литературное направление (- общность идейно-эстетических принципов, свойственных творчеству множества писателей на определенном этапе литературного развития)? (работа со словарем литературных терминов)

Классицизм в литературе

Слово учителя

В числе литературных терминов пришло в русский язык слово «классицизм». Загляните в словари, скажите, что значит этот термин.

(Ребята работают со словарём, отвечают на вопрос)

Составление опорного конспекта:

Выпишите это определение в свои словарики и запишите основные черты классицизма:

- Авторы-классицисты черпали вдохновение в литературе и искусстве античного времени, таким образом в основе было подражание природе.

- Четкость, ясность и логичность также являются характерными чертами.

- Чёткое деление героев на положительных и отрицательных.

- Каждый герой воплощает в себе какую-то одну основную черту: благородство, мудрость или скупость, подлость. - Часто герои имеют «говорящие» фамилии: Правдин, Скотинин.

- Строгое соблюдение иерархии жанров. Соответствие стиля жанру, недопущение смешения разных стилей.

- Соблюдение правила «трех единств»: места, времени и действия. Все события происходят в одном месте. Единство времени означает, что все события укладывались в период не более суток. И действие – сюжет ограничивался одной линией, одной проблемой, о которой шла речь
Но русский классицизм имеет свои национальные черты:

- Сатирическое направление – такие жанры, как комедия, басня и сатира, повествующие о конкретных явлениях русской жизни ( басни Крылова);

- Авторы-классицисты вместо античности брали за основу национально-исторические образы России;

- Присутствие патриотического пафоса во всех произведениях этого времени;

-Высокий уровень развития оды как отдельного жанра (оды Ломоносова, Державина).


Каноны классической комедии


  • Изображение повседневной жизни, людских пороков

  • Герои – люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния;

  •  Каждый из героев – носитель одной черты, одного порока

  • Чёткое деление на положительных и отрицательных героев

  • Говорящие фамилии

  • Одна идея

  •  Единство действия ( в основе комедии должен лежать один конфликт)

  •  Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток)

  •   Не допускается героическое и трагическое ( комедия должна смехом казнить пороки)

  • Установка на разговорный язык

  • Счастливый конец


 

Словарная работа.

Традиция в переводе с латинского «передача»; исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения; передача исторически установившегося порядка, сложившегося опыта, знаний представлений; то, что передается из поколения в поколение.

Новаторство творческое развитие традиции, ее обогащение чем-то новым; введение чего-то нового.

Комедия (греч. Comoidia – песня веселой толпы) – драматическое произведение, в основе которого лежит юмор, смешное (смешной сюжет).

Сатира (от лат. sature – смесь, мешание) – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредствам осмеяния человеческих пороков или несовершенство человеческой жизни.

Но прежде объясним название комедии и познакомимся с действующими лицами.

-  Кого в 18 веке называли недорослем?

- Какие особенности имён персонажей обращают на себя внимание? Можно ли фамилии и имена назвать говорящими? (Да.)Митрофан от греч. «подобный матери», Софья – «мудрость» и т. д.)


6. Установка на чтение комедии «Недоросль»

Ребята, наивысшей точкой в творчестве Фонвизина стала народная комедия «Недоросль». Сейчас я зачитаю некоторые отрывки из неё :

«Не хочу учиться – хочу жениться»

«География-не дворянская наука, извозщик сам довезет»

«А что тебе снилось Митрофанушка? Да дрянь всякая.. то ты матушка то ты батюшка...»

«Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.Так мне и жаль стало тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.»

"... А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал [...] Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню..."
«Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь? Котора дверь? Правдин. Котора дверь! Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему ж? Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.»

«При нынешних супружествах редко с сердцем советуют. Дело о том, знатен ли, богат ли жених? Хороша ли, богата ли невеста? О благонравии вопросу нет» (Стародум).

«Детям? Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство» (Стародум).


7. Итог урока

 Сатирическая комедия «Недоросль» имеет непреходящую ценность как художественный памятник XVIII века. В ней Д. И. Фонвизин метко отразил русскую действительность времен правления Екатерины П и поднял вопрос о воспитании молодежи. Словно под увеличительным стеклом современники Фонвизина увидели «болезни» своего общества и свои собственные пороки. Спектакль по этой пьесе собирал полные залы и долгое время входил в театральный репертуар.  Мы с вами живем в другой обстановке, и проблема крепостничества не тревожит умы современных прогрессивных людей, но природа человеческой души осталась прежней. Это означает, что пороки прошлого живут в нас, но в другой форме. Главный конфликт между старым и новым в обществе, обнажение болезней человеческого ума и души остаются актуальными и сегодня. Прошло более двухсот лет, а эта комедия всё ещё интересна как современному режиссёру, так и современному зрителю.


8. Рефлексия

- Ребята, какое новое направление в литературе мы с вами рассмотрели?

- Назовите его черты

- Заинтересовала ли вас комедия «Недоросль»?

- Хочется ли поскорее открыть и прочесть это произведение?

- Опираясь на прочтённые цитаты, скажите, какой вы предвидите главную мысль комедии.


Домашнее задание. Прочесть комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль», отметить черты классицизма.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока по литературе по теме "Д.И. Фонвизин"

Автор: Музыка Алина Юрьевна

Дата: 24.07.2024

Номер свидетельства: 654408

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Конспект урока литературы в 10 классе по теме: «Роль Д. И. Фонвизина в развитии русской драматургии""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_literatury_v_10_klasse_po_teme_rol_d_i_fonvizina_v_razvitii_russk"
    ["file_id"] => string(6) "609023"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1654533536"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(89) "Конспект урока на тему: "Д.И.Фонвизин. "Недоросль" "
    ["seo_title"] => string(47) "konspiekt-uroka-na-tiemu-d-i-fonvizin-niedorosl"
    ["file_id"] => string(6) "215878"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1432812857"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Разработка урока на тему:" В мире литературных героев""
    ["seo_title"] => string(58) "razrabotka-uroka-na-tiemu-v-mirie-litieraturnykh-ghieroiev"
    ["file_id"] => string(6) "276256"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1452695562"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Конспект урока по теме: "Причастие как особая форма глагола" "
    ["seo_title"] => string(65) "konspiekt-uroka-po-tiemie-prichastiie-kak-osobaia-forma-ghlaghola"
    ["file_id"] => string(6) "203418"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1429470994"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по литературе "Д.И. Фонвизин. Главные персонажи комедии "Недоросль". "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-d-i-fonvizin-glavnyie-piersonazhi-komiedii-niedorosl"
    ["file_id"] => string(6) "134120"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416670027"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства