Конспект урока литературы.Тема: "Роль евангельских сюжетов в понимании идеи романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»"
Конспект урока литературы.Тема: "Роль евангельских сюжетов в понимании идеи романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»"
Урок в 10 классе по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание» раскрывает идею романа, его гуманистическое звучание. Методы и приемы работы, используемые на уроке, способствуют активизации познавательной деятельности, расширяют кругозор. В основе урока-анализ библейских сюжетов, понимание которых способствует более глубокому усвоению романа.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы.Тема: "Роль евангельских сюжетов в понимании идеи романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»"»
Урок литературы в 10 классе
Жаворонок Ирина Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 33 города Тюмени.
Тема: «Роль евангельских сюжетов в понимании идеи романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
Цель урока:
осмыслить значение библейских мотивов в романе; их значение для понимания образов Раскольникова и Сони Мармеладовой;
проследить в романе изменение взглядов Раскольникова под влиянием Сони Мармеладовой.
Эпиграф к уроку:
«В сегодняшнем мире…тревожный набат Достоевского гудит, неумолчно взывая к человечности и гуманизму» (Ч.Айтматов)
Ход урока
1. Слово учителя.
В романе «Преступление и наказание» звучат библейские мотивы.
Так, сегодня на уроке мы проанализируем главу 4, часть 4, эпизод о Воскресении Лазаря.
С какой целью автор вводит в роман историю о Воскресении Лазаря?
Ответы учащихся: библейские мотивы помогают осознать высшую духовную сущность человека, значение веры и раскаяния. Также Библия учит нас состраданию, милосердию, добру, заботе о ближнем, ответственности.
Работа над эпиграфом урока: как вы понимаете смысл данных слов?
Слова Ч.Айтматова приводят нас к мысли, что высшая ценность произведений Достоевского в их человечности, гуманизме, что эти понятия никогда не устаревают.
Учитель: для понимания темы урока обратимся к эпизоду из главы 4, части 4.
На уроке читается эпизод «Соня Мармеладова читает Раскольникову о Воскресении Лазаря».
«Был же болен некто Лазарь, из Вифании…» — произнесла она наконец, с усилием, но вдруг, с третьего слова, голос зазвенел и порвался, как слишком натянутая струна. Дух пересекло, и в груди стеснилось. Раскольников понимал отчасти, почему Соня не решалась ему читать, и чем более понимал это, тем как бы грубее и раздражительнее настаивал на чтении. Он слишком хорошо понимал, как тяжело было ей теперь выдавать и обличать все свое. Он понял, что чувства эти действительно как бы составляли настоящую и уже давнишнюю, может быть, тайну ее, может быть еще с самого отрочества, еще в семье, подле несчастного отца и сумасшедшей от горя мачехи, среди голодных детей, безобразных криков и попреков. Но в то же время он узнал теперь, и узнал наверно, что хоть и тосковала она и боялась чего-то ужасно, принимаясь теперь читать, но что вместе с тем ей мучительно самой хотелось прочесть, несмотря на всю тоску и на все опасения, и именно ему, чтоб он слышал, и непременно теперь — «что бы там ни вышло потом!»… Он прочел это в ее глазах, понял из ее восторженного волнения… Она пересилила себя, подавила горловую спазму, пресекшую в начале стиха ее голос, и продолжала чтение одиннадцатой главы Евангелия Иоаннова. Так дочла она до 19-го стиха:
«И многие из иудеев пришли к Марфе и Марии утешать их в печали о брате их. Марфа, услыша, что идет Иисус, пошла навстречу ему; Мария же сидела дома. Тогда Марфа сказала Иисусу: господи! если бы ты был здесь, не умер бы брат мой. Но и теперь знаю, что чего ты попросишь у бога, даст тебе бог».
Тут она остановилась опять, стыдливо предчувствуя, что дрогнет и порвется опять ее голос…
«Иисус говорит ей: воскреснет брат твой. Марфа сказала ему: знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день. Иисус сказал ей: Я есмь воскресение и жизнь; верующий в меня, если и умрет, оживет. И всякий живущий верующий в меня не умрет вовек. Веришь ли сему? Она говорит ему:
(и как бы с болью переводя дух, Соня раздельно и с силою прочла, точно сама во всеуслышание исповедовала:)
Так, господи! Я верую, что ты Христос, сын божий, грядущий в мир».
Она было остановилась, быстро подняла было на него глаза, но поскорей пересилила себя и стала читать далее. Раскольников сидел и слушал неподвижно, не оборачиваясь, облокотясь на стол и смотря в сторону. Дочли до 32-го стиха.
«Мария же, пришедши туда, где был Иисус, и увидев его, пала к ногам его; и сказала ему: господи! если бы ты был здесь, не умер бы брат мой.
Иисус, когда увидел ее плачущую и пришедших с нею иудеев плачущих, сам восскорбел духом и возмутился. И сказал: где вы положили его? Говорят ему: господи! поди и посмотри. Иисус прослезился. Тогда иудеи говорили: смотри, как он любил его. А некоторые из них сказали: не мог ли сей, отверзший очи слепому, сделать, чтоб и этот не умер?»
Раскольников обернулся к ней и с волнением смотрел на нее: да, так и есть! Она уже вся дрожала в действительной, настоящей лихорадке. Он ожидал этого. Она приближалась к слову о величайшем и неслыханном чуде, и чувство великого торжества охватило ее. Голос ее стал звонок, как металл; торжество и радость звучали в нем и крепили его. Строчки мешались перед ней, потому что в глазах темнело, но она знала наизусть, что читала. При последнем стихе: «не мог ли сей, отверзший очи слепому…» — она, понизив голос, горячо и страстно передала сомнение, укор и хулу неверующих, слепых иудеев, которые сейчас, через минуту, как громом пораженные, падут, зарыдают и уверуют… «И он, он — тоже ослепленный и неверующий, — он тоже сейчас услышит, он тоже уверует, да, да! сейчас же, теперь же», — мечталось ей, и она дрожала от радостного ожидания.
«Иисус же, опять скорбя внутренно, проходит ко гробу. То была пещера, и камень лежал на ней. Иисус говорит: отнимите камень. Сестра умершего Марфа говорит ему: господи! уже смердит; ибо четыре дни, как он во гробе».
Она энергично ударила на слово: четыре.
«Иисус говорит ей: не сказал ли я тебе, что если будешь веровать, увидишь славу божию? Итак, отняли камень от пещеры, где лежал умерший.
Иисус же возвел очи к небу и сказал: отче, благодарю тебя, что ты услышал меня. Я и знал, что ты всегда услышишь меня; но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что ты послал меня. Сказав сие, воззвал громким голосом: Лазарь! иди вон. И вышел умерший, (громко и восторженно прочла она, дрожа и холодея, как бы в очию сама видела:) обвитый по рукам и ногам погребальными пеленами; и лицо его обвязано было платком. Иисус говорит им: развяжите его; пусть идет.
Тогда многие из иудеев, пришедших к Марии и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в него».
Далее она не читала и не могла читать, закрыла книжку и быстро встала со стула.
2.Задание по прочитанному даются по группам:
1 группа: Как описано состояние главных героев, какой вывод мы можем сделать?
2 группа: Какие нравственные уроки извлекут для себя герои романа?
3 группа: Как вы понимаете слова Ф.М. Достоевского «Обрести Христа – значит обрести собственную душу».
После выступлений групп делаются выводы.
3. Инсценирование разговора Раскольникова с Соней.
4.Обсуждение:
Какова причина посещения Сони Раскольниковым?
Мотивировка первого посещения Сони Раскольниковым: «Пойдем вместе…-ты тоже преступила…смогла преступить. Ты на себя руки наложила, ты загубила жизнь…свою». Сначала Раскольников не замечал разницы между своим и Сониным преступлением. Но затем, разговаривая с ней, убедился, что это не так. «Да и страшна была ему Соня. Соня представляла собою неумолимый приговор, решение без перемены. Тут-или ее дорога, или его».
4.Сообщения учащихся:
а)Теория Раскольникова и ее развенчание в романе.
Соня Мармеладова -беззащитная жертва жестокого мира
Учитель:
Неслучайно сошлись линии жизни Раскольникова и Сони Мармеладовой-их объединяет «преступление». Раскольников посягнул на жизнь старухи-процентщицы, а Соня продала себя ради спасения любимых ею людей. Она живет по законам любви к людям, поэтому принесла себя в жертву. И именно Соне Мармеладовой предстоит вести Раскольникова путем веры. Именно Соня несет в романе свет. Беззащитная жертва жестокого мира, Соня подвела Раскольникова к мысли о необходимости сознаться в содеянном.
Задание:
Раскроем характер Сони Мармеладовой. Расскажем историю ее жизни, постараемся понять, откуда она черпает силу духа.
б)Сообщение учащегося о жизни Сони в семье.
Учитель:
Через знакомство с Соней Раскольникову открывается мир людей, живущих по иным законам, законам человеческого братства. Не равнодушие, ненависть и жесткость, а открытое душевное общение, чуткость, любовь, сострадание живут в ней.
5. Беседа по вопросам:
1.Почему Раскольников признается Соне в убийстве?
2.Как повлияло чтение истории о Воскресении Лазаря на решение Раскольникова признаться в убийстве?
3.Почему, по словам Сони Мармеладовой, Раскольников отошел от Бога?
(От Бога вы отошли…)
4.Сразу ли принимает Раскольников путь, предложенный Соней?
(Страдание принять и искупить себя им, вот что надо)
Учитель:
Библейские реминисценции звучат и в сцене «На Сенной площади».
6.Раскроем значение сцены «На Сенной площади».
Слушается аудиозапись отрывка.
«Он вошел на Сенную. Ему неприятно, очень неприятно было сталкиваться с народом, но он шел именно туда, где виднелось больше народу. Он бы дал все на свете, чтоб остаться одному; но он сам чувствовал, что ни одной минуты не пробудет один. В толпе безобразничал один пьяный: ему все хотелось плясать, но он все валился на сторону. Его обступили. Раскольников протиснулся сквозь толпу, несколько минут смотрел на пьяного и вдруг коротко и отрывисто захохотал. Через минуту он уже забыл о нем, даже не видал его, хоть и смотрел на него. Он отошел наконец, даже не помня, где он находится; но когда дошел до средины площади, с ним вдруг произошло одно движение, одно ощущение овладело им сразу, захватило его всего — с телом и мыслию. Он вдруг вспомнил слова Сони: «Поди на перекресток, поклонись народу, поцелуй землю, потому что ты и пред ней согрешил, и скажи всему миру вслух: «Я убийца!». Он весь задрожал, припомнив это. И до того уже задавила его безвыходная тоска и тревога всего этого времени, но особенно последних часов, что он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким-то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю…
Он стал на колени среди площади, поклонился до земли и поцеловал эту грязную землю, с наслаждением и счастием. Он встал и поклонился в другой раз».
Обсуждение:
Именно на перекресток пришел Раскольников каяться, «перекресток» родственное слову «крест». И у Достоевского это не случайное совпадение. Крест символизирует страдания человеческие. И эти библейские реминисценции помогают осознать начало долгого пути Раскольникова к постижению самого себя, к раскаянию.
Учитель:
7. Подводя итог урока, еще раз обратимся к эпиграфу.
Изменилось ли его понимание в процессе урока?
Учащиеся отвечают, что глубже поняли смысл слов Ч.Айтматова, ведь сегодня, как никогда, людям нужно милосердие, любовь, сострадание, вера в себя. Действительно, призыв Достоевского к гуманизму, человечности звучит как набат в современном мире.
Домашнее задание.
Подготовить письменное сообщение на тему «Их воскресила любовь»