kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Художественная литература как искусство слова

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Художественная литература как искусство слова. Тематическое и жанровое богатство устного народного творчества

Цели: дать понятие  о литературе как искусстве слова; уточнить содержание понятий «УНТ» и «художественная литература», рассказать учащимся о своеобразии предмета «Русская литература», значении книги в жизни человека, об эпических, лирических, драматических произведений в УНТ и авторской литературе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Художественная литература как искусство слова»

Тема: Художественная литература как искусство слова. Тематическое и жанровое богатство устного народного творчества

Цели: дать понятие о литературе как искусстве слова; уточнить содержание понятий «УНТ» и «художественная литература», рассказать учащимся о своеобразии предмета «Русская литература», значении книги в жизни человека, об эпических, лирических, драматических произведений в УНТ и авторской литературе.

Ход урока

1 Орг. момент. Объявление цели и темы урока

2 Подготовка к восприятию новой темы с опорой на ранее изученное в начальной школе

2.1 Постановка проблемного вопроса

-Что такое художественная литература? Почему она существует много веков? Что ищет в художественной литературе человек?

2.2 Беседа по вопросам

Почему литературу называют искусством слова? Как вы понимаете искусство слова? Какие виды искусства вы знаете? В чем их отличие? (чтение стихотворения А. Плещеева «Осень наступила», фрагмент музыкального произведения из цикла Времена года» «Осень» Чайковского, иллюстрации картин Левитана, Поленова)

В чем же сила слова в художественной литературе? (в способности раскрывать красоту природы, мира, передавать чувства, мысли, отражать действительность)

3 Художественная литература как искусство слова. Тематическое и жанровое своеобразие произведений

Художественная литература как искусство слова ведет свою историю от устного народного творчества – песни, сказки, героического эпоса.

Литература – это то, что создано писателями и записано на бумаге.

3.1 Работа с литературоведческим словарем

ЛИТЕРАТУРА – вид искусства, в котором основным средством образного отражения жизни является слово.

Художественная литература – вид искусства, способный наиболее многогранно и широко раскрывать явления жизни, показывать их в движении и развитии

3.2 Работа с учебником

Ст. 5-7 (Составление таблицы «УНТ и литература»)

УНТ

Литература

  • Коллективное творчество

  • Существует в устной форме

  • Вариативность

  • Имеет автора

  • Произведения бывают:

  • Эпические

  • Драматические

  • лирические

Слово – неисчерпаемый источник познания и удивительное средство для создания художественных образов. В словах, в языке любого народа запечатлена его история, его характер, природа Родины, сконцентрирована мудрость веков. Живое слово богато и щедро. У него множество оттенков. Оно может быть грозным и ласковым, вселять ужас и дарить надежду.

В литературных произведениях с помощью художественного слова можно срисовать все доступное уму и воображению человека: события прошлого и современного, предметы, явления.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
-Какова роль слова в художественном произведении?

4 Обобщение. Притча Шалвы Амонашвили «Единственная красота»

Мальчик размечтался перед сном. «Вот скоро стану взрослым и что я сделаю для людей? — подумал он. — Подарю всем жителям Земли что-то самое прекрасное, чего никогда не было и не будет».

И начал он перебирать, какую такую Красоту подарить людям. «Построю великолепный Храм». Но сразу передумал: храмов прекрасных очень много. Подумал ещё: «Сочиню необыкновенную Песню!». Но опять замешкался: песен тоже много. «Лучше изваяю нерукотворную Скульптуру!». И снова отбросил мысль: скульптур нерукотворных много.

И он загрустил. Так и заснул с этой мыслью. И увидел сон. Пришёл к нему Мудрец.

Ты хочешь подарить людям нечто самое прекрасное? — спросил он.

Да, очень хочу! — с жаром ответил мальчик.

Так подари, чего медлишь?

Но что? Всё уже сотворено!

И начал перечислять:

Хотел построить Храм, но все храмы уже построены…

Мудрец прервал его:

Не хватает одного единственного Храма, который можешь построить только ты...

Мальчик продолжил:

Хотел сочинить Песню, но их тоже много...

Мудрец опять прервал его:

Людям не хватает одной единственной Песни, и её можешь сочинить только ты и спеть её в Храме том...

Думал изваять великолепную Скульптуру, но разве осталось что-либо не изваянное?

Да, — сказал Мудрец, — не изваяна одна единственная Скульптура, которая так нужна людям, и можешь изваять её только ты и украсить ею Храм твой.

Мальчик удивился:

Ведь всё уже сделано!

Да, но всей той Красоте мира не хватает только одного великолепия, творцом которого можешь стать ты, — сказал Мудрец.

И что это за Красота, которая выпала на мою долю?

И произнёс Мудрец волшебным шёпотом:

Храм есть ты, сделай себя великолепным и благородным. Песня есть душа твоя, утончай ее. Скульптура есть твоя воля, изваяй свою волю. И получит планета Земля и вся Вселенная Красоту, которую не познал ещё никто.

Мальчик проснулся, улыбнулся Солнцу и шепнул самому себе: «Теперь я знаю, какую Красоту могу подарить людям!»
-Ребята, о какой красоте идет речь в этой притче?

-А что нам поможет построить такой храм? Почему? (произведения литературы)

5Поведение итогов урока

6 Рефлексия

7 Д.З.

С. 7 ответить на вопросы



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Художественная литература как искусство слова

Автор: Захаренко Виктория Леонидовна

Дата: 01.02.2020

Номер свидетельства: 538122

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "художественная литература как искусство слова "
    ["seo_title"] => string(51) "khudozhiestviennaia-litieratura-kak-iskusstvo-slova"
    ["file_id"] => string(6) "135306"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416902632"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(70) "Конспект вводного урока по литературе"
    ["seo_title"] => string(37) "konspekt_vvodnogo_uroka_po_literature"
    ["file_id"] => string(6) "541513"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1582982277"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(81) "Г.С.Меркин "Рабочая программа по литературе" "
    ["seo_title"] => string(48) "g-s-mierkin-rabochaia-proghramma-po-litieraturie"
    ["file_id"] => string(6) "117373"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1412779493"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Статья «Художественная литература как средство воспитания гуманных чувств к природе»"
    ["seo_title"] => string(85) "statiakhudozhiestviennaialitieraturakaksriedstvovospitaniiaghumannykhchuvstvkprirodie"
    ["file_id"] => string(6) "308193"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1458541540"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(178) "Художественная литература как учебный предмет. Роль художественной литературы в жизни человека."
    ["seo_title"] => string(111) "khudozhiestviennaia-litieratura-kak-uchiebnyi-priedmiet-rol-khudozhiestviennoi-litieratury-v-zhizni-chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "261315"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449115445"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства