kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Нажмите, чтобы узнать подробности

"На уроке учащиеся анализируют роман Л.Н. Толстого "Война и мир

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"»

Тема урока: «Высший свет» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Цели: проанализировать эпизоды из жизни петербургского и московского светского общества; дать представление о характерах, поведении, интересах, взаимоотношениях героев, представителей высшей знати; выделить определяющие черты светского общества и те художественные средства, с помощью которых характеризуется это общество; определить отношение автора к светскому обществу и свое собственное. Ход урока 1. Орг. момент I. Проверка домашнего задания. Беседа по вопросам: 1. Расскажите об истории написания «Войны и мира». Как в процессе работы изменялся замысел романа? 2. Объясните смысл названия – «Война и мир». 3. Почему «Войну и мир» называют романом-эпопеей? 4. В чем вы видите особенности композиции и своеобразие сюжета романа «Война и мир»? 5. Каковы ваши первоначальные впечатления о прочитанном? II. Работа  над  эпизодом  «В  петербургском  салоне  А. П. Шерер» (т. I., ч. I, гл. 1–5). Беседа по вопросам: џ Петербург. Июль 1805 г. Салон А. П. Шерер. 1. Что представляет собой хозяйка вечера? С какой целью она собирает у себя гостей? 2. Расскажите о завсегдатаях салона Шерер. Обратите внимание на внешность героев, их поведение, манеру общения. 3. Почему князь Василий Курагин приехал первым? (В погоне за выгодой он готов на все. Цель – попытаться пристроить сыновей: Ипполита («спокойного дурака») в посольство в Вене и Анатоля («беспокойного дурака») женить на богатой невесте.) -Кто же главный гость на вечере? (Виконт-эмигрант.) 4. С какой целью автор так тщательно описывает одежду гостей? (Наряды гостей поражают роскошью и великолепием; одежда «прикрывает» безликость и душевную пустоту аристократов.) 5. Почему разговоры в салоне Шерер ведутся преимущественно на французском языке? (Язык «высшего света» – французский, это норма. Выражения и обороты на французском языке стали привычными штампами, употребляемыми в светской беседе.) 6. О чем говорят в салоне? (Гости рассуждают о французской революции, о Наполеоне и его завоевательных стремлениях, о роли Пруссии и Австрии в европейских делах…) 7. Выделите определяющие черты светского общества. 8. Что общего у Андрея Болконского и Пьера Безухова? Чем они отличаются от других гостей салона? 9. Какие художественные средства использует автор для характеристики светского общества? (1. Толстой «как бы сразу» вводит читателя в коллективную сцену, постепенно наблюдает за героями, обрисовывает их поведение, определяет свое отношение, т. е. постепенное знакомство с героями, без экскурсов в прошлое. 2. Прием сравнительной характеристики: завсегдатаи салона – Пьер и Андрей. 3. Использование метода «диалектики души», который способствует «срыванию масок».) III. Работа над эпизодом «В доме графа Безухова» (т. I, ч. I, гл. 7, гл. 18–21). Беседа по вопросам: џ Москва. 1805 г. Дом графа Безухова. 1. Перечислите  всех,  кто  находился  в  доме  умирающего  графа  Безухова. 2. С какой целью приехал князь Василий? Почему ему трудно сохранить позу внешнего достоинства? 3. Расскажите о борьбе за завещание старого графа. Кто стал обладателем мозаикового портфеля? (Сцена спора и драки за портфель с завещанием дана в восприятии Пьера, который слышит, как женщины любезничают друг с другом, но портфель держат цепко обе, как постепенно их нервы сдают.) 4. Как изменилось отношение к Пьеру, когда он несказанно разбогател?(Его зауважали: «С вашей необыкновенной добротой…», «при вашем прекрасном сердце…». Жизнь, поведение светского общества подчинено только стремлению к богатству.) Выводы. В сатирическом освещении даны Толстым завсегдатаи салона и его хозяйка А. П. Шерер. «Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка...» За этой краткой характеристикой – авторская ирония. -Чем живут представители аристократической знати? Придворные интриги, сплетни, стремление во что бы то ни стало разбогатеть, «сделать» карьеру – вот интересы и цели. Определяющей чертой «высшего света» Н. Н. Наумова [14] называет «всепроникающую фальшь поведения». Все пропитано в салоне фальшью, бездушием и ложью. Пьер Безухов – «чужой» в салоне, его искренность и прямота вызывают удивление и страх. Андрей Болконский – «свой» в салоне, с ним считается петербургская знать, хотя он видит фальшь, ложь и лицемерие высшего света. Домашнее задание. 1. Чтение романа «Война и мир». 2. Пересказ сцен «Именины у Ростовых» и «В имении Болконских». Сообщения о семьях Ростовых и Болконских. Что сближает эти семьи? В чем они несхожи?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока по литературе по роману Л.Н. Толстого "Война и мир"

Автор: Чернозубова Маргарита Николаевна

Дата: 09.09.2018

Номер свидетельства: 477354

Похожие файлы

object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "конспект урока   литературы "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratury-2"
    ["file_id"] => string(6) "128922"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415608433"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока литературы по роману М.Шолохова "Тихий Дон" "
    ["seo_title"] => string(61) "konspiekt-uroka-litieratury-po-romanu-m-sholokhova-tikhii-don"
    ["file_id"] => string(6) "121913"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414088194"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "конспект урока по литературе  Л. Толстой "Кто же настоящие герои?" "
    ["seo_title"] => string(73) "konspiekt-uroka-po-litieraturie-l-tolstoi-kto-zhie-nastoiashchiie-ghieroi"
    ["file_id"] => string(6) "225829"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1439910789"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(192) "Конспект интегрированного урока (литература -музыка) на тему "Музыка в жизни и творчестве Льва Толстого". "
    ["seo_title"] => string(110) "konspiekt-intieghrirovannogho-uroka-litieratura-muzyka-na-tiemu-muzyka-v-zhizni-i-tvorchiestvie-l-va-tolstogho"
    ["file_id"] => string(6) "125418"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414977870"
  }
}
object(ArrayObject)#849 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по теме: "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения" "
    ["seo_title"] => string(78) "konspiekt-uroka-po-tiemie-podghotovka-k-napisaniiu-sochinieniia-rassuzhdieniia"
    ["file_id"] => string(6) "220712"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1434796432"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства