Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе»
А. П. ЧЕХОВ. РАССКАЗ «ХИРУРГИЯ»
Цели урока: познакомить учащихся к биографией и творчеству А. П. Чехова; выбор профессии и увлечение написанием юмористических рассказов; познакомить учащихся с содержанием рассказа «Хирургия»
оборудование: тетради, учебник литературы, презентация по творчеству А. П. Чехова
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
Антон Павлович Чехов- гениальный русский прозаика и драматурга. «Милым, прекрасным человеком, скромным, тихим» считал Чехова великий Лев Николаевич Толстой. Личность Чехова — сочетание деликатности, душевной мягкости с мужеством и силой воли. Как человек, Чехов производил на всех приятное впечатление. Обратимся к эпиграфу сегодняшнего урока: «Хорошо вспоминать о таком человеке...» (М. Горький).
II. Работа с учебником: чтение статьи о жизни и творчестве А. П. Чехова Вопросы для восприятия прочитанного:
1. Кто такой А.П.Чехов?
2.Каким человеком представляется вам писатель?
3. Расскажите о его детстве, юности?
4.Где получил первоначальное образование?
5.Из какой семьи происходил А.П.Чехов?
3. Какими талантами обладали Чехов, его сестра и братья?
4. Как относился Чехов к чтению, книгам?
5. Когда появились первые рассказы писателя? О чем они?
6. Как Чехов подписывал свои произведения?
7. Почему в его творчестве так много сюжетов на медицинскую тему?
А. П. Чехов — выдающийся русский писатель. А.П.Чехов был очень трудолюбивым человеком, он в своей жизни всего добился сам. Обстановка в семье была очень сложная, после занятий он шёл помогать в бакалейную лавку, чтобы помочь своему отцу. Отец его владел в Таганроге бакалейной лавкой с вывеской: «Чай, сахар, кофе, мыло, колбаса и другие колониальные товары». Подчиняясь требованиям отца, Павла Егоровича, Антоша вместе с братьями работал в лавке, отсиживал долгие часы, занимаясь копеечными расчетами. В свободное от работы время дети пели в церковном хоре (любимое увлечение отца). Отец был деспотичен и часто наказывал детей розгами. Работа в лавке отца допоздна, физические наказания и другое повлияли на формирование личности Антоши и выработали у него отвращение к несправедливости и насилию, а также чувство собственного достоинства. «В детстве у меня не было детства», — так написал впоследствии Чехов.
Радость и успокоение в жизнь детей вносила мать, Евгения Яковлевна.
Еще в детстве будущий писатель защищался от лжи и пошлости теми средствами, которые были ему доступны, — юмором, неиссякаемой жизнерадостностью, насмешками. Вместе с братьями Антоша играл в сценках, изображая то зубного врача, то высокомерного чиновника, то лживого священника.
Будучи студентом-медиком, он стал писать короткие юмористические рассказы в журналах «Сверчок», «Будильник», «Стрекоза», «Зритель», «Осколки» и др. Рассказы выходили под псевдонимами: Антоша Чехонте (так когда-то называл Чехова преподаватель Таганрогской гимназии Ф. Н. Покровский), Вспыльчивый человек, Брат моего брата, Человек без селезенки, Крапива, Врач без пациентов и др. (У Чехова было более 50 псевдонимов).
III. Чтение рассказа «Хирургия» (1883 г.). (Читает учитель или по ролям заранее подготовленные ученики.)
IV. Беседа.
Домашнее задание: перечитать рассказ «Хирургия». Ответить на вопросы .