kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Д.И.Фонвизин. "Недоросль"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: Познакомить учащихся с биографией драматурга, системой образов-персонажей его комедии.

Задачи урока:

  1. Формировать представление о своеобразии классицистической драмы. Показать универсальный конфликт русской классицистической комедии как противостояние идеала и действительности, охарактеризовать художественное своеобразие комедии,тематику, проблематику произведения.
  2. Развивать монологическую и  диалогическую речь учащихся, активизировать самостоятельную деятельность  учащихся. Закреплять навыки литературоведческого анализа  текста.
  3. Воспитывать человека-гражданина на примере жизни и деятельности Фонвизина,прививать интерес к литературе 18 века.

Учебник/литература:  «Недоросль»  Д. И. Фонвизина».

Оборудование урока: портрет драматурга, информационный лист «Классицизм».

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.

Чтение стихотворения Г. Р. Державина «Памятник» наизусть.

  1. Объяснение нового материала.
  2.  

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы…

                            ( А. С. Пушкин).

«Все побледнело перед двумя яркими произведениями: перед комедией Д. И. Фонвизина «Недоросль» и Грибоедова «Горе от ума».

                                   Н. В. Гоголь.

2. Выступление ученика-биографа.

Д. И. Фонвизин (1745-1792) родился в богатой дворянской семье, образование получил в Московском университете, учился в университетской гимназии, а в  1761-1762 гг.-на философском факультете. Сначала писал сатирические произведения, затем занялся переводами.

Он рано увлекся театром. Впервые попал на представление в возрасте 14 лет и вспоминал об этом  как о чуде: Действия, произведенные во мне театром, почти описать невозможно».

Будущий драматург рано проявил живое воображение, сердечную отзывчивость, ироничность, юмор: «Острые слова мои носились по Москве, как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою»…

В 1762 году Фонвизин переехал в Петербург и поступил в Коллегию иностранных дел переводчиком. С 1763 г. по 1769 г он служил под началом кабинет-министра И. П. Елагина, который отвечал за работу с жалобами, что позволило ему близко познакомиться с двором Екатерины Второй.

Первое оригинальное произведение-сатирическая басня «Лисица-казнодей», затем-первая комедия, которая пользовалась шумным успехом.

Комедия «Недоросль» была завершена в 1782 году. «…театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков».

3. Ученик-лингвист. Изначально недорослями называли молодых людей, которые не получили достаточного образования и не могли быть допущены (не доросли) до службы. После появления комедии стали называть нерадивых подростков, юношей.

4. Работа над списком действующих лиц.

Обращается внимание на «говорящие» фамилии и имена: Митрофан (греч.)-«похожий на мать», София (греч.)-премудрость.

В списке действующих лиц указывается на соблюдение правила «единства места»: действие происходит в усадьбе Простаковых.

 

  1.  

а) выразительное чтение по ролям 1-5 явлений.

Вывод: в первой сцене противостоят друг другу два мировоззрения, две системы взглядов. Уже обозначены основные проблемы комедии: Обличение своеволия крепостников и несостоятельность крепостного права, а также проблемы ума, просвещения.

  1. Вывод по уроку:
  2. Домашнее задание: Чтение комедии, характеристика персонажей.
  3. Подведение итогов урока, оценивание

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Д.И.Фонвизин. "Недоросль" »

Дата: 20.11.14

Тема урока:

Цель урока: Познакомить учащихся с биографией драматурга, системой образов-персонажей его комедии.

Задачи урока:

  1. Формировать представление о своеобразии классицистической драмы. Показать универсальный конфликт русской классицистической комедии как противостояние идеала и действительности, охарактеризовать художественное своеобразие комедии ,тематику, проблематику произведения.

  2. Развивать монологическую и диалогическую речь учащихся, активизировать самостоятельную деятельность учащихся. Закреплять навыки литературоведческого анализа текста.

  3. Воспитывать человека-гражданина на примере жизни и деятельности Фонвизина,прививать интерес к литературе 18 века.

Учебник/литература: «Недоросль» Д. И. Фонвизина».

Оборудование урока: портрет драматурга, информационный лист «Классицизм».

Ход урока:

  1. Организационный момент.

  2. Проверка домашнего задания.

Чтение стихотворения Г. Р. Державина «Памятник» наизусть.

  1. Объяснение нового материала.

1.Чтение эпиграфов к уроку. Обсуждение, запись в тетради.

Волшебный край! Там в стары годы,

Сатиры смелый властелин,

Блистал Фонвизин, друг свободы…

( А. С. Пушкин).

«Все побледнело перед двумя яркими произведениями: перед комедией Д. И. Фонвизина «Недоросль» и Грибоедова «Горе от ума».

Н. В. Гоголь.



2. Выступление ученика-биографа.

Д. И. Фонвизин (1745-1792) родился в богатой дворянской семье, образование получил в Московском университете, учился в университетской гимназии, а в 1761-1762 гг.-на философском факультете. Сначала писал сатирические произведения, затем занялся переводами.

Он рано увлекся театром. Впервые попал на представление в возрасте 14 лет и вспоминал об этом как о чуде: Действия, произведенные во мне театром, почти описать невозможно».

Будущий драматург рано проявил живое воображение, сердечную отзывчивость, ироничность, юмор: «Острые слова мои носились по Москве, как они были для многих язвительны, то обиженные оглашали меня злым и опасным мальчишкою»…

В 1762 году Фонвизин переехал в Петербург и поступил в Коллегию иностранных дел переводчиком. С 1763 г. по 1769 г он служил под началом кабинет-министра И. П. Елагина, который отвечал за работу с жалобами, что позволило ему близко познакомиться с двором Екатерины Второй..

Первое оригинальное произведение-сатирическая басня «Лисица-казнодей», затем-первая комедия, которая пользовалась шумным успехом.

Комедия «Недоросль» была завершена в 1782 году. «…театр был наполнен, и публика аплодировала пьесе метанием кошельков».

3. Ученик-лингвист. Изначально недорослями называли молодых людей, которые не получили достаточного образования и не могли быть допущены (не доросли) до службы. После появления комедии стали называть нерадивых подростков, юношей.





4. Работа над списком действующих лиц.

Обращается внимание на «говорящие» фамилии и имена: Митрофан (греч.)-«похожий на мать», София (греч.)-премудрость.

В списке действующих лиц указывается на соблюдение правила «единства места»: действие происходит в усадьбе Простаковых.



5. Работа над первым действием.

а) выразительное чтение по ролям 1-5 явлений.

Вывод: в первой сцене противостоят друг другу два мировоззрения, две системы взглядов. Уже обозначены основные проблемы комедии: Обличение своеволия крепостников и несостоятельность крепостного права, а также проблемы ума, просвещения.

  1. Вывод по уроку:

  2. Домашнее задание: Чтение комедии, характеристика персонажей.

  3. Подведение итогов урока, оценивание







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока на тему: "Д.И.Фонвизин. "Недоросль"

Автор: Пурахина Надежда Васильевна

Дата: 28.05.2015

Номер свидетельства: 215878

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства