Тема: Художественная литература как искусство слова. Тематическое и жанровое богатство устного народного творчества
Цели: дать понятие о литературе как искусстве слова; уточнить содержание понятий «УНТ» и «художественная литература», рассказать учащимся о своеобразии предмета «Русская литература», значении книги в жизни человека, об эпических, лирических, драматических произведений в УНТ и авторской литературе.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Художественная литература как искусство слова»
Тема: Художественная литература как искусство слова. Тематическое и жанровое богатство устного народного творчества
Цели: дать понятие о литературе как искусстве слова; уточнить содержание понятий «УНТ» и «художественная литература», рассказать учащимся о своеобразии предмета «Русская литература», значении книги в жизни человека, об эпических, лирических, драматических произведений в УНТ и авторской литературе.
Ход урока
1 Орг. момент. Объявление цели и темы урока
2 Подготовка к восприятию новой темы с опорой на ранее изученное в начальной школе
2.1 Постановка проблемного вопроса
-Что такое художественная литература? Почему она существует много веков? Что ищет в художественной литературе человек?
2.2 Беседа по вопросам
Почему литературу называют искусством слова? Как вы понимаете искусство слова? Какие виды искусства вы знаете? В чем их отличие? (чтение стихотворения А. Плещеева «Осень наступила», фрагмент музыкального произведения из цикла Времена года» «Осень» Чайковского, иллюстрации картин Левитана, Поленова)
В чем же сила слова в художественной литературе? (в способности раскрывать красоту природы, мира, передавать чувства, мысли, отражать действительность)
3 Художественная литература как искусство слова. Тематическое и жанровое своеобразие произведений
Художественная литература как искусство слова ведет свою историю от устного народного творчества – песни, сказки, героического эпоса.
Литература – это то, что создано писателями и записано на бумаге.
3.1 Работа с литературоведческим словарем
ЛИТЕРАТУРА – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.
Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии
3.2 Работа с учебником
Ст. 5-7 (Составление таблицы «УНТ и литература»)
УНТ
Литература
Коллективное творчество
Существует в устной форме
Вариативность
Имеет автора
Произведения бывают:
Эпические
Драматические
лирические
Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду.
В литературных произведениях с помощью художественного слова можно срисовать все доступное уму и воображению человека: события прошлого и современного, предметы, явления.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА -Какова роль слова в художественном произведении?
Мальчик размечтался перед сном. «Вот скоро стану взрослым и что я сделаю для людей? — подумал он. — Подарю всем жителям Земли что-то самое прекрасное, чего никогда не было и не будет».
И начал он перебирать, какую такую Красоту подарить людям. «Построю великолепный Храм». Но сразу передумал: храмов прекрасных очень много. Подумал ещё: «Сочиню необыкновенную Песню!». Но опять замешкался: песен тоже много. «Лучше изваяю нерукотворную Скульптуру!». И снова отбросил мысль: скульптур нерукотворных много.
И он загрустил. Так и заснул с этой мыслью. И увидел сон. Пришёл к нему Мудрец.
— Ты хочешь подарить людям нечто самое прекрасное? — спросил он.
— Да, очень хочу! — с жаром ответил мальчик.
— Так подари, чего медлишь?
— Но что? Всё уже сотворено!
И начал перечислять:
— Хотел построить Храм, но все храмы уже построены…
Мудрец прервал его:
— Не хватает одного единственного Храма, который можешь построить только ты...
Мальчик продолжил:
— Хотел сочинить Песню, но их тоже много...
Мудрец опять прервал его:
— Людям не хватает одной единственной Песни, и её можешь сочинить только ты и спеть её в Храме том...
— Думал изваять великолепную Скульптуру, но разве осталось что-либо не изваянное?
— Да, — сказал Мудрец, — не изваяна одна единственная Скульптура, которая так нужна людям, и можешь изваять её только ты и украсить ею Храм твой.
Мальчик удивился:
— Ведь всё уже сделано!
— Да, но всей той Красоте мира не хватает только одного великолепия, творцом которого можешь стать ты, — сказал Мудрец.
— И что это за Красота, которая выпала на мою долю?
И произнёс Мудрец волшебным шёпотом:
— Храм есть ты, сделай себя великолепным и благородным. Песня есть душа твоя, утончай ее. Скульптура есть твоя воля, изваяй свою волю. И получит планета Земля и вся Вселенная Красоту, которую не познал ещё никто.
Мальчик проснулся, улыбнулся Солнцу и шепнул самому себе: «Теперь я знаю, какую Красоту могу подарить людям!» -Ребята, о какой красоте идет речь в этой притче?
-А что нам поможет построить такой храм? Почему? (произведения литературы)