Конспект урока по литературному чтению в 4 классе "Обобщение по разделу литературные сказки"
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе "Обобщение по разделу литературные сказки"
Форма проведения: урок – игра.
Тип урока: урок развивающего контроля.
Цель: создать условия для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Литературные сказки».
Планируемые УУД:
Предметные УУД: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; формировать понятия о нравственности; способствовать обогащению словаря учащихся.
Метапредметные УУД: способствовать формированию универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД: умение понимать роль в учебном сотрудничестве, осуществлять самоконтроль, умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, работать по плану, соотносить то, что уже известно, и то, что ещё не известно, формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности;
Познавательные УУД: умение добывать информацию из иллюстраций, текста; умение извлекать фактическую информацию; умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;
Коммуникативные УУД: умение строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, формировать презентационные умения;
Личностные УУД : умение работать в группе, вести учебный диалог, умение оценивать свою работу и работу группы.
Планируемые результаты: называют правильно произведение; соотносят произведение и героев (называют героя, рассказывают о герое);работают в группах: слушают и уважают мнение каждого члена группы, умеют отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: Компьютер, проектор, на доске - обложки книг, таблицы с названиями команд, карточки со значениями, презентация, карточки для заданий, оценочные листы, фломастеры. Выставка книг, портреты писателей: П.П. Бажов, С.Т. Аксаков, В. М. Гаршин, В.Ф. Одоевский
Ход урока:
I. Организационный момент (эмоциональный настрой).
- Здравствуйте, ребята! Садитесь!
- Сегодня я вам предлагаю самим сформулировать тему нашего урока. А для этого послушайте стихотворение:
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Не знаем ты и я,
Что есть страна синеглазка
И называется…(сказка)
- О чём пойдёт речь?(о сказке)
II. Целеполагание
- Сегодня у нас необычный урок, урок- игра нас с вами ждёт.
Со сказками все дружат.
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы,
Как солнышка привет,
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А, может быть и нет.
(Дети читают стихотворение сначала про себя, а потом вслух)(СЛАЙД 1)
III. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы не просто играем, а повторяем раздел литературного чтения.
- Как называется раздел, по которому вы работали на протяжении многих уроков? (ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ)
- Кто мне скажет, что такое сказка?
Сказка- это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего на свете не бывает. Сказка-это волшебная страна со своими определёнными жителями и правилами. Сказки к нам пришли из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки знакомы всем людям с детства.
- Задумывались ли вы когда-нибудь, почему мы любим сказки? Что нас увлекает в них? Конечно, прежде всего заинтересовывает сюжет. Быль сплетается с небылицей, реальное с волшебным и так мастерски перемешивается, что слушатель перестаёт ощущать реальное и переносится в мир, который предстаёт перед ним. Мудрая сказка подскажет, как нужно жить, а как не следует, посмеётся над злом и обязательно покажет добро во всём его светлом величии.
- Какие бывают сказки? (народные и литературные (авторские)
- Чем они отличаются от народных?
(Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. У народных сказок нет автора. А у литературных сказок есть автор. Часто литературные сказки создавались на основе народных.)
- На какие группы можно разделить все сказки? Приведите примеры. (Сказки подразделяются на волшебные, сказки о животных, бытовые, кумулятивные, докучные.
В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают, часто оказываются неожиданными и невероятными. ( «Делёж гуся», «Морозко», «Золушка»)
Кумуляция - в переводе с латинского – накопление, имеющие повторяющий сюжет. В таких сказках, как «Колобок», «Теремок», «Репка» и т.д. происходит накопление героев.
Басни. В качестве примера приведем всем известные басни «Ворона и лисица», «Мартышка и очки». Маленькое замечание: не все литературоведы относят басню к сказочному жанру, выделяя для нее отдельное место среди литературных жанров, однако для полноты картины я решил включить сюда и басни тоже.
Докучный – сказка, в которой повторяется один и тот же сюжет. (надоедливый, наводящий скуку). В этих сказках события бесконечно повторяются и возвращаются к началу.)
Жили-были два братца, два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец.
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?
IV. Работа по теме урока
- А теперь мы приступим к нашей игре. Мы с вами разделились на 3 команды. В каждой команде должен быть командир. Посовещайтесь 1 минутку и выберите командира своей команды.
- На доске у меня карточки с названием команд. Каждый из капитанов команд подходит и выбирает одну из карточек. Так команда получает название)
- Итак, уважаемые гости, перед вами три команды
«Сказочники»
«Волшебники»
«Кудесники»
- Давайте поприветствуем друг друга.
Правила игры таковы: вам будут даваться вопросы и задания, а вы должны посоветоваться со своей командой и решить вместе, дружно какой правильный ответ.. Если команда будет готова отвечать, то её капитан поднимает руку. Сегодня на уроке вы будете оценивать работу своей группы сами. Перед вами оценочные листы.
Напротив каждого номера задания вы должны закрасить кружок одного из трех цветов. «зелёный» - отлично, здорово, «жёлтый»- хорошо, «красный» - можно лучше. Круги соответствующего цвета и значение расположены на доске.
- В конце игры мы подведём итог. Но, прежде чем начать игру, давайте вспомним правила работы в команде. (читают по одному правилу)
Успех команды зависит от деятельности каждого.
Задания между членами команды нужно распределять так, чтобы каждый мог справиться после коллективного обсуждения.
Если кто- то не успевает справиться с заданием, то нужно обязательно прийти ему на помощь.
В команде равные возможности успеха.
- Итак, первое задание!
ЗАДАНИЕ № 1
(вывешиваю портреты аторов, после того как дети ответ на вопрос)
- Давайте вспомним, сказки, каких авторов мы изучали в этом разделе: по автору называет каждая команда.
- Слово 1 команде.
- Слово 2 команде.
- Слово 3 команде.
(Всеволод Михайлович Гаршин, Владимир Фёдорович Одоевский? Павел Петрович Бажов, Сергей Тимофеевич Аксаков)
- Молодцы! Авторов, чьи сказки вы читали в разделе «Литературные сказки», вы помните.
- Оцените свой ответ. (Дети работают с оценочными листами. Обращается внимание на доску)
ЗАДАНИЕ № 2
- Я вам зачитаю отрывки из биографий писателей, а вам нужно будет назвать полные их имена.
- Давайте вспомним, что такое биография.
Биография – ( биос. жизнь + гр.grapho пишу) – жизнеописание; чей- либо путь.
1) Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала. (Слайд № 2- Павел Петрович Бажов)
2) Родился этот писатель В Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербург, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова».Очень любил двух своих сыновей, которые тоже стали известные. (Слайд №3 - Сергей Тимофеевич Аксаков)
3)Пятилетним ребёнком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями. (Слайд № 4- Всеволод Михайлович Гаршин)
- Оцените свой ответ. (Дети работают с оценочными листами).
ЗАДАНИЕ №3
Домашнее задание: инсценировка сказок.
1 к: Отрывок из сказки Бажова «Серебряное копытце».
Автор: Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. В праздничный день пришёл он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит девчоночка маленькая и кошка маленькая и до того худая да ободранная, а девчоночка эту кошку гладит, а та до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по литературному чтению в 4 классе "Обобщение по разделу литературные сказки"»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 3 г. НОВОЗЫБКОВА»
Тема « Обобщение по разделу «Литературные сказки»
Форма проведения: урок – игра.
Тип урока: урок развивающего контроля.
Цель: создать условия для организации работы учащихся по повторению и обобщению знаний, полученных при изучении темы «Литературные сказки».
Планируемые УУД:
Предметные УУД: продолжить работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение: устанавливать причинно-следственные связи в развитии сюжета произведения; формировать понятия о нравственности; способствовать обогащению словаря учащихся.
Метапредметные УУД: способствовать формированию универсальных учебных действий:
Регулятивные УУД: умение понимать роль в учебном сотрудничестве, осуществлять самоконтроль, умение слушать и корректно оценивать ответы одноклассников, работать по плану, соотносить то, что уже известно, и то, что ещё не известно, формировать умение принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности;
Познавательные УУД: умение добывать информацию из иллюстраций, текста; умение извлекать фактическую информацию; умение интерпретировать и обобщать полученную информацию, делать выводы, давать оценку поступкам литературных героев, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках;
Коммуникативные УУД: умение строить монологическое высказывание; договариваться, приходить к общему решению при работе в группе, оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, грамотно формулировать высказывание, формировать презентационные умения;
Личностные УУД : умение работать в группе, вести учебный диалог, умение оценивать свою работу и работу группы.
Планируемые результаты: называют правильно произведение; соотносят произведение и героев (называют героя, рассказывают о герое);работают в группах: слушают и уважают мнение каждого члена группы, умеют отстаивать свою точку зрения.
Оборудование: Компьютер, проектор, на доске - обложки книг, таблицы с названиями команд, карточки со значениями, презентация, карточки для заданий, оценочные листы, фломастеры . Выставка книг, портреты писателей: П.П. Бажов, С.Т. Аксаков, В. М. Гаршин, В.Ф. Одоевский
Ход урока:
I. Организационный момент (эмоциональный настрой).
- Здравствуйте, ребята! Садитесь!
- Сегодня я вам предлагаю самим сформулировать тему нашего урока. А для этого послушайте стихотворение:
Не наяву и не во сне,
Без страха и без робости
Мы снова бродим по стране,
Которой нет на глобусе.
На карту не нанесена,
Не знаем ты и я,
Что есть страна синеглазка
И называется…(сказка)
- О чём пойдёт речь?(о сказке)
II. Целеполагание
- Сегодня у нас необычный урок, урок- игра нас с вами ждёт.
Со сказками все дружат.
И сказки дружат с каждым,
Они необходимы,
Как солнышка привет,
Кто любит слушать сказки,
Тому они расскажут,
О том, что может было,
А, может быть и нет.
(Дети читают стихотворение сначала про себя, а потом вслух)(СЛАЙД 1)
III. Сообщение темы урока.
- Сегодня мы не просто играем, а повторяем раздел литературного чтения.
- Как называется раздел, по которому вы работали на протяжении многих уроков? (ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ)
- Кто мне скажет, что такое сказка?
Сказка- это рассказ о вымышленных событиях, о том, чего на свете не бывает. Сказка-это волшебная страна со своими определёнными жителями и правилами. Сказки к нам пришли из глубины веков. Их сочиняли люди и рассказывали друг другу, а потом их стали собирать и записывать. Так сказочные истории дошли до нас. Веселые и грустные, страшные и смешные сказки знакомы
всем людям с детства.
- Задумывались ли вы когда-нибудь, почему мы любим сказки? Что нас увлекает в них? Конечно, прежде всего заинтересовывает сюжет. Быль сплетается с небылицей, реальное с волшебным и так мастерски перемешивается, что слушатель перестаёт ощущать реальное и переносится в мир, который предстаёт перед ним. Мудрая сказка подскажет, как нужно жить, а как не следует, посмеётся над злом и обязательно покажет добро во всём его светлом величии.
- Какие бывают сказки? (народные и литературные (авторские)
- Чем они отличаются от народных?
(Народные сказки появились давным-давно. Долгое время эти сказки рассказывали устно и просто запоминали. У народных сказок нет автора. А у литературных сказок есть автор. Часто литературные сказки создавались на основе народных.)
- На какие группы можно разделить все сказки? Приведите примеры. (Сказки подразделяются на волшебные, сказки о животных, бытовые, кумулятивные, докучные.
В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают, часто оказываются неожиданными и невероятными. ( «Делёж гуся», «Морозко» , «Золушка»)
Кумуляция - в переводе с латинского – накопление, имеющие повторяющий сюжет. В таких сказках, как «Колобок», «Теремок», «Репка» и т.д. происходит накопление героев.
Басни. В качестве примера приведем всем известные басни «Ворона и лисица», «Мартышка и очки». Маленькое замечание: не все литературоведы относят басню к сказочному жанру, выделяя для нее отдельное место среди литературных жанров, однако для полноты картины я решил включить сюда и басни тоже.
Докучный – сказка, в которой повторяется один и тот же сюжет. (надоедливый, наводящий скуку). В этих сказках события бесконечно повторяются и возвращаются к началу.)
Жили-были два братца, два братца - кулик да журавль. Накосили они стожок сенца, поставили среди польца. Не сказать ли сказку опять с конца?
Жил-был старик, у старика был колодец, а в колодце-то елец, тут и сказке конец.
Жил-был царь, у царя был двор, на дворе был кол, на колу мочало; не сказать ли с начала?
IV. Работа по теме урока
- А теперь мы приступим к нашей игре. Мы с вами разделились на 3 команды. В
каждой команде должен быть командир. Посовещайтесь 1 минутку и выберите
командира своей команды.
- На доске у меня карточки с названием команд. Каждый из капитанов команд подходит и выбирает одну из карточек. Так команда получает название)
- Итак, уважаемые гости, перед вами три команды
«Сказочники»
«Волшебники»
«Кудесники»
- Давайте поприветствуем друг друга.
Правила игры таковы: вам будут даваться вопросы и задания, а вы должны посоветоваться со своей командой и решить вместе, дружно какой правильный ответ. . Если команда будет готова отвечать, то её капитан поднимает руку. Сегодня на уроке вы будете оценивать работу своей группы сами. Перед вами оценочные листы.
Напротив каждого номера задания вы должны закрасить кружок одного из трех цветов. «зелёный» - отлично, здорово, «жёлтый»- хорошо, «красный» - можно лучше. Круги соответствующего цвета и значение расположены на доске.
- В конце игры мы подведём итог. Но, прежде чем начать игру, давайте вспомним правила работы в команде. (читают по одному правилу)
Успех команды зависит от деятельности каждого.
Задания между членами команды нужно распределять так, чтобы каждый мог справиться после коллективного обсуждения.
Если кто- то не успевает справиться с заданием, то нужно обязательно прийти ему на помощь.
В команде равные возможности успеха.
- Итак, первое задание!
ЗАДАНИЕ № 1
(вывешиваю портреты аторов, после того как дети ответ на вопрос)
- Давайте вспомним, сказки, каких авторов мы изучали в этом разделе: по автору называет каждая команда.
- Слово 1 команде.
- Слово 2 команде.
- Слово 3 команде.
(Всеволод Михайлович Гаршин, Владимир Фёдорович Одоевский? Павел Петрович Бажов, Сергей Тимофеевич Аксаков)
- Молодцы! Авторов, чьи сказки вы читали в разделе «Литературные сказки», вы помните.
- Оцените свой ответ. (Дети работают с оценочными листами. Обращается внимание на доску)
ЗАДАНИЕ № 2
- Я вам зачитаю отрывки из биографий писателей, а вам нужно будет назвать полные их имена.
- Давайте вспомним, что такое биография.
Биография – ( биос. жизнь + гр.grapho пишу) – жизнеописание; чей- либо путь.
1) Родился он на Урале, в семье горнозаводского мастера. С детства привлекали его люди, предания, сказки и песни родного Урала. (Слайд № 2- Павел Петрович Бажов)
2) Родился этот писатель В Уфе. Детство прошло в помещичьей среде. Учился в Казанском университете. Затем поступил на службу в Петербург, где сблизился с кружком «Беседа любителей русского слова».Очень любил двух своих сыновей, которые тоже стали известные. (Слайд №3 - Сергей Тимофеевич Аксаков)
3)Пятилетним ребёнком он пережил семейную драму, повлиявшую на характер будущего писателя. Его произведения поражают глубиной чувств героев, яркими олицетворениями. (Слайд № 4- Всеволод Михайлович Гаршин)
- Оцените свой ответ. (Дети работают с оценочными листами).
ЗАДАНИЕ №3
Домашнее задание: инсценировка сказок.
1 к: Отрывок из сказки Бажова «Серебряное копытце».
Автор: Жил в нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. В праздничный день пришёл он к тем людям, у кого сиротка жила. Видит девчоночка маленькая и кошка маленькая и до того худая да ободранная, а девчоночка эту кошку гладит, а та до того звонко мурлычет, что по всей избе слышно.
Кокованя: Ну, как, подарёнушка, пойдёшь ко мне жить?
Дарёнка: Ты, дедо, как узнал, что меня Дарёнкой зовут?
Кокованя: Да так – само вышло. Не думал – не гадал. Нечаянно попал.
Дарёнка: Ты хоть кто?
Кокованя: Я вроде охотника. Летом пески промываю, золото добываю, а зимой по лесам за козлом бегаю да все увидеть не могу.
Дарёнка: Застрелишь его?
Кокованя: Нет, Мне посмотреть охота, в котором месте он правой передней ножкой топнет.
Дарёнка: Тебе на что это?
Кокованя: Пойдёшь ко мне жить – так всё и расскажу.
Автор: Вот и повёл Кокованя сиротку к себе жить. Так и стали жить вместе – дед Кокованя, сиротка Дарёнка да кошка Мурёнка. А старик был мастер сказки сказывать.
Дарёнка: Дедо, про козла – то скажи. Какой он?
Кокованя: Тот козёл особенный. У него на правой передней ноге серебряное копытце. В каком месте топнет этим копытцем – там и появится дорогой камень. Раз топнет – один камень, два – два камня, а где ножкой бить станет – там груда дорогих камней.
Дарёнка: Дедо, а рожки у него есть?
Кокованя: Рожки –то у него отменные. У простых козлов на две веточки, а у него на пять веток.
Дарёнка: Дедо, а он кого ест?
Кокованя: Никого не ест. Травой да листом кормится.
Дарёнка: Дедо, а шёрстка у него какая?
Кокованя: Летом - буренькая, а зимой – серенькая.
Автор: Как зима в полную силу вошла, стали они в лес собираться. Козлов в ту зиму было много. Это простых – то.Ушёл Кокованя в лес, осталась Дарёнка с Мурёнкою. Как темнеть стало, запобаивалась. Села к окошечку, смотрит – козёл бежит.
(пробегает козлик)
Дарёнка: Видно задремала я, мне и показалось. (девочка шьёт, слышит топоток).
Дарёнка: Не козел ли тот вчерашний прибежал? (выбегает из избушки) ме-ка, ме-ка… (козлик убегает) поглядела я на Серебряное копытце. И рожки видела, и копытце видела, не видела только, как козлик ножкой дорогие камни выбивает. Другой раз видно покажет. (уходит в дом)
Автор: Третий день прошёл, а всё Коковани нет. Слёзки у Дарёнки запокапывали, хотела с Мурёнкой поговорить, а её нету, из балагана девочка выбежала кошку искать. Глядит – кошка, а перед ней – козёл. Стоит, ножку поднял, а на ней серебряное копытце блестит.
Автор: А по тем покосным ложкам, где козёл скакал, люди камешки находить стали. Зелененькие больше. Хризолитами называются…
2к: Отрывок из сказки Аксакова «Аленький цветочек».
Сказка «Аленький цветочек»(Слайд 6)
Купец (ласково): Дочки ненаглядные, ехать мне пора. Ждут дороги дальние русского купца. Распродам товары все, тотчас ворочусь. (Насте) Не печалься, Настенька, прочь тоску и грусть! Что моим красавицам дочкам привезти? Капа: Привези мне, батюшка...
Варя: Капа, помолчи! Я сестра здесь старшая, мне и говорить. Купец: Слушаю, Варварушка, так тому и быть! Варя: Говорят вот, батюшка, что на свете есть Ожерелье дивное, в нем камней не счесть. Искрами волшебными все они горят. В нем рубины красные и большой брильянт... Купец: Отыщу, Варварушка! О таком слыхал. (Обращаясь к Капе.) Что попросишь, Капушка? Твой черед настал. Капа: Привези мне, батюшка, из заморских стран Жемчугом расшитый весь синий сарафан. Чтоб украшен звездами сарафан тот был. Купец: О таком мне, помнится, кто-то говорил... Непременно, Капушка, я такой найду. (Насте.) А теперь послушаем дочку Настеньку. Настя: Не нужны мне, батюшка, бархат и парча, Сарафаны чудные, злато, жемчуга... Привези, родимый, мне аленький цветок, Словно зорька ясная, каждый лепесток. Чтоб цветочка алого краше не сыскать... Капа:
Что-нибудь толковее могла бы заказать. Купец: Постараюсь, Настенька, цветик поищу. (В сторону) Как узнать, что краше всех, ума не приложу! До свиданья, милые, в мире и ладу. Без меня живите тут. С Богом. Я пойду.
3 к: Отрывок из сказки Одоевского «Городок в табакерке».
ГОРОДОК В ТАБАКЕРКЕ (Слайд 7)
Комната, посередине которой стоят стол, стул, диван. На диване сидит Миша и играет в игрушки. Входит Папенька и ставит на стол табакерку.
ПАПЕНЬКА: Пойди-ка сюда, Миша, посмотри, что я принес.
МИША: Что это?
ПАПЕНЬКА : Это - табакерка.
МИША: Ой, какая табакерка! Пёстренькая, черепаховая! А на крышке то!
Золотое солнышко, золотые деревья, серебряные листочки, ворота, арки, башенки, домики, что это за городок?
ПАПЕНЬКА: Это городок Динь-Динь. Вот послушай!
Звучит музыка. (Мелодия №1)
МИША: Это в табакерке музыка играет?
ПАПЕНЬКА :Да.
МИША: Папенька! А нельзя ли войти в этот городок? Как бы мне хотелось!
ПАПЕНЬКА : Этот городок тебе не по росту. Да там и без тебя тесно.
Музыка затихает.
МИША: А кто там живет?
ПАПЕНЬКА: Там живут колокольчики. Посмотри.
Папенька открывает крышку табакерки.
МИША : А зачем здесь эти колесики, пружинки, валик, молоточки, колокольчики?
ПАПЕНЬКА: А ты сам посмотри, да подумай: авось отгадаешь. Только вот этой пружинки не трогай, а то все изломается.
Папенька выходит из комнаты. Миша пристально вглядывается в табакерку.
Затемнение. Высвечивается арка. В арке появляется Мальчик-Колокольчик и манит к себе Мишу. Звучит музыка. (Мелодия №1)
ХОР
Когда ты в сказке будешь
И станешь с ноготок,
Войди и ты полюбишь
Наш пёстрый городок.
Миша бежит к арке.
МИША: Позвольте узнать: с кем я имею честь говорить?
МАЛЬЧИК-КОЛОКОЛЬЧИК :
Пока завод не кончен,
Поем мы и звеним,
Я - Мальчик-Колокольчик
Из города Динь-Динь.
Миша учтиво кланяется. Мальчик-Колокольчик берет Мишу за руку и они входят в арку.
- А сейчас каждая команда обменяется своими оценочными листами, и оценит на сколько интересно, точно передано содержание сказки, элементы костюмов, интонация.
ЗАДАНИЕ № 4
- Вы любите отгадывать загадки? ( Да)
- Почему? ( Интересно проверить себя, помогают думать, размышлять) - Вот и сейчас вам предстоит угадать слово, затем вспомнить, в какой прочитанной сказке встречается этот герой или предмет.
- Вспомните, как вы выполняли это задание и оцените себя сами. (Дети работают с оценочными листами).
V. Физминутка
VI. Работа по теме урока ( продолжение)
ЗАДАНИЕ № 5
- Итак, мы познакомились со сказками, у которых есть автор, авторскими сказками. Давайте и мы попробуем сочинить свою сказку. Сейчас, работая в группах , вы придумываете сказку, используя имеющиеся слова. Сказка должна быть интересной,
смешной и чуть-чуть волшебной.
Интеллектуально – преобразовательная деятельность
У вас на партах лежат листочки с данным заданием:
Сказка про____
Шёл____________. По дороге он нашёл ________,
взял и понёс царю. Пришёл _______ во дворец. Кругом слуги царские с топорами да копьями. Испугался _______, хотел было_____________, как вдруг ____________из-за _________ выскочил и давай ____________. Глянул на ______ и _____.
Поблагодарил царь умного ________, и он отправился домой.
Авторы:______________ )
От команды выходит 1 ученик и читает полученную сказку.
- Здесь мы снова обменяемся листочками и получившиеся сказки оценят наши капитаны команд.
ЗАДАНИЕ № 6
-А сейчас весёлая минутка. В названия сказок закрались ошибки. Давайте их найдём.
Игра « Найди ошибку» ( Слайд 14-15)
«Малахитовое копытце» – «Серебряное копытце».
«Даша и медведь» – «Маша и медведь».
«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди»
«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».
«Сказка о жабе и тюльпане» – «Сказка о жабе и розе».
« Красненький цветочек»- «Аленький цветочек»
VII. Итог урока.
- Вот и подошел к концу наш урок. Давайте посмотрим, как вы себя оценивали по ходу урока. ( Работа с оценочными листами)
- Расскажите о своей работе на уроке.
- Я приглашаю капитанов команд к доске.
- Расскажите как справилась ваша команда с работой.
- Кто был наиболее активным?
- Кому стоит поработать ещё над собой.
- Я с вами согласна, вы уже научились объективно себя оценивать, это важное умение, которое в дальнейшем обязательно поможет вам быть успешными в жизни.
VIII. Рефлексия.
- С каким настроением заканчиваете урок? Почему?
- За что бы вы похвалили себя? Что было трудным, а что легко удавалось?
- Кто считает, что очень хорошо работал на уроке, может подойти и сорвать аленький цветочек – символ настоящей любви.
IX. Домашнее задание (Слайд 16)
- Выберите, какое бы домашнее задание вы хотели получить:
* нарисовать любого героя;
* сочинить сказку;
* написать любому герою письмо.
Образовательные технологии, используемые на уроке:
Технологии развития критического мышления. ( Создаются условия для творческой самореализации учащихся. Используются следующие приёмы: рефлексивные вопросы, «Найди ошибку», придумай другую концовку сказки. Эти технологии способствуют активизации мышления, повышают мотивацию, дети учатся критически относиться к своим действиям)
Технологии группового обучения. ( Дети сочиняют сказку, работая в группах. Развиваются коммуникативные свойства личности: навыки общения
Личностно – ориентированные технологии. ( Создаётся положительный эмоциональный настрой на работу всех учащихся, обсуждается в конце урока то, что понравилось и почему, дается разноуровневое домашнее задание. Все эти моменты способствуют личностному росту ребёнка).
Здоровьесберегающие технологии.( Используются на уроке различные виды деятельности, чередующиеся каждые 10 минут. Используются методы, способствующие активизации, методы, направленные на самопознание и развитие( интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).
Технология обучения чтению – метод динамического чтения