kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему: "Виды тропов"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:   развивать умения различать тропы и другие средства выразительности; определять их роль в тексте;  развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать; продолжать работу по  развитию критического  мышления

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Виды тропов"»

Урок русского языка

Тема: Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Анализ стихотворного текста

Цели урока: развивать умения различать тропы и другие средства выразительности; определять их роль в тексте; развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать; продолжать работу по развитию критического мышления; воспитание бережного отношения к слову автора; совершенствование навыков этичного межличностного общения.


  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы, целей.

III. Основная часть.

  1. Вступительное слово учителя:

– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить нашу культуру.
Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое, выразительное – невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое.
2. Беседа.

- Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает?

? == Сформулируйте проблему в виде вопроса.

*** Как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?

? == Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.

? == Для чего могут использоваться средства выразительности?

*** Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.

*** Средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи. 




3. Что называется тропами? Перечислите их, определите их функцию.

Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.

Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. (А волны моря с печальным ревом о камень бились).

Сравнение – сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. (Снежная пыль столбом стоит в воздухе. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял).

Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно).

Метонимия – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. (Читал Толстого. Три тарелки супа съел).

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. (Мы все глядим в Наполеоны).

Гипербола – преувеличение. (В сто сорок солнц закат пылал).

Литота – преуменьшение. (Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить).

Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. (Откуда, умная, бредёшь ты, голова? - обращение к Ослу)

Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. (Лиса – хитрость, Змея – коварство).

Олицетворение – перенесении свойств человека на неодушевленные предметы. (Утешится безмолвная печаль).

Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. (царь зверей – лев).

4. Анализ поэтического текста.

Проанализируем поэтический текст стихотворения М. Цветаевой "Кто создан из камня"

Корень слова море дал жизнь множеству других слов с морской тематикой. Существует имя – Марина, которое имеет значение «морская». Одна из самых известных Марин – это поэтесса серебряного века – Цветаева. Она очень любила море, написала много стихотворений, посвященных морю и своему морскому имени, например стихотворение "Кто создан из камня".

Кто создан из камня, кто создан из глины,

А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело – измена, мне имя – Марина,

Я – бренная пена морская.

Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети

Пробьется мое своеволье.

Меня - видишь кудри беспутные(1) эти?

Земною не сделаешь солью.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

Да здравствует пена – весёлая пена –

Высокая пена морская! 23 мая 1920 г.

Задания к тексту стихотворения:

Задание № 1

Какое средство выразительности выделено в тексте под цифрой (1)? (эпитет)

Задание № 2

Запишите словообразовательную цепочку слова БЕСПУТНЫЙ.

Беспутный – путный – путь.

Задание № 3

Найдите в этом стихотворении простое предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.

Дробясь о гранитные ваши колена,

Я с каждой волной – воскресаю!

-  Какой знак препинания в этом предложении поставлен не по правилам? (Тире) Тире – любимейший знак поэтессы. Обратите внимание, что это тире в стихотворении не единственное.

Задание № 4

- Найдите примеры олицетворения. («серебрюсь и сверкаю», «своеволье», «кудри беспутные» и т.д.)

 5. Творческая работа по составлению синквейна.

«Море».

- Подберите эпитеты к слову, образуйте олицетворение.

IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.

– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать?

– Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.

Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.


V. Домашнее задание:




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект урока на тему: "Виды тропов"

Автор: Смородина Галина Олеговна

Дата: 11.04.2023

Номер свидетельства: 629341

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(176) "Конспект урока по литературе "Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_litieraturie_tropy_i_fighury_khudozhiestviennoi_riechi_epitie"
    ["file_id"] => string(6) "468115"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1525158417"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Конспект урока  литературы в 6 классе Добрая душа старого Тараса ( По рассказу Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приемыш») "
    ["seo_title"] => string(112) "konspiekt-uroka-litieratury-v-6-klassie-dobraia-dusha-starogho-tarasa-po-rasskazu-d-n-mamina-sibiriaka-priiemysh"
    ["file_id"] => string(6) "156915"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421505689"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Конспект урока математики на тему "Числа от 1 до 100. Сложение и вычитание"."
    ["seo_title"] => string(75) "konspekt_uroka_matematiki_na_temu_chisla_ot_1_do_100_slozhenie_i_vychitanie"
    ["file_id"] => string(6) "494011"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1546801072"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(49) "План-конспект урока 6 класс"
    ["seo_title"] => string(27) "plan_konspekt_uroka_6_klass"
    ["file_id"] => string(6) "538831"
    ["category_seo"] => string(4) "obzh"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1581170349"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(82) "Конспект урока по теме "Кто такие насекомые?" "
    ["seo_title"] => string(48) "konspiekt-uroka-po-tiemie-kto-takiie-nasiekomyie"
    ["file_id"] => string(6) "110616"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1406302172"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства