kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе Л. Толстой "Кто же настоящие герои?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

        Тема: Л. Н. Толстой.Роман «Война и мир». «Кто же настоящие герои?»

Цель : изучить произведение, организовать самостоятельную поисковую          .           деятельность учащихся,создать возможность « погружения в текст»,

            активизировать  работу воображения учащихся, вызвать

эмоциональный отклик, воспитание патриотизма.

             Ход урока.

                                           Чтобы произведение было хорошим, надо

                                             любить в нем главную мысль. В «Войне и

                                           мире» я любил «мысль народную» вследствие

                                         войны 1812 года.

                                                                     Л. Толстой

Сегодня мы продолжим работу по роману «Война и мир». Тема урока; «Кто же настоящие герои?»

В романе описываются два исторических события, две войны.

-Какую роль выполняла Россия в войне 1805-1807 годов?

-Почему, как вы думаете, войну 1812 года можно назвать неожиданной и в то же время было известно, что она будет?

-Что можно сказать о подготовке войск и императора к войне?

Ученик отвечает цитатой из текста: «Ничто не было готово для войны. Все стремления  людей, окружающих императора, были направлены на то, чтобы приятно проводить время и забыть о войне».

-Кто был главнокомандующим?  (Император)

-Когда был назначен Кутузов  ?  ( 8 августа 1812 г.)

-Как  светское общество отнеслось к Кутузову?

-А как автор относится к Кутузову?

 Ответ ученика  :  Для Толстого Кутузов был идеал общественного деятеля и человека.Андрей Болконский говорит : « У Кутузова не будет ничего  своего. Он ничего не придумает и  не предпримет, но он все выслушает, запомнит, поставит на место».

800 тысячная непобедимая французская армия, состоящая из австрийцев, поляков, итальянцев, испанцев, напала на Россию. Натиск французов был силен. Русские войска отступали. Почти все генералы были иностранцами. Что говорит об этом Андрей Болконский?

- Проиграли Наполеону, теперь нас учить приехали.

- Какое сражение можно назвать решающим в войне  1812 года (Бородинское сражение).

- Какого числа было сражение  ?   ( 26 августа)

- Кто из героев показывает, что происходит на поле боя ?  (Пьер Безухов)

- Почему сражение показано глазами Пьера? ( Он ничего не понимал в военном деле, был человеком гражданским и наблюдал не за диспозицией, а за настроением солдат, так как именно от них зависел исход сражения.)

- Что говорит Толстой об этом  ?  ( Цитата из текста : «Своим долголетним военным опытом Кутузов знал и старческим умом понимал, что участь сражения зависит не от распоряжения главнокомандующего, не от места расположения войск, не от количества пушек и убитых, а от силы, которая называется духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти».

- Что думал увидеть Пьер на поле сражения и что он видит?  ( Пьер думал увидеть что-то красивое, торжественное, а видит во время боя грязь, боль, кровь, страдания. У Толстого война- это не парад с развернутыми знаменами, а тяжелая работа. Он описывает солдат не рыцарями, а людьми, которым страшно, им не хочется умирать. А мужество в том и заключается, считает Толстой, что люди умеют скрыть страх под пулями и проявлять бесстрашие).

 -Какое чувство владело солдатами, почему они дрались не жалея себя? ( Ими владело чувство патриотизма. «Всем народом навалиться хотят. Одно слово Москва! )

-Говоря о мужестве простого солдата, нужно вспомнить Тушина.  Кто такой Тушин? ( Скромный, незаметный, не умеющий четко  честь отдать, который при виде начальства терялся, он на поле боя проявляет бесстрашие. Это его батарея в 1805 году так отбивала удары,  что противник думал, что здесь сосредоточены главные силы армии.

-У героев романа Андрея Болконского, Наташи Ростовой, Пьера Безухова перед войной 1812 года были свои проблемы. Вспомним об этом.

-Но в тяжелую для России минуту они забывают о своих проблемах и стараются чем могут помочь Отчизне.

-А что делает светское общество?  ( Цитата из текста: «Смотря на их жизнь, трудно было верить, что Россия в опасности. Их жизнь не делалась серьезнее, а наоборот, легкомысленнее. Роскошная жизнь шла по-старому».

А. Пушкин спрашивает в своем стихотворении:

«Гроза двенадцатого года

 Настала - кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима, иль русский Бог?» Как вы ответите на этот вопрос?  (Простой народ взял на себя всю тяжесть сражения. Русская армия в Бородинском сражении воевала в таких условиях, в которых немыслимо было сражаться 10 часов ).

-Хорошо описал Лермонтов это сражение в стихотворении «Бородино» Прочитайте отрывок.( «Вам не видать таких сражений…»)

-Каков был результат сражения ? ( Русские приблизились к погибели Москвы, а французы к погибели армии ).

-Почему Кутузов решил отступить и отдать Москву, хотя Бенигсен  и другие генералы были против ?(Русская армия понесла большие потери, Смертельно ранены Багратион, Тучков. Кутузов сказал: «Потеря Москвы не есть потеря России, а если дать сражение, то потеряем армию, а значит Россию». Кутузову это решение далось тяжело.  После совета в Филях он себе задавал вопрос: «Что я сделал не так?» и не находил ответа.

-О значимости Москвы  Наполеон сказал так:

«Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги.

Если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову.

Заняв Москву, я возьму ее за сердце».

-Наполеон занимает Москву. Чем  он расстроен?  ( Он ожидал увидеть жителей, которые,  как в Вене, в Берлине с почестями будут встречать его, но въехал в полупустой город. Люди оставили все и сбежали, чтобы не жить под властью французов.

-Пушкин об этом скажет так:

«Напрасно ждал Наполеон

Москвы коленопреклоненной…»

-5-Пять недель французы бесчинствовали в Москве. Почему Наполеон оставляет Москву?  ( Он теряет армию. Это уже была не дисциплинированная армия,а мародеры, которые с награбленным хотели бежать домой. Том 3 стр.267)

-Толстой на протяжении всего романа показывает античеловеческий характер войны. Андрей Болконский говорит: «Цель войны - убийство, орудие войны - измена, разорение жителей, ложь, нравы военных-жестокость, разврат, пьянство…» том 3, стр. 159.

-Какие качества русского народа проявились  в войне?  ( Главное, видя жестокость, народ не ожесточился и сохранил доброту.Том 4, стр.143)

«Кутузов, проезжая среди войск, увидел двух французов, которые разрывали руками кусок сырого мяса. Кутузов внимательно посмотрел на этих солдат и покачал головой. В другом месте он увидел, как русский солдат  что-то говорил французу, хлопая по плечу; « Вот что, братцы, - сказал он. И тут перестал говорить главнокомандующий, а заговорил простой старый человек.- Я знаю, трудно вам, да что делать? Потерпите, недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем! Вам трудно, да вы дома, а они до чего дошли. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их пожалеть можно. Тоже люди. А то и сказать, кто их звал? Поделом им.»

Наполеон, начиная эту войну, думал, что все делает ради высокой цели. Париж хотел сделать столицей мира. Толстой называет Наполеона убийцей.

Большое значение в этой войне имело партизанское движение. Денис Давыдов понял значение « дубины народной» и партизанская война была узаконена.

-Каковы были планы Александра 1 после победы над Наполеоном? (Александр 1 сказал Кутузову : «Вы освободили не только Россию, вы освободили Европу». Все поняли, что война будет и дальше. Нужно двигать армию с востока на запад. Но Кутузов добровольно снял с себя полномочия главнокомандующего ).

-Какой вывод мы можем сделать о Кутузове как патриоте своей страны?  ( Кутузову в 1812 году было 68лет. Читая роман, мы видим, что ему трудно сидеть на лошади, он засыпает. Но ничто это не помешало победить со своим народом французов. Цитата стр.155, том 4).

Говоря о войне 1812 года, нужно сказать и об участии казахского народа в борьбе с Наполеоном. 6 июля 1812 году было послано обращение к русскому и другим народам об опасности. Обращение распространили по всей степи. На рудниках казахи плавили медь, свинец, собирали денежные средства, продукты, лошадей. За героизм многие казахи были награждены: Майлыбайулы, Хамитулы, ханжигитулы, крещеный казах Яков Беляков из младшего жуза.

-Итак, ребята, сделаем вывод по теме. Кто же настоящие герои, творцы истории? ( Толстой доказал, что настоящие герои - это простой народ. Народ - это все лучшее, что есть в нации. Народ - созидающая сила. Ему в романе противопоставлена сила разрушительная; Наполеон, Анатоль, Элен. Разница в масштабе. Путь любимых героев Толстого- это путь к народу. Настоящие герои: Тушин, Пьер, семья Ростовых, Болконских.

Домашнее задание: Мировое значение Л. Толстого.         

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока по литературе Л. Толстой "Кто же настоящие герои?" »



Тема: Л. Н. Толстой .Роман «Война и мир» . «Кто же настоящие герои?»

Цель : изучить произведение, организовать самостоятельную поисковую . деятельность учащихся ,создать возможность « погружения в текст» ,

активизировать работу воображения учащихся, вызвать

эмоциональный отклик, воспитание патриотизма.

Ход урока.

Чтобы произведение было хорошим, надо

любить в нем главную мысль. В «Войне и

мире» я любил «мысль народную» вследствие

войны 1812 года.

Л. Толстой

Сегодня мы продолжим работу по роману «Война и мир». Тема урока; «Кто же настоящие герои?»

В романе описываются два исторических события, две войны.

-Какую роль выполняла Россия в войне 1805-1807 годов?

-Почему, как вы думаете, войну 1812 года можно назвать неожиданной и в то же время было известно, что она будет?

-Что можно сказать о подготовке войск и императора к войне?

Ученик отвечает цитатой из текста: «Ничто не было готово для войны. Все стремления людей, окружающих императора, были направлены на то, чтобы приятно проводить время и забыть о войне».

-Кто был главнокомандующим? (Император)

-Когда был назначен Кутузов ? ( 8 августа 1812 г.)

-Как светское общество отнеслось к Кутузову?

-А как автор относится к Кутузову?

Ответ ученика : Для Толстого Кутузов был идеал общественного деятеля и человека .Андрей Болконский говорит : « У Кутузова не будет ничего своего. Он ничего не придумает и не предпримет, но он все выслушает, запомнит, поставит на место».

800 тысячная непобедимая французская армия, состоящая из австрийцев, поляков, итальянцев, испанцев, напала на Россию. Натиск французов был силен. Русские войска отступали. Почти все генералы были иностранцами. Что говорит об этом Андрей Болконский?

- Проиграли Наполеону, теперь нас учить приехали.

- Какое сражение можно назвать решающим в войне 1812 года (Бородинское сражение).

- Какого числа было сражение ? ( 26 августа)

- Кто из героев показывает, что происходит на поле боя ? (Пьер Безухов)

- Почему сражение показано глазами Пьера? ( Он ничего не понимал в военном деле, был человеком гражданским и наблюдал не за диспозицией, а за настроением солдат, так как именно от них зависел исход сражения.)

- Что говорит Толстой об этом ? ( Цитата из текста : «Своим долголетним военным опытом Кутузов знал и старческим умом понимал, что участь сражения зависит не от распоряжения главнокомандующего, не от места расположения войск, не от количества пушек и убитых, а от силы, которая называется духом войска, и он следил за этой силой и руководил ею, насколько это было в его власти» .

- Что думал увидеть Пьер на поле сражения и что он видит? ( Пьер думал увидеть что-то красивое, торжественное, а видит во время боя грязь, боль, кровь, страдания . У Толстого война- это не парад с развернутыми знаменами, а тяжелая работа. Он описывает солдат не рыцарями, а людьми, которым страшно, им не хочется умирать. А мужество в том и заключается, считает Толстой, что люди умеют скрыть страх под пулями и проявлять бесстрашие) .

-Какое чувство владело солдатами, почему они дрались не жалея себя? ( Ими владело чувство патриотизма. «Всем народом навалиться хотят. Одно слово Москва! )

-Говоря о мужестве простого солдата, нужно вспомнить Тушина. Кто такой Тушин? ( Скромный, незаметный, не умеющий четко честь отдать, который при виде начальства терялся, он на поле боя проявляет бесстрашие. Это его батарея в 1805 году так отбивала удары, что противник думал, что здесь сосредоточены главные силы армии.

-У героев романа Андрея Болконского, Наташи Ростовой, Пьера Безухова перед войной 1812 года были свои проблемы. Вспомним об этом.

-Но в тяжелую для России минуту они забывают о своих проблемах и стараются чем могут помочь Отчизне.

-А что делает светское общество? ( Цитата из текста: «Смотря на их жизнь, трудно было верить, что Россия в опасности. Их жизнь не делалась серьезнее, а наоборот, легкомысленнее. Роскошная жизнь шла по-старому».

А. Пушкин спрашивает в своем стихотворении:

«Гроза двенадцатого года

Настала - кто тут нам помог?

Остервенение народа,

Барклай, зима, иль русский Бог?» Как вы ответите на этот вопрос? (Простой народ взял на себя всю тяжесть сражения. Русская армия в Бородинском сражении воевала в таких условиях, в которых немыслимо было сражаться 10 часов ) .

-Хорошо описал Лермонтов это сражение в стихотворении «Бородино» Прочитайте отрывок .( «Вам не видать таких сражений…»)

-Каков был результат сражения ? ( Русские приблизились к погибели Москвы, а французы к погибели армии ).

-Почему Кутузов решил отступить и отдать Москву, хотя Бенигсен и другие генералы были против ?(Русская армия понесла большие потери, Смертельно ранены Багратион, Тучков. Кутузов сказал: «Потеря Москвы не есть потеря России, а если дать сражение, то потеряем армию, а значит Россию». Кутузову это решение далось тяжело . После совета в Филях он себе задавал вопрос: «Что я сделал не так?» и не находил ответа.

-О значимости Москвы Наполеон сказал так:

«Если я возьму Киев, я схвачу Россию за ноги.

Если я овладею Петербургом, я возьму ее за голову.

Заняв Москву, я возьму ее за сердце».

-Наполеон занимает Москву. Чем он расстроен? ( Он ожидал увидеть жителей, которые, как в Вене, в Берлине с почестями будут встречать его, но въехал в полупустой город. Люди оставили все и сбежали, чтобы не жить под властью французов.

-Пушкин об этом скажет так:

«Напрасно ждал Наполеон

Москвы коленопреклоненной…»

-5-Пять недель французы бесчинствовали в Москве. Почему Наполеон оставляет Москву? ( Он теряет армию. Это уже была не дисциплинированная армия ,а мародеры, которые с награбленным хотели бежать домой. Том 3 стр.267)

-Толстой на протяжении всего романа показывает античеловеческий характер войны. Андрей Болконский говорит: «Цель войны - убийство, орудие войны - измена, разорение жителей, ложь, нравы военных-жестокость, разврат, пьянство…» том 3, стр. 159.

-Какие качества русского народа проявились в войне? ( Главное, видя жестокость, народ не ожесточился и сохранил доброту .Том 4, стр.143)

«Кутузов, проезжая среди войск, увидел двух французов, которые разрывали руками кусок сырого мяса. Кутузов внимательно посмотрел на этих солдат и покачал головой. В другом месте он увидел, как русский солдат что-то говорил французу, хлопая по плечу; « Вот что, братцы, - сказал он. И тут перестал говорить главнокомандующий, а заговорил простой старый человек.- Я знаю, трудно вам, да что делать? Потерпите, недолго осталось. Выпроводим гостей, отдохнем! Вам трудно, да вы дома, а они до чего дошли. Пока они были сильны, мы себя не жалели, а теперь их пожалеть можно. Тоже люди. А то и сказать, кто их звал? Поделом им.»

Наполеон, начиная эту войну, думал, что все делает ради высокой цели. Париж хотел сделать столицей мира. Толстой называет Наполеона убийцей.

Большое значение в этой войне имело партизанское движение. Денис Давыдов понял значение « дубины народной» и партизанская война была узаконена.

-Каковы были планы Александра 1 после победы над Наполеоном? (Александр 1 сказал Кутузову : «Вы освободили не только Россию, вы освободили Европу». Все поняли, что война будет и дальше. Нужно двигать армию с востока на запад. Но Кутузов добровольно снял с себя полномочия главнокомандующего ) .

-Какой вывод мы можем сделать о Кутузове как патриоте своей страны? ( Кутузову в 1812 году было 68лет. Читая роман, мы видим, что ему трудно сидеть на лошади, он засыпает. Но ничто это не помешало победить со своим народом французов. Цитата стр.155, том 4).

Говоря о войне 1812 года, нужно сказать и об участии казахского народа в борьбе с Наполеоном. 6 июля 1812 году было послано обращение к русскому и другим народам об опасности. Обращение распространили по всей степи. На рудниках казахи плавили медь, свинец, собирали денежные средства, продукты, лошадей. За героизм многие казахи были награждены: Майлыбайулы, Хамитулы, ханжигитулы, крещеный казах Яков Беляков из младшего жуза.

-Итак, ребята, сделаем вывод по теме. Кто же настоящие герои, творцы истории? ( Толстой доказал, что настоящие герои - это простой народ. Народ - это все лучшее, что есть в нации. Народ - созидающая сила. Ему в романе противопоставлена сила разрушительная; Наполеон, Анатоль, Элен. Разница в масштабе. Путь любимых героев Толстого- это путь к народу. Настоящие герои: Тушин, Пьер, семья Ростовых, Болконских.

Домашнее задание: Мировое значение Л. Толстого.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
конспект урока по литературе Л. Толстой "Кто же настоящие герои?"

Автор: Жунисова Аяш Каирбековна

Дата: 18.08.2015

Номер свидетельства: 225829

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(51) "конспект урока   литературы "
    ["seo_title"] => string(29) "konspiekt-uroka-litieratury-2"
    ["file_id"] => string(6) "128922"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415608433"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект урока чтения на тему: «Л. Н. Толстой «Прыжок» (быль)». "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-chtieniia-na-tiemu-l-n-tolstoi-pryzhok-byl"
    ["file_id"] => string(6) "120421"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413717811"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Презентация и конспект урока по теме: " Л.Н. Толстой " Прыжок"" "
    ["seo_title"] => string(63) "priezientatsiia-i-konspiekt-uroka-po-tiemie-l-n-tolstoi-pryzhok"
    ["file_id"] => string(6) "153358"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420995700"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "конспект урока и презентация Л.Н. Толстой быль "Прыжок" "
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt-uroka-i-priezientatsiia-l-n-tolstoi-byl-pryzhok"
    ["file_id"] => string(6) "155474"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421275977"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(129) "Открытый урок по литературе на тему" Рассказ Л.Н.Толстого "После бала"". "
    ["seo_title"] => string(72) "otkrytyi-urok-po-litieraturie-na-tiemu-rasskaz-l-n-tolstogho-poslie-bala"
    ["file_id"] => string(6) "237077"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1444229762"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства