kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы на тему Ф.М. Достоевский

Нажмите, чтобы узнать подробности

На уроке учащиеся знакомятся с творчеством Достоевского

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы на тему Ф.М. Достоевский»

Тема урока: Родион Раскольников в мире униженных и оскорбленных. Путь к преступлению

Цель: расширить представление учащихся о героях романа; добиться понимания, что мир, в котором живут герои Достоевского, – мир «погибших и погибающих», вызвать у школьников чувство сострадания к «униженным и оскорбленным»; раскрыть причины зарождения теории Раскольникова, ее социальные и философские истоки; показать, какую власть над человеком может иметь теория и какой опасности подвергается герой, пытаясь ее осуществить.

Ход урока

Эпиграф к уроку: Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать. (А.С.Пушкин)

Этап мотивации.

Мы – источник веселья и скорби рудник,

Мы – вместилище скверны и чистый родник.

Человек, словно в зеркале, многолик,

Он – ничтожен и он же безмерно велик.

Сквозь время доносится до нас голос Омара Хайяма, близкий голосу Ф. М. Достоевского.  Сколько лет существует человеческое общество, столько лет человек ищет способ самовыражения.

- Как эти строчки созвучны с темой нашего урока? (Человек - это натура двойственная, противоречивая,  способная совершать и отрицательные и положительные поступки, но не каждому дается их осознать) .

Вступительное слово учителя.

«Преступление и наказание»– это роман философский, роман идей, споров, «глубоких раздумий и страстных поисков решения важнейших проблем века». Достоевский с потрясающей силой показал «социальные контрасты эпохи, трагедию народа, закабалённого нуждой, бесправием». Свой голос писатель поднял в защиту униженных и оскорблённых.

Трудно представить, что все события в романе «Преступление и наказание» происходят в течение двух недель.

Своих героев писатель показывает в страшные минуты жизни, можно сказать, кризисные, когда их души предельно обнажены. Обострённость восприятия обусловливает и сложное развитие чувств главного героя. Он не просто задавленный бедностью маленький человек, бывший студент, но и мыслитель, анализирующий события жизни, социальные отношения, а также связанные с ними нравственные нормы.

Итак, поразмышляем над прочитанными страницами романа, задумаемся над жизнью героев Достоевского.

Этап актуализации и целеполагания.

- В мире Достоевского герой стоит ночью высоко в горах, у края бездны, вверху – бесконечное звездное небо, где гармония, счастье и рай. Внизу – бездна, пропасть, которая грозит гибелью, вызывая желание испытать себя, ощутить полет и падение. И ему нужно выбрать, как нашему герою урока.

-А если бы вы были на месте героя, как бы вы поступили?

I. Беседа о героях романа «Преступление и наказание».

1. Кто такой Родион Раскольников? Что означает его фамилия? Как она помогает понять характер главного героя?

2. Найдите в тексте выразительное описание внешности Раскольникова. Где живет герой Достоевского? С какой целью автор так подробно описывает жилище Раскольникова?

3. Выделите определяющие черты характера главного героя. В чем отличие Раскольникова от предшествующих героев русской литературы?

Просмотр работы Н. Ярошенко «Студент» и рисунков к роману Ф. Достоевского работы Д. Шмаринова.

–Опишите героя картины Ярошенко.

– Как в картине художника передаётся психология человека?

– Усматриваете ли вы общее в психологии Достоевского и Ярошенко?

Родион  Романович  Раскольников  –  бывший  студент  Петербургского юридического факультета. Исследователи творчества Достоевского обратили внимание на двойственность толкования фамилии героя. Одно происходит от слова раскол, что означает «раздвоение», другое связано со словом раскольничество, то есть это одержимость одной мыслью, идеей. Фамилия героя свидетельствует о глубоком расколе, происходящем в душе бывшего бедного студента Раскольникова «характеризуют горячая любовь к людям, стремление помочь всем страждущим… и совершенно дикий фанатизм в отстаивании своей античеловеческой идеи. В Раскольникове все время разум борется с чувством, в его душе идет раскол между гуманной,  благородной  целью  (спасение  человечества)  и  безнравственными  средствами  (убийство  «твари  дрожащей») – так пишет Н. С. Прокурова [23].

Достоевский рисует запоминающийся портрет своего героя. Раскольников «был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен… Он был до того худо одет, что иной, даже и привычный человек, посовестился бы днем выходить  в  таких  лохмотьях  на  улицу… Шляпа… была высокая, круглая, циммермановская, но уже вся изношенная, совсем рыжая, вся в дырах и пятнах…»

Автор подробно описывает жилище Раскольникова: «Каморка его приходилась под самою кровлей высокого пятиэтажного дома и походила более на шкаф, чем на квартиру… Это была крошечная клетушка, шагов в шесть длиной, имевшая самый жалкий вид с своими желтенькими, пыльными и всюду отставшими от стены обоями… Мебель соответствовала помещению: было три старых стула, не совсем исправных, крошечный стол в углу… неуклюжая старая софа… когда-то обитая ситцем, но теперь вся в лохмотьях…»

Но Достоевский не просто описывает каморку своего героя, он является, по мнению Н. С. Прокуровой, «большим мастером «одухотворения материи», которая выступает у него как отражение внутреннего мира героя, его мироощущения». «Мир природный и вещный не имеет у Достоевского самостоятельного существования; он до конца очеловечен и одухотворен. Обстановка всегда показана в преломлении сознания, как его функция. Комната, где живет человек, есть ландшафт его души» (К. В. Мочульский).

Герой Достоевского – Раскольников – сложный, противоречивый; в нем, по мнению его друга Разумихина, «два противоположные характера поочередно сменяются». Великодушный, добрый, остро воспринимающий чужую боль, Родион Раскольников вместе с тем и угрюмый, мнительный, непомерно гордый, надменный. Семья Мармеладовых.

-Как складывается судьба Мармеладова и его семьи?

-Достоин ли сострадания Мармеладов? Почему он погибает?

-Как характеризуется Катерина Ивановна в исповеди Мармеладова? Какова главная черта ее характера? (Гордость.)

-Есть ли между Катериной Ивановной и Раскольниковым общее? (Во внешности, душевном состоянии, в сходстве теорий: можно пожертвовать одним человеком, чтобы спасти несколько маленьких детей.)

-Каковы  главные  черты  характера  Сони?  (Смирение,  кротость, доброта.)

Жизнь семьи Мармеладовых – цепь безвыходных положений. Катастрофа надвигается неумолимо. Каждая попытка избежать ее лишь обостряет ситуацию, приближает неотвратимую гибель. Бесконечно жаль Раскольникову Мармеладова, его больную жену и голодных детей. Он потрясен судьбой Сонечки Мармеладовой. Страшно, когда «уже некуда больше идти». Выход из такого жизненного тупика один – смерть.

-Какие чувства и мысли рождаются в душе Родиона Раскольникова, когда он получает письмо из дома? (Герой понимает, что судьба его матери и сестры так же драматична, как и судьба Мармеладовых. Ощущение безысходности доводит Раскольникова до отчаяния.)

Беседа с учащимися по теме «Преступление Раскольникова».

Автор скрупулезно прослеживает, как развивается в душе Раскольникова мысль об убийстве старухи-процентщицы. Достоевский подмечает «малейшие движения его души, все оттенки ее состояний… Мысль крепнет, набирает силу, идет по восходящей линии своего развития, готовясь к реализации» [23. С. 133]. -Каковы же истинные причины преступления Родиона Раскольникова? Какую из них можно считать основной? (В. Я. Кирпотин: «Мотивы преступления Раскольникова сложны и многослойны. Прежде всего, это бедность… Во-вторых, Раскольников хочет решить для себя вопрос: кто он – тварь дрожащая или Наполеон? И наконец, в-третьих, Раскольников хочет решить проблему, можно ли, преступив законы враждебного человеку общества, прийти к счастью… Стремясь художественно доказать свою концепцию, Достоевский и выдвигает тройственный характер мотивировки преступления Раскольникова».)

- Проследите  путь  героя  Достоевского к преступлению. Сжатый пересказ  сцены  убийства  процентщицы  и  смиренной  Лизаветы. (Часть I, гл. 6–7.)

В тетрадях можно сделать записи.

Путь  Раскольникова  к  преступлению:  а)  душевные  муки  и  поиски выхода из тупиковой ситуации; б) безмерная гордость и уверенность в своей исключительности; в) разговор студента и офицера в распивочной; г) теория о «двух разрядах»; д) случайности, подталкивающие на убийство (страшная история жизни Мармеладовых, письмо от матери, опозоренная девочка на бульваре, случайно услышанный разговор мещан с Лизаветой); е) мысль героя – решиться хоть на что-нибудь; ж) Раскольников идет на преступление, разрешает себе «кровь по совести». Он убивает процентщицу и Лизавету. -Почему герой страдает и терзается? Вспомните статью Раскольникова «О преступлении». В чем суть теории Раскольникова о «двух разрядах»? К какой группе людей принадлежит сам герой? (Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей; сделать добро на деньги процентщицы. Соне он раскрывает свою душу: «Не для того, чтобы матери помочь, я убил, – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил… мне надо было узнать тогда и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек?.. Тварь ли я дрожащая или право имею».Раскольников убежден, что люди по природе своей «делятся на два разряда: «обыкновенные», то есть живущие «в послушании», безропотно принимающие любой порядок вещей, и «необыкновенные», то есть имеющие «дар или талант сказать… новое слово». Это сильные люди, Наполеоны. Все они «преступают закон», имеют право на преступление, могут разрешить себе «кровь по совести». Раскольников весь «погружен» в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма». И кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте.)

Теория о двух разрядах





обыкновенные необыкновенные

Люди, живущие Люди, имеющие дар или талант- в послушании, сильные люди, Наполеоны. Все они безропотно принимающие переступают закон, имеют право любой порядок вещей на преступление.


Вывод: Вынашивая свою идею, Раскольников находит оправдание в исторических примерах, в необходимости спасти близких людей, сделать добро на деньги процентщицы. Раскольников весь погружен в свою идею. Его разум поражен духом «наполеонизма» (культ сильной личности, сверхчеловека). И кто-то невидимый, неизвестный ведет его к роковой черте.

-Почему Раскольников совершает два убийства? (Человек, совершивший однажды преступление, способен его повторить. Достоевский убеждает нас в том, что если на путь насилия становится добрый человек, то он неизбежно приносит зло. Мало того, стоит разрешить кровь по совести и она польется потоком)

-Что недооценил в себе Раскольников? Почему он терзается и страдает после преступления? (Его мучает совесть. Его преступление оборачивается и духовным самоубийством. «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!») Вывод Преступление, совершенное Раскольниковым, – это предельное испытание идеи. Он думал убить и остаться спокойным. Но натура человека сложна, и, по выражению В. Г. Белинского, это «лабиринт неизвестности». Переступить-то Раскольников переступил, да на «этой стороне и остался». К нему приходит сознание своей ничтожности, что он, как все, – вошь, «тварь дрожащая».

– Подумайте над словами Макса Штирнера: « Я сам создаю себе цену и сам назначаю её… Эгоисту принадлежит весь мир, ибо эгоист не принадлежит и не подчиняется никакой власти в мире… Наслаждение жизнью – вот цель жизни…»

И словами Достоевского: « Свобода. Какая свобода? Одинаковая свобода всем делать всё что угодно в пределах закона. Когда можно делать всё что угодно? Когда имеешь миллион. Даёт ли свобода каждому по миллиону? Нет. Что такое человек без миллиона? Человек без миллиона есть не тот, который делает всё что угодно, а тот, с которым делают всё что угодно».

Домашнее задание (по группам).

1. Перечитать страницы романа о Лужине и Свидригайлове, выписать цитаты.

Часть I, глава 3

Часть II, главы 4–5

Часть V, главы 1–3

 о Лужине

Часть IV, главы 1–2

2. Сообщения о «сильных мира сего» или доклады.

Примерные темы:

1) Лужин – подлец «по убеждению», маленький «Наполеон».

2) В чем смысл сопоставления Лужина и Раскольникова?

3) Свидригайлов и его жизненная позиция вседозволенности.

4) В чем причина самоубийства Свидригайлова?

5) Зачем Достоевский сталкивает Раскольникова с Лужиным и Свидригайловым?

3. Словарная работа. Объясните значение слов: гуманизм, гармонический, психологизм, индивидуализм, ремарка, бонапартизм, доходный дом.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс

Скачать
Конспект урока литературы на тему Ф.М. Достоевский

Автор: Чернозубова Маргшарита Николаевна

Дата: 22.02.2019

Номер свидетельства: 500924

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(220) "Конспект урока литературы в 11 классе по теме "«Ф.М Достоевский. Жизнь и судьба писателя. Идейные и эстетические взгляды»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_literatury_v_11_klasse_po_teme_f_m_dostoevskii_zhizn_i_sudba_pisa"
    ["file_id"] => string(6) "589246"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1634882804"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "Конспект урока литературы в 10 классе "Роман Ф.М.Достоевского "Преступление и наказание" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-litieratury-v-10-klassie-roman-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie"
    ["file_id"] => string(6) "109101"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404124449"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Конспект урока литературы.Тема: "Роль евангельских  сюжетов  в понимании идеи романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»""
    ["seo_title"] => string(121) "konspiekturokalitieraturytiemarolievanghielskikhsiuzhietovvponimaniiidieiromanafmdostoievskoghopriestuplieniieinakazaniie"
    ["file_id"] => string(6) "265290"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449903037"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(167) "Конспект урока литературы в 10 классе по роману Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание""
    ["seo_title"] => string(80) "konspekt_uroka_literatury_v_10_klasse_po_romanu_f_m_dostoevskogo_prestuplenie_i_"
    ["file_id"] => string(6) "535976"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1579118330"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Конспект  урока  на тему  "Путь  Родиона  Раскольникова  к  правде  собственного  сознания" "
    ["seo_title"] => string(85) "konspiekt-uroka-na-tiemu-put-rodiona-raskol-nikova-k-pravdie-sobstviennogho-soznaniia"
    ["file_id"] => string(6) "226713"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440430856"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства