Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 10 классе по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"»
Урок – эпилог к роману Ф.М. Достоевского
“Преступление и наказание”.
( Урок – размышление, 10 класс)
Тема: Обретение веры. (Размышляя над страницами романа).
Задачи урока:
· сформировать личное отношение к роману;
· заострить внимание на проблемах, созвучных сегодняшнему дню;
· увидеть и понять нравственные уроки Ф.М. Достоевского, общественное звучание романа.
Эпиграф к уроку.
Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей.
Ф.М. Достоевский. “Братья Карамазовы”
Оформление урока:
· портрет Ф.М. Достоевского
· иллюстрации И. Глазунова к роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.
I.Объявление темы и задач урока.
II.Чтение эпиграфа.
III.Вступительное слово учителя.
Вот и подошла к концу наша встреча с романом Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание ”. Глубокое погружение в текст, бесспорно, привело вас к раздумьям над многими проблемами, вопросами. Я надеюсь на то, что, если многое еще в этом романе в силу вашего возраста и не понято до конца, но мысль уже разбужена.
А это главное!
Еще раз взглянем на обложку романа “Преступление и наказание” – перед нами судебный роман с этическим конфликтом – преступлением – греха и наказания – возмездия. Уже начальная формула - “Преступление и наказание” – внушает нам мысль о высшей закономерности наказания, идее вины и морального суда.
Наши ожидания не напрасны. Действительно, для Достоевского и его героев самое главное –“это мысль разрешить”. И суд имеется в виду «высший»: тот, который вершится в сфере нравственных идей.
В творчестве великого русского писателя, религиозного мыслителя Ф.М. Достоевского нашел отражение кризис гуманизма, углубившийся в XX столетии. Гуманисты эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) ратовали за расцвет человеческой личности, всех ее потенциальных возможностей, за раскрепощение от пут средневекового католицизма,
Французскими просветителями(XVIIIв.) в идеи гуманизма было привнесено отрицание божественной сути мира, т.е. атеистическое миропонимание. Человеческому разуму приписывались неограниченные возможности. Фридрих Ницше (1844-1900гг.) создал учение о сверхчеловеке, стоящем по ту сторону добра и зла. В его последних книгах – “Воля к власти”, “Се человек” – попираются все святыни, открыто прославляется зло. Отрицание Бога постепенно приводит к оправданию дьявольского начала. Ф.М. Достоевский увидел зияющую бездну за этими учениями и пророчески отобразил ее в своих творениях.
Перед изучением эпилога романа мы имеем возможность обобщить накопленные наблюдения. Все это надо сделать предельно кратко.
I.Первая учебная ситуация
В чем состоит необычность преступления, совершенного
Р. Раскольниковым?
(Л.Н. Толстой: “Преступление Раскольникова – это не тогда, когда он стоял с топором, а когда он мыслил”. Перед нами идейный убийца, и идея эта ” носится в воздухе” – страшная идея о делении людей. Мысль всегда страшнее деяния. Преступление Р. Раскольникова в “мысли”, предавшей его душу дьяволу. Иными словами, преступление – в неполноте веры. И все последующие события - расплата за это).
II. Вторая учебная ситуация.
Почему же Р. Раскольников, несмотря на совершенное преступление, воспринимается как личность значительная, вызывающая сочувствие и сострадание?
Выступление ребят. 2 группы: адвокаты Раскольникова(речь в защиту Раскольникова), прокуроры (обвинение Раскольникова)
Ш. Третья учебная ситуация.
Так кто же Раскольников – убийца или спасатель? Можно ли согласиться с “ простой арифметикой ” Раскольникова: ради счастья большинства можно уничтожить ”ненужное большинство”?
(Нет, в построении идеологии преступления допущена серьезная ошибка. Нарушена причинно – следственная связь. Раскольников – “Борись, гордый человек”, возлюби ближнего своего, ради человечества убей человека, т.е. соверши преступление( а совершишь преступление, убиваешь еще и самого себя)- все это нарушение причинно – следственной связи делает теорию нежизнеспособной и губительной для ее носителя).
IV. Четвертая учебная ситуация.
Преступление совершено. Какое же наказание?
( Ясно, что не каторга. А что же? Еще при жизни – ад: “Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку. Тут - таки разом и себя ухлопал навеки ”. Следовательно, ад-это самоубийство навеки; вот что грозит Раскольникову. Надругавшись над живой жизнью в себе, оставив Бога, подчинив душу свою идее, Раскольников обрекает себя на страшные мучения - мучения постепенного умирания души. Начало ада – в отрицании, в торжестве “НЕТ” ( нет Бога, нет бессмертия, нет добродетели). Реальный мир утрачен. Старец Зосима из другого романа Достоевского на вопрос: “Что есть ад?” отвечает: “Страдание о том , что нельзя уже более любить”. Это голая гордыня отрицания. Да, Бог дал человеку свободу. Это великий дар, но и великий соблазн. И там, где начинается своеволие и произвол, там подстерегают человека духи тьмы. Недаром Раскольников совершает преступление в 7 часов вечера. “7” – теологическое число. Число – истинно святое число: соединение числа “3”, символизирующее Божественное совершенство, и число “4”,числа мирового порядка, их сумма является символом союза человека с Богом. А Раскольников в 7 часов вечера, убив старушонку, разорвал союз с Богом.
Итак, в результате страшного эксперимента над собой Раскольников убедился, что путь сильной личности, жаждущей и добивающейся власти, позволяющей себе ”кровь по совести”, не для него. Где же выход?
IV.Пятая учебная ситуация.
Зачем ”необыкновенный” человек пришел к “обыкновенному” - к Соне Мармеладовой?
(Раскольников ищет выход. Чтение Нового завета – это кульминация отношений Раскольникова и Сони Мармеладовой. Давайте посмотрим на Раскольникова сквозь притчу о воскрешении Лазаря (сама притча озвучивается заранее подготовленным учеником). Может быть, впервые Раскольников ощутил всевластие божьей правды как земного закона. “Соня представляла собой неумолимый приговор”. Тут или ее дорога, или его – дорога к самоуничтожению).
В эпилоге мы видим Раскольникова на каторге. Каким же предстает он перед нами?
VI. Шестая учебная ситуация.
( Выборочная работа с текстом).
Человеческая натура Раскольникова была слишком противоречивой, чтобы сердце так легко одержало победу над разумом. Но что же оставалось. Вот мы и подошли к самому важному в нашем уроке.
Какими же путями проникает истина в душу человека?
Тут может быть три версии судьбы героя на момент эпилога и конца романа.
Групповые задания.
Проследить по тексту, свой вывод обосновать.
1 версия: нравственное преобразование уже произошло?
2 версия: Раскольников еще только на пороге новой жизни?
3 версия: герой остается несмирившимся, гордым человеком?
Найдите аргументы в защиту своей версии, опираясь на наблюдения по тексту.
Слово учителя.
Прочитан и изучен роман Ф.М. Достоевского ”Преступление и наказание”. Роман, который раскрывает страшный мир, изображает человека, которому некуда пойти, говорит о нечеловеческих трагедиях. Но он нас и предупреждает, что нет таких причин, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков, т.к., с точки зрения Ф.М. Достоевского, они ведут в тупик: к безразличию, равнодушию, разрешению в себе человеческого, нравственного долга. Достоевский последовательно опровергает своеволие, ”наполеонизм” Раскольникова. (Вспомним у А.С. Пушкина: ”Мы все глядим в Наполеоны…”).
История достаточно показала тиранов и деспотов, которые ”насильно” устраивали судьбы народов путем уничтожения сотен тысяч, миллионов ни в чем не повинных людей ”обыкновенных”.
Так теория Раскольникова приводит нас к размышлениям над острейшими проблемами нашего времени:
1. убийство является одним из самых тяжелых преступлений, и очень редко имеются причины, способные оправдать его;
2. развенчание вседозволенности – тема очень актуальная для нас сегодня. К счастью, в сердце Раскольникова есть совесть, которая станет источником его возрождения.
Какие же нравственные уроки получает Раскольников?
( Ребята поочередно записывают их на доске. Можно дать индивидуальное задание ученику заранее).
1. Подлинная человечность всегда связана с истинной совестливостью.
2. Страшно, когда человеку некуда пойти, но не менее страшно, когда ему все дозволено.
3. Право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми.
4. Бесчеловечно, когда за преступление ”героя” расплачиваются другие.
5. Преступление всегда ведет к разрушению личности ”переступившего”… и другие.
Где же источник противостояния злу?
( Зло порождается окружающей действительностью, но человек должен и обязан противостоять ему силой добра, которое сосредоточено в сердце. Именно собственное сердце может заключать ” бесконечные источники жизни”. Но только чистые сердцем обладают такой способностью, поэтому новая жизнь должна начаться с очищения, с осуждения себя).
И Раскольников понимает, что стать человеком – значит обрести те нравственные ориентиры, без которых невозможно жить с людьми, сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освященных религией.
Трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении
перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя
великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность:
высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, -
напрасно прожитой. Нужно научиться слушать голос собственного
сердца и помнить, что стремление отогнать от себя сомнения и
обрести тем самым душевное спокойствие усугубляет
заблуждения. Сомнения -результат интенсивной работы мысли,
важнейший компонент жизни, освобождение от которого оборачивается трагедией. Это великий урок Ф.М. Достоевского.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание. Написать сочинение по роману ”Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского. ”Размышляя над страницами романа ”Преступление и наказание”.
Во время семинара на доске составляется таблица ”Путь прозрения Раскольникова”. (Опорный конспект см. в прикрепленных файлах)
object(ArrayObject)#871 (1) {
["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
["title"] => string(228) "Модель урока литературы в 10 классе по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» с использованием метода "Фишбоун"."
["seo_title"] => string(80) "model_uroka_literatury_v_10_klasse_po_romanu_f_m_dostoevskogo_prestuplenie_i_nak"
["file_id"] => string(6) "551136"
["category_seo"] => string(10) "literatura"
["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
["date"] => string(10) "1590260152"
}
}