Конспект урока по литературе "Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения"
Конспект урока по литературе "Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения"
Тема: тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения
Цели урока: освоение теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений
Задачи урока:
· Познакомить учащихся с понятиями тропы, эпитеты, метафоры, сравнения;
· Научить находить их в тексте;
· Способствовать развитию творческой деятельности самого ученика.
Ход урока
I.Вступительное слово учителя.
Хорошая художественная книга никого из нас не оставит равнодушным. Почему? Потому что она интересна своими событиями и героями и написана образно и эмоционально. Написать книгу интересно, образно и эмоционально – это искусство. Овладеть искусством художественного слова может каждый, если захочет этого. Но сначала нам нужно знать, а с помощью чего можно сделать нашу речь – устную и письменную – красивой и образной.
Сегодня нас ждет работа над словом, потому что это главный инструмент писателей и поэтов, чьими произведениями мы восхищаемся. Русский писатель Максим Горький говорил: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». А поэтесса Анна Ахматова называла русское слово царственным.
Как же использовать лексическое богатство русского языка, чтобы слова стали «царственными», а наша речь - живая, наглядная и красочная?
II.Основная часть урока.
1.Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов впереносном значении (вспомнить, что такое переносное значение слова: этозначение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании какого-то сходства. Например: работа кипит (т.е. проявляется в сильной степени, как кипящая вода))
Слова, которые использует писатель в переносном значении, называются тропами (это греческое слово в переводе – «образ, поворот, оборот»). Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения тех или иных предметов. (Учащиеся записывают понятие в тетрадь)
Задание учащимся: в предложенном тексте найти тропы, т.е слова и выражения в переносномзначении.
Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней синие пещеры и извилистые трещины, освещенные изнутри розовым мутным огнем. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени. (К. Паустовский)
2.Среди тропов наиболее часто встречаются и используются
· Эпитеты
· Сравнения
· Метафоры
3.ЭПИТЕТЫ – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными. . (Учащиеся записывают понятие в тетрадь)
Примеры:
Статные осины высоко лепечут над вами; Длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев)
Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М.Ю.Лермонтов)
Иметь в виду: в качестве эпитетов могут выступать не только полные и краткиеприлагательные, но и наречия. Они образно характеризуют не предметы, а действия. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льет печально свет она (А.Пушкин). Кроме того, существительные тоже могут быть эпитетами. Например: Жила в высоком тереме девица-красавица.
Задание учащимся: в предложенном четверостишии М.Лермонтова найти эпитеты и сказать, какой частью речи они выражены.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
4.СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность. (Учащиеся записывают понятие в тетрадь) (Слайд № 11)
Примеры:
Глаза, как небо, голубые; Листья желтые, как золотые… (А.Твардовский)
Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга (К.Чуковский)
Змейкой мчится по земле белая поземка (С. Маршак) (Слайд № 12)
Вопрос учащимся: И эпитеты, и сравнения придают речи образность – но какая между ними разница? (эпитет не содержит прямого сопоставления в тексте с предметом или явлением, а при сравнении приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается)
Задание учащимся: в предложенных примерах найти образные сравнения.
Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит. (А.Пушкин)
Мелкий грибной дождь… шепчет что-то свое… и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой (К.Паустовский)
Был он рыжий, как из рыжиков рагу, рыжий, словно апельсины на снегу… (Р.Рождественский)
5.МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (другими словами – неназванное сравнение) (Учащиеся записывают понятие в тетрадь) (Слайд № 13)
Сходство может проявляться:
· По форме (кольцо на руке – кольцо дыма);
· По цвету (золотой медальон – золотые кудри);
· По впечатлению (черное покрывало – черные мысли)
· По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы)
· По другим признакам…
Метафора создает образ, который передается читателю или слушателю.
Примеры:
В саду горит костер рябины красной… (С.Есенин) – огненный цвет гроздьев поэт сравнил с пламенем. Сравнение в этом случае выглядело бы так: Гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костер.
Задание учащимся: в предложенных примерах найти метафоры.
… в багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя… (А.Пушкин)
Ночь тихо спустилась на землю; Земля окутала все белым покрывалом.
Отговорила роща золотая березовым веселым языком (С.Есенин)
III.Закрепление изученного.
Повторить определения терминов, изученных на уроке. Для чего в текстах используются различные виды троп?
Найти в предложенном тексте примеры эпитетов, сравнений, метафор (каждому учащемуся раздается данный текст):
За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьем, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки… Четверть часа прошло. Солнце село, но в лесу еще светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут, молодая трава блестит веселым блеском изумруда… Вы ждете. Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается все выше и выше… Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет. Лесной запах усиливается, влетевший ветер около вас замирает… (И.С.Тургенев)
Придумать и записать в тетрадях художественный текст на тему «Осень в лесу», используя эпитеты, сравнения и метафоры.
(задание для более слабых учащихся: придумать и записать эпитеты к слову облака; сравнения к слову солнце; метафору к выражению ветер дует)
IV. Домашнее задание.
Найти в любых художественных текстах примеры эпитетов, сравнений, метафор; выписать их в тетрадь по литературе; подготовить выразительное чтение этих отрывков.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературе "Тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения"»
Тема: тропы и фигуры художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения
Цели урока: освоение теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений
Задачи урока:
· Познакомить учащихся с понятиями тропы, эпитеты, метафоры, сравнения;
· Научить находить их в тексте;
· Способствовать развитию творческой деятельности самого ученика.
Ход урока
I.Вступительное слово учителя.
Хорошая художественная книга никого из нас не оставит равнодушным. Почему? Потому что она интересна своими событиями и героями и написана образно и эмоционально. Написать книгу интересно, образно и эмоционально – это искусство. Овладеть искусством художественного слова может каждый, если захочет этого. Но сначала нам нужно знать, а с помощью чего можно сделать нашу речь – устную и письменную – красивой и образной.
Сегодня нас ждет работа над словом, потому что это главный инструмент писателей и поэтов, чьими произведениями мы восхищаемся. Русский писатель Максим Горький говорил: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». А поэтесса Анна Ахматова называла русское слово царственным.
Как же использовать лексическое богатство русского языка, чтобы слова стали «царственными», а наша речь - живая, наглядная и красочная?
II.Основная часть урока.
1.Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов впереносном значении (вспомнить, что такое переносное значение слова: этозначение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании какого-то сходства. Например: работа кипит (т.е. проявляется в сильной степени, как кипящая вода))
Слова, которые использует писатель в переносном значении, называются тропами (это греческое слово в переводе – «образ, поворот, оборот»). Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения тех или иных предметов. (Учащиеся записывают понятие в тетрадь)
Задание учащимся: в предложенном тексте найти тропы, т.е слова и выражения в переносномзначении.
Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней синие пещеры и извилистые трещины, освещенные изнутри розовым мутным огнем. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени. (К. Паустовский)
2.Среди тропов наиболее часто встречаются и используются
· Эпитеты
· Сравнения
· Метафоры
3.ЭПИТЕТЫ – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными. . (Учащиеся записывают понятие в тетрадь)
Примеры:
Статные осины высоко лепечут над вами; Длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев)
Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М.Ю.Лермонтов)
Иметь в виду: в качестве эпитетов могут выступать не только полные и краткиеприлагательные, но и наречия. Они образно характеризуют не предметы, а действия. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льет печально свет она (А.Пушкин). Кроме того, существительные тоже могут быть эпитетами. Например: Жила в высоком тереме девица-красавица.
Задание учащимся: в предложенном четверостишии М.Лермонтова найти эпитеты и сказать, какой частью речи они выражены.
Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана,
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя.
4.СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность. (Учащиеся записывают понятие в тетрадь) (Слайд № 11)
Примеры:
Глаза, как небо, голубые; Листья желтые, как золотые… (А.Твардовский)
Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга (К.Чуковский)
Змейкой мчится по земле белая поземка (С. Маршак) (Слайд № 12)
Вопрос учащимся: И эпитеты, и сравнения придают речи образность – но какая между ними разница? (эпитет не содержит прямого сопоставления в тексте с предметом или явлением, а при сравнении приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается)
Задание учащимся: в предложенных примерах найти образные сравнения.
Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит. (А.Пушкин)
Мелкий грибной дождь… шепчет что-то свое… и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой (К.Паустовский)
Был он рыжий, как из рыжиков рагу, рыжий, словно апельсины на снегу… (Р.Рождественский)
5.МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (другими словами – неназванное сравнение) (Учащиеся записывают понятие в тетрадь) (Слайд № 13)
Сходство может проявляться:
· По форме (кольцо на руке – кольцо дыма);
· По цвету (золотой медальон – золотые кудри);
· По впечатлению (черное покрывало – черные мысли)
· По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы)
· По другим признакам…
Метафора создает образ, который передается читателю или слушателю.
Примеры:
В саду горит костер рябины красной… (С.Есенин) – огненный цвет гроздьев поэт сравнил с пламенем. Сравнение в этом случае выглядело бы так: Гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костер.
Задание учащимся: в предложенных примерах найти метафоры.
… в багрец и золото одетые леса. (А.Пушкин)
Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя… (А.Пушкин)
Ночь тихо спустилась на землю; Земля окутала все белым покрывалом.
Отговорила роща золотая березовым веселым языком (С.Есенин)
III.Закрепление изученного.
Повторить определения терминов, изученных на уроке. Для чего в текстах используются различные виды троп?
Найти в предложенном тексте примеры эпитетов, сравнений, метафор (каждому учащемуся раздается данный текст):
За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьем, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки… Четверть часа прошло. Солнце село, но в лесу еще светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут, молодая трава блестит веселым блеском изумруда… Вы ждете. Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается все выше и выше… Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет. Лесной запах усиливается, влетевший ветер около вас замирает… (И.С.Тургенев)
Придумать и записать в тетрадях художественный текст на тему «Осень в лесу», используя эпитеты, сравнения и метафоры.
(задание для более слабых учащихся: придумать и записать эпитеты к слову облака; сравнения к слову солнце; метафору к выражению ветер дует)
IV. Домашнее задание.
Найти в любых художественных текстах примеры эпитетов, сравнений, метафор; выписать их в тетрадь по литературе; подготовить выразительное чтение этих отрывков.