Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературы»
Конспект урока с использованием ЭОР
(Урок литературы в 8 классе )
Урок 3. Устное народное творчество. Народные песни. Исторические песни
Задачи урока: Активизировать знание жанров устного народного творчества. Дать учащимся представление о народной песне и ее жаровых разновидностях: эпические песни (былины и исторические песни), лирические песни (о любовных переживаниях, о личных радостях и горестях человека, солдатские, ямщицкие, разбойничьи, песни тюремной неволи), лироэпические песни (обрядовые), лирико-драматические (разыгрываются в виде небольших сценок, сопровождаемых хороводом). Познакомить школьников с историческими народными песнями, их художественными особенностями: масштабностью героев, отсутствием рифмы, речитативностью стиха, использованием устоявшихся поэтических формул.
Его основное содержание: Материал учебника: Задания в рубрике «Вспомним прочитанное». Статья «Народные песни», тексты исторических народных песен и фрагменты из них, задания 1–4 к текстам в рубрике «Обдумаем прочитанное».
Приемы работы с использованием ЦОР:
I. Беседа о жанрах народной поэзии, с которыми учащиеся познакомились в предыдущие годы обучения по заданиям 1–2 в рубрике «Вспомним прочитанное». Используется ЦОР: Задание: Нанесите на карту литературных жанров названия или тексты произведений.
II. Беседа о народных песнях, её видах по прочитанной дома статье «Народные песни». В беседе используются ЦОР: Иллюстрация: Лубок «Народные гуляния». Иллюстрация: репродукция картины Г. П. Кусочкина «Большое гуляние на масленицу». Иллюстрация: Гравюра «Свадебные песни». Иллюстрация: Федоскинская лаковая миниатюра. Иллюстрация: Лубок «Народные пляски» (1876). Иллюстрация: Открытка (1914). Лубочная картинка времен первой мировой войны. Учитель сопровождает демонстрацию иллюстраций рассказом о бытовании народной песни, её значении в культурной жизни народа.
III. Подведение итогов беседы о народной песне, её видах с обращением к статье ЦОР: Учебная статья «Народные песни».
IV. Углубление представлений о народной песне. Прослушивание выступлений по индивидуальным домашним заданиям. Сообщение по статье ЦОР: Учебная статья «Календарно-обрядовые песни». Повторно демонстрируется ЦОР: Иллюстрация: репродукция картины Г. П. Кусочкина «Большое гуляние на масленицу». Сообщение по статье ЦОР: Учебная статья «Семейно-обрядовые песни». Повторно демонстрируется ЦОР: Иллюстрация: Гравюра «Свадебные песни».
V. Слово учителя об исторических песнях с обращением к статье ЦОР: Учебная статья «Исторические песни». Ответы на вопросы с этой статье. Используются иллюстрации ЦОР: Иллюстрация: Цветной лубок (1849) «Взятие Казани царем Иваном Васильевичем Грозным в 1552 г.». Иллюстрация: Гравюра «Привоз в Москву С. Т. Разина». Иллюстрация: репродукция картины В. И. Сурикова «Степан Разин» (1906).
VI. Учащиеся выразительно читают и комментируют фрашгменты из исторических песен в учебнике-хрестоматии. Анализ песен ведется по вопросам в 1–4 в рубрике «Обдумаем прочитанное». Обращение к каждой песне сопровождается использованием ЦОР: Иллюстрация: репродукция картины В. И. Сурикова «Покорение Сибири Ермаком» (1895). Иллюстрация: цветной лубок «Ермак Тимофеевич, покоритель Сибири». Учебная статья «Историческая основа народной песни о Ермаке Тимофеевиче». Иллюстрация: литография «История про Петра и солдата». Иллюстрация: Портрет Емельяна Пугачёва.
Домашнее задание: Выразительно читать одну из лирических песен в хрестоматии. Выполнить задания 1–4 в рубрике «Обдумаем прочитанное» о лирических песнях. Индивидуальное домашнее задание: Выразительное чтение солдатских лирических песен по статье ЦОР: Тексты: Солдатские лирические песни. Подготовить свой комментарий к этим песням. Индивидуальное домашнее задание: Сообщение по статье ЦОР: Учебная статья «Традиционные лирические песни». Индивидуальное домашнее задание: Сообщение по статье ЦОР: Учебная статья «Хороводные и игровые песни».