kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Малые жанры фольклора"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планируемые результаты обучения:

личностныевоспитание уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

предметныезнать малые жанры фольклора, понимать мудрость, поучающий смысл пословиц;

метапредметныеовладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Малые жанры фольклора"»

Тема урока «Малые жанры фольклора».

Тип урокаурок открытия нового знания

Планируемые результаты обучения:

личностныевоспитание уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

предметныезнать малые жанры фольклора, понимать мудрость, поучающий смысл пословиц;

метапредметныеовладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; готовность слушать собеседника и вести диалог; активное использование речевых средств и средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач.

Техники и технологиитехнология развития критического мышления, технология проблемного обучения, игровая деятельность

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ): методическое пособие, наглядный материал, учебник, презентации.



Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:

1.Орг. момент. Цель. Включение в деятельность.

Проверяет готовность учащихся к уроку.

Озвучивает тему и цель урока.

Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.




Слушают, пытаются участвовать в объяснении ситуации затруднения и формулировке проблемы урока. Составляют план и последовательность действий

Интерес к изучению языка; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью

Уметь определять и формулировать цель на уроке; строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением; участвовать в диалоге по прочитанному произведению, понимать чужую точку зрения и аргументированно отстаивать свою позицию

Строить продуктивное речевое высказывание, точно и ясно выражать мысли и оценивать свою и чужую речь.

Извлекать фактуальную информацию из текстов, уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках

2. Актуализация и углубление знаний.

1.На столе выставка из школьного музея. (Кузовок, котомка, туесок, деревянная тарелка, ухват, полотенце, деревянная ложка). Учитель открывает слайд с фрагментами деревянной резьбы, кружев, салфеток. Беседа с классом.

- Посмотрите на выставку. Все эти предметы созданы умелыми руками людей.

- Какие из них вам известны?

- Многими из них пользуются и сегодня. Некоторые предметы люди забыли или не знают.

С какими предметами вы встречались в сказках?



В мире много добрых, веселых и запоминающихся устных народных произведений.

Они создавались в глубокой древности, когда люди в основном были неграмотными, и передавались от бабушки к внучке, от отца к сыну. Как говорилось, из уст в уста.

Вот почему все эти сказки, загадки, песенки, пословицы и поговорки называют произведениями устного народного творчества. Богат ими русский народ.



2. Просмотр мини-презентаций, подготовленных учащимися.

«Считалки», «Приговорки», «Заклички».


Слушают, записывают теорию в тетради.

Фольклор.

Особенности фольклора. Малые жанры фольклора.















































(котомка, кузовок)

Формирование уважительного отношения к своему народу, к труду, к искусству.

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Самостоятельно делать выводы











































































































Саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию























































































































Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

1.Делать выводы, обобщения.

2.Осуществлять самоконтроль, самооценку













































































































Поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств

3.Работа по теме урока

1. Беседа по содержанию статьи.

- В чём проявляется мудрость народа?

- Что называется пословицей?

- Что отразилось в пословице?

-Как называл пословицу В.И.Даль?

- Когда мы употребляем в своей речи пословицы?

- Найдите антонимы в пословицах: Мал золотник, да дорог», «Из большой тучи малый дождь», «После большого веселья слёзы бывают», «Много шуму из ничего».



2. Чтение пословиц в учебнике. Учитель предлагает объяснить смысл пословиц.



3. Учитель показывает на слайде слова для составления пословиц. время-потеха, труда –пруда,

дело-мастера, пышки -шишки друга- береги


















Читают статью в учебнике, отвечают на заданные вопросы, находят антонимы в пословицах, объясняют значение прочитанных в учебнике пословиц.

















































3. Составляют пословицу из предложенных им попарно соединенных слов.

(Делу время – потехе час).

(Без труда не вынешь и рыбку из пруда). ( Дело мастера боится). (Работнику -медовые пышки, лодырю-еловые шишки). ( Нет друга - ищи, нашел -береги).


Формирование интереса к духовно-нравственным ценностям своего народа.





































































Контроль в форме сличения результата действия с заданным эталоном

Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.


Смысловое чтение как осмысление цели чтения. Поиск и выделение необходимой информации.




4.Закрепление

Придумайте историю на основе одной из составленных пословиц.

Работа по группам.

Придумывание истории на основе одной из пословиц.

Формирование духовно- нравственных качеств личности


Освоение способов совместной речевой деятельности, управление поведением партнёра.

Формирование навыков речевой деятельности

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

5. Самостоятельная работа

Учитель задаёт вопрос.

- Как вы думаете, почему у различных народов мира пословицы нередко очень близки? Например, зарубежной пословице «Перо сильнее меча» соответствует русская – «Что написано пером, не вырубишь топором.

Учитель раздаёт на каждый стол распечатки русских и зарубежных пословиц и даёт задание: к каждой зарубежной пословице подобрать русскую.

(Взгляды людей выражаются по-разному, но очень похожи). Подбирают к каждой зарубежной пословице русскую.

Формирование уважительного отношения к культуре других народов.


Освоение способов совместной деятельности

Делать выводы, обобщения. Осуществлять самоконтроль, самооценку.

6. Итог урока Рефлексия.

- Живет на земле человек. Он маленький, земля огромная. Человек любит свою землю, потому что не может он жить без запаха листьев, звонкой песни, без ручьёв, без синей мохнатой головки василька в поле, без народных сказок и песен, которые поют ему мама и бабушка. Этот человек каждый из вас.



Чем дальше в будущее входим,

Тем больше прошлым дорожим

И в старом красоту находим,

Хоть новому принадлежим.



В. Шафран





С какими малыми жанрами народного творчества вы сегодня встретились? Какое задание было самым трудным? Самым интересным? С какими малыми жанрами народного творчества мы должны познакомиться на следующем уроке?

































































Загадки, поговорки, песни.

Формирование чувства единения себя со своим народом, чувства сопричастности истории, культуре, судьбе народа.

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик.



7. Домашнее задание

Сообщение домашнего задания

1.Сделать рисунок к одной из пословиц, подумать: прямое или переносное значение будет иллюстрировать рисунок.

2. Подобрать и записать в тетради по 3-4 пословицы по тематическим группам: о дружбе, о труде. О любви к родине.

Индивидуальные задания:

  • подготовить сообщение о поговорках;

  • подготовить сообщение о загадках, используя материалы учебника и Интернета;

  • выучить наизусть несколько поговорок, объяснить их значение.









Источники:

Н.В.Егорова. Литература 5 кл. Поурочные разработки, М.: Вако, 2011

Литература. 5 класс. Учеб. в 2 ч./В.П.Полухина, В.Я.Коровина и др., М.: Просвещение, 2015




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока "Малые жанры фольклора"

Автор: Андреева Марина Владимировна

Дата: 28.11.2019

Номер свидетельства: 529262

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) ""Малые жанры фольклора""
    ["seo_title"] => string(23) "malyie-zhanry-fol-klora"
    ["file_id"] => string(6) "258670"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448547979"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Малые жанры фольклора. Урок литературы в 5 классе. "
    ["seo_title"] => string(52) "malyie-zhanry-fol-klora-urok-litieratury-v-5-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "130926"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416041144"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) "Конспект урока литературы на тему: "Малые жанры фольклора. Пословицы и поговорки" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-litieratury-na-tiemu-malyie-zhanry-fol-klora-poslovitsy-i-poghovorki"
    ["file_id"] => string(6) "117417"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412783995"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(205) "Урок литературы в 5 классе на тему «Фольклор — коллективное устное народное творчество. Малые жанры фольклора»."
    ["seo_title"] => string(80) "urok_literatury_v_5_klasse_na_temu_folklor_kollektivnoe_ustnoe_narodnoe_tvorches"
    ["file_id"] => string(6) "586995"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1632068369"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Конспект урока "Понятие о фольклоре" "
    ["seo_title"] => string(38) "konspiekt-uroka-poniatiie-o-fol-klorie"
    ["file_id"] => string(6) "116918"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412655879"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства