Тема урока : Портрет героя ( на материале литературных сказок «Снежная королева» и «Сказка о мертвой царевне» ).
Цель урока: Создание портрета литературного героя.
Задачи урока: Создание критериев для сравнения. Развитие устной и письменной речи уч-ся. Обогащение словарного запаса. Отработка умения по составлению сравнительной таблицы. Отработка умения давать сравнительную характеристику литературных героев. Наработка материалов к мини-сочинению «Что такое красивый человек?»
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы 5 класс»
Конспект урока в 5 классе.
Предмет: литература.
Тема урока : Портрет героя ( на материале литературных сказок «Снежная королева» и «Сказка о мертвой царевне» ).
Цель урока: Создание портрета литературного героя..
Задачи урока:
Создание критериев для сравнения .
Развитие устной и письменной речи уч-ся.
Обогащение словарного запаса.
Отработка умения по составлению сравнительной таблицы.
Отработка умения давать сравнительную характеристику литературных героев.
Наработка материалов к мини-сочинению «Что такое красивый человек?»
Технология урока: мастерская творческого письма
Основные ступени мастерской:
Индуктор. Первое задание мотивирует мыслительную деятельность учащихся.
Создание творческого продукта: индивидуально или в группе, его реконструкция или деконструкция.
Социализация, т. е. представление созданного продукта всеми участниками (чтение текстов, показ рисунков), соединение индивидуальных результатов, коллективная работа.
Промежуточная рефлексия и коррекция деятельности, формирование нового запроса, выстраивание новых проблем.
Новая информация и ее переработка.
Корректировка творческого продукта или создание нового варианта, версии, гипотезы( в группе или индивидуально).
Социализация.
Общая рефлексия и выход на новую систему проблем.
Ход урока:
1.Индуктор: Возьмите в руки зеркало, посмотрите в него. Каждый из вас в нем что-то увидел, каждый увидел то же, что и все, но в то же время что-то свое. Положите зеркало рядом с собой и запишите 5-6 слов- ассоциаций к слову «зеркало».
2.Зачитайте эти слова друг другу, допишите те, которые вам понравились.
3.Добавьте к слову «зеркало» прилагательное «разбитое».Какие ассоциации вызывает это словосочетание? Запишите их, зачитайте вслух.
На доске: РАЗБИТОЕ ЗЕРКАЛО.
Начинается Заканчивается
«Снежная королева» «Сказка о мертвой царевне».
Снежная королева Царица
4.
1.Вспомните , какая из сказок начинается, а какая заканчивается разбитым зеркалом? Подтвердите цитатами из текстов.
2.Какая из героинь в каждой сказке так или иначе «связана» с зеркалом ?
3.Наидите и подчеркните в предложенных отрывках слова, с помощью которых авторы создают образы Снежной Королевы и Царицы.
5. А теперь мы с вами делимся на группы, и каждая группа получает задание:
4.Найдите в этих героинях как можно больше общего.
5.Найдите, что их отличает.
Зачитайте это в группе.
6.Самостоятельно разработайте критерии и составьте сравнительную таблицу, в которой были бы представлены эти сходства и различия.
Каждая группа представляет свою таблицу, а в результате на доске появляется общая как общий результат работы.
Критерии
Снежная Королева
Царица
7. Мы сравнили этих героинь, самостоятельно разработав критерии для сравнения. Что нам это дает? Ведь мы с самого начала понимали, что это героини отрицательные. Но оказывается, что зло бывает очень привлекательным, даже красивым, завораживающим, не открытым, а закрытым.
8.Опираясь на собранные материалы, напишите мини-сочинение на тему
«Что такое красивый человек ?»
9.Рефлексия.
1.Что нового вы узнали сегодня на уроке?
2.Что понравилось?
3.Что не понравилось?
4.Что хотелось бы дополнить?Изменить?
Материалы к уроку:
«Вечером, когда Кай был уже дома , он вскарабкался на стул у окна и поглядел в маленький оттаявший на оконном стекле кружочек. За окном порхали снежинки, одна из них, побольше упала на край цветочного ящика и начала расти, расти, пока не превратилась в женщину, укутанную в тончайший белый тюль, сотканный, казалось, из миллионов снежных звездочек. Она была так прелестна, так нежна, вся из ослепительно белого льда и все же живая ! Глаза ее сверкали, как звезды, но в них не было не теплоты, не кротости. Она кивнула мальчику и поманила его рукой. Мальчуган испугался и спрыгнул со стула, мимо окна промелькнуло что-то похожее на большую белую птицу.
Это была высокая, стройная, ослепительно белая женщина -Снежная королева, и шуба и шапка на ней были из снега. Посадив мальчика к себе в сани, она завернула его в свою шубу; Кай словно опустился в снежный сугроб. Она поцеловала его в лоб. У! Поцелуй ее был холоднее льда, пронизал его холодом насквозь и дошел до самого сердца, а оно и без того было наполовину ледяным.
Стены чертогов Снежной королевы намела метель, окна и двери проделали буйные ветры. Сотни огромных, освещенных северным сиянием зал тянулись одна за другой. Как холодно, пустынно было в этих белых, ярко сверкающих чертогах !Холодно, пустынно, мертво! Посреди самой большой снежной залы находилось замерзшее озеро. Посреди озера стоял трон Снежной королевы, на нем она восседала, когда бывала дома, говоря, что сидит на зеркале разума; по ее мнению, это было единственное и лучшее зеркало в мире.