kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по литературе 11 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Александр Трифонович Твардовский — одна из самых ярких и противоречивых фигур в русской советской литературе. Многое могут сказать о нем эти строки:

А я лишь смертный. За свое в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

                                                               Сказать хочу. И так, как я хочу. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе 11 класс»

Урок литературы в 11 классе : «А.Т. Твардовский. Личность и судьба. Основные темы и идеи лирики»

Подготовил и провел учитель русского языка и литературы Отабоев Али Эргашевич





Цели: Познакомить учащихся с биографией А.Т. Твардовского; рассмотреть особенности лирики поэта, отметив искренность и исповедальность лирики; продолжить развитие навыка анализа поэтического текста.

Тип урока: Усвоение новых знаний.

Оборудование: портрет А.Т. Твардовского, презентация.

Методические приемы: Лекция, беседа по вопросам, повторение вопросов теории литературы, анализ поэтического текста.

Ход урока

А я лишь смертный. За свое в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу:

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

  1. Организационный момент

  2. Постановка цели и задач урока с помощью эпиграфа (учитель ставит вопрос – сможете с помощью эпиграфа подобрать слова характеризующие автора этих строк). Сегодня мы познакомимся с одним из ярчайших советских писателей. Послушайте его биографию. Действительно он такой каким вы представили Твардовского прочитав эпиграф нашего урока.

  3. Слово учителя о Твардовском А.Т.

Александр Трифонович Твардовский — одна из самых ярких и противоречивых фигур в русской советской литературе. Сын раскулаченного крестьянина, он в годы массовых репрессий создал произведения, ставшие классикой литературы социалистического реализма. Прошел через две войны (Финскую и Великую Отечественную) военным корреспондентом, а в годы «оттепели» резко критиковал советскую власть ( поэма «Теркин на том свете»), стал лидером оппозиции застойному режиму. Будучи редактором журнала «Новый мир» добился публикации рассказа А.И.Солженицына «Один день из жизни Ивана Денисовича», вызвавшего мощный резонанс. При этом Твардовский оставался настоящим советским поэтом, искренне верил в идеалы коммунизма, хотя и считал, что государственная система извратила первоначальный ленинский замысел. Трагически переживал поэт многолетние муки раскаяния перед своим отцом, перенесшим разорение и ссылку.

Вся жизнь Твардовского — постоянный и мучительный путь к правде. Не случаен поэтому эпиграф к уроку.

Краткая биография Твардовского

Александр Трифонович Твардовский родился 21 июня 1910 года на хуторе Загорье Смоленской губернии . Мальчик рос в простой рабочей семье. Глава семейства был кузнецом, однако, несмотря на это являлся весьма образованной личностью. Он увлекался русской литературой, из-за чего в доме часто читали произведения , и прочих писателей. Детство Твардовского проходило в послереволюционный период России. В подростковом возрасте он воочию увидел и почувствовал последствия коллективизации, ведь в 1930-е годы его отца раскулачили и выслали из деревни. Первые стихотворения Александр начал писать еще в детстве.

В 1925 г. он стал работать корреспондентом в сельской газете. Благодаря этому, ему удавалось публиковать там свои сочинения, которые были первыми в его биографии. На следующий год, подающий большие надежды юноша уже сотрудничал с городскими издательствами. Вскоре в одном смоленском издании напечатали несколько стихов 17-летнего поэта.

В 1927 г. Александр Твардовский принял решение остаться в Смоленске. В 1929 г. он отправил свои стихотворения в , где позже их опубликовали в журнале «Октябрь». Не рассчитывая на такой успех, он испытал подлинную радость от того, что его творчество не осталось незамеченным. В результате Твардовский решил поехать и попытать счастья в Москве. Однако там, наряду с финансовыми проблемами, его ждали и другие трудности. И хотя ему периодически удавалось печататься в каких-то изданиях, устроиться на хорошую работу он все же не смог.

Образование

Недолго пробыв в столице, ему пришлось снова вернуться в родной Смоленск. Там он поступил в Смоленский педагогический институт. В это учебное заведение его согласились зачислить без экзаменов, но с условием выучить и сдать за год все школьные предметы. Прилежный и ответственный ученик не подвел преподавателей, и сдержал данное им обещание.

Творчество Твардовского

Во время учебы он продолжал сочинять стихотворения, и вскоре из-под его пера вышли такие произведения как «Снег стает, отойдет земля», «Братья» и «Лес осенью».

С начала 30-х годов он переживал творческий подъем. Одна за одной печатались его поэмы и повести. В 1936 г. он издает поэму «Страна Муравия», в которой отображались все трудности и несчастья крестьян после Октябрьской революции.

Вслед за этим, были изданы еще несколько сборников его стихов.

Творчество Твардовского получало все большее признание на территории Советского Союза. С данного времени у него не возникало никаких проблем с печатаньем своих сочинений.

В 1939 г., сразу же после окончания учебы, Александра Трифоновича призвали в армию.

За шесть лет службы, он прошел несколько войн, работая военным журналистом. Увидев и испытав на себе все тяготы фронтовой жизни, ему удалось собрать большой объем материала на военную тематику.

В результате, из-под его пера вышел сборник стихов «В снегах Финляндии». Одновременно с этим он написал бессмертную поэму «Василий Теркин», так полюбившуюся всем советским гражданам. На ее написание ушло около 4 лет.

После окончания войны в своих сочинениях он описывает людей, постепенно возвращающихся к нормальному укладу жизни.

Не давая себе времени на отдых, писатель долго и усердно трудится над поэмой «По праву памяти». В ней он в прямой и правдивой форме представляет читателю ужасы коллективизации, не забывая при этом упомянуть о примере своего отца.

Однако советская власть не могла допустить, чтобы данное произведение попало в руки обычных граждан, поэтому оно не было напечатано сразу, а несколько десятилетий пролежало на полке.

В 1947 г. он написал книгу, посвященную прошедшей войне и получившую название «Родина и чужбина».

Работы Твардовского были высоко оценены литераторами и отмечены разными почетными наградами. В 1939 г. ему присвоили орден Ленина, а в 1941 г. он удостоился Государственной премии .

В 1961 г. Твардовский стал лауреатом Ленинской премии за поэму «За далью – даль».

В 1950-1954 гг. он занимал должность секретаря правления Союза писателей СССР. В 1963-1968 гг. был вице-президентом Европейского сообщества писателей.

В течение 1950-1970 гг., являлся редактором в издательстве «Новый мир». Пожалуй, это было лучшее время его биографии.

Однако его жизнь нельзя назвать спокойной и комфортной, поскольку Твардовский далеко не всегда придерживался «правильных» взглядов.

Так, например, когда в 1961 г. он разместил в журнале повесть опального Солженицына «Один день Ивана Денисовича», он сразу же подвергся сильному давлению со стороны органов власти.

Это привело к тому, что в 1970 г. его уволили, а редакцию закрыли.

Свое увольнение Твардовский перенес тяжело и болезненно. Александр Трифонович стал жаловаться на здоровье и вскоре перенес инсульт.

По этой причине он решил на время оставить писательскую деятельность и немного отдохнуть у себя на даче в Подмосковье. Именно там ему было суждено прожить остаток жизни.

Он был женат на Марии Гореловой, которая родила ему 2 дочерей – Ольгу и Валентину. Можно смело утверждать, что Твардовский имел насыщенную, богатую и яркую биографию.

  1. Основные темы и идеи лирики А.Т. Твардовского.

Прослушав лекцию, запишите ее в виде плана, перечислив основные темы и идеи лирики поэта.

Большое место в лирике, особенно в ранней, занимает «малая родина»,родная Смоленская земля. С родным Загорьем «связано все лучшее,что есть во мне. Более того — это я сам как личность»

В произведениях поэта часто возникают воспоминания детства и юности: лесная смоленская сторона , хуторок и деревья Загорье, беседы крестьян у отцовской кузницы. Отсюда пошли поэтические представления о России.

В начале творческого пути помощь оказал М. Исаковский, работавший в областной газете «Рабочий путь», - публиковал, советовал.

Ранние стихи «Урожай», «Сенокос», «Весенние строчки» и первые сборники - «Дорога»(1938), «Загорье»(1941) связаны с жизнью села. Стихи богаты приметами времени, щедро наполнены конкретными зарисовками жизни и быта крестьян. Это своеобразная живопись словом. Стихи чаще всего повествовательные, сюжетные, с разговорной интонацией.

Чьи поэтические традиции это напоминает? ( Некрасов )

Столбы, селенья, перекрестки,

Хлеба, ольховые кусты,

Посадки нынешней березки,

Крутые новые мосты.

Поля бегут широким кругом,

Поют протяжно провода,

А ветер прет в стекло с натугой,

Густой и сильный, как вода.

В Военных и послевоенных сборниках «Стихи из записной книжки» (1946), «Послевоенные стихи» (1952) главное место занимает тема патриотическая — в самом важном и высоком значении этого слова: военные будни, долгожданная победа, любовь к родине, память о пережитом, память о погибших, тема бессмертия — вот скромно очерченный круг проблем. По форме стихи разноплановы: это и зарисовки с натуры, и исповеди-монологи, и торжественные гимны.

Стой, красуйся в зарницах

И огнях торжества,

Мать родная, столица,

Крепость мира, Москва!

Тема войны — одна из центральных в творчестве Твардовского. Погибшие на войне сделали все для освобождения родины.(«Все отдав, не оставили / Ничего при себе»), поэтому и дано им «горькое», «грозное право» завещать оставшимся беречь в памяти прошедшее, завершить в Берлине долгий путь и никогда не забыть, какой ценой долгожданная победа была завоевана, сколько было отдано жизней, сколько разрушено судеб.

А.Т. Твардовский пишет о великом солдатском братстве, рожденном в годы испытаний. Великолепный образ Василия Теркина сопровождал бойцов на фронтовых дорогах.

Можно сказать, что память о войне так или иначе живет в каждом послевоенном произведении. Она стала частью его мироощущения.

Чтение наизусть стихотворения учеником.

Я знаю никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они — кто старше, кто моложе-

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь,-

Речь не о том, но все же, все же, все же..

1966

В произведениях о войне А.Т. Твардовский отдает дань уважения доле вдов и матерей погибших солдат.

Вот мать того, кто пал в бою с врагом

За жизнь, за нас. Снимите шапки, люди.

В позднем творчестве А.Т Твардовского можно увидеть целый ряд тем, которые принято называть «философскими»: размышления о смысле человеческого бытия,о старости и молодости, жизни и смерти, смене людских поколений и радости жить любить, работать. Многое в сердце человека, в его душу заложено в детстве, в родном краю. Словом благодарности начинается одно из стихотворений, посвященных родине:

Спасибо, моя родная

Земля, мой отчий дом,

За все, что о жизни знаю,

Что в сердце ношу своем.

Немало строк посвящено писательскому труду, друзьям и врагам, людским порокам и достоинствам, открывающимся в сложную пору исторического безвременья. Как истинно русский поэт Твардовкий мечтает

о свободном творчестве, независимом от политиков, трусливых редакторов,

двоедушных критиков.

...За свое в ответе,

Я об одном при жизни хлопочу;

О том, что знаю лучше всех на свете,

Сказать хочу. И так, как я хочу.

Поэт подчеркивал свое единство со всеми людьми:

Просто — мне дорого все, что и людям.

Все, что мне дорого, то и пою.

2. Проверка и обсуждение планов лекции.

III. Практическая работа.

Анализ стихотворения «Я убит подо Ржевом». (Класс разбит на группы. Карточки с заданиями у каждой группы на партах)

1.Чтение стихотворения наизусть.

-Какое впечатление произвело на вас стихотворение? 2.Знакомство с содержанием карточек, обсуждение.

№1

«Тот, кто провел на фронте несколько лет и уцелел физически и морально, хранит в душе не только память об опасностях, горьких утратах и невзгодах, которые несет с собой война. Он помнит и другое: напряженное ясно осознанной цели, фронтовую дружбу, товарищеское единство, ту слитность чувств, которых потом, в мирной жизни, ему на первых порах даже как-то не хватало».

С.Я. Маршак «Ради жизни на земле».1961

-Как в стихотворении «Я убит подо Ржевом» отразились «горькие утраты и невзгоды» войны, «товарищеское единство», «слитность чувств», которые хранил в душе поэт, познавший «глубину всенародно-исторического бедствия и всенародно-исторического подвига»?

№2

Уже в записях «С Карельского перешейка» обозначаются мотивы, определившие неповторимое своеобразие поэтических произведений Твардовского о Великой Отечественной войне: « Сжималось сердце при виде своих убитых. Причем особенно грустно и больно, когда лежит боец в одиночку под своей шинелькой, лежит под каким-то кустом, на снегу. Где-то идут ему письма по полевой почте, а он лежит. Далеко уже ушла его часть, а он лежит. Есть уже другие герои, другие погибшие, и они лежат, и он лежит, но о нем уже реже вспоминают»

Сопоставьте страницу фронтовой прозы поэта со стихотворением «Я убит подо Ржевом». Что объединяет дневниковую запись и поэтическое произведение?

№ 3

В подлинно художественном произведении форма и содержание взаимообусловлены. Как бы подчеркивая эту мысль, А.Т. Твардовский пишет: «Форма первого лица в «Я убит подо Ржевом» показалась мне наиболее соответственной идее единства живых и павших «ради жизни на земле». (О стихотворении «Я убит подо Ржевом», 1969.)

Почему в монологе павшего воина «я» органично переплетается с «мы» «мертвых безгласных»? Проследите по тексту, какие обращения используют «мертвые, павшие», взывая к живым? О чем говорит изменение характера обращений от начала к концу стихотворения?

№ 4

Своеобразие языка стихотворения «Я убит подо Ржевом» - « в обычном для Твардовского в непринужденном сочетании.. прозаизмов, конкретных примет реального, хотя несколько обобщенного солдатского языка... и особых поэтизмов».

А.В. Македонов «Творческий путь Твардовского».1981

Подтвердите эту мысль критика примерами из художественного текста.

IV. Итог урока

Как бы вы теперь ответили на вопрос: «В чем своеобразие

лирики Твардовского?»


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по литературе 11 класс

Автор: Отабоев Али Аргашевич

Дата: 14.08.2024

Номер свидетельства: 654922

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока литературы "Разножанровое прочтение стихотворений М. Цветаевой" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-litieratury-raznozhanrovoie-prochtieniie-stikhotvorienii-m-tsvietaievoi"
    ["file_id"] => string(6) "191804"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427370875"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект   урока литературы в 11 классе на тему "Анализ рассказа А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича" "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-na-tiemu-analiz-rasskaza-a-i-solzhienitsyna-odin-dien-ivana-dienisovicha"
    ["file_id"] => string(6) "218178"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433691472"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока литературы в 5 классе "Братья наши меньшие" в стихотворениях поэтов XX века "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-brat-ia-nashi-mien-shiie-v-stikhotvorieniiakh-poetov-xx-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "175314"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424260796"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока литературы для учащихся 10 класса  «Лермонтов и Байрон: мотив одиночества в лирике»."
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-litieratury-dlia-uchashchikhsia-10-klassa-liermontov-i-bairon-motiv-odinochiestva-v-lirikie"
    ["file_id"] => string(6) "280014"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453308656"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока литературы В.Гюго "Козетта" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-litieratury-v-giugho-kozietta"
    ["file_id"] => string(6) "193038"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427556186"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства