Конспект урока на тему: "Д.И.Фонвизин. "Недоросль"
Конспект урока на тему: "Д.И.Фонвизин. "Недоросль"
Цель урока: Познакомить учащихся с биографией драматурга, системой образов-персонажей его комедии.
Задачи урока:
Формировать представление о своеобразии классицистической драмы. Показать универсальный конфликт русской классицистической комедии как противостояние идеала и действительности, охарактеризовать художественное своеобразие комедии,тематику, проблематику произведения.
Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, активизировать самостоятельную деятельность учащихся. Закреплять навыки литературоведческого анализа текста.
Воспитывать человека-гражданина на примере жизни и деятельности Фонвизина,прививать интерес к литературе 18 века.
Учебник/литература: «Недоросль» Д. И. Фонвизина».
Оборудование урока: портрет драматурга, информационный лист «Классицизм».
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения Г. Р. Державина «Памятник» наизусть.
Объяснение нового материала.
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…
( А. С. Пушкин).
«Все побледнело перед двумя яркими произведениями: перед комедией Д. И. Фонвизина «Недоросль» и Грибоедова «Горе от ума».
Н. В. Гоголь.
2. Выступление ученика-биографа.
Д. И. Фонвизин (1745-1792) родился в богатой дворянской семье, образование получил в Московском университете, учился в университетской гимназии, а в 1761-1762 гг.-на философском факультете. Сначала писал сатирические произведения, затем занялся переводами.
Он рано увлекся театром. Впервые попал на представление в возрасте 14 лет и вспоминал об этом как о чуде: Действия, произведенные во мне театром, почти описать невозможно».
Будущий драматург рано проявил живое воображение, сердечную отзывчивость, ироничность, юмор: «Острые слова мои носились по Москве, как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою»…
В 1762 году Фонвизин переехал в Петербург и поступил в Коллегию иностранных дел переводчиком. С 1763 г. по 1769 г он служил под началом кабинет-министра И. П. Елагина, который отвечал за работу с жалобами, что позволило ему близко познакомиться с двором Екатерины Второй.
Первое оригинальное произведение-сатирическая басня «Лисица-казнодей», затем-первая комедия, которая пользовалась шумным успехом.
Комедия «Недоросль» была завершена в 1782 году. «…театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков».
3. Ученик-лингвист. Изначально недорослями называли молодых людей, которые не получили достаточного образования и не могли быть допущены (не доросли) до службы. После появления комедии стали называть нерадивых подростков, юношей.
4. Работа над списком действующих лиц.
Обращается внимание на «говорящие» фамилии и имена: Митрофан (греч.)-«похожий на мать», София (греч.)-премудрость.
В списке действующих лиц указывается на соблюдение правила «единства места»: действие происходит в усадьбе Простаковых.
а) выразительное чтение по ролям 1-5 явлений.
Вывод: в первой сцене противостоят друг другу два мировоззрения, две системы взглядов. Уже обозначены основные проблемы комедии: Обличение своеволия крепостников и несостоятельность крепостного права, а также проблемы ума, просвещения.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Д.И.Фонвизин. "Недоросль" »
Дата: 20.11.14
Тема урока:
Цель урока: Познакомить учащихся с биографией драматурга, системой образов-персонажей его комедии.
Задачи урока:
Формировать представление о своеобразии классицистической драмы. Показать универсальный конфликт русской классицистической комедии как противостояние идеала и действительности, охарактеризовать художественное своеобразие комедии ,тематику, проблематику произведения.
Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, активизировать самостоятельную деятельность учащихся. Закреплять навыки литературоведческого анализа текста.
Воспитывать человека-гражданина на примере жизни и деятельности Фонвизина,прививать интерес к литературе 18 века.
Учебник/литература: «Недоросль» Д. И. Фонвизина».
Оборудование урока: портрет драматурга, информационный лист «Классицизм».
Ход урока:
Организационный момент.
Проверка домашнего задания.
Чтение стихотворения Г. Р. Державина «Памятник» наизусть.
Объяснение нового материала.
1.Чтение эпиграфов к уроку. Обсуждение, запись в тетради.
Волшебный край! Там в стары годы,
Сатиры смелый властелин,
Блистал Фонвизин, друг свободы…
( А. С. Пушкин).
«Все побледнело перед двумя яркими произведениями: перед комедией Д. И. Фонвизина «Недоросль» и Грибоедова «Горе от ума».
Н. В. Гоголь.
2. Выступление ученика-биографа.
Д. И. Фонвизин (1745-1792) родился в богатой дворянской семье, образование получил в Московском университете, учился в университетской гимназии, а в 1761-1762 гг.-на философском факультете. Сначала писал сатирические произведения, затем занялся переводами.
Он рано увлекся театром. Впервые попал на представление в возрасте 14 лет и вспоминал об этом как о чуде: Действия, произведенные во мне театром, почти описать невозможно».
Будущий драматург рано проявил живое воображение, сердечную отзывчивость, ироничность, юмор: «Острые слова мои носились по Москве, как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою»…
В 1762 году Фонвизин переехал в Петербург и поступил в Коллегию иностранных дел переводчиком. С 1763 г. по 1769 г он служил под началом кабинет-министра И. П. Елагина, который отвечал за работу с жалобами, что позволило ему близко познакомиться с двором Екатерины Второй..
Первое оригинальное произведение-сатирическая басня «Лисица-казнодей», затем-первая комедия, которая пользовалась шумным успехом.
Комедия «Недоросль» была завершена в 1782 году. «…театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков».
3. Ученик-лингвист. Изначально недорослями называли молодых людей, которые не получили достаточного образования и не могли быть допущены (не доросли) до службы. После появления комедии стали называть нерадивых подростков, юношей.
4. Работа над списком действующих лиц.
Обращается внимание на «говорящие» фамилии и имена: Митрофан (греч.)-«похожий на мать», София (греч.)-премудрость.
В списке действующих лиц указывается на соблюдение правила «единства места»: действие происходит в усадьбе Простаковых.
5. Работа над первым действием.
а) выразительное чтение по ролям 1-5 явлений.
Вывод: в первой сцене противостоят друг другу два мировоззрения, две системы взглядов. Уже обозначены основные проблемы комедии: Обличение своеволия крепостников и несостоятельность крепостного права, а также проблемы ума, просвещения.