kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы в 10 классе по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Обретение веры. (Размышляя над страницами романа).

Задачи урока: 

·        сформировать личное отношение к роману;

·        заострить внимание на проблемах, созвучных сегодняшнему дню;

·        увидеть и понять нравственные уроки Ф.М. Достоевского, общественное звучание романа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы в 10 классе по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"»

Урок – эпилог к роману Ф.М. Достоевского

Преступление и наказание”.

( Урок – размышление, 10 класс)

                                                     

Тема: Обретение веры. (Размышляя над страницами романа).

Задачи урока: 

·        сформировать личное отношение к роману;

·        заострить внимание на проблемах, созвучных сегодняшнему дню;

·        увидеть и понять нравственные уроки Ф.М. Достоевского, общественное звучание романа.

Эпиграф к уроку.

                                Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей.

 Ф.М. Достоевский. “Братья Карамазовы”

Оформление урока:

·        портрет Ф.М. Достоевского

·        иллюстрации И. Глазунова к роману Ф.М.Достоевского “Преступление и наказание”.

I.Объявление темы и задач урока.

II.              Чтение эпиграфа.

III.           Вступительное слово учителя.

     Вот и подошла к концу наша встреча с романом Ф.М. Достоевского “Преступление и наказание ”. Глубокое погружение в текст, бесспорно, привело вас к раздумьям над многими проблемами, вопросами. Я надеюсь на то, что, если многое еще в этом романе в силу вашего возраста и не понято до конца, но мысль уже разбужена.

А это главное!

Еще раз взглянем на обложку романа “Преступление и наказание” – перед нами судебный роман с этическим конфликтом – преступлением – греха и наказания – возмездия. Уже начальная формула - “Преступление и наказание” – внушает нам мысль о высшей закономерности наказания, идее вины и морального суда.

Наши ожидания не напрасны. Действительно, для Достоевского и его героев самое главное –“это мысль разрешить”. И суд имеется в виду «высший»: тот, который вершится в сфере нравственных идей.

   В творчестве великого русского писателя, религиозного мыслителя Ф.М. Достоевского нашел отражение кризис гуманизма, углубившийся в XX столетии. Гуманисты эпохи Возрождения (XIV-XVI вв.) ратовали за расцвет человеческой личности, всех ее потенциальных возможностей, за раскрепощение от пут средневекового католицизма,

Французскими просветителями(XVIIIв.) в идеи гуманизма было привнесено отрицание божественной сути мира, т.е. атеистическое миропонимание. Человеческому разуму приписывались неограниченные возможности. Фридрих Ницше (1844-1900гг.) создал учение о сверхчеловеке, стоящем по ту сторону добра и зла. В его последних книгах – “Воля к власти”, “Се человек” – попираются все святыни, открыто прославляется зло. Отрицание Бога постепенно приводит к оправданию дьявольского начала. Ф.М. Достоевский увидел зияющую бездну за этими учениями и пророчески отобразил ее в своих творениях.

 Перед изучением эпилога романа мы имеем возможность обобщить накопленные наблюдения. Все это надо сделать предельно кратко.

I.      Первая учебная ситуация

     В чем состоит необычность преступления, совершенного

      Р. Раскольниковым? 

     (Л.Н. Толстой: “Преступление Раскольникова – это не тогда, когда он стоял с топором, а когда он мыслил”. Перед нами идейный убийца, и идея эта ” носится в воздухе” – страшная идея о делении людей. Мысль всегда страшнее деяния. Преступление Р. Раскольникова в “мысли”, предавшей его душу дьяволу. Иными словами, преступление – в неполноте веры. И все последующие события - расплата за это).

II. Вторая учебная ситуация.

Почему же Р. Раскольников, несмотря на совершенное преступление, воспринимается как личность значительная, вызывающая сочувствие и сострадание?

Выступление ребят.        2 группы: адвокаты Раскольникова(речь в защиту Раскольникова), прокуроры (обвинение Раскольникова)

Ш. Третья учебная ситуация.

  Так кто же Раскольников – убийца или спасатель? Можно ли согласиться с “ простой арифметикой ” Раскольникова: ради счастья большинства можно уничтожить ”ненужное большинство”?

(Нет, в построении идеологии преступления допущена серьезная ошибка. Нарушена причинно – следственная связь. Раскольников – “Борись, гордый человек”, возлюби ближнего своего, ради человечества убей человека, т.е. соверши преступление( а совершишь преступление, убиваешь еще и самого себя)- все это нарушение причинно – следственной связи делает теорию нежизнеспособной и губительной для ее носителя).

        IV.   Четвертая учебная ситуация.

 Преступление совершено. Какое же наказание?

( Ясно, что не каторга. А что же? Еще при жизни – ад: “Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку. Тут - таки разом и себя ухлопал навеки ”. Следовательно, ад-это самоубийство навеки; вот что грозит  Раскольникову. Надругавшись над живой жизнью в себе, оставив Бога, подчинив душу свою идее, Раскольников обрекает себя на страшные мучения - мучения постепенного умирания души. Начало ада – в отрицании, в торжестве “НЕТ” ( нет Бога, нет бессмертия, нет добродетели). Реальный мир утрачен. Старец Зосима из другого романа Достоевского на вопрос: “Что есть ад?” отвечает: “Страдание о том , что нельзя уже более любить”. Это голая гордыня отрицания. Да, Бог дал человеку свободу. Это великий дар, но и великий соблазн. И там, где начинается своеволие и произвол, там подстерегают человека духи тьмы. Недаром Раскольников совершает преступление в 7 часов вечера. “7” – теологическое число. Число – истинно святое число: соединение числа “3”, символизирующее Божественное совершенство, и число “4”,числа мирового порядка, их сумма является символом союза человека с Богом. А Раскольников в 7 часов вечера, убив старушонку, разорвал союз с Богом.

Итак, в результате страшного эксперимента над собой Раскольников убедился, что путь сильной личности, жаждущей и добивающейся власти, позволяющей себе ”кровь по совести”, не для него. Где же выход?

IV.           Пятая учебная ситуация.

Зачем ”необыкновенный” человек пришел к “обыкновенному” - к Соне Мармеладовой?

(Раскольников ищет выход. Чтение Нового завета – это кульминация отношений Раскольникова и Сони Мармеладовой. Давайте посмотрим на Раскольникова сквозь притчу о воскрешении Лазаря (сама притча озвучивается заранее подготовленным учеником). Может быть, впервые Раскольников ощутил всевластие божьей правды как земного закона. “Соня представляла собой неумолимый приговор”. Тут или ее дорога, или его  –  дорога к самоуничтожению).

В эпилоге мы видим Раскольникова на каторге.  Каким же предстает он перед нами?

VI. Шестая учебная ситуация.

       ( Выборочная работа с текстом).

Человеческая натура Раскольникова была слишком противоречивой, чтобы сердце так легко одержало победу над разумом. Но что же оставалось. Вот мы и подошли к самому важному в нашем уроке.

Какими же путями проникает истина в душу человека?

 Тут может быть три версии судьбы героя на момент эпилога и конца романа.

Групповые задания.

Проследить по тексту, свой вывод обосновать.

1 версия: нравственное преобразование уже произошло?

2 версия: Раскольников еще только на пороге новой жизни?

3 версия: герой остается несмирившимся, гордым человеком?

Найдите аргументы в защиту своей версии, опираясь на наблюдения по тексту.

          Слово учителя.

Прочитан и изучен роман Ф.М. Достоевского ”Преступление и наказание”. Роман, который раскрывает страшный мир, изображает человека, которому некуда пойти, говорит о нечеловеческих трагедиях. Но он нас и предупреждает, что нет таких причин, которые могли бы оправдать бесчеловечность идей и поступков, т.к., с точки зрения Ф.М. Достоевского, они ведут в тупик: к безразличию, равнодушию, разрешению в себе человеческого, нравственного долга. Достоевский последовательно опровергает своеволие, ”наполеонизм” Раскольникова. (Вспомним у А.С. Пушкина: ”Мы все глядим в Наполеоны…”).

История достаточно показала тиранов и деспотов, которые ”насильно” устраивали судьбы народов путем уничтожения сотен тысяч, миллионов ни в чем не повинных людей ”обыкновенных”.

Так теория Раскольникова приводит нас к размышлениям над острейшими проблемами нашего времени:

1.     убийство является одним из самых тяжелых преступлений, и очень редко имеются причины, способные оправдать его;

2.    развенчание вседозволенности – тема очень актуальная для нас сегодня. К счастью, в сердце Раскольникова есть совесть, которая станет источником его возрождения.

Какие же нравственные уроки получает Раскольников?

( Ребята поочередно записывают их на доске. Можно дать индивидуальное задание ученику заранее).

1.     Подлинная человечность всегда связана с истинной совестливостью.

2.     Страшно, когда человеку некуда пойти, но не менее страшно, когда ему все дозволено.

3.     Право быть человеком недопустимо с правом встать над людьми.

4.     Бесчеловечно, когда за преступление ”героя” расплачиваются другие.

5.     Преступление всегда ведет к разрушению личности ”переступившего”… и другие.

 Где же источник противостояния злу?

( Зло порождается окружающей действительностью, но человек должен и обязан противостоять ему силой добра, которое сосредоточено в сердце. Именно собственное сердце может заключать ” бесконечные источники жизни”. Но только чистые сердцем обладают такой способностью, поэтому новая жизнь должна начаться с очищения, с осуждения себя).

И Раскольников понимает, что стать человеком – значит обрести те нравственные ориентиры, без которых невозможно жить с людьми, сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освященных религией.

Трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении

перешагнуть через общепринятые нравственные нормы во имя

великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность:

высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, -

напрасно прожитой. Нужно научиться слушать голос собственного

сердца и помнить, что стремление отогнать от себя сомнения и

обрести тем самым душевное спокойствие усугубляет

заблуждения. Сомнения  -результат интенсивной работы мысли,

важнейший компонент жизни, освобождение от которого оборачивается трагедией. Это великий урок Ф.М. Достоевского.

       Подведение итогов урока.

Домашнее задание. Написать сочинение по роману ”Преступление и наказание” Ф.М. Достоевского. ”Размышляя над страницами романа ”Преступление и наказание”.

Во время семинара на доске составляется таблица ”Путь прозрения Раскольникова”. (Опорный конспект см. в прикрепленных файлах)




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Автор: Захарова Оксана Леонидовна

Дата: 15.01.2020

Номер свидетельства: 535976

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(281) "Конспект урока литературы в 10 классе "Соня Мармеладова-воплощение идей христианской нравственности в романе Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание"""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_litieratury_v_10_klassie_sonia_marmieladova_voploshchieniie_idie"
    ["file_id"] => string(6) "384603"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485534725"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока литературы в 10 классе "Роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-litieratury-v-10-klassie-roman-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie"
    ["file_id"] => string(6) "109101"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404124449"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Конспект урока литературы.Тема: "Роль евангельских  сюжетов  в понимании идеи романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»""
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekturokalitieraturytiemarolievanghielskikhsiuzhietovvponimaniiidieiromanafmdostoievskoghopriestuplieniieinakazaniie"
    ["file_id"] => string(6) "265290"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449903037"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "«Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»). "
    ["seo_title"] => string(90) "analiz-epizoda-son-raskol-nikova-po-romanu-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie"
    ["file_id"] => string(6) "186674"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1426404817"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Модель урока литературы в 10 классе по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» с использованием метода "Фишбоун"."
    ["seo_title"] => string(80) "model_uroka_literatury_v_10_klasse_po_romanu_f_m_dostoevskogo_prestuplenie_i_nak"
    ["file_id"] => string(6) "551136"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1590260152"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства