kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 5 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок - это обобщение материала по пройденному материалу. Он должен помочь учащимся понять необычность образа главного героя, разобраться во многих вопросах, которые всегда возникают при изучении этого произведения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 5 классе»

Технологическая карта урока литературы на тему

«Протест Герасима против крепостного права» по рассказу И. С. Тургенева «Муму».


Цель: помочь учащимся понять, как безмерно горе главного героя и как велико чувство радости при мысли о возможности совершить самостоятельный поступок; рассмотреть, является ли самостоятельный поступок крепостного шагом к избавлению от насилия, показать нравственное преображение Герасима, немой протест героя как символ немоты крепостных крестьян.

Планируемые результаты

Предметные умения: понимание связи литературных произведений с эпохой их написания; давать характеристику героя по его поступкам, поведению, называть основные черты характера героя; владение литературными терминами при анализе литературного произведения.

Метапредметные УУД:

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом процессе; осознает себя как индивидуальность, усваивает гуманистические ценности: добро, сострадание, неравнодушие, милосердие.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в учебнике.

Коммуникативные: слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения; формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности;

Основные понятия: крепостное право, крепостной, протест, прототип.

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.

Методы и средства обучения: индивидуальная работа, ответы на вопросы, выразительное чтение, работа с текстом.

Форма контроля: фронтальная работа, индивидуальная работа, парная работа, выразительное чтение, составление кластера, аргументированное высказывание, применение цитат из теста.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

1.Мотивация












Здравствуйте! Добрый день!А для того, чтобы в этот добрый день мы были добры и друг к другу приглашаю вас повернуться друг к другу и улыбнуться. Спасибо.

1. Ребята! У вас на столах лежат маршрутные листы, подпишите их.

2.А теперь давайте перед началом нашей работы проведём небольшую разминку.

На доске записаны предложения, но в каждом из них есть пропуск. Нам с вами необходимо коллективно обсудить , какое слово пропущено в предложении и вставить его

Я немного вас сориентирую. Вспомните , какую клятву дал И. С. Тургенев еще в детстве?

На доске запись:

-Самым замечательным лицом был дворник...(Герасим)

-Рассказ И.С.Тургенева “Муму” направлен ....(против)произвола помещиков.

-В судьбе Герасима виновата не столько барышня,а существующий строй,т.е ....(крепостное право).

- Самовольным уходом в деревню Герасим объявляет ....(протест) против барыни.





Объясняют смысл высказывания, связывают его с изученным .


Автор рассказа еще в детстве дал такую клятву: «Я не мог оставаться рядом с тем, что я возненавидел… Враг этот был – крепостное право, против чего я решил бороться до конца …».






Комфортное включение в урок


Умение подключать внимание, память, мышление.


Знать

сведения из биографии

писателя; понимать связь литературного произведения с эпохой их написания;


Умение воспроизводить

текст, умение использовать исторические термины. Умение подключать внимание, память, мышление. Умение извлекать и выделять необходимую информацию текста.

2.Целеполагание













1. Сегодня у нас урок-знакомство. А что означает слово «знакомство»?

2. Правильно. А давайте улыбнемся друг другу и посмотрим друг на друга так, как будто вы в первый раз увиделись и хотите познакомиться.

3. Когда вы смотрели друг на друга, на что вы обращали внимание?

4. Скажите, чтобы узнать человека лучше, достаточно ли только этих признаков?

5. Сегодня, работая на уроке, мы тоже будем знакомиться, будем больше узнавать друг о друге, потому что будем видеть друг друга, будем общаться. А чтобы состоялось общение, что необходимо?

6. Необходима тема для общения

Так вот сегодня мы продолжим знакомство с Герасимом и рассмотрим тему урока: «Протест Герасима против крепостного права» по рассказу И. С. Тургенева «Муму».

7.Ребята, внимательно прочитайте формулировку темы. Как вы понимаете значение слова протест?

8.Получается, Герасим возражает, выступает против крепостного права. Но ведь он и глухой, и немой?! Вот мы с вами, умея разговаривать, выражаем свой протест, свое несогласие с чем-то словами, кричим. А Герасим этого не мог сделать. Так что же он сделал? Вот мы и должны ответить на вопрос…

8.Да, вы правы. Нам надо выяснить: в чем заключается протест героя.

А чтобы найти ответ на этот вопрос мы должны поставить перед собой задачи.


Поступки, речь, поведение, отношение к другим, мнения других, увлечения, род занятий, обязанности



Лицо


Нет











Выбирают задачи урока






Как глухонемой Герасим протестует против Крепостного права

Целеполагание как постановка учебной задачи, планирование.


Расширение словарного запаса.




Умение определять для себя актуальную цель. Умение подключать внимание, память, мышление.




3.Актуализация знаний







Проверка д/з: индивидуальные задания (по толковому словарю определения к словам крепостное право, крепостной, прототип, проблема).


2.На ваших маршрутных картах в первом задании даны определения. Вам необходимо рядом с каждым определением написать соответствующий термин.

Кто является прототипом Герасима?



3.Да, Андрей остался служить своей помещице. Что интересного заметили? Для выяснения этой проблемы предлагаю вспомнить содержание рассказа.




4. Проблема: почему Тургенев изменил финал реальной истории?

Индивидуальные задания

Крепостное право – это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков.

Прототип - реальный человек, облик, поведение, события жизни которого послужили автору основой для создания образа литературного героя.


Сюжет рассказа «Муму» основан на реальных событиях. Под образом барыни явилась его мать Варвара, а персонажем Герасима был немой дворник Андрей, Муму - собака породы спаниель. Только вот после гибели собаки Андрей остался служить барыне.


Умение структурировать знания, анализировать, сравнивать, актуализация исторических и литературных знаний, выделение существенной информации,


Умение понимать смысл текста и умение работать с понятиями


Осознание необходимости в получении новых знаний.


4.Обобщение и систематизация знаний:










1.Для этого вам необходимо правильно выстроить сюжет

Проставьте номера перед каждым предложением.

Герасим уходит из барского дома в деревню.

Жизнь Герасима в доме барыни.

Герасим находит щенка.

Расставание с Татьяной.

Барыня требует уничтожить собаку.

Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.

2.Какие черты характера Герасима проявляются в его поведении и поступках? Для этого предлагаю закончить таблицу, начатую нами на прошлом уроке. Напротив каждого пункта напишите , качества, которые проявляются в поведении и поступках нашего героя

Черты характера Герасима

1) скучает по деревенской жизни,

2) с трудом привыкает к городской,

3) очень много работает,

4) ревностно исполняет свои обязанности,

5) во всем любит строгий порядок.

6) встреча с Татьяной

7) дарит бумажный платок на прощание

8) поведение за столом

9) дружба с Муму

10) обещание дворовым

11) возвращение в деревню


3. Так какими же чертами обладает наш Герасим?


Работают в парах (обсуждают задание, осуществляют взаимный контроль.)


Работа в группах.




1) любовь к деревенской жизни,

2) крепко не полюбилось житье

3) трудолюбие, трудоспособность

4) честность, усердие, исполнительность

5) строгость, серьезность нрава, степенность

6) способность к сильному и глубокому чувству, внимание, ласка, искренность

7) великодушие

8) способность постоять за друга.

9) чувство жалости и сострадания, человек с чутким сердцем, доброта

10) честность, верность слову

11) записать (решительность, самостоятельность гордость)


Умение находить существенное, видеть смысл текста, его

главную мысль



Составление кластера о Герасиме.

Уметь составлять характеристику героя по его поступкам, поведению, использовать цитаты из текста

5. Игра «Рассуждалка»

1.Ребята, как же мог терпеть такой человек? Ведь он обладал такими хорошими качествами! И терпел! Терпел, как и другие крепостные. Неужели среди крепостных не было таких крестьян, которые бы не подчинились прихоти барыни?

2. Мне кажется, что спустя некоторое время целая толпа людей пойдёт через двор в направлении каморки Герасима; чтобы атаковать каморку Герасима лишь из-за того, что он во время не принёс в гостиную дров, чем сильно расстроил барыню. Согласны ли вы со мною?

3. Так почему же Герасим решил уйти?

Высказывание собственного мнения с убедительными аргументами





Осада каморки. Цитируют.


Формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения

6.Физминутка

Š-Ребята, молодцы, потрудились на славу, а теперь отдохнём. Проведем физкультминутку и заодно вспомним содержание рассказа. Все встаем и слушаем мои рассуждения.

Если правильно-хлопаем в ладоши, если неправильно- топаем ножками.

1)Герасим вёл Муму на верёвочке. Гаврила послал вслед за ним Ерошку, который решил с Герасимом пообедать в трактире и погулять по городу.

Правильно или неправильно?

2)ŠОдна из компаньонок барыни держалась на случай бессонницы и, как ночной извозчик, спала днем.

Правильно или неправильно?

3) Герасим ударил себя в грудь, как бы объявляя, что сам берётся уничтожить Муму. Но сам-то решил всех обмануть и спасти собаку.

Правильно или неправильно?


Умение анализировать, понимать смысл текста

7.Выразительное чтение отрывка «Возвращение домой»


Задание: подчеркнуть глаголы, с помощью которых автор передаёт душевное состояние героя.


1.Что изменилось в нём?





2.Почему ушел Герасим самовольно?




3.С кем сравнивает автор Герасима в начале городской жизни.


4.А разве человек, являющийся частью такого прекрасного мира, может быть чьей-то собственностью.




5.Что означал самовольный уход Герасима в деревню?




6.Как относится писатель к своему герою?


Усердно и безостановочно шагал,

спешил без оглядки, спешил домой,

шёл, торопился.


Он стал решительным и сам решил распорядиться своей судьбой

Герасим устал от произвола барыни


Гибель любимого существа и была той каплей, которой не доставало, чтобы решиться на протест


«пойманный зверь»


«как лев выступал сильно и гордо» Он уже не пойманный зверь, а лев – царь, хозяин положения, что помогает ощутить мощный прилив сил для защиты от опасностей.

Означал решительный протест Герасима против произвола и надругательства барыни над чувством собственного достоинства.

Восхищается, стремится вызвать к Герасиму глубокое сочувствие читателя и выразить идею отрицания крепостного права

Определение изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно художественного содержания произведения; владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения

8. Исследовательская работа по тексту.

Давайте сравним, каким показан герой в начале текста и в конце текста.

В начале рассказа:

немой и могучий

работал за четверых

смахивал на степенного гусака

сложенный богатырём


- Можно ли утверждать, что нелёгкие испытания не сломили Герасима?

- А в жизни Герасима что-либо изменилось? Подтвердим это текстом.

Подбирают по тексту соответствующие характеристики .

В конце:

здоров и могуч по-прежнему

работает за четверых по-прежнему

важен и степенен

богатырская сила


Живет бобылем, не держит собак, не водится с женщинами. Душевная пустота

Формирование коммуникативной компетентности со сверстниками в процессе учебно-исследовательской деятельности


9. Рефлексия

Оценочный этап


1. Какой Герасим вам нравится больше: в начале рассказа или в конце? Почему?



2.Почему И.С. Тургенев изменил финал реальной истории про дворника Андрея?»


3




. Почему свой рассказ И.С.Тургенев назвал не «Герасим», а «Муму»?











4.Итак, как вы думаете, мы решили проблему урока?

Вывод учителя: таким образом, И.С. Тургенев показал победу Герасима не только над властью барыни, но и над своей рабской покорностью.

-Ребята, оцените свою работу. РЕФЛЕКСИЯ.

Встаньте у рабочих столов и ответьте на мой последний вопрос, но без слов, только движениями.

Вопрос: какое эмоциональное состояние вы испытывали на уроке?

- Если вам было плохо, скучно, не интересно, то присядьте.

- Если вам было хорошо, вы были уверенны, вам было интересно, то поднимите руки.

- Если было очень хорошо, вам все очень понравилось, вы себя чувствовали отлично, то поднимите руки и хлопните в ладоши».

-Посмотрите, какие мы все разные, интересные. Все имеем право на свое мнение. И выражать свое мнение можем не только с помощью жестов, эмоций, но и с помощью речи. Нам дано с вами самое ценное – умение говорить, то, чем был обделен Герасим. А почему И.С.Тургенев сделал своего героя глухонемым, вы узнаете на последующих уроках. А если кто-то уже разгадал эту загадку, то замечательно

В конце он взбунтовался против рабской покорности, чтобы не потерять своего человеческого достоинства.

Автор концовкой рассказа выражает свое торжество – победу Герасима не только над гнетом барыни, но и над самим собой, над привычкой терпеть и повиноваться, привычкой не иметь и не сметь иметь своих решений.

Уход из жизни любимого существа послужил толчком к решительным, самостоятельным действиям Герасима. Уходя в деревню, Герасим выражает протест против крепостного права.


Муму можно назвать и Герасима. Символ таких же бесправных крепостных т.е. народа, который терпит свое рабское положение.


Выявление личностно-эмоционального отношения к герою - умение структурировать знания.



Подводят итоги, делятся впечатлениями.

10. Домашнее задание

Ребятам предлагается выполнить домашнее задание на выбор:

Ответьте письменно на вопрос:

Чем Герасим отличается от остальных дворовых?






Маршрутная карта ученика 5 класса _____________________________________

Допишите термин к определению (проверка домашнего задания) .

I задание (Самостоятельная работа)

Термин

Определение

Балл


реальное лицо, жизнь которого послужила автору основой для создания образа литературного героя.



форма зависимости крестьян



сложный вопрос, задача, требующие разрешения.



крестьянин, зависимый от помещика.


Итоговый балл(за каждый правильный ответ – 1 балл)


II задание (Парная работа)

Проставьте номера перед каждым предложением так, чтобы у вас получился последовательный рассказ

Номер предложения

Сюжет

Балл


Герасим уходит из барского дома в деревню.



Жизнь Герасима в доме барыни.



Герасим находит щенка.



Расставание с Татьяной.



Барыня требует уничтожить собаку.



Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.


За каждый правильный ответ ставим 1 балл

ИТОГОВЫЙ БАЛЛ ЗА УРОК

Номер задания

Балл

I задание


II задание


Всего


ОЦЕНКА______

Норма оценки: 6-7 баллов- оценка «3»

8-9 баллов- оценка «4»

10 баллов и больше- оценка «5»

Маршрутная карта ученика 5 класса _____________________________________

Допишите термин к определению (проверка домашнего задания) .

I задание (Самостоятельная работа)

Термин

Определение

Балл


реальное лицо, жизнь которого послужила автору основой для создания образа литературного героя.



форма зависимости крестьян



сложный вопрос, задача, требующие разрешения.



крестьянин, зависимый от помещика.


Итоговый балл(за каждый правильный ответ – 1 балл)


II задание (Парная работа)

Проставьте номера перед каждым предложением так, чтобы у вас получился последовательный рассказ

Номер предложения

Сюжет

Балл


Герасим уходит из барского дома в деревню.



Жизнь Герасима в доме барыни.



Герасим находит щенка.



Расставание с Татьяной.



Барыня требует уничтожить собаку.



Герасим подчиняется воле помещицы, утопив собаку.


За каждый правильный ответ ставим 1 балл

ИТОГОВЫЙ БАЛЛ ЗА УРОК

Номер задания

Балл

I задание


II задание


Всего


ОЦЕНКА______

Норма оценки: 6-7 баллов- оценка «3»

8-9 баллов- оценка «4»

10 баллов и больше- оценка «5»


Сообщение 2.  

Крепостное право – это такие законы, по которым большинство русских крестьян не могли покинуть своих господ-помещиков. По этим законам земля принадлежала помещикам, а работать на ней должны были крестьяне. Богатство помещика определялось тем, сколько у него было «душ» - крестьян мужского пола (женщин за «души» не считали). Были помещики, имевшие  несколько тысяч «душ».

 Крестьян, «прикреплённых» к помещичьей земле, называли крепостными. Помещики делали со своими крепостными всё, что хотели: возлагали на них непосильную работу, за малейшую провинность отдавали в солдаты, секли – иногда до смерти. Крестьян продавали, словно скотину, при этом разлучали детей с родителями; выменивали крепостных на собак.

Были помещики, которые заводили у себя театры с крепостными актёрами. Были среди крепостных прекрасные музыканты, художники, скульпторы. Все они так же зависели от помещиков, как и те, кто работал в поле. Прекрасные произведения искусства созданы руками крепостных. К сожалению, даже невозможно сосчитать, сколько талантов погибло в крепостной неволе.

 Были законы, запрещавшие помещикам жестокое обращение с крепостными, но исполнялись они плохо. Известен, например такой случай. Помещица Наталья Салтыкова, известная своей жестокостью, во цвете лет стала лысеть. Пришлось ей носить парик, а для того, чтобы крепостной парикмахер не открыл кому-нибудь эту ужасную тайну, помещица приковала юношу цепью к клетке, а клетку поставила в своей спальне.  

Отменено было крепостное право только в 1861 году.

Сообщение 3.

Рассказ И. С. Тургенева «Муму» – это первое произведение, в котором автор показал пороки крепостничества. А создавал он свой рассказ на реальных событиях.

Много лет назад в дальней господской деревне Сычево жил глухонемой от рождения мужик, по имени Андрей. Но приметила его барыня (маменька Тургенева- Варвара Петровна). Она восхитилась его гвардейским ростом и медвежьей силой. Она пожелала иметь того гвардейца у себя при московском доме в дворниках. Варвара Петровна приказала: «Пусть колет дрова для кухни и комнат, возит в бочке воду из Александровского фонтана, обхаживает и сторожит барский двор. Ни у кого не будет во всей Москве такого гиганта-дворника, как дворник вдовы полковника Екатеринославского полка. А что нем да глух как пробка — и того лучше!»

Для мужика городская работа была совершенно легкая, но скучная. Так и жил себе Андрей, не жалуясь, при барыне до самой ее смерти. Службу справлял аккуратно, госпожу свою уважал, ни в чем ей не перечил.

Но однажды приглянулась немому тихая дворовая девушка, а барыня, зная это, рассудила отдать ее замуж за другого. Андрей и это опять стерпел. И даже свою любимую собачонку, по кличке Муму, которую когда- то он спас зимой из речки Фонтанки и которая была для него отрадой и утешением, безропотно утопил сам, когда барыня приказала.

Всё вынес…

История, которую описал Тургенев в своем произведении, не придумана им, а происходила на самом деле. Мать Тургенева Варвара Петровна и немой дворник Андрей – прототипы героев – барыни и Герасима.

Прототип - реальный человек, облик, поведение, события жизни которого послужили автору основой для создания образа литературного героя.

Сообщение 1.

На Руси было время, которое в истории называется крепостное право. Всё население России делилось на несколько групп, то есть на сословиями: дворянство, духовенство, купечество, мещанство (мелкие купцы, ремесленники, мелкие служащие), крестьяне. Человек мог перейти из одного сословия в другое в очень редких случаях. Дворянство и духовенство считались привилегированными сословиями. Дворяне имели право владеть землей и людьми — крепостными крестьянами. Больше половины крестьянского населения Центральной России было крепостным. Дворянин, которому принадлежали крестьяне, мог назначать им какие угодно наказания, мог продавать крестьян, например, продать мать одному помещику, а её детей — другому. Крепостные крестьяне считались по закону полной собственностью господина. По сути, это была форма рабства. Крестьяне должны были работать на помещика на его поле (отрабатывали барщину) или отдавать ему часть заработанных денег (платили оброк).



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока литературы в 5 классе

Автор: Левдик Наталья Егоровна

Дата: 06.11.2020

Номер свидетельства: 562635

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока литературы "Разножанровое прочтение стихотворений М. Цветаевой" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-litieratury-raznozhanrovoie-prochtieniie-stikhotvorienii-m-tsvietaievoi"
    ["file_id"] => string(6) "191804"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427370875"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект   урока литературы в 11 классе на тему "Анализ рассказа А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича" "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-na-tiemu-analiz-rasskaza-a-i-solzhienitsyna-odin-dien-ivana-dienisovicha"
    ["file_id"] => string(6) "218178"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433691472"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока литературы для учащихся 10 класса  «Лермонтов и Байрон: мотив одиночества в лирике»."
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-litieratury-dlia-uchashchikhsia-10-klassa-liermontov-i-bairon-motiv-odinochiestva-v-lirikie"
    ["file_id"] => string(6) "280014"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453308656"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока литературы в 5 классе "Братья наши меньшие" в стихотворениях поэтов XX века "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-brat-ia-nashi-mien-shiie-v-stikhotvorieniiakh-poetov-xx-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "175314"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424260796"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока литературы В.Гюго "Козетта" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-litieratury-v-giugho-kozietta"
    ["file_id"] => string(6) "193038"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427556186"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства