раскрыть с учениками понятие о классицизме как о литературном направлении , закрепить понятия «традиция», «новаторство», «комедия», «сатира»;
Метапредметные:
Развить умение анализировать драматические произведения, работать с художественным текстом и учебником;
Личностные:
вызвать интерес к культуре ХVIII в, возбудить у ребят интерес к чтению комедии побудить любознательность, побудить учащихся к активности, стимулировать желание выражать своё отношение к затрагиваемым на уроке вопросам.
Оборудование: учебник, портрет писателя
Тип урока: открытие нового знания
Ход урока.
1. Оргмомент
2. Работа над ошибками в контрольной работе
3. Мотивационный этап
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…
А.С. Пушкин. «Евгений Онегин»
…Сатирик превосходный
Невежество казнил в комедии народной.
А.С. Пушкин. «Послание к цензору»
Что способствовало тому, что Пушкин так высоко оценил творчество Фонвизина, назвав его сатириком превосходным? Наверное, прежде всего то, что Фонвизин был мастером, который, используя традиции в творчестве, создал новаторское произведение. В чём новаторство драматурга и каких традиций он придерживался в своём творчестве, предстоит выяснить нам сегодня.
Рефлексия:
Что вы ожидаете от сегодняшнего урока?
Какие умения и навыки помогут благотворно работать на уроке самому, в коллективе?
На сколько вы настроены на работу?
4. Актуализация опорных знаний
Повторение пройденного
-Вспомним роды литературы. К какому роду литературы относится комедия?
- Каковы особенности драматического произведения? У каждого из вас есть карточка №2, где указаны особенности драмы. Но в карточке есть ошибки. Исправьте их.
- Итак, каковы особенности драмы? (проверка работы с карточками)
5. Изучение нового материала
Знакомство с биографией Д.И. Фонвизина (слово учителя).
Литературная деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы ХYIII века. Пытливый и остроумный человек, он создан был для того, чтобы стать сатириком. А поводов для горького смеха было достаточно в российской действительности того времени.
Д.И. Фонвизин – представитель русского классицизма, одного из литературных направлений.
Составление школьниками плана статьи учебника «Денис Иванович Фонвизин» с. 41-43.
Зачитывание 3-4 работ.
- Что же такое литературное направление (- общность идейно-эстетических принципов, свойственных творчеству множества писателей на определенном этапе литературного развития)? (работа со словарем литературных терминов)
Классицизм в литературе
Слово учителя
В числе литературных терминов пришло в русский язык слово «классицизм». Загляните в словари, скажите, что значит этот термин.
(Ребята работают со словарём, отвечают на вопрос)
Составление опорного конспекта:
Выпишите это определение в свои словарики и запишите основные черты классицизма:
- Авторы-классицисты черпали вдохновение в литературе и искусстве античного времени, таким образом в основе было подражание природе.
- Четкость, ясность и логичность также являются характерными чертами.
- Чёткое деление героев на положительных и отрицательных.
- Каждый герой воплощает в себе какую-то одну основную черту: благородство, мудрость или скупость, подлость. - Часто герои имеют «говорящие» фамилии: Правдин, Скотинин.
- Строгое соблюдение иерархии жанров. Соответствие стиля жанру, недопущение смешения разных стилей.
- Соблюдение правила «трех единств»: места, времени и действия. Все события происходят в одном месте. Единство времени означает, что все события укладывались в период не более суток. И действие – сюжет ограничивался одной линией, одной проблемой, о которой шла речь Но русский классицизм имеет свои национальные черты:
- Сатирическое направление – такие жанры, как комедия, басня и сатира, повествующие о конкретных явлениях русской жизни ( басни Крылова);
- Авторы-классицисты вместо античности брали за основу национально-исторические образы России;
- Присутствие патриотического пафоса во всех произведениях этого времени;
-Высокий уровень развития оды как отдельного жанра (оды Ломоносова, Державина).
Каноны классической комедии
Изображение повседневной жизни, людских пороков
Герои – люди низкого сословия, с низменными интересами, достойными осмеяния;
Каждый из героев – носитель одной черты, одного порока
Чёткое деление на положительных и отрицательных героев
Говорящие фамилии
Одна идея
Единство действия ( в основе комедии должен лежать один конфликт)
Единство места и времени (действие проходит в одном месте в течение суток)
Не допускается героическое и трагическое ( комедия должна смехом казнить пороки)
Установка на разговорный язык
Счастливый конец
Словарная работа.
Традиция в переводе с латинского «передача»; исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения; передача исторически установившегося порядка, сложившегося опыта, знаний представлений; то, что передается из поколения в поколение.
Новаторствотворческое развитие традиции, ее обогащение чем-то новым; введение чего-то нового.
Комедия (греч. Comoidia – песня веселой толпы) – драматическое произведение, в основе которого лежит юмор, смешное (смешной сюжет).
Сатира(от лат. sature – смесь, мешание) – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредствам осмеяния человеческих пороков или несовершенство человеческой жизни.
Но прежде объясним название комедии и познакомимся с действующими лицами.
- Кого в 18 веке называли недорослем?
- Какие особенности имён персонажей обращают на себя внимание? Можно ли фамилии и имена назвать говорящими? (Да.)Митрофан от греч. «подобный матери», Софья – «мудрость» и т. д.)
6. Установка на чтение комедии «Недоросль»
Ребята, наивысшей точкой в творчестве Фонвизина стала народная комедия «Недоросль». Сейчас я зачитаю некоторые отрывки из неё :
«Не хочу учиться – хочу жениться»
«География-не дворянская наука, извозщик сам довезет»
«А что тебе снилось Митрофанушка? Да дрянь всякая.. то ты матушка то ты батюшка...»
«Лишь стану засыпать, то и вижу, будто ты, матушка, изволишь бить батюшку.Так мне и жаль стало тебя, матушка: ты так устала, колотя батюшку.»
"... А я, дядюшка, почти и вовсе не ужинал [...] Солонины ломтика три, да подовых, не помню, пять, не помню..." «Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное? Митрофан. Дверь? Котора дверь? Правдин. Котора дверь! Вот эта. Митрофан. Эта? Прилагательна. Правдин. Почему ж? Митрофан. Потому что она приложена к своему месту. Вон у чулана шеста неделя дверь стоит еще не навешена: так та покамест существительна.»
«При нынешних супружествах редко с сердцем советуют. Дело о том, знатен ли, богат ли жених? Хороша ли, богата ли невеста? О благонравии вопросу нет» (Стародум).
«Детям? Оставлять богатство детям! В голове нет. Умны будут, без него обойдутся; а глупому сыну не в помощь богатство» (Стародум).
7. Итог урока
Сатирическая комедия «Недоросль» имеет непреходящую ценность как художественный памятник XVIII века. В ней Д. И. Фонвизин метко отразил русскую действительность времен правления Екатерины П и поднял вопрос о воспитании молодежи. Словно под увеличительным стеклом современники Фонвизина увидели «болезни» своего общества и свои собственные пороки. Спектакль по этой пьесе собирал полные залы и долгое время входил в театральный репертуар. Мы с вами живем в другой обстановке, и проблема крепостничества не тревожит умы современных прогрессивных людей, но природа человеческой души осталась прежней. Это означает, что пороки прошлого живут в нас, но в другой форме. Главный конфликт между старым и новым в обществе, обнажение болезней человеческого ума и души остаются актуальными и сегодня. Прошло более двухсот лет, а эта комедия всё ещё интересна как современному режиссёру, так и современному зрителю.
8. Рефлексия
- Ребята, какое новое направление в литературе мы с вами рассмотрели?
- Назовите его черты
- Заинтересовала ли вас комедия «Недоросль»?
- Хочется ли поскорее открыть и прочесть это произведение?
- Опираясь на прочтённые цитаты, скажите, какой вы предвидите главную мысль комедии.
Домашнее задание. Прочесть комедию Д.И.Фонвизина «Недоросль», отметить черты классицизма.