Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературному чтению на тему "Литературные сказки" (3 класс)»
Конспект урока по литературному чтению.
Тема. Обобщающий урок по теме «Литературные сказки». Цели: повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся. Задачи урока. Предметные: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; формировать понятия о нравственности; способствовать обогащению словаря учащихся. Метапредметные: способствовать формированию универсальных учебных действий: регулятивных – учить принимать роль в учебном сотрудничестве; познавательных – учить добывать информацию из иллюстраций, текста; формировать умение извлекать фактическую информацию; развивать умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы; коммуникативных – учить строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению при работе в группе. Личностные: развивать познавательные процессы (внимание, память, мышление, речь), творческий потенциал учащихся, коммуникативные функции (умение работать в группе, вести учебный диалог); формирование уверенности в себе.
Планируемые результаты: учащиеся
называют правильно произведение;
соотносят произведение и героев (называют героя, рассказывают о герое);
работают в группах: слушают и уважают мнение каждого члена группы, умеют отстаивать свою точку зрения. Тип урока: обобщение знаний.
Оборудование: иллюстрации к сказкам, карточки с заданиями, оценочные листы.
Ход урока I. Организационный момент. Едет, едет паровоз, Много у него колес, Мчится паровоз по кругу, Машем мы рукой друг другу, Тра-та-та, тра-та-та, Занимай свои места! – Какие желания вы бы хотели исполнить на уроке?– Предлагаю составить табло желаний с помощью карточек. – На уроке я хочу: • слушать • рассуждать • играть • решать задачи • читать • выделять орфограммы • узнавать новое • рассказывать – Это наши желания. Можем ли мы сразу выполнить свои желания? Почему? (Не можем, потому что не знаем тему урока.) II. Постановка учебной задачи – Мы проделали большую работу: прочитали много сказок, провели конкурсы рисунков. Сегодня мы ещё раз поговорим о сказках, об особенностях литературных сказок. – Как вы думаете, какая главная цель нашего урока? – Вы правы, главная цель нашего урока – сравнивать и делать выводы. – А чтобы урок получился необычным, давайте немного пофантазируем и отправимся в страну, где живут… О чём-то скрипит половица, И сразу меняются лица, И спице опять не спится, Меняются звуки и краски… Присев на кровати, подушки Тихонько скрипит половица, Уж навострили ушки… По комнате ходят...(Сказки.) III. Обобщение знаний учащихся. - Вы любите сказки? - Чем сказка отличается от других произведений? (В сказках могут говорить и звери, и растения, с ними происходят необычные приключения). - Кто пишет сказки? (Сказки пишут писатели, сочиняет народ). - Как называются сказки, которые сочинил народ? (Такие сказки называются народными). - Сказки бывают народные, а ещё…. (Литературные, авторские – это сказки, написанные писателем, сказочником). - Продолжите фразу: Эпиграф– это… (краткое изречение перед произведением, содержащее идею этого произведения). Присказка – это… (небольшой рассказ перед началом сказки). – А сейчас отправимся мысленно в путешествие в литературную страну. Но она очень большая. Подумайте, в какой именно уголок этой страны мы отправимся? – Да, мы с вами отправимся в уголок литературных сказок. В пути нам пригодятся знания, смекалка и сообразительность, внимание, память, а также взаимовыручка. Звучит музыка «В мире много сказок».1. Игра «Конструктор» - На столе у вас карточки: названия сказок рассыпались, помогите их собрать. Мороз путешественница сказки Аленушкины Лягушка Иванович (Проверка выполнения задания). – Узнайте сказку по ее героям: - Деревенские жители, утки, лягушка. - Ленивица, Рукодельница, нянюшка. - Старые зайцы, старушки-зайчихи, молодые зайчата, серый волк. 2. Работа в группах. – Обсудите в группах, к кому из героев прочитанных литературных сказок можно отнести данные пословицы и поговорки? Почему? • У страха глаза велики. (К зайцу и к волку). • Ленивому и лениться лень. (К Ленивице). • Хвастовство само себя наказывает. (К лягушке-путешественнице). 2. Проверка знаний авторов литературных сказок. – Какую сказку написал каждый из писателей? Д. Н. Мамин-Сибиряк – В. М. Гаршин – В. Ф. Одоевский – - Какие это сказки? (Литературные)Физкультминутка IV. Проверка знаний. Вариант 1. 1. По опорным словам узнай сказку. Трудолюбивая, заботливая, добрая, отзывчивая, самонадеянная, грубая. 1) «Алёнушкины сказки»; 2) «Сказка про храброго зайца....»; 3) «Лягушка-путешественница»; 4) «Мороз Иванович». 2. Найди «лишнее» в определении Рукодельницы. 1) Отзывчивая; 3) трудолюбивая; 2) равнодушная; 4) заботливая. 3. Почему не состоялось путешествие лягушки из сказки В. М. Гаршина? 1) Из-за хвастовства, зазнайства лягушки. 2) Лягушки не умеют летать. 3) Утки отказались её взять. 4) Прутик, на котором держалась лягушка, оказался непрочным. 4. Какую сказку написал В. Ф. Одоевский? 1) «Морозко»; 3) «Два Мороза»; 2) «Мороз Иванович»; 4) «Иван Морозович». 5. Кто сочиняет литературные сказки? 1) сочиняют авторы; 2) создаются народом
Вариант 2 1. По опорным словам узнай сказку. Изобретательная, сообразительная, смелая, хвастливая, любопытная, болтливая, неунывающая. 1) «Алёнушкины сказки»; 2) «Лягушка-путешественница»»; 3)«Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». 4) «Мороз Иванович»; 2. Найди «лишнее» в определении Ленивицы.
1) Самонадеянная; 2) добрая; 3) равнодушная; 4) неблагодарная. 3. Кто написал «Алёнушкины сказки»? 1) Л. Н. Толстой; 2) Д. Н. Мамин-Сибиряк; 3) В. М. Гаршин; 4) В. Ф. Одоевский. 4. Рукодельница задала старику три вопроса. Найди «лишний». 1) Про зелёную травку; 2) про снежинки зимой; 3) про колодец; 4) про стук в окошки зимой. 5. Кто сочиняет литературные сказки? 1) сочиняют авторы; 2) создаются народом V. Домашнее задание. - Ответить на вопросы викторины (с. 212–213), подготовить свои вопросы по изученным произведениям. VI. Итог урока. - Вот и подошел к концу наш урок. Давайте посмотрим, как вы себя оценивали по ходу урока. ( Работа с оценочными листами)
На уроке я работал..
активно / пассивно
Своей работай на уроке я...
доволен / не доволен
Урок для меня показался…
коротким / длинным
За урок я…
не устал / устал
Мое настроение стало…
лучше / хуже
Материал урока мне был…
понятен / не понятен
интересен / скучен
Домашнее задание мне кажется…
Легким / трудным
Интересным / неинтересным
- Расскажите о своей работе на уроке. - Вы уже научились объективно себя оценивать, это важное умение, которое в дальнейшем обязательно поможет вам быть успешными в жизни.