Цель урока: Показать на примере образа Сони Мармеладовой, в чем видел Ф. М. Достоевский основы народной христианской нравственности. Слайды 1.2.3.4 Дидактическая модель обучения: проблемное изложение. Педагогические средства: аналитическая беседа, проблемные задания. Вид деятельности учащихся: индивидуальная, фронтальная. Планируемый результат и уровень усвоения: Учебно-познавательная компетенция: знать средства создания художественного образа в прозаическом произведении. Уметь анализировать художественный образ, находить способы выражения авторской точки зрения на данную проблему. Информационная компетенция: уметь создавать устные сообщения, опираясь на текст литературного произведения. Воспитательная компетенция: воспитывать духовно-нравственные качества личности: сострадание, милосердие, любовь к ближнему. Оборудование урока: компьютерная презентация. Оформление доски: Соня Мармеладова – воплощение идей народной христианской нравственности. Эпиграф О, как в страданье веры много! А. А. Фет Словарная работа Нравственность - правила, определяющие поведение; духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе, а также выполнение этих правил. Грех – нарушение религиозных предписаний, правил. Юродство – врожденное телесное или духовное уродство (житейское представление) Юродство – это «безумная мудрость», духовный подвиг, добровольное принятие на себя лишения, «самопроизвольное мученичество» (старинная русская религиозная традиция) Вера без дела мертва (христианский народный афоризм). Цель (какого результата должны достигнуть учащиеся): исследовать позицию автора; уметь целостно воспринимать и истолковывать произведение Цель учителя на данном этапе урока: развивать мыслительные операции учащихся путем сравнения, обобщения, наблюдения; воспитывать духовно-нравственные качества личности: сострадание, милосердие, любовь к ближнему. Образовательные задачи: 1. Учить сравнивать, сопоставлять, работать с книгой. 2.Развивать речь детей. Воспитательные задачи: Воспитывать учащихся нравственными людьми. Метод работы: частично – поисковый, словесный, анализ, обобщение работа с печатным словом, проблемного изложения, проблемно-диалоговый. Метод стимулирования учебной деятельности: учебная дискуссия компьютерная поддержка. Формы работы: индивидуальная, самостоятельная, фронтальная. Критерии достижения целей и задач: « отлично» - учащийся принимает участие во всех этапах урока, отлично владеет текстом художественного произведения, умеет анализировать, обобщать, делать выводы. «хорошо» - принимает участие в большинстве видов деятельности, демонстрирует знание текста. «удовлетворительно» - учащийся охватил меньше половины видов деятельности, допускает ошибки, предпринимает попытки делать выводы. М.Ф.Достоевский писал: «Побольше бы чувства, сердца, да действительного, а не то, что только в литературе». Он считает, что с помощью только разума «мысль разрешить» невозможно, нужно почувствовать мысль, воспринять ее не одним лишь умом, а всем «сердцем». Я надеюсь, что и вы тоже сможете всем сердцем раскрыть тему сегодняшнего урока, ведь именно в бедной и убогой жизни героев Достоевского тлел огонек человечности. Слайд 5 Нравственным образцом и идеалом для Достоевского была личность Христа, в которой воплотились черты высшего и полного развития человека. Федор Михайлович был убежден в целительности веры как огромной энергии, заключенной в любом человеке. Слайд 6 С Христом связаны в евангельских текстах понятия истины, милосердия, веры, справедливости, кротости и особенно любви. Соня Мармеладова-воплощение идеи народной христианской нравственности Мы привыкли называть героиню Соней, но ее полное имя София – мудрость. 1.В чем мудрость Сони? (именно она понимает что путь к счастью и нравственному возрождению человека проходит через страдание, христианское смирение, веру в «божий промысел». В этом одна из основных идей творчества Достоевского. 2.Так грешница ли Соня?(« Я бесчестная, я великая грешница») Слайд 7 Она не бессильно скользнула по наклонной плоскости, Она делает трудный выбор, сознательный шаг. Кирпотин пишет, что Соня, «как тот святой, который, согревая телом прокаженного, сам не заражается». Христос по Евангелию спас блудницу от ханжей, собиравшихся побить ее камнями. Но евангельская блудница не ведала безнравственности своего поступка, прозрев, бросила свое ремесло. Соня все понимала, но не могла не вступить на свой путь - единственно возможный для спасения от голодной смерти маленьких Мармеладовых. Взгляните на доску. 3.Что Достоевский считает грехом? (Читаем) 4.Соня говорит, что жестоко поступила. − В чем ее жестокость? (ч.4,гл.4, стр.303) (Соня корит себя за то, что не почитала Катерине Ивановне: «мне идти пора», не подарила ей воротничок и нарукавники: «На что вам, говорю, Катерина Ивановна?») (Ради других она убила собственную жизнь, но терзается муками совести от того, что не отдала все. Отдать, значит отдать все до нитки, не оставив даже мысли об отданном. Речь идет о воротничке, который попросила Катерина Ивановна). 5.Прав ли Раскольников, называя ее грешницей? Пусть и жертвует собой, чтобы спасти родных, но, торгуя собственным телом, совершает невольный грех. - Как называет себя сама Соня? («Я бесчестная, я великая грешница»4ч, гл.4 6. Есть ли выход? (С головой прямо в воду) Слайд 8 7. Возможно ли уйти из жизни? ( В ее положении это было бы слишком эгоистическим выходом: оно избавило бы ее от позора, от мучений, но лишало бы ее подзащитных последней соломинки, без которой человек не может продолжать жить). 8.Что же поддерживает Соню в ее трудной жизни? (Вера) (Идее бога в народной христианской нравственности присущи понятия справедливости, добра, милосердия. Нужно служить добру, быть милосердным, справедливым не за что-то, а потому, что это близко человеческой сущности). Слайд 9 10.Что чувствует Соня, когда Лужин обвинил ее в воровстве?(ч.5, гл 3) 11. После этого Раскольников называет ее юродивой, причем твердит дважды, почему? 12.Какое понятие юродства связывает Раскольников с Соней? (По мысли Достоевского, Соня воплощает народное начало, народную стихию: терпение, смирение, безмерную любовь к человеку и Богу). Раскольников поражен силой Сони: «Вдруг он весь быстро наклонился и.припав к полу, поцеловал ее ногу… Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился». (ч.4.гл.4.стр.306) Слайд 10 Религиозность Сони влияет на Раскольникова. Он просит ее прочитать легенду о воскрешении Лазаря. Чуда воскрешения ждет теперь раскольников от Сони. 13. Что говорит Свидригайлов о своей невесте? (У ней личико вроде Рафаэлевой Мадонны. Ведь у Сикстинской Мадонны лицо фантастическое, сорбное.. Он намекает не только на внешнее сходство, но и духовную близость). Сообщение ученика Сикстинская Мадонна − самая замечательная картина Рафаэля и, вероятно, самая знаменитая из всех картин. Гениальный творческий замысел раскрывает глубокую веру в прекрасного человека. Мадонна идет по облакам, неся своего ребенка. Она идет к людям, юная и величавая, что-то тревожное затаив в своей душе; глаза ребенка глядят на нас, в мир, с такой великой силой, так широко, так напряженно и с таким озарением, словно видит он свою судьбу и судьбу всего человеческого рода. В расширенных глазах Мадонны можно прочесть и страх перед трагической участью сына, и стойкость, и непоколебимость, и сознание необходимости жертвы. Весь ее облик, с одной стороны – строгий и торжественный, с другой – мягкий и женственный, бесконечно трогателен сочетанием большой нравственной силы и почти детской беспомощности. Слайд 11 Учащийся рассказывает о рисунке Достоевского. Обратите внимание на рисунок Достоевского к повести «Крокодил». Он хранит отпечаток идеального женского типа, который писатель видел в Мадонне Рафаэля. Этот рисунок сделан не для зрителя, лишь одним, двумя штрихами и представляет попытку вспомнить черты лица Мадонны. Детский нежный профиль, поворот головы влево, высокие тонкие брови, расчесанные на прямой пробор волосы. Характерная линия носа, маленький, четко очерченный рот в странной, как будто неуверенной полуулыбке, ямочка на подбородке, тень на левой щеке и правом виске – все это бережно, хотя и не совсем, может быть умело, восстанавливает Достоевский. Рисунок сделан перед написанием «Преступления и наказания». Слайд 12 Достоевский считает, что достичь царства Божия на земле можно только достигнув свободы, равенства, братства. А также любовью («смотри как он любил его») и смирением. 14. Что предлагает Соня Раскольникову, который после совершения преступления испытывает «разомкнутость», разъединенность с людьми? (Пойти на перекресток, страдание принять, искупить). ( V ч., гл.4, стр.402) « Встань! ( Она схватила его за плечо; он приподнялся, смотря на нее почти в изумлении).Пойди сейчас, сию же минуту, стань на перекрестке, поклонись. Поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклянись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!» Тогда бог тебе опять жизни пошлет». Видеоролик из фильма «Преступление и наказание» « Он смотрел на Соню и чувствовал, как много на ней было ее любви, и странно, ему стало вдруг тяжело и больно, что его так любят. Да, это было странное и ужасное ощущение!» 15.Что понимает Соня в Раскольникове не умом, а сердцем? (Он глубоко несчастен, поэтому она бросается перед ним на колени, целует, обнимает его, обещает нигде не оставлять: «За тобой пойду, всюду пойду.») Она совершает подвиг любви и самопожертвования «Он вошел на Сенную. Ему неприятно, очень неприятно было сталкиваться с народом, но он шел именно туда, где виднелось больше народу» «Он вдруг вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух «Я убийца!». Он весь задрожал, припомнив это….Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастьем 16. Почему Дуня спокойна за брата, зная, что Соня рядом с ним?(Ч.6.гл.8) 17. Чем похожи Соня и Раскольников? Они оба «преступили». Причины этого одинаковы: нищета, социальная несправедливость).Но Соня губит свою жизнь ради жизни других людей. Раскольников решается на убийство, чтобы доказать свое превосходство. Люди тянулись к Соне и сторонились Раскольникова. Он живет разумом, а Соня – сердцем. Она призывает Раскольникова к раскаянию, она согласна нести его крест, помочь прийти к истине через страдание. У нас не вызывают сомнения ее слова, мы уверены, что Соня последует за Раскольниковым, будет вместе с ним. Зачем ей это? На это могла пойти только она, с добрым сердцем и бескорыстною любовью к людям. Идеи гуманизма и христианства пронизывают образ. 18.Что мы узнаем о дальнейшей судьбе героев из эпилога? Писатель говорит, что страдания, перенесенные героями, открыли им дорогу к счастью, что «их воскресила любовь Роль эпилога очень важна в романе. Автор показывает истинное раскаяние героя. Это воплощение библейской темы смирения: «Смирись, гордый человек!» Это воплощение главной идеи романа: только любовь к ближнему способна победить зло. Отрывок из «Эпилога» |