Этапы урока (время) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Личностные: | Регулятивные: | Коммуникативные: | Познавательные: |
1.Орг. момент. Цель. Включение в деятельность. | Проверяет готовность учащихся к уроку. Озвучивает тему и цель урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока. | Слушают, пытаются участвовать в объяснении ситуации затруднения и формулировке проблемы урока. Составляют план и последовательность действий | Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью | Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою позицию | Строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь. | Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках |
2. Актуализация и углубление знаний. | 1.На столе выставка из школьного музея. (Кузовок, котомка, туесок, деревянная тарелка, ухват, полотенце, деревянная ложка). Учитель открывает слайд с фрагментами деревянной резьбы, кружев, салфеток. Беседа с классом. - Посмотрите на выставку. Все эти предметы созданы умелыми руками людей. - Какие из них вам известны? - Многими из них пользуются и сегодня. Некоторые предметы люди забыли или не знают. С какими предметами вы встречались в сказках? В мире много добрых, веселых и запоминающихся устных народных произведений. Они создавались в глубокой древности, когда люди в основном были неграмотными, и передавались от бабушки к внучке, от отца к сыну. Как говорилось, из уст в уста. Вот почему все эти сказки, загадки, песенки, пословицы и поговорки называют произведениями устного народного творчества. Богат ими русский народ. 2. Просмотр мини-презентаций, подготовленных учащимися. «Считалки», «Приговорки», «Заклички». | Слушают, записывают теорию в тетради. Фольклор. Особенности фольклора. Малые жанры фольклора. (котомка, кузовок) | Формирование уважительного отношения к своему народу, к труду, к искусству. | 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Самостоятельно делать выводы Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию | Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | 1.Делать выводы, обобщения. 2.Осуществлять самоконтроль, самооценку Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств |
3.Работа по теме урока | 1. Беседа по содержанию статьи. - В чём проявляется мудрость народа? - Что называется пословицей? - Что отразилось в пословице? -Как называл пословицу В.И.Даль? - Когда мы употребляем в своей речи пословицы? - Найдите антонимы в пословицах: Мал золотник, да дорог», «Из большой тучи малый дождь», «После большого веселья слёзы бывают», «Много шуму из ничего». 2. Чтение пословиц в учебнике. Учитель предлагает объяснить смысл пословиц. 3. Учитель показывает на слайде слова для составления пословиц. время-потеха, труда –пруда, дело-мастера, пышки -шишки друга- береги | Читают статью в учебнике, отвечают на заданные вопросы, находят антонимы в пословицах, объясняют значение прочитанных в учебнике пословиц. 3. Составляют пословицу из предложенных им попарно соединенных слов. (Делу время – потехе час). (Без труда не вынешь и рыбку из пруда). ( Дело мастера боится). (Работнику -медовые пышки, лодырю-еловые шишки). ( Нет друга - ищи, нашел -береги). | Формирование интереса к духовно-нравственным ценностям своего народа. | Контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном | Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Поиск и выделение необходимой информации. |
4.Закрепление | Придумайте историю на основе одной из составленных пословиц. | Работа по группам. Придумывание истории на основе одной из пословиц. | Формирование духовно- нравственных качеств личности | | Освоение способов совместной речевой деятельности, управление поведением партнёра. Формирование навыков речевой деятельности | Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме. |
5. Самостоятельная работа | Учитель задаёт вопрос. - Как вы думаете, почему у различных народов мира пословицы нередко очень близки? Например, зарубежной пословице «Перо сильнее меча» соответствует русская – «Что написано пером, не вырубишь топором. Учитель раздаёт на каждый стол распечатки русских и зарубежных пословиц и даёт задание: к каждой зарубежной пословице подобрать русскую. | (Взгляды людей выражаются по-разному, но очень похожи). Подбирают к каждой зарубежной пословице русскую. | Формирование уважительного отношения к культуре других народов. | | Освоение способов совместной деятельности | Делать выводы, обобщения. Осуществлять самоконтроль, самооценку. |
6. Итог урока Рефлексия. | - Живет на земле человек. Он маленький, земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может он жить без запаха листьев, звонкой песни, без ручьёв, без синей мохнатой головки василька в поле, без народных сказок и песен, которые поют ему мама и бабушка. Этот человек каждый из вас. Чем дальше в будущее входим, Тем больше прошлым дорожим И в старом красоту находим, Хоть новому принадлежим. В. Шафран С какими малыми жанрами народного творчества вы сегодня встретились? Какое задание было самым трудным? Самым интересным? С какими малыми жанрами народного творчества мы должны познакомиться на следующем уроке? | Загадки, поговорки, песни. | Формирование чувства единения себя со своим народом, чувства сопричастности истории, культуре, судьбе народа. | Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик. | | |
7. Домашнее задание | Сообщение домашнего задания | 1.Сделать рисунок к одной из пословиц, подумать: прямое или переносное значение будет иллюстрировать рисунок. 2. Подобрать и записать в тетради по 3-4 пословицы по тематическим группам: о дружбе, о труде. О любви к родине. Индивидуальные задания: подготовить сообщение о поговорках; подготовить сообщение о загадках, используя материалы учебника и Интернета; выучить наизусть несколько поговорок, объяснить их значение. | | | | |
Н.В.Егорова. Литература 5 кл. Поурочные разработки, М.: Вако, 2011
Литература. 5 класс. Учеб. в 2 ч./В.П.Полухина, В.Я.Коровина и др., М.: Просвещение, 2015