Цели урока: развивать умения различать тропы и другие средства выразительности; определять их роль в тексте; развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать; продолжать работу по развитию критического мышления
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему: "Виды тропов"»
Урок русского языка
Тема: Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Анализ стихотворного текста
Цели урока: развивать умения различать тропы и другие средства выразительности; определять их роль в тексте; развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умения анализировать, сравнивать, обобщать; продолжать работу по развитию критического мышления; воспитание бережного отношения к слову автора; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
Организационный момент.
Сообщение темы, целей.
III. Основная часть.
Вступительное слово учителя:
– Каждый образованный человек, безусловно, должен уметь оценивать речевое поведение – свое и собеседников, соотносить свою речь с конкретной ситуацией общения. Почему же сегодня в XXI веке журналисты, учёные, языковеды, психологи, социологи, писатели, педагоги особенно остро ощущают речевое неблагополучие и задают извечные русские вопросы Что делать? и Кто виноват? Почему не испытывают чувства стыда люди, не знающие родного языка, засоряющие его "модными", на их взгляд, словами? Почему становится популярным мнение о том, что произведения классической русской литературы не имеют сегодня своего читателя? Почему? Вопросов много. А ведь изучение лингвистики и литературы, этих важных составляющих гуманитарного образования, – один из путей, позволяющих овладеть нам мастерством человеческого счастья и мудрости, сохранить нашу культуру. Наш родной язык, самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык, по определению К.Г.Паустовского, явление уникальное, удивительное. В нём уживаются и тесно переплетаются красивое и некрасивое, выразительное – невзрачное, сильное – слабое, правильное – неправильное, родное – чужое, величественное – скверное, живое – мёртвое. 2. Беседа.
- Какая проблема стоит перед нами, перед теми, кто владеет языком, кто его изучает?
? == Сформулируйте проблему в виде вопроса.
*** Как сделать так, чтобы язык был лучшим из того, что есть на свете – красивым, величественным, выразительным?
? == Как связана проблема с темой урока? Найдите точки соприкосновения между ними.
? == Для чего могут использоваться средства выразительности?
*** Средства выразительности языка – это путь к выразительной, образной речи. Они могут использоваться для воспроизведения, имитации, описания явлений окружающей действительности.
*** Средства выразительности выполняют стилистическую и изобразительно-выразительную функцию, а синтаксические стилистические приёмы создают особую организацию речи.
3. Что называется тропами? Перечислите их, определите их функцию.
Тропы – обороты речи, в которых слова или выражения употребляются в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.
Эпитет – слово, определяющее предмет или действие и подчеркивающее в них какое-либо характерное свойство, качество. (А волны моря с печальным ревом о камень бились).
Сравнение – сопоставление двух явлений, с тем чтобы пояснить одно из них с помощью другого. (Снежная пыль столбом стоит в воздухе. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял).
Метафора – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. (Природой здесь нам суждено в Европу прорубить окно).
Метонимия – слово или выражение, которое употребляется в переносном значении на основе внешней или внутренней связи между двумя предметами или явлениями. (Читал Толстого. Три тарелки супа съел).
Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними. (Мы все глядим в Наполеоны).
Гипербола – преувеличение. (В сто сорок солнц закат пылал).
Литота – преуменьшение. (Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить).
Ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки. (Откуда, умная, бредёшь ты, голова? - обращение к Ослу)
Аллегория – иносказательное изображение отвлеченного понятия с помощью конкретного жизненного образа. (Лиса – хитрость, Змея – коварство).
Олицетворение – перенесении свойств человека на неодушевленные предметы. (Утешится безмолвная печаль).
Перифраза – оборот, состоящий в замене названия предмета либо явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. (царь зверей – лев).
4. Анализ поэтического текста.
Проанализируем поэтический текст стихотворения М. Цветаевой "Кто создан из камня"
Корень слова море дал жизнь множеству других слов с морской тематикой. Существует имя – Марина, которое имеет значение «морская». Одна из самых известных Марин – это поэтесса серебряного века – Цветаева. Она очень любила море, написала много стихотворений, посвященных морю и своему морскому имени, например стихотворение "Кто создан из камня".
Кто создан из камня, кто создан из глины,
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.
Сквозь каждое сердце, сквозь каждые сети
Пробьется мое своеволье.
Меня - видишь кудри беспутные(1) эти?
Земною не сделаешь солью.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
Да здравствует пена – весёлая пена –
Высокая пена морская! 23 мая 1920 г.
Задания к тексту стихотворения:
Задание № 1
Какое средство выразительности выделено в тексте под цифрой (1)? (эпитет)
Задание № 2
Запишите словообразовательную цепочку слова БЕСПУТНЫЙ.
Беспутный – путный – путь.
Задание № 3
Найдите в этом стихотворении простое предложение с обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом.
Дробясь о гранитные ваши колена,
Я с каждой волной – воскресаю!
- Какой знак препинания в этом предложении поставлен не по правилам? (Тире) Тире – любимейший знак поэтессы. Обратите внимание, что это тире в стихотворении не единственное.
Задание № 4
- Найдите примеры олицетворения. («серебрюсь и сверкаю», «своеволье», «кудри беспутные» и т.д.)
5. Творческая работа по составлению синквейна.
«Море».
- Подберите эпитеты к слову, образуйте олицетворение.
IV. Подведение итогов урока. Рефлексия.
– Какие цели и задачи мы перед собой ставили в начале урока? Что получилось? Что не получилось? Над чем ещё предстоит работать?
– Для того чтобы оказать эмоциональное воздействие и в эстетических целях, с целью создания образности и выразительности, мастера слова используют средства и приёмы выразительности речи. Мы с вами, изучающие язык, должны помнить, что родное слово – это основа нашей духовности, нашей культуры.
Относитесь к родному слову как к "дару бесценному", как к сокровищу, пусть о вас всегда говорят: "Это культурный человек". А какой он, культурный человек? Владеющий культурой чувств, культурой общения, умеющий правильно, красиво и выразительно говорить, писать.