kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока литературы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока литературы по комедии А.С.Грибоедова "Горе от ума".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы»

МБОУ Греково-Степановская СОШ











Конспект урока в 9 классе по литературе.

Тема: «Язык комедии «Горе от ума». И.А.Гончаров «Мильон терзаний. Работа с критической литературой»



Дата: 23.10.2019 г.









Учитель:

Кондарюк Анастасия Сергеевна

Без категории


Тема урока: «Язык комедии «Горе от ума». И.А.Гончаров «Мильон терзаний. Работа с критической литературой».

Цели: 

1) Образовательные: выявить особенности языка комедии; проанализировать критическую статью, обозначить новаторские и традиционные черты; подготовиться к проверочной работе;

2) Воспитательные: воспитывать активную жизненную позицию, любовь к слову;

3) Развивающие: развивать навык анализа литературного героя на основе речи персонажа, развитие коммуникативных способностей.

Тип урока - комбинированный урок.

Основные методы работы на уроке: эвристический (беседа, вопросно-ответная форма, тезисный план по критической статье), исследовательский (сопоставление героев, анализ традиционных принципов литературного направления), репродуктивный (сообщение учителя об особенностях языка комедии).

Средства обучения: текст произведения, презентация.


План урока.

  1. Организационный момент, постановка целей урока

  2. Повторение (подготовка к проверочной работе)

  3. Изучение темы урока: язык комедии, традиции и новаторство в комедии, критическая статья «Мильон терзаний»

  4. Итоги урока

  5. Домашнее задание

Ход урока

  1. Организационный момент, постановка целей урока. На 1 слайде: тема урока, эпиграф И.А.Гончарова.

Здравствуйте, рада вас видеть. Мы завершаем изучать бессмертную комедию, произведение «на все времена». Вот как об этом сказал И.А. Гончаров: «Комедия «Горе от ума» держится каким-то особняком в литературе и отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова».

Сегодня мы подготовимся к проверочной работе, которая будет на следующем уроке, выявим особенности языка комедии, отметим традиционные и новаторские черты в комедии, проанализируем статью Гончарова.

За активную работу на уроке будут выставлены оценки.

  1. Повторение (подготовка к проверочной работе).

Представлены примерные вопросы, которые могут встретиться в проверочной работе. Отвечаем устно с места. Форма работы - коллективная.

1)Назовите роды литературы (эпос, лирика, драма)

2)Дайте определение понятию комедия (Вид драмы, в основе которого осмеяние общественных и человеческих несовершенств)

3)Перечислите элементы сюжета (Экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка)

4)Назовите особенности классицистической комедии (закон трех единства, сюжет-любовный треугольник, система амплуа, 4 акта, говорящие фамилии, порок наказан, добродетель торжествует)

5) Соотнесите имя персонажа, руководствуясь классификаций героев в классицистической комедии

1) главные герои

б) князь Федор, Кузьма Петрович, Максим Петрович

2) второстепенные

в) Чацкий, Софья, Молчалин, Фамусов

3) герои-маски

г) Г.D. — Г.N.

4) образ-пародия

д) Скалозуб, Лиза, Загорецкий, Горич

5) внесценические персонажи

е) Репетилов

6) герои, необходимые для связи сценического действия



6) Кому принадлежат слова: «Горе не только от ума, но и от умничанья» (В.Г. Белинский)

Тема, в которой у вас возникло затруднение, требует повтора, уделите внимание вопросам, на которые вы не смогли дать ответ. Переходим к теме урока.

  1. Изучение темы урока

  1. Язык комедии

Особенности языка. Запись в тетрадь

  • принцип простоты и разговорности (но не просторечия) языка

  • принцип индивидуализации речи

  • написана вольным ямбом (самый гибкий и подвижный размер стиха)

  • афористичность языка

По ходу записи в тетрадь - комментарий учителя. Комедия написана стихами, прекрасным русским народным языком. Грибоедов придерживался принципа простоты и разговорности. Александр Сергеевич - мастер речевых характеристик. Каждое действующее лицо говорит своим языком, соответствующим его характеру, социальному положению. То есть Грибоедов индивидуализировал речь героев. Многие реплики героев стали крылатыми, обогатили живой, разговорный язык. Слова предельно точны, они до сих пор свежи и метки. Афоризмы комедии - это активная единица литературной речи

Выявление характеристики героя через его речь называется речевая характеристика. Сравним речь Чацкого и Скалозуба. Оформим работу в таблицу. Форма работы - коллективная.

Герой

Чацкий

Скалозуб

Анализ речи по заранее подготовленным студентом-практикантом репликам героев.

А) Речь Чацкого. Также ранее разобраны монологи.

А судьи кто?

Слепец! Я в ком искал награды всех трудов?

Ум, алчущий познаний

Возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным

Какую лексику использует Чацкий? (высокая, общественно-политическая лексика) Какие преобладают конструкции предложений, интонации? (риторически-вопросительные, восклицательные конструкции, ораторские интонации) Какой можно сделать вывод о характере героя по его речи? Какой создается образ? (оратор, идеолог, обличитель) Запись в таблицу.

Б) Речь Скалозуба

  • (Густым басом): Куда прикажете, лишь только бы усесться.

  • Не знаю-с,виноват;

Мы с нею вместе не служили.

  • У нас в пятнадцатой дивизии,не дале

Об нашем хоть сказать бригадном генерале.

  • Взглянуть, как треснулся он- грудью или боком?

  • И без того она, как слышно, неуклюжа,

Теперь ребра не достает,

Так для поддержки ищет мужа.

Какую лексику использует Скалозуб? (Военные слова и термины, грубая лексика) Какие преобладают конструкции предложений, интонации? (Короткие, обрывочные фразы, категоричные, грубые интонации) Какой можно сделать вывод о характере героя по его речи? Какой создается образ? (Вояка, желающий уничтожить просвещение) Записи в таблицу.

Таким образом, мы убедились, что каждый герой говорит своим языком. По речи героя можно создать характеристику, образ персонажа.

Как уже отмечалось, грибоедовскую комедию отличает афористичность. Афоризм - краткое изречение, которое содержит в себе мудрость, смысл.

«О стихах я не говорю, половина — должна войти в пословицу», — так оценил мастерство Грибоедова Пушкин. (6 слайд). Создаются словари языка комедии «Горе от ума», куда вошли афоризмы.

Афоризмы и крылатые фразы комедии можно услышать и по сей день.

Задание: вставить пропущенное слово в афоризм, и пояснить в каких ситуациях данное выражение может употребляться нашими современниками.

Выполняем устно. Форма работы - коллективная.

грех не беда, ……. не хороша (молва, важно мнение других)

минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская ……. (любовь, держаться дальше от людей властвующих)

читай не так как пономарь, а с чувством,……….. (с толком, с расстановкой, делать что-то прилежно, с усердием)

чины людьми даются, а люди могут …….. (обмануться, чин дается иногда не по заслугам, субъективность мнения)

герой не моего ……(романа, нелюбимый человек, не в моем вкусе)

подписано, так с плеч …… (долой, сделать и забыть, безответственная работа, отношение)

Ба!......... всё лица (знакомые, выражение удивления при встрече)



Язык-средство создания неповторимых образов и нравов. Афоризмы актуальны и по сей день

  1. Традиции и новаторство в комедии

Новаторство - это проявление новых черт.

Какое литературное направление господствовала, когда была написана пьеса? (Классицизм) Вспомним черты классицизма и классицистической комедии (3 единства, культ разума, активное обращение к общественной проблематике, характеры обрисовываются прямолинейно, строгая жанровая классфикация, говорящие фамилии и т.д.)

В целом, в литературе развивалась такие направления: реализм и романтизм. Т.е. комедия обладает традиционными классицистическими чертами и новыми чертами. «Горе от ума»- первая реалистическое произведение, Грибоедов положил начало реалистическому направлению.

Составим таблицу, систематизируем материал наглядно. Какие черты классицизма присутствуют в комедии? Какие нарушены?

Открытый финал

( отсутствие благополучной развязки)

Амплуа героев

Нет положительных и отрицательных героев


Психологизм, многогранность характеров


Индивидуализация речи, использование разговорного языка


Историзм изображения



Вывод по таблице делает ученик.

Какой вывод можно сделать на основе таблицы? (В комедии присутствуют традиционные черты и новаторские. Грибоедов соединят разные направления для того, чтобы передать конфликт, смысл комедии, новый взгляд на сюжет)



  1. Критический этюд «Мильон терзаний» И.А. Гончарова. Реализация домашнего задания (тезисный план статьи)

Долгое время никто из критиков не решался дать полного, цельного анализа комедии. Критический этюд появился спустя 50 лет с момента появления «Горе от ума». Автор статьи по достоинству оценил комедию, поставил ее в ряд лучших произведений литературы XIX века. «Мильон терзаний» - лучший в русской литературе критический разбор комедии «Горе от ума».

На какие спорные вопросы отвечает Гончаров в статье? Какие тезисы вы выделили? (Образ Чацкого, Софьи, Умен ли Чацкий? Язык комедии)

С чем вы можете согласиться, с чем не согласны? Выразите свою точку зрения.

Комедия была оценена по-разному, но постоянный интерес к ней подтверждает ее актуальность и современное звучание.

  1. Итоги урока

Создав комедию «Горе от ума», Грибоедов стал художником-реалистом, новатором, создал неповторимый язык комедии.

Что сегодня на уроке мы изучили? И что повторили? Есть ли вопросы по теме урока?

Выставление оценок за активную работу на уроке.

  1. Домашнее задание

1) подготовиться к контрольной работе (биография Грибоедова, теория драмы, «Горе от ума»)

2) принести текст комедии




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока литературы

Автор: Кондарюк Анастасия Сергеевна

Дата: 29.10.2019

Номер свидетельства: 524664

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(196) "Конспект   урока литературы в 11 классе на тему "Анализ рассказа А.И.Солженицына "Один день Ивана Денисовича" "
    ["seo_title"] => string(113) "konspiekt-uroka-litieratury-v-11-klassie-na-tiemu-analiz-rasskaza-a-i-solzhienitsyna-odin-dien-ivana-dienisovicha"
    ["file_id"] => string(6) "218178"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433691472"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Конспект урока литературы В.Гюго "Козетта" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-litieratury-v-giugho-kozietta"
    ["file_id"] => string(6) "193038"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427556186"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока литературы в 5 классе "Братья наши меньшие" в стихотворениях поэтов XX века "
    ["seo_title"] => string(101) "konspiekt-uroka-litieratury-v-5-klassie-brat-ia-nashi-mien-shiie-v-stikhotvorieniiakh-poetov-xx-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "175314"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1424260796"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока литературы "Разножанровое прочтение стихотворений М. Цветаевой" "
    ["seo_title"] => string(87) "konspiekt-uroka-litieratury-raznozhanrovoie-prochtieniie-stikhotvorienii-m-tsvietaievoi"
    ["file_id"] => string(6) "191804"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427370875"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(180) "Конспект урока литературы для учащихся 10 класса  «Лермонтов и Байрон: мотив одиночества в лирике»."
    ["seo_title"] => string(107) "konspiekt-uroka-litieratury-dlia-uchashchikhsia-10-klassa-liermontov-i-bairon-motiv-odinochiestva-v-lirikie"
    ["file_id"] => string(6) "280014"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453308656"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства