kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы по роману М.Шолохова "Тихий Дон"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой жизни.

Задачи:

  • воспитание гуманизма;
  • совершенствование умения вести диалог с автором;
  • развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование:

  1. Портрет М. Шолохова.
  2. Магнитофон.
  3. Аудиозапись песни А. Розенбаума “Нарисуйте мне дом”.
  4. Роман-эпопея Л. Толстого “Война и мир”.
  5. DVD – плеер.
  6. Телевизор.
  7. Диск с фильмом «Тихий Дон» (постановка 1958г. реж. С.Герасимов))
  8. Мультимедийный проектор.

(Слайд №1)    Ход урока

Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий.

М.Шолохов

I. Обозначение темы – проблемы

Как вы думаете, что нужно человеку для счастья?

(Учащиеся отвечают, а учитель обобщает.)

Слайд№2

  • ЗДОРОВЬЕ
  • ЛЮБОВЬ
  • МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ
  • СЕМЬЯ (ДОМ)
  • МИР

Слайд №3

Тема  нашего урока звучит так: “Что нужно человеку для счастья?” (По роману М. Шолохова “Тихий Дон”.)

(Запись темы в тетради и Эпиграфа).

Слайд №4

Мы должны выяснить, какие ценности, необходимые человеку для счастья, утверждает в своем произведении М. Шолохов (СЛАЙД №5) (обращение к портрету писателя), о чем мечтает его герой – Григорий Мелехов.

II. Опрос домашнего задания

Слайд №6

1. Сцены семейной жизни в романе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы по роману М.Шолохова "Тихий Дон" »

Что нужно человеку для счастья? (Интегрированный урок литературы и истории по роману М. Шолохова "Тихий Дон")

Цель: показать, что М. Шолохов в романе-эпопее “Тихий Дон” утверждает вечные ценности (дом, труд, любовь) как основу человеческой жизни.

Задачи:

  • воспитание гуманизма;

  • совершенствование умения вести диалог с автором;

  • развитие творческих способностей учащихся.

Оборудование:

  1. Портрет М. Шолохова.

  2. Магнитофон.

  3. Аудиозапись песни А. Розенбаума “Нарисуйте мне дом”.

  4. Роман-эпопея Л. Толстого “Война и мир”.

  5. DVD – плеер.

  6. Телевизор.

  7. Диск с фильмом «Тихий Дон» (постановка 1958г. реж. С.Герасимов))

  8. Мультимедийный проектор.

(Слайд №1) Ход урока

Что ж, вот и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий.

М.Шолохов

I. Обозначение темы – проблемы

Как вы думаете, что нужно человеку для счастья?

(Учащиеся отвечают, а учитель обобщает.)

Слайд№2

  • ЗДОРОВЬЕ

  • ЛЮБОВЬ

  • МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ

  • СЕМЬЯ (ДОМ)

  • МИР

Слайд №3

Тема нашего урока звучит так: “Что нужно человеку для счастья?” (По роману М. Шолохова “Тихий Дон”.)

(Запись темы в тетради и Эпиграфа).

Слайд №4

Мы должны выяснить, какие ценности, необходимые человеку для счастья, утверждает в своем произведении М. Шолохов (СЛАЙД №5) (обращение к портрету писателя), о чем мечтает его герой – Григорий Мелехов.

II. Опрос домашнего задания Слайд №6

1. Сцены семейной жизни в романе.

Учитель литературы:

В самом начале романа М. Шолохов знакомит нас с историей и бытом семьи Мелеховых. Семейные сцены в романе опоэтизированы. Давайте внимательно вслушаемся в эти страницы и подумаем над вопросом: как писатель понимает семью, и что она значит для его героев?

ЧТЕНИЕ ОТРЫВКОВ ИЗ РОМАНА

1.“…Первый оторвался от сна Пантелей Прокофьевич. Застегивая на ходу ворот расшитой крестиками рубахи, вышел на крыльцо. Затравевший двор выложен росным серебром. Выпустил на проулок скотину. Дарья в исподнице побежала доить коров. На икры белых босых ее ног молозивом брызгала роса, по траве через баз лег дымчатый примятый след…

На подоконнике распахнутого окна мертвенно розовели лепестки отцветавшей в палисаднике вишни”.

2. “Григорий “нагнулся было зачерпнуть в пригоршню воды – в это время конец удилища, торчавший на пол-аршина от воды, слабо качнулся, медленно пополз книзу.

– Засекай! – выдохнул старик…

Выводив, Григорий…подтянул к баркасу измученного сазана.

Собрались…

– Ты, Григорий, вот что…примечаю, ты, никак, с Аксиньей Астаховой…Ты гляди, парень… Степан нам сосед, и с его бабой не дозволю баловать”.

3. “После обеда Григорий развязал мешок, стал оделять семью гостинцами.

– Это тебе, маманя… – Он протянул теплый шалевый платок.

Ильинична приняла подарок, хмурясь и розовея по-молодому.

Накинула его на плечи да так повернулась перед зеркалом и повела плечами, что даже Пантелей Прокофьевич вознегодовал:

– Карга старая, а туда же – перед зеркалой! Тьфу!..

– Это тебе, папаша… – скороговоркой буркнул Григорий, на глазах у всех разворачивая новую казачью фуражку…

Ну, спаси Христос! А я фуражкой бедствовал…

Сунулся примерить было к зеркалу, но взглядом стерегла его Ильинична. Старик перенял ее взгляд, круто вильнул, захромал к самовару. Перед ним и примерял, надевая фуражку набекрень.

– Ты чего ж это, дрючок старый? – напустилась Ильинична.

Но Пантелей Прокофьевич отбрехался:

– Господи! Ну и глупая ты! Ить самовар, а не зеркала?..

Жену наделил Григорий шерстяным отрезом на юбку; детям роздал фунт медовых пряников; Дарье – серебряные с камешками серьги; Дуняшке – на кофточку; Петру – папирос и фунт табаку…

Петро, покусывая пшеничный ус, любовался отцом, Григорий посмеивался”.

4. “Через месяц Григорий выздоровел… Все в жизни обретало для него какой-то новый, сокровенный смысл, все привлекало внимание. На вновь явившийся ему мир он смотрел чуточку удивленными глазами, и с губ его подолгу не сходила простодушная, детская улыбка… Иногда он рассматривал какой-нибудь с детства известный ему предмет хозяйственного обихода, напряженно шевеля бровями…Ильинична была несказанно удивлена однажды, застав его разглядывавшим со всех сторон прялку”.

Слайд №7

ВОПРОС: Что же такое семья в понимании М. Шолохова, и что она значит для его героев?

ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ:

– Семья, дом – место, где ты родился, где ты любим, где ты не одинок.

– Семья – то, где началась твоя жизнь, судьба.

– Семья – сообщество, где все друг друга понимают: Григорий каждому члену семьи привез подарок, соответствующий его характеру.

– Семья – единство людей, которое нельзя разрушать.

– Дом – место, где можно набраться сил для дальнейшей жизни.

Слайд №8

Записывается в тетрадь “СЕМЬЯ (ДОМ)” как ценность, которую утверждает писатель.

2. Картины крестьянского труда в романе. СЛАЙД №9

Учитель литературы:

Жизнь казачества немыслима без крестьянских работ. Давайте вспомним сцену “На сенокосе” и проанализируем данный эпизод. (Просмотр фрагмента фильма).

Ответы учащихся:

- Семья Мелеховых работящая. Горяч на работу Григорий. Мы видим, как он идет на покосе впереди отца и “стелет косой травье”.

- Герои счастливы. Это показано через эпитеты (какие?) и художественные детали (какие?).

“Григорий пошел, уминая траву. От арбы по траве потек за ним колыхающийся след. Пантелей Прокофьевич перекрестился на беленький стручок далекой колокольни, взял косу. Горбатый нос его блистал, как свежелакированный, во впадинах черных щек томилась испарина. Он улыбнулся, разом обнажив в вороной бороде несчетное число белых, частых зубов, и занес косу, поворачивая морщинистую шею вправо. Саженное полукружье смахнутой травы легло под его ногами.

Григорий шел за ним следом, полузакрыв глаза, стелил косой травье. Впереди рассыпанной радугой цвели бабьи завески, но он искал глазами одну, белую с прошитой каймой; оглядывался на Аксинью и, снова приноравливаясь к отцову шагу, махал косой.

Аксинья неотступно была в его мыслях; полузакрыв глаза, мысленно целовал ее, говорил ей откуда-то набредавшие на язык горячие и ласковые слова, потом отбрасывал это, шагал под счет - раз, два, три; память подсовывала отрезки воспоминаний: "Сидели под мокрой копной... в ендове

свиристела турчелка... месяц над займищем... и с куста в лужину редкие капли вот так же - раз, два, три... Хорошо, ах, хорошо-то!.."

Возле стана засмеялись. Григорий оглянулся: Аксинья, наклоняясь, что-то говорила лежащей под арбой Дарье, та замахала руками, и снова обе засмеялись. Дуняшка сидела и тонюсеньким голоском пела.

"Дойду вон до энтого кустика, косу отобью, - подумал Григорий и почувствовал, как коса прошла по чему-то вязкому. Нагнулся посмотреть: из-под ног с писком заковылял в травку маленький дикий утенок. Около ямки, где было гнездо, валялся другой, перерезанный косой надвое, остальные с чулюканьем рассыпались по траве. Григорий положил на ладонь перерезанного

утенка. Изжелта-коричневый, на днях только вылупившийся из яйца, он еще таил в пушке живое тепло. На плоском раскрытом клювике розовенький пузырек кровицы, бисеринка глаза хитро прижмурена, мелкая дрожь горячих еще лапок.

Григорий с внезапным чувством острой жалости глядел на мертвый комочек, лежавший у него на ладони.

- Чего нашел, Гришунька?..

По скошенным рядам, подпрыгивая, бежала Дуняшка. На груди ее метались мелко заплетенные косички. Морщась, Григорий уронил утенка, злобно махнул косой.

Обедали на скорях. Сало и казачья присяга, - откидное кислое молоко, привезенное из дому в сумке, - весь обед.

- Домой ехать не из чего, - сказал за обедом Пантелей Прокофьевич.

-Пущай быки пасутся в лесу, а завтра, покель подберет солнце росу, докосим. После обеда бабы начали гресть. Скошенная трава вяла и сохла, излучая тягучий дурманящий аромат” Смеркалось, когда бросили косить”.

ВЫВОД:

Труд – основа мирной жизни, материального достатка. Он объединяет.

СЛАЙД №10

Записываются ценности“ТРУД” и “МАТЕРИАЛЬНЫЙ ДОСТАТОК”.

СЛАЙД №11

III. Дискуссия: кого любит Григорий? Учитель литературы:

Одной из составляющих счастья вы назвали любовь. М. Шолохов солидарен с вами. В романе “Тихий Дон”, как и в других произведениях русской классики, мы видим любовный треугольник: Григорий, Наталья, Аксинья. (Просмотр фрагмента из фильма)

Кого же любит Григорий?

Дискуссия: Учащиеся приводят доказательства по тексту, а учитель ставит на доске “плюсы” за Аксинью или Наталью.

1. Аксинья примиряюще улыбнулась и сошла со стежки, норовя обойти коня.

Григорий повернул его боком, загородил дорогу.

- Пусти, Гришка!

- Не пущу.

- Не дури, мне надо мужа сбирать.

Григорий, улыбаясь, горячил коня; тот, переступая, теснил Аксинью к

яру.

- Пусти, дьявол, вон люди! Увидют, что подумают?

Она метнула по сторонам испуганным взглядом и прошла, хмурясь и не

оглядываясь.


2. Аксинья привязалась к мужу после рождения ребенка, но не было у нее к нему чувства, была горькая бабья жалость да привычка. Ребенок умер, не дожив до года. Старая развернулась жизнь. И когда Мелехов Гришка, заигрывая, стал Аксинье поперек пути, с ужасом увидела она, что ее тянет к черному ласковому парню. Он упорно преследовал ее своей настойчивой и ждущей любовью. И это-то упорство и было страшно Аксинье. Она видела, что он не боится Степана, нутром чуяла, что так он от нее не отступится, и, разумом не желая этого, сопротивляясь всеми силами, замечала за собой, что по праздникам и в будни стала тщательней наряжаться, обманывая себя,норовила почаще попадаться ему на глаза. Тепло и приятно ей было, когда

черные Гришкины глаза ласкали ее тяжело и исступленно. На заре, просыпаясь доить коров, она улыбалась и, еще не сознавая отчего, вспоминала: "Нынче что-то есть радостное. Что же? Григорий... Гриша..." Пугало это новое, заполнявшее всю ее чувство, и в мыслях шла ощупью, осторожно, как через Дон по мартовскому ноздреватому льду.


3. - Кличь дочерю, Мирон Григорьевич, поглядим.

- Наталья!

В дверях несмело стала невеста, смуглыми пальцами суетливо перебирая оборку фартука.

- Пройди, пройди! Ишь засовестилась, - подбодрила мать и улыбнулась сквозь слезную муть.

Григорий, сидевший возле тяжелого - в голубых слинялых цветах -сундука, глянул на нее.

Под черной стоячей пылью коклюшкового [коклюшковый - связанный на коклюшках, то есть на палочках] шарфа смелые серые глаза. На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка.

Григорий перевел взгляд на руки: большие, раздавленные работой. Под зеленой кофточкой, охватившей плотный сбитень тела, наивно и жалко высовывались, поднимаясь вверх и врозь, небольшие девичье-каменные груди, пуговками торчали остренькие соски.

Григорьевы глаза в минуту обежали всю ее - с головы до высоких красивых ног. Осмотрел, как барышник оглядывает матку-кобылицу перед покупкой, подумал: "Хороша" - и встретился с ее глазами, направленными на него в упор. Бесхитростный, чуть смущенный, правдивый взгляд словно говорил: "Вот я вся, какая есть. Как хочешь, так и суди меня". - "Славная",- ответил Григорий глазами и улыбкой.

- Ну, ступай. - Хозяин махнул рукой.

Наталья, прикрывая за собой дверь, глянула на Григория, не скрывая улыбки и любопытства.


4. Григорий молчал, задумавшись. Почему у нее такие печальные глаза? И еще что-то тайное, неуловимое то появлялось, то исчезало в них. Она и в радости была грустна и как-то непонятна... Может быть, она прослышала о том, что он в Вешенской встречался с Аксиньей? Наконец он спросил:

- С чего это ты нынче такая пасмурная? Что у тебя на сердце, Наташа? Ты бы сказала, а?

И ждал слез, упреков... Но Наталья испуганно ответила:

- Нет, нет, тебе так показалось, я ничего... Правда, я ишо не совсем поздоровела. Голова кружится, и, ежли нагнусь или подыму что, в глазах темнеет.

Григорий испытующе посмотрел на нее и снова спросил:

- Без меня тут тебе ничего?.. Не трогали?

- Нет, что ты! Я же все время лежала хворая. - И глянула прямо в глаза Григория и даже чуть-чуть улыбнулась. Помолчав, она спросила: - Рано завтра тронешься?

- С рассветом.

- А передневать нельзя? - В голосе Натальи прозвучала неуверенная,робкая надежда.

Но Григорий отрицательно покачал головой, и Наталья со вздохом сказала:

- Зараз тебе как... погоны надо надевать?

- Прийдется.

- Ну, тогда сыми рубаху, пришью их, пока видно.

Григорий, крякнув, снял гимнастерку. Она еще не просохла от пота. Влажные пятна темнели на спине и на плечах, там, где остались натертые до глянца полосы от боевых наплечных ремней. Наталья достала из сундука выгоревшие на солнце защитные погоны, спросила:

- Эти?

- Эти самые. Соблюла?

- Мы сундук зарывали, - продевая в игольное ушко нитку, невнятно сказала Наталья, а сама украдкой поднесла к лицу пропыленную гимнастерку и с жадностью вдохнула такой родной солоноватый запах пота...

- Чего это ты? - удивленно спросил Григорий.

- Тобой пахнет... - блестя глазами, сказала Наталья и наклонила голову,чтобы скрыть внезапно проступивший на щеках румянец, стала проворно орудовать иглой.

СЛАЙД №12

Учитель литературы:

Вы сами убедились, что Григорий любит... обеих женщин. Наталья поражала его “какой-то чистой внутренней красотой”. Она – воплощение Дома, Семьи. Любовь к Аксинье – страсть, которая сильнее самого Григория. Гармонии в любви герою никак не удается достичь: то нет Дома для него с Аксиньей, то есть Дом с Натальей, но без всепоглощающего и страстного чувства.

И только ненадолго в конце произведения устанавливается затишье: мы видим Аксинью молящейся за Григория и воспитывающей его детей.

Вообще же жизнь героев “Тихого Дона” трагична.

СЛАЙД №13

IV. Отношение М. Шолохова к войне и способы его выражения Учитель истории: Ребята, как учитель истории, я хотел бы очень кратко совершить экскурс в прошлое и напомнить вам о казачестве как социальном слое. Казачество определяют как военное сословие в России в 18- начале 20 века. В 14-16 вв это были вольные люди, работавшие по найму; лица. несшие пограничную службу. К началу 20 в. существовало 11 казачьих войск, одной из составляющих которой было Донское войско. В 1916 году казачье население составляло 4,4 млн.человек. В Первую мировую войну воевало 300 тыс. казаков. В 1920 году казачество как сословие по решению Советской власти было упразднено. Обычно это сословие изображают непримиримым противником Советской власти. Вместе с тем следует учитывать, что казачество участвовало в гражданской войне и нередко боролось на два фронта, оберегая свои интересы, своё особое положение в государстве, которое сложилось исторически и казалось казакам незыблемым и от красных и от белых. Так Донская армия крайне неохотно покидала пределы области Войска Донского, что мы видим в романе М.Шолохова «Тихий Дон».

Мы уже увидели как много потерял Григорий на протяжении всего повествования: от большой мелеховской семьи остались у героя только Дуняшка да Мишатка. М. Шолохов утверждает: “Война была всему этому причиной…”.

Учитель литературы:

Мы записали МИР как необходимую составляющую счастья и тем самым отказались от войны. М.Шолохов противопоставляет картины мирного труда и картины боя. Продолжая традиции русской классики, он идет вслед за Л.Н. Толстым, роман-эпопея которого даже называется “Война и мир”.

А как писатель относится к войне? С помощью каких способов он выражает свое отношение к ней?

Беседа с классом.

Зачитайте отрывки, осуждающие войну.

1. «Вдоль решетки сада бежал австриец. Мелехов догнал его. Распаленный безумием, творившимся кругом, занес шашку, опустил ее на висок безоружного солдата. Удлиненное страхом его лицо чугунно чернело, кожа висела красным лоскутом, кривым ручьем падала кровь.  Григорий встретился с австрийцем взглядом. На него мертво глядели залитые смертным ужасом глаза… Жмурясь, Григорий махнул шашкой. Удар с длинным потягом развалил череп надвое. Австриец упал, топыря руки, словно поскользнувшись; глухо стукнули о камень мостовой половинки черепной коробки. Он, сам не зная для чего, подошел к зарубленному им австрийскому солдату. Тот лежал там же, у игривой тесьмы решетчатой ограды, вытянув грязную коричневую ладонь, как за подаянием. Григорий глянул ему в лицо. Оно показалось ему маленьким, чуть ли не детским, несмотря на вислые усы и измученный — страданием ли, прежним ли безрадостным житьем — покривленный суровый рот…      Григорий… спотыкаясь, пошел к коню. Путано-тяжек был шаг его, будто нес за плечами непосильную кладь; гнусь и недоумение комкали душу.  При встрече с братом он признается: «Я, Петро, уморился душой. Я зараз недобитый какой… Будто под мельничными жерновами побывал, перемяли они и выплюнули… Меня совесть убивает. Я под Лешнювом заколол одного пикой. Сгоряча. Иначе нельзя было… А зачем я энтого срубил?.. Срубил зря человека и хвораю через него, гада, душой. По ночам снится…» (часть третья, гл. 10).

2.       Петро Мелехов: «— Ты гляди, как народ разделили, гады! Будто с плугом проехались: один — в одну сторону, другой — в другую, как под лемехом. Чертова жизня, и время страшное! Один другого уже не угадывает…
     — Вот ты, — круто перевел он разговор, — ты вот — брат мне родной, а я тебя не пойму, ей-богу! Чую, что ты уходишь как-то от меня… правду говорю? — и сам себе ответил: — Правду. Мутишься ты…Боюсь, переметнешься ты к красным… Ты, Гришатка, до сё себя не нашел.
     — А ты нашел? — спросил Григорий.
     — Нашел. Я на свою борозду попал… Меня к красным арканом не притянешь. Казачество против них, и я против».
     «Мирон Григорьевич заговорил по-новому, с вызревшей злостью:
     — А через что жизня рухнулась? Кто причиной? Вот эта чертова власть!.. Я всю жизнь работал, хрип гнул, потом омывался, и чтобы мне жить равно с энтим, какой пальцем не ворохнул, чтоб выйтить из нужды? Нет уж, трошки погодим!..»

(Фрагмент из фильма).

ВОПРОС: Какой же мы Видим войну на страницах романа?

Ответы учащихся:

– Показывает, что гражданская война разделила станичников, членов одной семьи, внесла смуту в душу отдельного человека;

– Использует прямые призывы к миру: “В годину смуты и разврата // Не осудите, братья, брата…”;

– Прибегает к символичным сценам: Григорий бросает оружие в реку…

Гражданская война отняла у героя почти все: лишила его семьи, Аксиньи, в его Доме живет Мишка Кошевой…

В душе героя пепелище.



СЛАЙД № 15

Мы убедились, что М. Шолохов тоже за мир. Записывается ценность “МИР”.

СЛАЙД № 16

V. Композиция романа Учитель литературы:

Обратили ли вы внимание на то, что композиция романа также служит выражению авторского замысла. Что мы узнаем из истории семьи Мелеховых вначале?

– Прокофий остался с сыном на руках.

Чтение эпизода: «Через полчаса осмелевшая толпа подступила ко двору. Двое разведчиков, пожимаясь, вошли в сенцы. На пороге кухни, подплывшая кровью, неловко запрокинув голову, лежала Прокофьева жена; в прорези мученически оскаленных зубов ее ворочался искусанный язык. Прокофий, с трясущейся головой и остановившимся взглядом, кутал в овчинную шубу попискивающий комочек – преждевременно родившегося ребенка».

Что мы видим в финале?

– Григорий держит сына на руках.

Чтение эпизода:

«Григорий подошел к спуску, задыхаясь, хрипло окликнул сына:

- Мишенька!.. Сынок!

Мишатка испуганно взглянул на него и опустил глаза. Он узнал в этом бородатом и страшном на вид человеке отца...

Все ласковые и нежные слова, которые по ночам шептал Григорий,вспоминая там, в дубраве, своих детей, сейчас вылетели у него из памяти.

Опустившись на колени, целуя розовые холодные ручонки сына, он сдавленным голосом твердил только одно слово:

- Сынок... сынок...

Потом Григорий взял на руки сына. Сухими, исступленно горящими глазами жадно всматриваясь в его лицо, спросил:

- Как же вы тут?.. Тетка, Полюшка - живые-здоровые?

По-прежнему не глядя на отца, Мишатка тихо ответил:

- Тетка Дуня здоровая, а Полюшка померла осенью... От глотошной. А дядя Михаил на службе...

Что ж, и сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий.Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына...

Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».


Просмотр сюжета фильма.

Жизнь идет по кругу: человек рождается, умирает и снова рождается… Кольцевая композиция выражает идею о непрерывности жизни.

СЛАЙД № 17

Дон, разбушевавшись и успокоившись, покрывается у берегов ледяной коркой: природа цепенеет, чтобы весной вновь пробудиться к жизни.

СЛАЙД №18

VI. Вывод

Совпало ли наше представление о счастье с шолоховским?

Мы на первое место поставили здоровье: писатель на этом аспекте внимание не акцентирует. Что ж, эта проблема обострилась в конце ХХ века.

Очень жаль, что среди составляющих нашего счастья нет понятия ТРУД. Мы заняты интеллектуальным трудом, но от земли отошли. Крестьянские полевые работы, их поэзия исчезают… Современная деревня в очень тяжелом положении. Не в гражданской ли войне кроются причины нынешней бесхозяйственности?

СЛАЙД №19

Нам очень приятно, что сегодня мы услышали зрелые суждения, увидели, как вы выросли по сравнению с прошлым годом, когда мы говорили о подобной проблеме у Л. Толстого. Я рада, что шолоховский текст для вас – открытая книга, читая которую вы открывали автора и себя.

Домашнее задание:

К сожалению, в рамках урока не все успели высказаться. Поэтому вам предстоит дома написать эссе “Что такое счастье?”.

Гуманизм русской литературы утверждает вечные ценности (ДОМ, СЕМЬЯ, ЛЮБОВЬ) как основу счастья. Это то, что необходимо каждому из нас. Все мы мечтаем о Доме, где нас любят и где можно набраться сил.

Звучит песня А. Розенбаума “Нарисуйте мне дом”.

















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Конспект урока литературы по роману М.Шолохова "Тихий Дон"

Автор: Галкина Елена Васильевна

Дата: 23.10.2014

Номер свидетельства: 121913


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства