Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе»
Конспект урока по литературе в 6 классе (по учебнику В.Я.Коровиной)
М.Ю.Лермонтов. «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.
Цели урока:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ – продолжить изучение творчества М.Ю.Лермонтова ; представить картины, изображенные в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Три пальмы» (устное словесное рисование), помочь почувствовать точность и емкость каждого слова; обучение навыкам аналитического чтения, анализу поэтического текста.
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ – помочь учащимся почувствовать красоту художественного слова;
РАЗВИВАЮЩАЯ – расширить знания по освоению теоретико-литературных понятий – жанра лирического стихотворения; узнать такие понятия, как аллитерация, перифраза; развить умение обобщать и делать вывод; обогатить словарный запас учащихся.
Оборудование:учебник для 6 класса (под редакцией В.П.Полухиной , В.Я.Коровиной и др.), распечатки тропов, толковый словарь Ожегова
Методы и приёмы: 1) по источнику приобретения знаний: словесные (рассказ, беседа); наглядные (демонстрация); практические методы обучения (выполнение заданий по указанию и по образцу)
2) по способу деятельности учащихся: информативно – рецептивный ( учитель (учебник) дает информацию, а ученик ее воспринимают, осмысливают, воспринимает); репродуктивный метод (ученик воспроизводит материалы по заданию или вопросу учителя); проблемное преподавание (учитель ставит проблему, находя совместно с учащимися её решение)
3)по способу деятельности взаимосвязи учителя и учащихся: информационно-рецептивные (рассказ, пояснение, самостоятельная работа по учебнику); коммуникативное творчество ( беседа, проблемное задание); познавательно-рефлексивные = логико-познавательные приемы ( анализ, синтез, обобщение, конкретизация, индукция, дедукция, аналогия составляющих); системно-структурные (систематизирующая таблица); контрольно-коррекционные(уточнение ответов, исправление ответов, анализ ошибок, самостоятельная работа).
Таблица, которая должна получиться у детей в тетради:
Часть плана
Опорная лексика
1. Тема
Тема красоты и гармонии человека с миром
2. Идея.
Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии
3. Художественные средства, синтаксис, лексика.
Олицетворение, перифраз, метафора, аллитерация,
антитеза, устаревшая лексика
Оформление доски:
План урока:
1)Словарь урока.
2)Анализ стихотворения.
3) Знакомство с
новыми
литературными
терминами.
М.Ю.Лермонтов. Баллада «Три пальмы». Разрушение красоты и гармонии человека с миром.
Часть плана
Опорная лексика
1.Об авторе
2.Тема
3.Идея
4.Художественные средства, синтаксис, лексика
Словарь урока:
Стихотворение
Тема
Идея
Гипербола Метафора
Олицетворение
Эпитет
Антитеза
Ход урока.
I Введение в тему
На доске: (Портрет М.Ю. Лермонтова)
- Чей портрет вы видите на доске?
- Обратите внимание на широкий, высокий лоб поэта – свидетельство огромного ума, на удивительно глубокий и одновременно несчастный взгляд. Отпечаток времени мы видим в этих выразительных глазах. О чем думал поэт? Что хотел этим сказать? Мы узнаем об этом, читая его стихотворения, анализируя каждую строку.
II Проверка д/з.
- Что вы можете сказать о жизни М.Ю. Лермонтова?
(Используйте план в своих тетрадях)
1чел. – у доски.
К сегодняшнему уроку вы подготовили чтение наизусть стихотворения «Тучи»
Всю свою жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов размышлял над важными жизненными вопросами, и свои мысли он старался выразить в своей лирике. Автор словно вовлекает нас, читателей, в свои размышления. Поэтому, читая его стихотворения, мы переживаем, грустим и радуемся, живем вместе с его героями. Лермонтов создавал настоящие шедевры. Например, его пейзажная лирика. Как ярко умел он передать красоту природы во всех ее красках, со всеми ее настроениями! Многие произведения поэта наполнены грустью, трагичностью, и причину этой трагедии автор видел в несправедливом устройстве мира. Образ природы всегда говорит о судьбе человека, о его стремлениях и страданиях. Таково стихотворение «Три пальмы».
- Сегодня на уроке мы познакомимся с еще одним произведением М.Ю. Лермонтова. Тема урока : М.Ю. Лермонтов. Баллада «Три пальмы» . Разрушение красоты и гармонии человека с миром. (запишем в тетради тему нашего урока).Слайд №1
-Следуя теме, поставьте перед собой задачи на сегодняшний урок.
-Кто хочет озвучить их?
Вам предстоит познакомиться с еще одним произведением М.Ю. Лермонтова,и
Сделать его анализ. Кроме этого следует выяснить, какую проблему поднимает автор в стихотворении. Для достижения этих задач нам нужно хорошо потрудиться.
- Давайте обратимся к плану урока.
На доске: План урока:
1)Словарь урока.
2)Анализ стихотворения.
3) Знакомство с новыми литературными терминами.
- На доске: Словарь урока
Стихотворение метафора
Тема олицетворение
Идея эпитет
Гипербола антитеза
4. Анализ стихотворения с составлением таблицы
Начертите таблицу для составления опорного конспекта.
На доске:
Часть плана
Опорная лексика
1. Тема.
2. Идея.
3. Художественные средства, синтаксис, лексика.
1. Откройте учебники. Послушайте чтение произведения в исполнении артиста, мастера художественного слова.(фонохрестоматия). – Обратите внимание на интонации,использованные им. Чтение стихотворения.
2. Анализ стихотворения
- Какова тема произведения? О чем и о ком стихотворение?
(Тема красоты и гармонии человека с миром, человека и природы)
Запишите в таблицу.
- Как вы поняли главную мысль стихотворения?
(Нельзя пользоваться природными богатствами, если думаешь только о своем собственном сегодняшнем благополучии)
Запишите в таблицу.
Слайд №2
- Какую роль играет подзаголовок «Восточное сказание»?(слайд №2) (Автор определяет жанр произведения, предупреждает о восточном происхождении сказания).
Беседа по вопросам: слайд№3
-Реальные или фантастические события описываются в стихотворении?(слайд №3)
(Происходит волшебное событие: сразу появляется караван вслед за укором пальм небу, однако, это событие и реалистично: подробно и очень детально караван описан-вереница верблюдов, пестрые ковры, «черные очи красавиц», их «смуглые ручки». Такое стихотворение, написанное на легендарную или историческую тему, соединяющее фантастическое и реальное, называется балладой.) слайд №4,5
-Реалистична ли картина гибели пальм, исчезновения оазиса в пустыне?
- Давайте обратимся к сюжету стихотворения (составление плана стихотворения). - На сколько частей можно разделить стихотворение с картинами природы?
1. Пальмы
2. Караван
3. Пепел
1) Жизнь гордых пальм в пустыне. 1 и 2 строфа
2) Их обращение к Богу. 3 строфа
3) Пальмы встречают гостей. 4, 5, 6 строфа
4) Гибель «питомцев столетий». 8 строфа
5) «Все дико и пусто кругом». 9 и 10 строфа. Слайд №6
Беседа по вопросам. (Проблема стихотворения. Лермонтов в этой балладе не только рассказывает нам историю трех пальм, нои размышляет о смысле жизни,назначении красоты, о пользе и о вреде, которые может принести каждый живущий на Земле.)
1.Кто главные герои стихотворения? ("Три гордые пальмы" и "звучный ручей").
2.Как проходит их жизнь? (Их жизнь течет неспешно и спокойно, но скучно, никогда не приходят к ним путники.)
3.Почему пальмы недовольны своей жизнью? (Никто не восхищается их красотой, они "растут и цветут" без пользы).слайд №7
4.Что разрушает покой и гармонию, которыми дышат первые строфы стихотворения? (Покой нарушен появлением людей).
-А теперь посмотрим, как автор изображает караван.
- найдите сравнения в тексте. С кем (чем) автор сравнивает караван? (Караван как челнок, люди - малые дети, пальмы - питомцы столетий).
1.Что мы узнаем дальше из стихотворения? (Мы узнаем, что пальмы щедро поят нежданных гостей водой, предлагают отдохнуть от жары, зноя, усталости, то есть ведут себя как радушные хозяева).
Прочитайте.
2.Что же случилось с наступлением вечера? (Людям стало холодно, и они вырубили деревья).
4.Как вы считаете, почему люди вырубили пальмы? (Им стало холодно).
Прочитайте.
3.С кем сравнивает пальмы Лермонтов? (С живыми людьми).слайд №9
4.С помощью каких слов и выражений вы можете доказать это?
(Пали-упали, одежду сорвали - сорвали листья, изрублены тела, т.е. автор использует слова, когда говорят о живых существах).
5.Почему Лермонтов говорит о них, как о живых существах? (Потому что пальмы были как живые, приносили пользу, поили, утоляли, давали возможность отдохнуть людям, как радушные хозяева).
6.Какое желание возникает у вас после прочтения этого эпизода? (Возникает желание отобрать топор, чувство протеста, хочется крикнуть: "Люди! Остановитесь! Что вы делаете?").
8.Что осталось после пребывания людей у родника? Во что превратился ранее цветущий живительный уголок природы? (Живительный уголок превратился в никому ненужное, дикое и пустое место).
Прочитайте.
9.Почему вместе с пальмами исчез и родник? (Он высох от знойного солнца).
10.Что вы можете сказать о поступке этих людей? (Они совершили необдуманный, безрассудный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).
11.А вы оправдываете этих людей? Почему?
5. Анализ стихотворения с точки зрения художественных средств.
- Давайте вспомним, какие изобразительно-выразительные средства вы знаете?
(Коллективная проверка с комментированием тропов).
-Запишите в таблицу, какие художественные средства использовал автор в стихотворении.
8. Подведение итогов
– Стихотворение стройное, мелодичное, но с первого раза читать его сложно. Почему?
(много устаревших слов)
- Этим отличается лексика стихотворение.
Запишите в таблицу.
- Ответим на главные вопросы урока:
- описанная автором в начале стихотворения ситуация для людей и животных в пустыне являлась ценностью, местом отдыха и утоления жажды для огромного количества людей и животных.
1.Какой поступок был совершен проходившими по пустыне людьми? (Был совершен необдуманный, безответственный, злой, жестокий, эгоистичный поступок).
2.Какова же цена совершенного людьми поступка? (Оазис являлся ценностью, нужной, необходимой для жизни многих людей и животных. А теперь этот поступок может стоить жизни другим людям и животным).
3.Что же вы главное поняли из сегодняшнего урока? (Прежде чем совершать какие-либо поступки, нужно подумать не только о собственном уюте и комфорте, но и об окружающем мире и окружающих людях).слайд №15
9.Рефлексия.
- Ребята, как вы считаете, достигли мы поставленных целей и задач?
- Чему вы научились, что узнали на сегодняшнем уроке?
-Что поняли?
-Составьте синквейн. Объектом выберите пальмы или человека.
10. Выставление оценок.
11.Домашнее задание
Какое из изученных стихотворений М.Ю. Лермонтова произвело на вас большее впечатление и почему? Расскажите об этом в форме мини-сочинения (8-10 предложений). Нарисуйте иллюстрации к своей работе.
Подготовьте выразительное чтение стихотворения «Три пальмы» наизусть (по желанию).