Разработка урока литературного чтения 2 класс, УМК "Начальная школа XXI века". Из серии уроков литературного слушания. Продолжение знакомства с творчеством датского сказочника Х.-К. Андерсена. Уроку предшествует конкурс рисунков по произведениям автора, организация выставки книг Х.-К. Андерсена, групповая проектная деятельность.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Х.-К. Андерсен "Ель"»
ОБОУ "Лицей- интернат№1" г.Курска
Открытый урок
литературного слушания.
Х.-К. Андерсен «Ель».
урок по литературному чтению во 2 классе
Учитель начальных классов:
Грицаева Елена Александровна
Цели урока:
Предметные:научатся: прогнозированию содержания литературного произведения перед чтением с целью воссоздания в воображении образов и картин, соответствующих литературному источнику; получат возможность научиться: строению собственных высказываний, анализировать и оценивать поведение героев в соответствии с авторским замыслом, делать характеристику персонажа, ссылаясь на текст, соотносить поступки героев с собственным жизненным опытом.
Метапредметные:
познавательные – общеучебные: осознанно воспринимают литературное произведение; формулируют ответы на вопросы по содержанию прослушанного и прочитанного произведения; логические: осуществляют
анализ, сравнение; делают выводы; строят цепь логических рассуждений. коммуникативные - планировать решение учебной задачи; выстраивать последовательность необходимых операций; владеют монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка и современных средств коммуникации.
регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу; адекватно воспринимают оценку учителя и товарищей; планируют своё действие.
Личностные: осознают значимость чтения; проявляют эмоциональную отзывчивость на прочитанное; высказывают свою точку зрения.
Вид деятельности – работа с художественным текстом.
Тип урока: урок изучения нового материала, обучающий читательской деятельности.
Форма организации учебной деятельности:индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Возрастная категория: 2 класс
Оборудование: учебник - хрестоматия "Литературное чтение" ч.2, под ред.
Л.А. Ефросинина; портрет сказочника Х.-К. Андерсена;
карточки - подсказки; рисунок ели; иллюстрации к сказке
«Ель»; иллюстрации к сказкам Г.Х.Андерсена; плакат для
творческой работы «Берегите хвойные деревья! Елочка
дружбы.»; презентация к уроку.
Ход урока
I.Мотивационно- организационный этап (1 мин.)
У. - Начинаем урок литературного слушания. Думаю, что он поставит перед нами серьёзные вопросы, заставит задуматься и просто принесёт радость от общения друг с другом.
Я хочу, чтобы наш урок был интересным и полезным. Каким он получится зависит от вас .
- Какими вы будите сегодня на уроке?
Ответы детей с опорой на памятки( Я буду внимателен...
Я всё замечу и запомню... Я возьму с собой хорошее настроение... Я помогу товарищу... Я готов!)
Подарите каждому
По кусочку Солнышка,
Пусть добром наполнятся
Души их до донышка.
II. Речевая разминка (5 мин). Приложение 1.
1. Жужжащее чтение. Работа в парах.
В-1 читает медленно. В-2 читает с нарастающим темпом.
Чтение вслух с содлюдением знаков препинания.
Не бойся сказки, бойся лжи.
А сказка? Сказка не обманет
Тихонько сказку расскажи
И в мире добрых больше станет!
III. Активизация имеющихся у детей знаний.
1. Мотивация учебной деятельности. (6 мин.)СЛАЙД
- Ребята, вы любите слушать и читать сказки? Почему?
- Чем отличается сказка от других произведений?
(главное в сказке - вымысел, фантазия)
Звучит музыка Э.Грига “Пер Гюнт” “Последняя весна”.
- Давным - давно жил на свете один удивительный сказочник. Свои сказки он не придумывал, не записывал чернилами на бумажных полях. Нет…эти очень красивые сказки росли у него в саду. И каждое утро чуть вставало солнце и вода в колодце становилась лёгкой и розовой, старик брал лейку и поливал розовой водой Восхода свои пока еще маленькие сказочки. А потом весь день, не разгибая спины, он вырывал злые колючки. И нельзя было иначе. Ведь если хоть одна колючка тронет красивую сказку, она вырастет колючей и злой. Ну, а кому нужна красивая, но злая сказка? Вот потому так и старался сказочный садовник от самого восхода до самого заката солнца. А сказки росли, росли…пускали листочки, цвели нежными цветами. И однажды, созрев, они начали шептать: “Пора, пора, мой добрый сказочник”! И тут сказочник открывал ворота своего сада и звал всех детей города собирать сказочный урожай. (О. Дриз) - Почему так старался сказочник, работая в своём саду? - Кого из удивительных сказочников вам напомнил садовник? Почему?
Готовясь к уроку вы работали в группах. Каждая группа подготовила отрывки из сказок.
- А сейчас проверим, как вы знаете сказки всеми любимого сказочника. А кто он вы скажите потом.
2. Викторина по сказкам Х.-К. Андерсена. Приложение 2
- Слово представителям групп.
1) "...- Ах, очень дурно! - сказала принцесса.- Я почти глаз не сомкнула! Бог знает, что у меня была за постель! Я лежала на чём-то таком твёрдом, что у меня всё тело теперь в синяках! Просто ужасно!" ( "Принцесса на горошине")
(показ иллюстрации к сказке)
2) " В стручке сидело пять горошинок; они были зелены, и стручок зелёный, - вот они и решили, что весь мир тоже зелёный, и решили правильно."
( "Пятеро из одного стручка")
(показ иллюстрации к сказке)
3) " Кай и Герда взялись за руки и вышли из дворца. Они говорили о бабушке и розах, что росли дома под самой крышей. И повсюду, где они шли, стихали буйные ветры, а солнышко выглядывало из-за туч. У куста с красными ягодами их поджидал северный олень..."("Снежная королева")
(показ иллюстрации к сказке)
4) "А толстый слепой крот приходил каждый вечер в гости и болтал о том, что скоро лету будет конец, солнцё перестанет палить землю, и она снова станет мягкой и рыхлой. Вот тогда они сыграют свадьбу...” ( "Дюймовочка")
(показ иллюстрации к сказке)
5) "Появился на птичьем дворе маленький птенец — утенок, и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою стаю." ("Гадкий утенок”)
(показ иллюстрации к сказке)
- Кто же автор этих сказок? (ответ: Х.-К. Андерсен) Показ портрета
У.: Ханс Кристиан Андерсен – великий датский сказочник. Он подарил детям много интересных сказок, которые читаются взрослыми и детьми во всем мире.
IV. Постановка темы и задач урока. (1-2 мин.)
-Сегодня на уроке литературного слушания вас ждёт встреча с новой сказкой Х.-К. Андерсена.
Наш класс, вдруг, снова посетила сказка
Как она зовется – вот подсказка.
Отгадав загадку, вы узнаете, с какой сказкой мы сегодня познакомимся.
Что же это за девица:
не швея, не мастерица,
ничего сама не шьет,
а в иголках круглый год? (ель)
- Прочитайте тему урока на доске: " Х.- К. Андерсен «Ель»
- Давайте определим цели урока, используя опорные слова:
1. Мы познакомимся с ...
2. Мы узнаем...
3. Мы вспомним...
4. Мы сможем поразмышлять...
V. Подготовка к первичному восприятию. (5 мин)
1) Приём “Прогнозирование”. Приложение 3
- А что вы уже знаете о ели? (Дети рассказывают о ели.)
- А сейчас ребята нам помогут узнать о ели побольше.
На доске иллюстрация ели. (Представители рабочих групп выходят к доске и рассказывают о дереве )
1-я группа: дает характеристику ели как дереву, используя иллюстрацию “Ель” Вечнозеле
ное хвойное дерево высотой до 25-30 м. Относится к семейству сосновых. Крона дерева пирамидальная, ветвление мутовчатое. Ствол покрыт серой или красновато-бурой чешуйчатой корой. Хвоя блестящая, остроконечная, темно-зеленая, четырехгранная.
Вывод: ель – хвойное, вечнозелёное дерево.
2-я группа: рассказывает “Что делают из ели?” Применение древесины ели
Ель — дерево исключительное по своим свойствам. Одним из таких свойств является музыкальность. Из ели с древнейших времен делают музыкальные инструменты.
Древесина ели употребляется как строительный материал (доски, брусья).
Ель используется для производства бумаги и картона.
Вывод: ель – широко используется человеком.
3-я группа: подбирала литературные произведения о ели. Чтение стихотворения Н.Филимоновой “Ёлка”.
Елка. Наталья Филимонова. Елка летом просто елка: Тронешь ветку — пальцам колко, Паутиной ствол обвит, Мухомор внизу стоит. Вот когда зима придет, Елка будто оживет: На морозе распушится, Под ветрами распрямится, Вовсе не колючая, Как цветок пахучая. Пахнет не росой, не медом, Елка пахнет Новым годом!
Вывод: Ёлка – символ Нового года.
Детиобобщают полученную информацию, опираясь на составленный рассказ.
- Как думаете, что мог рассказать нам автор в произведении с таким названием?
- Дети высказывают свои предположения.
- Кто же окажется прав? Давайте проверим наши предсказания.
2) Знакомство с произведением. (16 мин)
1-я группа провела словарную работу ( 2чел. у доски)
1. Словарная работа. (запись слов на плакате)
Рождество— церковный праздник.
Талеры — монеты, деньги.
Сусальное золото — позолоченные листочки бумаги для украшения ёлочных игрушек.
Горничная — прислуга, убирающая комнаты.
Сочельник — день перед Рождеством,
Физминутка (1 мин.)
Проводят дети под песню "Маленькие ёлочки я от вырубки спасу"
2. Читает учитель 1 часть. Дети читают 2-3 часть цепочкой.
3. Приём “Дерево предсказаний”
На доске иллюстрация ели с прикрепленными к ней вопросами:
„Как будут развиваться события дальше?”
„Чем все закончится?”
3. Чтение сказки.
1 ряд читает 4 главу.
2 ряд читает 5 главу.
3 ряд читает 6 главу.
- Что произошло с ёлочкой? Высказывания детей.
VI. Беседа по первичному восприятию произведения и анализ прочитанного текста. (3 мин.)
- Какое настроение сложилось у вас после знакомства со сказкой Г.Х.Андерсена “Ель”? Объясните почему?
- О чём мечтала ель?
- Была ли счастлива ель?
- Что её советовали солнечные лучи? Прочтите?
- О чём пожалела елочка?
- Какой совет вы дали бы ёлочке, когда она ещё жила в лесу?
У.: Верно. Нужно ценить то, что у тебя есть сейчас.
Прочитаем концовку сказки. Какая интонация должна быть при чтении?
- Как бы вы хотели, чтобы сказка закончилась?
- Что нужно делать, чтобы бы ели в лесу жили и не умирали?
VIIРабота в группах.
Приложение 4-5
1.Группа -Составляет модель обложки ( аппликация ).
2.Группа -Составляет картинный план содержания сказки.
3.Группа - Даёт характеристику ели с помощью карточки - подсказки.
-Какую положительную черту вы отметили у ёлочки?
VIII. Подведение итога. (1 мин.). Приложение 6
- С какой сказкой Г.Х. Андерсена вы познакомились?
- Назовите главного героя сказки?
- Подтвердились ли ваши предположения, которые вы высказали в начале урока?
- О чём заставила вас задуматься сказка Г.-Х. Андерсена?
- Как вы думаете . это сказка только о ели?
IX. Рефлексия. ( 1 мин.)
Украсим нашу ёлочку игрушками. У вас на столах ёлочные игрушки . На игрушках напишите, чему вас научила сказка Х-К Андерсена Ёль"?
Дети украшают ёлку.
X. Анализ выставки книг и рисунков. Экскурсия " Х-К Андерсен". (1 мин)
XI. Домашнее задание. (1 мин.)
- Придумать другую концовку к сказке “ Ель”.
-Спасибо вам за урок!
Приложение 1
Речевая разминка:
ВЕСЁЛЫЙ СТАРИЧОК
Жил на свете старичок
Маленького роста,
И смеялся старичок
Чрезвычайно просто:
«Ха,ха-ха
Да хе-хе-хе, Хи-хи-хи
Да бух-бух-бух!
Бу-бу-бу
Да бе-бе-бе,
Динь-динь-динь
Да трюх-трюх!»
Приложение 2
1.Характеристика ели как дерева
Вечнозеленое хвойное дерево высотой до 25-30 м. Относится к семейству сосновых. Крона дерева пирамидальная, ветвление мутовчатое. Ствол покрыт серой или красновато-бурой чешуйчатой корой. Хвоя блестящая, остроконечная, темно-зеленая, четырехгранная.
2. Применение древесины ели
Ель — дерево исключительное по своим свойствам. Одним из таких свойств является музыкальность. Из ели с древнейших времен делают музыкальные инструменты.
Древесина ели употребляется как строительный материал (доски, брусья).
Ель используется для производства бумаги и картона.
3. Елка. Наталья Филимонова.
Елка летом просто елка: Тронешь ветку — пальцам колко, Паутиной ствол обвит, Мухомор внизу стоит. Вот когда зима придет, Елка будто оживет: На морозе распушится, Под ветрами распрямится, Вовсе не колючая, Как цветок пахучая. Пахнет не росой, не медом, Елка пахнет Новым годом!