«Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
«Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
Конспект открытого урока литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
Единица содержания: применение алгоритма анализа эпизода литературного произведения на вставном композиционном элементе «Сон Раскольникова».
Цель урока:
обучающий аспект:
освоить применение алгоритма анализа эпизода на новом материале (вставном композиционном элементе);
расширить свои знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявлении его особенностей;
уметь устанавливать связь между эпизодом, отдельными фрагментами эпизода и общим содержанием художественного произведения;
уметь проводить параллели между изучаемым эпизодом и эпизодами снов других художественных произведений.
развивающий аспект:
развивать монологическую и диалогическую речь;
развивать умение работать в группе, выслушивать и принимать позиции друг друга, ответственность;
развивать умение сопоставлять различные художественные произведения, их фрагменты; сравнивать частное и общее в художественном произведении, выявлять идейные закономерности; проводить аналогии и параллели между мотивами поступков героев, символическими деталями и общим идейным содержанием произведения;
развивать умение давать характеристику явлениям и поступкам, видеть мотивацию поступков, давать им оценку;
развивать мотивацию к дальнейшему изучению художественных произведений («Преступления и наказания» Ф.М.Достоевского в частности).
воспитывающий аспект:
воспитывать чувство сострадания, сопереживания;
воспитывать нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку;
воспитывать уважительное отношение к произведениям русской классической литературы, поднимающими глубокие, интересные философские и психологические проблемы, актуальные в наше время;
воспитывать любовь, гордость по отношению к родному слову через русскую литературу, являющуюся мерилом нравственных ценностей.
Тип урока: урок комплексного применения знаний.
Формы обучения: групповая, фронтальная.
Методы обучения: продуктивный, репродуктивный.
Компетенции: коммуникативная, ценностно-смысловая; учебно-познавательная; общекультурная; личного самосовершенствования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»). »
Конспект открытого урока литературы для учащихся 10 класса по теме «Анализ эпизода «Сон Раскольникова» (по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
Единица содержания: применение алгоритма анализа эпизода литературного произведения на вставном композиционном элементе «Сон Раскольникова».
Цель урока:
обучающий аспект:
освоить применение алгоритма анализа эпизода на новом материале (вставном композиционном элементе);
расширить свои знания в сфере комплексного анализа художественного текста и выявлении его особенностей;
уметь устанавливать связь между эпизодом, отдельными фрагментами эпизода и общим содержанием художественного произведения;
уметь проводить параллели между изучаемым эпизодом и эпизодами снов других художественных произведений.
развивающий аспект:
развивать монологическую и диалогическую речь;
развивать умение работать в группе, выслушивать и принимать позиции друг друга, ответственность;
развивать умение сопоставлять различные художественные произведения, их фрагменты; сравнивать частное и общее в художественном произведении, выявлять идейные закономерности; проводить аналогии и параллели между мотивами поступков героев, символическими деталями и общим идейным содержанием произведения;
развивать умение давать характеристику явлениям и поступкам, видеть мотивацию поступков, давать им оценку;
развивать мотивацию к дальнейшему изучению художественных произведений («Преступления и наказания» Ф.М.Достоевского в частности).
воспитывающий аспект:
воспитывать чувство сострадания, сопереживания;
воспитывать нравственные качества, отражающие отношение к другому человеку;
воспитывать уважительное отношение к произведениям русской классической литературы, поднимающими глубокие, интересные философские и психологические проблемы, актуальные в наше время;
воспитывать любовь, гордость по отношению к родному слову через русскую литературу, являющуюся мерилом нравственных ценностей.
Этапы: подготовительный, применения, итог на рефлексивной основе.
Оборудование: доска, мел, раздаточный материал (карточки со схемой анализа текста), плакат «Правила работы в группе», плакат с таблицей по темам для анализа, анкета для анализа эмоций учеников после урока.
Граница знания-незнания
Учащиеся знают и умеют
Не знают и не умеют
- Анализировать эпизод по алгоритму.
- Соотносить частное и общее в художественном произведении.
- Применять схему анализа эпизода к вставным композиционным элементам.
ХОД УРОКА.
I. Организационный момент. 5 мин.
Приветствие, проверка по списку, запись даты и темы урока на доске.
II. Этап подготовки к активной учебно-познавательной деятельности. 30 мин.
Задачи этапа:
обеспечение мотивации,
актуализация опорных и фоновых знаний и умений,
постановка целей урока.
Беседа учителя с учениками:
Тема нашего сегодняшнего урока – «Анализ эпизода сна Раскольникова». Посмотрите на доску. Запишите тему в тетради.
Какие слова являются наиболее важными, на ваш взгляд, ключевыми в теме нашего урока?
Ответ:
«Преступление и наказание», «Сон Раскольникова» - текст, эпизод в тексте.
«Анализ эпизода» – навык, который мы сегодня применим.
Вспоминаем термины.
Сегодня мы анализируем эпизод. Что такое ЭПИЗОД? Давайте попробуем вспомнить вместе.
Дети делают свои предположения, дают ответы.
Хорошо. Посмотрите на литературоведческое определение из словаря. «Эпизод – отрывок, фрагмент какого-либо художественного произведения, обладающий самостоятельностью и законченностью» (словарь литературоведческих терминов). Это определение останется на доске и будет своеобразным компасом для анализа весь наш урок.
Дети записывают определение в тетрадь по теории литературы.
Почему эпизод так важен для анализа произведения, если это всего лишь ЧАСТЬ?
Ученики отвечают на вопрос в произвольном порядке. Учитель делает вывод из сказанного.
Эпизод очень значим. Ключевые, важные понятия, символы, явления из эпизода ниточками связаны со всей канвой произведения, сигнализируют компетентным читателям о важном.
Как вы думаете, почему для анализа мы выбрали именно СОН?
Что в нем особенного, что он таит в себе? С какими другими ключевыми понятиями связан по ассоциации для нас сон?
Давайте составим небольшую схему ассоциаций с этим словом.
Один ученик выходит к доске и записывает ответы одноклассников:
неведомое
СОН -------- загадка
граница между мирами
пророчество
бессознательное
СИМВОЛ
Обобщающее слово учителя:
Сон всегда был тайной, загадкой для человека. С ним связаны верования, сказки, предания, предсказания, колдовство.
Сны интересны всем, а кто разработал психологическую теорию сна?
Дети делают предположения.
В трудах по психоанализ Зигмунда Фрейда СОН – доминанта бессознательного, иллюзорное осуществление вытесненных желаний. А теория К.Г. Юнга гласит – образы и символы снов универсальны для всех людей. Универсальность образов и стала использовать литература.
Учитель цветным мелом фиксирует на доске: СОН ----- СИМВОЛ
Что мы как носители и сознательного, и бессознательного можем узнать из сна?
Ответы учеников: судьбу, предсказание, разгадать свое психическое состояние.
А давайте обратимся к нашему читательскому опыту и вспомним литературные произведения, в которых используется прием включения сна. О чем мы узнавали из этих снов?
Ребята вспоминают несколько эпизодов из классических произведений. Если подобная работа затрудняется незнанием материала, то учитель обращается к написанному на доске.
Посмотрите, пожалуйста, на те сны, которые я записала для вас. Давайте сравним, что вы назвали, вспомнили, а что – нет.
Почему же так много снов в русской литературе, для чего авторы используют ИМЕННО СНЫ. Что сосредотачивается в этих эпизодах?
Опираясь на накопленные нами знания и умения, культурный багаж, давайте сформулируем проблемный вопрос. Какой проблемный вопрос мы можем поставить на нашем сегодняшнем уроке, поставить какую проблему перед собой, которую необходимо решить?
Совместное обсуждение формулировки. Учитель мягко подводит детей к правильной постановке вопроса.
Итак, ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: какова роль эпизода в раскрытии (авторской) идеи произведения?
Как вы думаете, какие цели на уроке мы перед собой поставим, анализируя эпизод сна?
Ученики отвечают. Учитель обобщает ответы.
ЦЕЛИ: проанализировать эпизод, показать, почему он так важен в тексте.
III.Этап применения знаний и способов действий 35 мин.
Задача этапа: применение знаний и умений при анализе вставного композиционного элемента.
Давайте обратимся к Сну Раскольникова, откроем тексты «Преступления и наказания», настроимся на атмосферу этого отрывка. Выберите самые важные, на ваш взгляд, отрывки из текста. Прочитаем их вместе.
Выразительное чтение по желанию 3-х небольших отрывков по выбору учащихся.
Итак, мы сейчас с вами приступим к работе над анализом эпизода в художественном произведении. Это для нас новый вид работы или мы уже владеем им?
Ответ: Владеем, мы уже анализировали эпизоды.
Если ученики затрудняются ответить, учитель задает наводящий вопрос:
Вспомним, на примере каких эпизодов художественных произведений вы работали над развитием навыка анализа эпизода?
Ответ: Эпизод «Смерть Базарова» в романе «Отцы и дети», сцена дуэли в роман «Евгений Онегин», сцена в церкви в романе «Красное и черное» и т.д.
Учитель раздает листы со схемой анализа эпизода..
Посмотрите на схему. Есть ли у вас по ней вопросы? ЭТА СХЕМА БУДЕТ КЛЮЧОМ, который поможет раскрыть смысл Сна Раскольникова.
Дети знакомятся со схемой, задают вопросы, учитель отвечает.
Схема анализа эпизода
Границы эпизода.
О чем повествуют эпизоды перед данным фрагментом?
Какие события происходят в эпизоде? Кто участвует в этих событиях?
Найдите символы или ключевые слова эпизода. Объясните их значение.
Каков эмоциональный настрой фрагмента?
О чем повествуют эпизоды после данного фрагмента?
Почему именно этот фрагмент имеет значимость для идеи произведения?
Сейчас вы получите групповые задания, мы будем работать тремя группами. Перед тем, как приступить к работе, внимательно прочитайте про себя правила работы в группах. Есть ли у вас какие-то вопросы по этим правилам? Какой пункт кажется вам наиболее трудновыполнимым?
Правила работы в группе
Внимательно выслушайте (прочитайте) задание.
Обсудите мнение каждого.
Умейте спокойно договориться и прийти к общему мнению.
Выберите того, кто будет отвечать.
Цените время (у вас всего 15 минут)!
Обсуждение проводите корректно, не мешая работе других групп.
Запишите таблицу в тетради. Мы разделимся на три группы, но будем работать с таблицей все вместе.
Учитель произвольно делит класс на мини-группы по шесть человек.
Первая группа получает задание по теме «персонажи и события сна Раскольникова», вторая – «чувства и переживания героя в эпизоде», третья – «символы сна Раскольникова». Напоминаю вам о строгом регламенте – у вас всего 15 минут на совместную работу! Как только выходит первый выступающий, все обсуждения прекращаются. Будьте внимательны ко всем выступающим! Когда вы прослушаете выступление, запишите себе в тетрадь самостоятельно вывод. Я буду записывать на доске ключевые слова.
Дети работают с текстом.
Закончили работу, обсуждение. Положите ручки. Представьте свою работу в группах.
Группа 1
Персонажи и события сна Раскольникова (необходимо привлечение цитатного материала из текста при ответе в качестве доказательств своих мыслей)!
Какие события разворачиваются в сне? Опишите их.
Каковы герои, участвующие в этих событиях? Назовите, охарактеризуйте их.
Почему Миколка убивает лошадь?
К какому выводу мы приходим, анализируя события и персонажей сна?
Группа 2
Чувства и переживания героя (необходимо привлечение цитатного материала из текста при ответе!)
Какой период жизни главного героя представлен в сне? Каков возраст героя?
Что испытывает главный герой, видя избиение лошади? Опишите его чувства.
Почему именно таков эмоциональный настрой героя и всего фрагмента текста?
К какому выводу при анализе чувств и переживаний героя мы приходим?
Группа 3
Символы сна Раскольникова
Что герой испытывает, проходя мимо церкви? Что чувствует, увидев кабак?
Какие символы вы можете вычленить из эпизода сна?
Разъясните их. (Церковь – символ милосердия, сострадания, веры. Кабак – порочное, злое, темное начало, жестокость. Лошадь (кляча) – символ страдания и т.д.)
Попробуйте сделать вывод. Почему именно такие символы расположены в этом сне?
Ученики в ходе выступления представителя группы заполняют таблицу. Выступающие от каждой группы делают вывод. Учитель говорит, чтобы остальные участники обсуждения самостоятельно записали вывод в тетрадь так, как они поняли. А затем просит учащегося из другой группы сказать, какой вывод он записал.
ОЦЕНКИ ПО ГРУППАМ
Персонажи и события сна
Чувства и переживания героя
Символы сна
Вывод: Достоевский показывает нам жестокость, злодеяния, насилие, произвол, царящие в этом мире.
Вывод: душа главного героя чиста. Он способен сострадать, сопереживать, не может остаться равнодушным к злодеяниям.
Вывод: символы совмещают в себе различные противоположные начала, царящие в душе героя.
Что было, какие Что будет? Что решил
эпизоды до сна? для себя сразу после?
Опираясь на сделанные выводы, ответим на эти вопросы дома в эссе «Как сон повлиял на Раскольникова?»
Дети записывают домашнее задание.
IV.Этап подведения итогов и рефлексии 10 мин.
Задача: понимание важности, необходимости полученных знаний.
Какие начала борются в душе героя, между какими путями ему предстоит выбрать?
Ожидаемый ответ: В Раскольникове борются доброе и злое начала. Сон противоречит его теории. Он выбирает, как ему поступить: по совести, по-христиански или так, как ему кажется, будет правильным, но совершая грех.
Мы говорили о том, что сны – это предсказания. В чем пророчество этого сна?
Ответ учеников: Это сон-предупреждение. События, о которых предупреждает нас сон Раскольникова, произойдут после убийства Родионом старухи.
Чему мы научились сегодня?
Примерные ответы: Анализу. Разделились на три группы, три важных части. Рассмотрели все кусочки, вплоть до символов.
Обобщение учителя:
Мы анализировали эпизод в трех разных направлениях, то есть разложили его на составляющие, а затем мы пришли к синтезу, соединению, то есть ответили на главный вопрос сегодняшнего занятия. Мы увидели, что в тексте все переплетено, нет ничего отдельного. Вставной элемент крайне важен. Это значит, что автор преследовал какую-то цель. Мы с вами поняли, что цель эта – показать внутренние переживания героя.
Как вы думаете, почему весь мир захвачен произведениями Ф.М.Достоевского?
Возможные ответы учеников: они интересные, в них описаны чувства, близкие каждому человеку.
Учитель делает общий вывод.
Глубокий, качественный анализ произведений всегда дает нам возможность заглянуть вглубь себя, понять себя, свои мысли, чувства. Надеюсь, сегодня у нас это получилось.
V. Анализ эмоций учащихся. 5 мин.
Каждый ребенок по желанию, уходя, анонимно оставляет свое мнение об уроке, отмечая в специальной анкете утверждения, которые соответствуют его настроению. Анкеты опускаются в специальную урну для голосований на выходе из кабинета.
Примеры вопросов анкеты:
Мне было трудно понять содержание
Учитель плохо объяснил, что нужно делать
Мне непонятно, зачем мы анализировали эпизод.
Некоторые моменты были лишними.
Это был обычный урок, ничего нового я не узнал.
Возможно, что-то мне потом пригодиться.
Были некоторые недостатки, но в целом урок мне понравился.
Я чувствовал стеснение перед новым учителем.
Что-то мешало мне раскрыться, показать себя.
Атмосфера урока оставляла желать лучшего.
Мне было комфортно работать на уроке.
Учитель требовал от нас то, чего мы не умеем.
Было интересно узнать что-то новое.
Я узнал кое-что важное для себя.
Всё, сделанное на этом уроке, пригодиться мне в учебной деятельности.
Мне понравилось, как вел себя учитель.
Я думаю, учитель был неуверен и скован. и т.д.
Используемая литература:
Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. - 504 с.
Гарин И. И. Многоликий Достоевский. М.: Терра, 1997. - 395 с.
Набоков В. Федор Достоевский // Набоков В.В. Лекции по русской литературе. — М.: 2001.
Арутюнова Н.Д. Стиль Достоевского в рамке русской картины мира // Поэтика, стилистика, язык и культура. М., 1996. — С. 83— 99.
Поставленные мною задачи были понятны детям и соответствовали требованиям программы. Я постаралась заинтересовать ребят, хорошо их мотивировать на результат и процесс учебной деятельности. Ученики проявили неподдельный интерес к предмету. Моей задачей было постоянное поддержание этого интереса к содержанию урока. Благодаря советам классного руководителя у меня получилось умело актуализировать знания, необходимые для достижения задач урока (беседа по вопросам, заранее записанным на доске), и грамотно отобрать содержание нового материала, соответствующего требованиям программы и задачам урока, органично внедряя современные образовательные технологии.
Учащиеся были активны на всех этапах урока, адекватно понимали и выполняли мои требования и задания. Когда происходила работа в группах, проснулся соревновательный дух, ребята работали слаженно и быстро. Такая форма работы укрепляет коллектив и способствует развитию навыков самопрезентации.
На протяжении урока я обращала внимание на речевую активность учащихся и на то, чтобы в дискуссиях были задействованы все ученики. Создавались условия для формирования навыков полемической (в дискуссиях) и монологической речи (в персональных выступлениях). Дети творчески отнеслись к заданиям, быстро определились лидеры, которые и организовали работу мини-групп. Это упражнение особенно удалось.
Занятие было четко структурировано. Систематически диагностировались промежуточные результаты урока, записывались краткие выводы. По моему мнению, вводная часть была немного затянута, но, по отзывам ребят, экскурс в историю теории сна и разговор о символах сновидений был одним из самых интересных моментов урока. Кроме того, дети поняли, что литература непосредственно связана с историей, психологией (сны как плод бессознательного) и биологией (мозг как генератор снов).
Классный руководитель остался доволен той частью урока, где мы кратко анализировали произведения, где присутствовали «эпизоды сна». Детям это пригодится в написании сочинений для ЕГЭ, формировало навыки сопоставления и анализа произведений. Таким образом, обеспечивалась связь данного занятия с прошедшими, логика учебной программы не нарушена.
На этапе подведения итогов урока была дана качественная и количественная оценка деятельности обучающихся.
Судя по результатам анонимного голосования учеников, урок им понравился, они считают, что многому научились. Работать в такой творческой, теплой атмосфере было легко. Некоторые дети отметили, что отношение к ним, как к равным, им польстило и способствовала раскрепощению и выражению своего истинного мнения, а не того, какое бы хотел услышать учитель.
Считаю, что урок достиг обучающей цели, имел воспитательное воздействие и развивающий характер