kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 10 классе по теме: «Роль Д. И. Фонвизина в развитии русской драматургии"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы в 10 классе по теме: «Роль Д. И. Фонвизина в развитии русской драматургии.

Гражданская и воспитательная направленность комедии «Недоросль».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 10 классе по теме: «Роль Д. И. Фонвизина в развитии русской драматургии"»

Конспект урока литературы в 10 классе по теме: «Роль Д. И. Фонвизина в развитии русской драматургии.

Гражданская и воспитательная направленность комедии «Недоросль».



Цели урока:


Воспитательные:


-продолжить воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма.


Развивающие:


-развивать умение анализировать драматические произведения, работать с художественным текстом;


-продолжить развитие навыков выразительного чтения, чтения по ролям.


Обучающие:


-познакомить учащихся с биографией и творчеством Д.И. Фонвизина;


-начать знакомство с содержанием комедии «Недоросль»;


-повторить особенности классицизма, как литературного направления.


Задачи урока:


Воспитательные:


-способствовать процессу духовного развития через внимательное и вдумчивое чтение драматического произведения;


-показать актуальность комедии в наши дни и бессмертие образов Фонвизина.


Развивающие:


-способствовать развитию критического мышления, интереса к литературе классицизма;


-продолжить развитие интереса к истокам русской литературы;


-продолжить работу над развитием грамотной, литературной речи учащихся.


Обучающие:


-познакомить учащихся с содержанием комедии;


-продолжить овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы;


-вызвать интерес к жизни и творчеству драматурга.


Оборудование: слайдовая презентация, компьютер, тексты комедии «Недоросль».

Оформление доски:


Двадцать второе сентября.

Классная работа.

Роль Д. И. Фонвизина в развитии русской драматургии.

Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» как произведение классицизма.



Планируемые результаты:

предметные: научиться понимать художественное произведение;

метапредметные:

познавательные: выделять необходимую информацию из учебника, из текста произведения, оформлять ее в виде конспектных записей, определять понятия;

регулятивные: уметь выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

коммуникативные: уметь обращаться за помощью к учебной литературе;

личностные: формирование моральных качеств, нравственных чувств, осознанное и ответственное отношение к собственным поступкам и поступкам других.


Тип урока: комбинированный: повторение известного материала и приобретение новых знаний.


План:

  1. Организационный момент

  2. Подготовка к восприятию:

  • Слово учителя. Знакомство с личностью Д. И. Фонвизина;

  • Устный доклад ученика (Биографическая справка Д. И. Фонвизина);


  1. Восприятие материала:

  • Актуализация знаний;

  • Устный доклад ученика об истории создания пьесы и ее постановках;

  1. Анализ произведения

  • Смысл заглавия;

  • Идейно-тематическое своеобразие;

  • Анализ эпизодов комедии;

  • Композиция пьесы;

  • Характеристика персонажей;

  1. Синтез:

  • Обобщающее слово учителя;

  • Самостоятельная работа;

  1. Домашнее задание


Ход урока:


Этап урока, учебная ситуация

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

  1. Организационный момент



Здравствуйте, ребята!
Давайте отметим присутствующих и проверим формальную готовность. На столах у вас должны быть тексты произведения, тетради и канцелярские принадлежности.


Регулятивные УУД:

прогнозирование (предвосхищение результата)

  1. Подготовка к восприятию:


Слово учителя. Знакомство с личностью Д. И. Фонвизина


Волшебный край! Там в стары годы, Сатиры смелой властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы... А. С. Пушкин

Во второй половине 18 века многие писатели выступают под знаменем просветительства. К числу замечательных русских просветителей – защитников гуманных идей просвещения – принадлежал и выдающийся драматург Д.И. Фонвизин, названный А.С. Пушкиным «сатиры смелым властелином». Он считал неограниченную власть помещиков над крестьянами большим общественным злом, которое может привести государство «на самый край конечного разрушения и гибели».



Ребята, давайте откроем тетради, запишем сегодняшнее число и тему урока:

«Комедия Д.И. Фонвизина «Недоросль» как произведение классицизма».



Краткую биографическую справку о Д. И. Фонвизине нам даст Бунина Елизавета.


















































Биография Д. И. Фонвизина

(Бунина Елизавета)

Денис Иванович Фонвизин родился в Москве. Он дворянин по происхождению. Грамоте начали учить мальчика с четырёх лет. Десяти лет поступил в только что открытую при Московском университете гимназию. В 1760 году в числе десяти лучших учеников его возили в Петербург на встречу с основателем университета— М.В. Ломоносовым.


Студент философского отделения, Фонвизин зарекомендовал себя переводами с латинского, французского и немецкого. Отличное знание иностранных языков привело его на службу в Коллегию иностранных дел. В Петербурге он сближается с выдающимися писателями своего времени— Державиным, Херасковым, Княжниным.


Литературная деятельность Фонвизина начинается в 60-е годы XVIII века. Пытливый и остроумный человек, он создан был для того, чтобы стать сатириком. А поводов для горького смеха было достаточно в российской действительности того времени.


Фонвизин видел, что вокруг трона Екатерины II собрались казнокрады, взяточники, карьеристы, что волны крестьянских восстаний — это грозные признаки надвигающейся народной бури. Поэтому он примкнул к дворянско-аристократической оппозиции, возглавляемой влиятельным вельможей, главой Коллегии иностранных дел графом Н.И. Паниным. Кружок Панина, конечно же, не помышлял о коренных преобразованиях в государстве; его члены критиковали деспотический режим императрицы, произвол ее фаворитов и считали необходимым ограничить права монархии конституцией.


Успех первой сатирической комедии Фонвизина «Бригадир» был замечен Паниным, который и назначил молодого писателя своим личным секретарем. Но еще до «Бригадира» Фонвизин написал ряд басен и сатирических стихотворений. А в 1781 году он создал комедию «Недоросль», которая живет на сцене вот уже более двухсот лет.


Писатель сотрудничал в журналах, создавал сатирические произведения («Всеобщая придворная грамматика», «Вопросы» и др.). В конце жизни он задумал сатирический журнал «Стародум, или Друг честных людей», но Екатерина II не разрешила издание.


О значении этого замечательного драматурга-сатирика Белинский сказал: «Русская комедия начиналась задолго еще до Фонвизина, но началась только с Фонвизина».

Коммуникативные УУД: владение диалоговой формой речи

Познавательные (общеучебные) УУД: поиск и выделение необходимой информации, моделирование.

III. Восприятие материала:


Актуализация знаний




















































































Устный доклад ученика




















































Сегодня мы начнем изучать самое известное драматическое произведение Фонвизина «Недоросль».


-Но для начала, вспомним определение драматического произведения и в чем его отличия от других жанров?













-Что такое комедия?




Сегодня на уроке нам пригодится определение такого понятия, как сатира. Что же это такое?





-Хорошо. Давайте кратко запишем определения в тетрадь.


Комедия Фонвизина «Недоросль» — вершина идейно-художественного творчества писателя-сатирика. «Недоросль» — первая социально-политическая комедия, пронизанная антикрепостническим пафосом. Фонвизин, несмотря на смелость обличения соц-х пороков в общегосударственном масштабе, будучи просветителем, не осознавал необходимости полной отмены крепостного права, а хотел лишь его ограничения введением «фундаментальных» законов, что нашло отражение в указе об опеке Простаковой, тем не менее его комедия, вскрывшая причины и следствия злонравия помещиков, пагубность крепостничества, давала возможность делать далеко идущие выводы.

- В каком веке создана эта комедия?


- К какому литературному течению она имеет непосредственное отношение?


- Назовите черты классицизма как литературного направления, которые встретились в пьесе.







- К какому роду литературы относится это произведение? К какому жанру?



-Какова была цель низких жанров?




- Какие правила соблюдались при написании пьесы в строгих рамках классицизма? Следует ли им Фонвизин в комедии «Недоросль»?









Итак, можно сделать вывод: Фонвизин следует традициям классицизма, свою бессмертную комедию он написал в соответствии с основными правилами этого литературного направления.


-Впервые комедия «Недоросль» была поставлена в 1782 году на сцене Вольного российского театра. С тех пор она ставилась несчетное количество раз. И не только на профессиональной сцене. Традиционно сцены из «Недоросля» инсценировали гимназические, школьные, ученические театры. Известно, например, что юный Николай Гоголь блестяще исполнял роль госпожи Простаковой в ученическом спектакле «Недоросль».

А более подробно про историю создания пьесы и ее постановке нам расскажет Ахмедеева Ясмина.





























































- Драма (от греч. drama - «действие») - один из родов художественной литературы, предназначенный для исполнения на сцене. Ее содержание составляют речи, разговоры действующих лиц в форме диалога (разговор двух или более персонажей) и монолога (речи, рассказа, выражения мыслей и чувств от первого лица). Речь действующих лиц сопровождается ремарками — авторскими указаниями об обстановке действия, о внутреннем состоянии героев, их мимике и жестах.

Основные виды драматических произведений — трагедия, драма, комедия.




- Комедия — драматический жанр, изображающий такие жизненные положения и характеры, которые вызывают смех.


-Сатира (от лат. sature – смесь, мешанина) – вид комического, наиболее беспощадно осмеивающий человеческое несовершенство; резкое осуждение посредством осмеяния человеческих пороков или несовершенства человеческой жизни.






















-Комедия создана в 18 веке.


-Классицизм.



-воспитательная направленность литературы, писатель стремился воздействовать на разум человека, чтобы исправить пороки общества;

-четкое их разделение на положительных и отрицательных;

-комедия носит поучающий характер, проповедует гражданский долг;

- «говорящие фамилии» героев.


- иерархии жанров комедия относится к низким, которые считались второстепенными.



-осмеять, обличить пороки человека и общества в целом



- Состоит из 5 актов, события происходят в течение суток, в одном месте, не отвлекаясь на побочные сюжетные линии;

-место действия - имение Простаковых;

действие начинается утром и заканчивается утром следующего дня;

действие подчинено одной главной идее – необходимости воспитания достойного, честного, добронравного гражданина.






















История создания пьесы и ее постановки.
(Ахмедеева Ясмина)


Замысел складывается у Фонвизина в конце 1778 года после возвращения из Франции, где он провёл около полутора лет, знакомясь с юриспруденцией, философией и социальной жизнью страны, давшей миру передовые просветительские доктрины. Во Франции ему очень понравились театральные постановки, в особенности комедии. Работа над «Недорослем» займёт у писателя около трёх лет и будет окончена в 1782 году. Имеется также текст, предположительно начала 1760-х годов, на ту же тематику и с тем же названием, но иными персонажами и сюжетом (так называемый «Ранний „Недоросль“»); неизвестно, принадлежит ли эта пьеса молодому Фонвизину или какому-то его анонимному предшественнику. Текст первого раннего «Недоросля» значительно отличается от текста общеизвестной, сценической, редакции поздней одноимённой комедии, они отличаются не только наименованием действующих лиц, трактовкой образов, числом и характеристикой отдельных персонажей, замыслом пьесы и всем её драматургическим и идейным построением.

остановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену.

Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге (Вольный Российский театр, он же Театр Карла Книпера), где роль Стародума исполнял сам И. А. Дмитревский, Правдина — К. И. Гамбуров, Цыфиркина — А. М. Крутицкий, Скотинина — С. Е. Рахманов. О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при её первой постановке на сцене в Вольном Российском театре на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков».

Уже 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса.

Успех «Недоросля» был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета. Появилось множество любительских постановок.

В 1926 году режиссёр Григорий Рошаль снял фильм «Господа Скотинины» по мотивам пьесы.




Регулятивные УУД:

внесение необходимых дополнений и корректив в созданный продукт































Познавательные УУД:

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме
































Коммуникативные УУД:

умение слушать



Познавательные (общеучебные) УУД: поиск и выделение необходимой информации, моделирование.

























Познавательные УУД:

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста





Регулятивные УУД: внесение необходимых дополнений и корректив в созданный продукт


















IV. Анализ







Смысл заглавия































Идейно-тематическое своеобразие комедии


































































Анализ эпизодов комедии












































































Композиция пьесы





































































Характеристика персонажей
























В «Недоросле» анализ произведения предполагает раскрытие темы, основную мысль комедии, ее суть и идею.

Сначала определим смысл названия.

-Что означает слово «недоросль»?

В словаре С.И. Ожегова, Н.Ю. Шведовой 2 значения этого слова.

  1. – В России в XVIII веке молодой дворянин, не достигший совершеннолетия и не поступивший ещё на государственную службу.

  2. – Глуповатый юноша – недоучка.

- В каком значении использует автор слово «недоросль»?

Действительно, второе значение этого слова появилось в словаре благодаря комедии Д.И. Фонвизина. Если посмотреть в словарь В.И. Даля, то там только одно значение слова.

А первое понятие связано с тем, что в 1714 году Петр I издал указ о том, что все дворяне должны поступать на гражданскую либо военную службу. Однако основным условием продвижения по карьерной лестнице было получения свидетельства об образовании. Юношей, которые еще учились или только собирались идти учиться официально называли «недорослями».




-Ребята, какова же главная тема произведения?

Действительно, ведущей темой комедии является тема воспитания нового дворянства. Автор раскрывает ее путем изображения персонажей-носителей идей просвещения. Что это за персонажи?

Автор противопоставляет этих героев представителям устаревших, уже отживших себя устоев феодального общества. Что это за представители?

Такое деление героев не случайно – они по-разному воспитаны, а значит имеют кардинально противоположные взгляды на жизнь. Именно в проблемах семейного воспитания Фонвизин видит причину общей моральной деградации, необразованности российского дворянства той эпохи.

Какие еще темы ярко прорисовываются в данном произведении?


-Как вы думаете, почему она так тесно связана с темой воспитания?



-Давайте четко назовем все темы и кратко запишем себе в тетрадь.




















-Хорошо. Ребята, а в чем заключается идея?


-Как, по мнению Фонвизина, победить все перечисленные недостатки в обществе?




Хорошо. Давайте перейдем к анализу эпизодов комедии. выделим проблемы, которые затронул Д. И. Фонвизин в своем произведении.





















- Как раскрываются в первых сценах характеры Простаковых, Митрофана, Скотининых?

Как они ведут себя, как говорят?

- Где видна насмешка автора над ними?











Корысть, стяжательство, нажива — им подчинено поведение Простаковых и Скотинина.

Крепостное право, считает Фонвизин, не только крестьян доводит до положения безропотных рабов, но и помещиков оглупляет.

-Почему хочет жениться Скотинин? Найдите в тексте и зачитатйте.





Теперь давайте поговорим про композицию пьесы.

Действие комедии развивается четко и стройно.

-Дайте, пожалуйста, определение экспозиции.










-Что будет являться экспозицией?





-Хорошо. Что сделает далее?



-Развитие действия представлено какими событиями?



-Какой момент мы будем считать кульминацией? (Кульмина́ция в литературном произведении — наиболее напряженный момент в развитии действия, решающий, переломный момент во взаимоотношениях, столкновениях литературных героев или между героем и обстоятельствами. В кульминации раскрывается острота конфликта, описанного в сюжете произведения.)


-Где будет развязка? (Развязка — окончание действия или событие, разрешающее конфликт между персонажами в эпическом или драматическом произведении.)





(Просмотр видеофрагмента с постановкой комедии).

Постановка московского малого театра. Постановщик – заслуженный деятель искусств России –Виталий Николаевич Иванов.

Ребята, давайте поделимся на 6 микрогрупп. Каждая будет характеризовать одного из персонажей: Митрофанушка, Простакова, Правдин, Стародум, Скотинин, няня Еремеевна.
Даю вам 5-7 минут на обсуждение, вы совещаетесь, потом один из представителей вашей микрогруппы дает полный ответ, который включает в себя: характеристику персонажа, отношение к нему автора, ваши мысли, можно прилагать цитаты из текста, которые могут раскрыть его характер. По ходу выступлений кратко записываем себе информацию в тетрадь.









-Разгильдяй, лентяй и т д.





-Это глупый юноша, неуч, невежа, лодырь и бездельник.










-тема воспитания и образования молодого поколения.


-Правдин, Стародум, Софья, Милон.


-Простаковы, Митрофан, Скотинин.






-Дополнительной темой «Недоросля» является вопрос долга перед Родиной и честного его исполнения. Эта тема тесно связана с проблемой воспитания.

-Высокая мораль, понятие о чести могут привиться только от родителей или образованных учителей.

-Тематика пьесы:

Воспитание – основная тема комедии. Фонвизин показал нам, как не стоит воспитывать детей. Драматург, не отрицая родительской любви к своему чаду, показывает нам, что происходит, когда любовь к ребёнку доходит до крайности.

Образование – Получение знаний ставится писателем на первое место. По его мнению, только образованный человек может быть по-настоящему благородным, тогда, как прозябающие во тьме невежества – недалёкие и подлые люди.

Нравственность — Стародум говорит, что только нравственному человеку знания идут на пользу. Он считает, что благонравие — это основа образования и воспитания. Он ставит необходимость доброты, справедливости и честности на первое место. Это и есть идеалы Фонвизина.

Любовь. Автор указывает на основу брака — любовь. В его времена было популярно жениться и выходить замуж по расчету, но в этом укладе жизни очевидна безнравственность. На примере Софьи и Милона он показывает, как должны формироваться семьи: только по взаимной склонности и благословению родных


-Идея комедии «Недоросль» - это осуждение безнравственности, глупости, жадности помещиков и воспевание идеалов просвещения.

-Победу над всем этим автор видит в главенстве справедливого, гуманного закона, представителем которого был Правдин.


- Проблемы, затронутые в пьесе «Недоросль»:

1. Злонравие – В своей пьесе Фонвизин решительно осуждает самодурство, зависть, жадность и грубость, свидетелем которых он был. По его мнению, дворянство должно отринуть все свои недостатки, чтобы превратить Россию в настоящую европейскую страну.

2. Невежество – Глупость в глазах драматурга выглядит самым страшным человеческим пороком. В его пьесе все невежды – омерзительные ничтожества, тогда как все положительные персонажи умны и образованы.

3. Воспитание истинного гражданина – В своей комедии Фонвизин изобразил идеальных, по его мнению, граждан Российской империи в лице Правдина и Стародума. Образованные и добродетельные люди, которые думают прежде всего о благе государства, но при этом сохранили в себе благородство, человечность и искренность.

4. Также автор высмеял такие пороки, как грубость, жестокость, эгоизм, алчность, жадность, лицемерие, ложь и лесть. По его мнению, их искоренить может только сама система: если преуспевать будут только честные и высоконравственные люди, то все остальные станут такими же, потому что увидят в этом выгоду для себя.


- Примерка кафтана (явл. 1–3). Варварское отношение Простаковой к крепостным слугам, её властолюбие и деспотизм.

Тема барского произвола — главная в пьесе. (Пьеса начинается сценой с портным Тришкой, над которым измывается “госпожа бесчеловечная”.)

Митрофанушка... матушкин сынок, а не батюшкин” (явл. 4). Митрофанушка — избалованный и бессовестный “маменькин сынок”.

Замыслы Простаковой и Скотинина” (явл. 5).

Скотинин — тупой грубиян, жестокий помещик, озабоченный предстоящим “сговором” с Софьей.

Диалог Простаковой и Скотинина характеризует их как жестоких крепостников. “С тех пор, как всё, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уж содрать не можем. Такая беда!” (Простакова жалуется братцу.)






-“Девчонка” нравится? Нет, нужны её “деревеньки”, в которых водятся свиньи: Скотинину до них “смертная охота”.









- Экспозиция (лат. ... expositio — выставление напоказ, изложение) в литературоведении и фольклористике — часть произведения, предшествующая началу развёртывания единиц структуры произведения, в частности, часть произведения в драме, эпосе, лирике, которая предшествует началу сюжета)

- В начале пьесы, в сцене с примеркой кафтана, автор искусно вводит зрителя в бытовую обстановку провинциальной усадьбы. Эпизод этот сразу позволяет автору познакомить зрителя с большинством основных персонажей пьесы. Это — экспозиция пьесы.

- В шестом-седьмом явлениях первого действия, вокруг сцены с письмом Стародума, завязывается узел комедии. Появляются новые действующие лица: Софья и Правдин. Это— завязка комедии. (Завязка — событие, которое является началом действия. Она или обнаруживает уже имевшиеся противоречия, или сама создаёт («завязывает») конфликты.)

- Во втором и третьем действиях события развиваются и нарастают. На сцене все действующие лица комедии. В борьбу за Софью вступают все три претендента. Раскрываются и характеры действующих лиц.

Высший момент напряженности действия падает на конец четвертого действия, когда Простакова решает похитить Софью и насильно выдать замуж за Митрофанушку.






-В четвертом явлении наступает развязка: имение Простаковой поступает в опеку. Последнее явление — финал пьесы. Восклицание Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!»— подводит итог всей жизни Простаковой и в то же время объясняет идею комедии.







1 микрогруппа – Митрофанушка.

В образе Митрофана, автор высмеивает грубость, невежество и застой российского дворянства. Главному герою шестнадцать лет от роду, живет он с родителями. Митрофан единственный ребенок в семье. Он абсолютно необразован. Все только хвалят Митрофанушку за отсутствие стремления к учебе. Персонаж предстает перед читателем как избалованный и не уважающий других молодой человек. Он не уважает собственного отца, льстит и пользуется расположением матери.

2 микрогруппа -Простакова.

Узловой отрицательный герой. Показана как необразованная и невежественная баба. Она концентрирует в своих руках власть в семье. Единственный человек, к которому она питает добрые чувства — ее сын. Основной характеристикой ее образа является безумное, и даже животное чувство любви к сыну. Она уверена в том, что все, что хорошо Митрофану – выгодно, а остальное – плохо. По ее мнению способ, которым достигается желаемое, не имеет особой важности, главное – результат.

3 микрогруппа – Стародум

В “Недоросле” герой Стародум – это дядя и опекун Софьи. Его имя указывает на поколение придворных людей, которые несли свою службу честно и без заискивания перед «сильными мира сего». Он говорит словами автора. Персонаж характеризуется искренним прямодушием и отрицанием всякой несправедливости. Человек, обладающий полномочиями и властью не должен пренебрегать правами других людей – вот основной моральный принцип героя. Положительный герой, который выступает выразителем авторского замысла.

Гражданственная и воспитательная направленность комедии Фонвизина

В «Недоросле» тема воспитания затрагивает практически каждого героя пьесы. В связи с тем, что произведение относится к классицизму, персонажи самим автором четко делятся на положительных и отрицательных – «воспитанных» и «невоспитанных». К первому «лагерю» относятся Стародум, Правдин, Софья и Милон. Ко второму – супруги Простаковы, Митрофан и Скотинин.

Анализируя героев более подробно, можно заметить, что «невоспитанными» являются только представители семейства Скотининых – то есть, сам Скотинин, его сестра госпожа Простакова и Митрофан. Еще в начале пьесы становится понятно их отношение к образованию и воспитанию – по словам Простаковой, когда нужно прочитать письмо от Стародума: «Вот до чего дожили. К деушкам письма пишут!

Деушки грамоте умеют!» и «Нет, сударыня, я, благодаря бога, не так воспитана», и Скотинина: «Я? Я отроду ничего не читывал, сестрица! Бог меня избавил этой скуки». Простаков же выступает человеком нейтральным, он боится свой жены, поэтому во всем ей потакает. Не удивительно, что в такой невежественной семье и Митрофан вырос глупым, безвольным «маменькиным сынком», которому женится интересней, чем выучиться.

4 микрогруппа – Правдин

Государственный служащий, который отправлен с целью проверки истинного положения дел в имении Простаковых. Человек порядочный и честный. Он отмечает все признаки произвола и самодурства. Дело Простаковых заботит его не только как дело государственной важности. Герой желает пресечь помещичий произвол. Правда возьмет верх и имение у жестокой и деспотичной жены будет изъято.

5 микрогруппа – Скотинин

крайне отрицательный персонаж, из перечня образов. Фамилия и единственная страсть — свиньи говорят сами за себя. Эти черты придают образу некоторое сходство с животным. Он вырос в семье, которой было чуждо просвещение и моральные ценности. Персонаж характеризуется некоторой отсталостью, хотя и обладает сообразительностью от природы.

6 микрогруппа – няня Еремеевна

Образ Еремеевны, няни Митрофана олицетворяет пагубное влияние крепостного права на дворовых слуг. Еремеевна сорок лет служит Простаковым — Скотининым. Она самоотверженно предана хозяевам, привязана к их дому как рабыня. У няни чрезвычайно выработано чувство долга. Она переживает за Митрофана, хотя и многое терпит от него.



Познавательные УУД:

Извлечение необходимой информации из прослушанного текста

Коммуникативные УУД: умение слушать

Познавательные УУД:

умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме



















































Познавательные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме






Коммуникативные УУД: овладеть монологической и диалогической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.



Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений
















































































Познавательные УУД: умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме Коммуникативные УУД: овладеть монологической и диалогической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Регулятивные УУД: высказывать предположения на основе наблюдений










V. Синтез


Обобщающее слово учителя






































































Самостоятельная работа

В итоге обзора комедии напоминаю, что согласно правилам классицизма, действующие лица сценического произведения подразделяются на «порочных» и «добродетельных», а в финале пьесы злые наказывались, добрые же торжествовали победу. У Фонвизина противопоставление «злых» и «добродетельных» - не только дань классицизму; в этом столкновении отражен глубокий социальный и нравственный конфликт передовой дворянской интеллигенции с реакционными помещиками – крепостниками. А концовка комедии? Это только мечта писателя, урок и внушение власть имущим.


И можно ли утверждать, что комедия кончается полным посрамлением порока?


Неизвестно, какие выводы сделает Митрофан из того наказания, которое постигло его мать. Да и Скотинину удается уйти от возмездия. И наконец, по словам крепостной няни Еремеевны, Простакова «очнется».


Страхом и горечью проникнуты эти слова забитой женщины.


Вопрос о реализме. Созданные Фонвизиным яркие, жизненно достоверные типы помещиков, правдивость, «потрясающая очевидность» изображения крепостничества, выход за рамки классицистических схем в обрисовке человеческих характеров, мастерское использование разговорной речи – все это говорит о том, что Фонвизин – один из предшественников реализма в русской литературе.


Комедия «Недоросль» была настоящим событием как литературного, так и общественного значения. В ней драматург преднамеренно заострил отрицательные образы, достигнув этим большой убедительности в обличении крепостничества. Сатирическое звучание комедии предваряет критическую направленность будущих произведений русской реалистической литературы.


Комедию Фонвизина ценили Пушкин, Гоголь, Белинский. За смешными ситуациями пьесы они увидели беспощадную сатиру на угнетателей народа. А сатира – это не «невинное зубоскальство веселеньких остроумцев», а «гроза духа, оскорбленного позором общества» /Белинский/

Создавая свою комедию, Фонвизин надеялся на то, что придет время, когда передовая молодежь будет считать позором бездеятельную жизнь: "Дворянин считал бы за первое бесчестие не делать ничего, когда есть ему столько дела, есть люди, которым помогать надо, есть Отечество, которому служить надо".





Сейчас проверим ваше знание текста.






1. Сколько лет Митрофанушке на момент событий в пьесе?

1) 10

2) 15

3) 18

4) 21


2. Какую фамилию госпожа Простакова носила в девичестве?

1) Правдина

2) Зверева

3) Волкова

4) Скотинина


3. Сколько учителей занимаются с Митрофанушкой домашним обучением?

1) один

2) два

3) три

4) четыре


4. Кто из героев когда-то служил кучером Стародума?

1) Тришка

2) Кутейкин

3) Скотинин

4) Вральман


5. Кто из героев особенно любит свиней?

1) Тришка

2) Скотинин

3) Госпожа Простакова

4) Простаков


6. Кто из героев служил когда-то при императорском дворе?

1) Стародум

2) Милон

3) Правдин

4) Простаков


7. Кто из героев становится женихом Софьи в конце пьесы?

1) Скотинин

2) Милон

3) Митрофанушка

4) Простаков


8. Какой язык Вральман преподает Митрофанушке?

1) немецкий

2) японский

3) французский

4) итальянский

9. Как зовут помещика Скотинина?

1) Денис

2) Тарас

3) Александр

4) Григорий


10. Как зовут крепостного крестьянина - портного Простаковых?

1) Тришка

2) Петрушка

3) Сашка

4) Мишка


11. Откуда Стародум приезжает к Простаковым?

1) Из Франции

2) Из Сибири

3) Из Китая

4) Из Пруссии


12. Накануне ночью Митрофан съел много:

1) картошки

2) варенья

3) пирогов

4) котлет


13. Каким рукоделием госпожа Простакова занимается в одном из эпизодов?

1) шьет рубашку

2) вяжет кошелек

3) плетет корзинку

4) разрисовывает вазу


14. Какому предмету обучает Митрофана учитель Кутейкин?

1) арифметике

2) химии

3) итальянскому языку

4) грамоте

15. Как зовут господина Простакова?

1) Григорий

2) Терентий

3) Василий

4) Петр


16. Как зовут няню Митрофана?

1) Петровна

2) Власьевна

3) Еремеевна

4) Ивановна


17. Как зовут офицера, который останавливается с солдатами в деревне Простаковых?

1) Правдин

2) Стародум

3) Милон

4) Вральман


18. Куда в конце пьесы забирают Митрофана?

1) На бал

2) На службу

3) На свадьбу

4) В театр


19. Кто из героев является дядей Софьи?

1) Простаков

2) Правдин

3) Скотинин

4) Стародум

20. Портной Простаковых "плохо сшил" для

Митрофана:

  1. Жилет

  2. Кафтан

  3. Панталоны

  4. Рубашку












































































Ответы на вопросы теста по комедии "Недоросль"

1. (2): 15 лет

2. (4): Скотинина

3. (3): три

4. (4): Вральман

5. (2): Скотинин

6. (1): Стародум

7. (2): Милон

8. (3): французский

9. (2): Тарас

10. (1): Тришка

11. (2): из Сибири

12. (3): пирогов

13. (2): кошелек

14. (4): грамоте

15. (2): Терентий

16. (3): Еремеевна

17. (3): Милон

18. (2): на службу

19. (4): Стародум

20. (2): кафтан

Коммуникативные УУД: владение диалоговой формой речи

Познавательные (общеучебные) УУД: поиск и выделение необходимой информации, моделирование.

VI. Домашнее задание

-Прочитать:

Н. М. Карамзин «Бедная Лиза»

Иметь при себе текст на следующем занятии.

Записывают д/з.

Регулятивные УУД:

внесение необходимых дополнений и корректив в созданный продукт






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Лукьяненко Виктория Александровна

Дата: 06.06.2022

Номер свидетельства: 609023


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства